Тема 2.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах



Духовная жизнь страны. Тенденции духовного возрождения. "Оттепель" особенно заметна в литературе и искусстве. Первая критика и первый анализ того "социального человека", которого сформировала командно-административная система. Рост затрат на науку, открытие многих научно-исследовательских учреждений. Развитие общественной мысли, науки и техники - М.В.Келдыш, С.П.Королев, А.Д.Сахаров, Н.Н.Семенов и др. Начало освоения космоса.

Оживление культурной жизни. Появление большого количества новых журналов, как специальных, научных, так и литературно-художественных. Расширение международных культурных связей (возобновление кинофестивалей, концертов исполнителей).

Реформа высшей и средней школы. Приоритет вечернего и заочного получения образования. Новые правила приема в ВУЗЫ. Введение обязательного восьмилетнего обучения на "политехнической основе". Увеличение срока обучения до 11 лет.

Судьбы творческой интеллигенции, ее конфликт с властью. Критика властных структур "упаднических тенденций, недооценки роли партии" и т.д.

Зарождение на рубеже 50-бО-х гг., невзирая на ожесточенные преследования, движения диссидентов (инакомыслящих). Появление "Самиздата". Начало борьбы за права человека в СССР (в рамках диссидентского движения).

Духовная жизнь в период застоя: влияние догм и сопротивление догмам. Застойные явления в экономике сопровождались устойчивой тенденцией к застою в политической жизни, культуре, социальном развитии СССР. Неосталинизм. Дальнейшая идеологизация общественной жизни, обоснование консервативного внутриполитического курса. Идеология застоя - концепция "развитого социализма", в основе которой лежала идея полной, хотя и относительной однородности советского общества; отсутствие внутри него каких-либо реальных противоречий, а, соответственно, предполагалось и бесконфликтное ее развитие. Идейный догматизм. Недоверие к интеллигенции. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры, наукой. Политика "запретительства". Значительное усиление цензурного гнета. Гонения ученых-экономистов, удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Обструкция со стороны властей представителей "нового" направления в исторической науке, по-своему видевших исторический путь России и мира, прекращение реабилитации жертв сталинских репрессий.

Расхождение между провозглашенными общественно-политическими принципами и реальной жизнью. Нарастание социальной апатии. Реальное противостояние двух культур в обществе: с одной стороны - культуры официально-догматической, с другой стороны - культуры гуманистической, которая принимала участие в формировании сознания многих людей.

Противостояние застою. Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти. Общественный протест в среде интеллигенции. Противостояние официальной идеологии. Представители "деревенской прозы". "Магнитофонная революция". Судьбы научной и творческой интеллигенции. Вынужденный отъезд и насильственное выдворение из СССР деятелей литературы и искусства. Возникновение и развитие наиболее радикальных форм массового общественного протеста - диссидентского (от лат. dissidentis- несогласный) и правозащитного движения. Арест группы писателей и суд над ними. Создание первой в СССР открытой общественной ассоциации - Комитета прав человека в СССР. Признанный духовный лидер правозащитного движения - А.Д.Сахаров. Создание группы содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. Арест и ссылка почти всех лидеров и активных участников правозащитного движения, национальных и религиозных организаций. Инакомыслие в армии. Раскрытие и разгром созданного офицерами Балтийского флота подпольного "Союза борьбы за демократические права". Расстрел В.Саблина - капитана З-го ранга, замполита большого противолодочного корабля "Сторожевой" (также с Балтийского флота), выступившего против режима.

Роль политической оппозиции, ростков "антисистемы" в размораживании сознания многих людей. Развитие тоталитарной системы вело к углублению противоречий между властью и обществом.

Характер перемен в духовной жизни. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.
"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения обещанного новыми властями "народного капитализма". По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях настроения стали вновь меняться: постепенно возвращался интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям.
Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).
Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.
Влияние религии и церкви на общественное сознание. Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.
Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны. Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества.
По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман - в Мекку.
Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. На Украине митрополит Русской Православной Церкви Филарет объявил о создании Украинской православной церкви и провозгласил себя ее патриархом; произошел церковный раскол среди верующих. Приходы Русской Православной Церкви были лишены принадлежавшей ей собственности не только на Украине, но и в республиках Прибалтики.
Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.126.38 (0.019 с.)