Классовый и послеклассовый конфликты. Социальный антагонизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классовый и послеклассовый конфликты. Социальный антагонизм.



Одним из типов социального конфликта являет­ся классовый конфликт. Насколько актуальна про­блема классового конфликта в современную эпоху? Ответ на этот вопрос требует конкретного подхода в анализе социальных структур различных систем и стран. За очевидную истину можно признать лишь тезис, отвергающий жесткую дихотомическую модель классового конфликта как единственного, судьбоносного для любого общества, неизбежно приобретающего взрывной характер. Современная конфликтология не отрицает классовый конфликт как таковой. Однако, во-первых, понятие класса трактуется неоднозначно, чаще всего не связывает­ся с объективными различиями социальных групп, детерминированными их местом и ролью в системе экономических отношений. Во-вторых, классовый конфликт не отождествляется с классовой борьбой, завершающейся социальной революцией. Совре­менный классовый конфликт, если он и признается, то в любом понимании рассматривается западными авторами как институционализирован-ный и регулируемый конфликт между предприни­мателями и рабочими, в котором ни одна из сторон не стремится полностью устранить противоречия ин­тересов путем революционных изменений.9 В-треть-иx, в демократических странах классовая борьба институционализирована в форме выборов в орга-ны власти (Липсет С.). В-четвертых, классовый кон­фликт признается одним из многих конфликтов в обществе.

Понятие класса в настоящее время используется многими социологами, политологами и конфликте-


Основы конфликтологии ____

логами. Выше говорилось о позиции Бурдье П., от­рицающего реальность классов как крупных соци­альных групп. Американский социолог и политолог Липсет С. подчеркивает значимость для функцио­нирования демократии взаимоотношений между политическими партиями и «такими типами раско­ла, как классовые, профессиональные, региональ-ные, этнические и религиозные различия...».10 Он пишет о «классовой структуре», «классовых парти­ях», понимая под этим «раскол», различия между общественными группами по социальному положе­нию, уровню дохода и степени власти, т.е. стратам. Им используется понятие «рабочий класс», который является опорой для коммунистических и левосоци-алистических партий. В то же время Липсет G. от-мечает сложность (многомерность) стратификаци­онной системы современного общества. Он призна­ет, что более либеральные или левые партии пользуются непропорционально большой поддерж­кой со стороны малоимущих, рабочих, крестьян-бед­няков, людей недостаточно образованных и других групп с низким общественным статусом. Однако эта связь допускает многочисленные исключения; име­ют место отклонения от установленного соотноше­ния между поддержкой той или иной партии и лю­бым данным показателем классового положения.11 Выводы Липсета С. подтверждаются опытом евро­пейских стран. Здесь, как известно, остаются «ле­вые» и «правые» социально-политические силы, со­храняются коммунистическое и социалистическое движения, выражающие и защищающие интерес», в том числе классовых, различных социальных групп. Последние выборы президента Франции, в частности, показали, сколь острым сохраняется кон­фликт между левыми и правыми политическими


153 _______ Лекция 4

силами, хотя, конечно, он далеко не такой, каким был в периоды французских революций.

В материалах XIII Международного социологи­ческого конгресса многократно встречаются поня­тия «социальные», «классовые» различия, а также «рабочий класс» и тем более — «средний класс». Так что, преждевременно утверждать, как это делает Дарендорф, что современный социальный конфликт — это «послеклассовый конфликт» и что в некото­рых странах, по мнению немецкого политолога, хотя и жив «язык классового конфликта», но даже в них якобы классовое деление общества в традиционном смысле слова не является основой конфликта.12 Тем не менее мысль Дарендорфа о качественном изме­нении современного социального конфликта в прин­ципе верна.

Немецкий конфликтолог сам не предает забве­нию понятие «класс», а вкладывает в него иное со­держание. Это — «большинство», «класс большин­ства», но необязательно людей наемного труда, а тех, кто обрел относительно «удобное» существова­ние, в отличие от оставшегося за его пределами меньшинства. «Класс большинства защищает свои интересы так же, как раньше это делали другие правящие классы».13 В современном обществе, пи­шет Дарендорф, «в определенном смысле случилось прямо противоположное» тому, о чем писал Маркс.. «подавляющее большинство людей обрело относи­тельно удобное существование... проводит грани­цы, оставляя кого-то за их пределами». «Как и пре­жние господствующие классы, они находят доста­точно причин необходимости таких границ и готовы «впустить» только тех, кто приемлет их ценности».14 Причем, «класс большинства» проводит границы не только горизонтальные, но вертикальные. Немец-


Основы конфликтологии 154

кий конфликтолог отмечает также, что происходит индивидуализация конфликта. Индивидуальная мобильность занимает место классовой борьбы.

Еще одна особенность современного социально го конфликта, по мнению Дарендорфа, заключает­ся в том, что из всех его видов суть процессов, про­исходящих в современном обществе, проясняет-конфликт между богатством и гражданскими пра­вами, или иначе — «между ресурсом и притязания­ми». Современная, форма воплощения конфликта -«аномия», что означает временную утрату соци­альными нормами своей действенности в результа­те экономического или политического кризиса. Это

— «конфликт культуры» (Мертон), когда люди в силу своего общественного положения не способны под­чиняться ценностно-нормативной системе общества.

Наконец, в 80-е годы, подчеркивает Дарендорф, получил почти повсеместно распространение конф­ликт на расовой основе. Подобное явление — шаг назад в истории развития гражданского общества.

О овоеобразии современного социального конф­ликта, характерном, по крайней мере, для разви-тых еврспейских стран, пишут и другие авторы. В

-частности, французский социолог Турен А. отмеча­ет, что формирование постиндустриального обще­ства стимулирует восприятие и изучение новых ак­торов и их конфликтов. Ни один из современных видов борьбы не может быть квалифицирован как



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.35.62 (0.005 с.)