Цели и основные этапы консалтинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и основные этапы консалтинга



 

Термин "консалтинг" в России является каким-то неярковыраженным и неконкретным. Практически каждая фирма, работающая на рынке информационных технологий, заявляет о предоставлении ею неких консалтинговых услуг. Что же следует понимать под консалтингом на самом деле? Какие требования предъявляются к консалтинговым структурам? Постараемся ответить на эти вопросы. Консалтинг - это деятельность специалиста-консультанта или фирмы-консультанта, занимающихся стратегическим планированием проекта, анализом требований к информационной системе и созданием системного проекта. Но все это происходит до этапа программирования, настройки имеющихся приложений. Консалтинг предваряет и регламентирует эти этапы. Фактически консультантом выполняется два вида работ. Прежде всего, это элементарное наведение порядка в организации: бизнес-анализ и реструктуризация процессов управления в организации (реинжиниринг бизнес-процессов). Это направление получило название "бизнес-консалтинг". В конечном итоге речь идет, разумеется, об автоматизации организации, однако, если мы будем автоматизировать существующий хаос, то в итоге получим не что иное, как "автоматизированный хаос". Любая организация - это довольно сложный организм, функциониро-вание которого понять одному человеку достаточно трудно.

Другой вид работ - собственно системный анализ и проектирование. Выявление и согласование требований заказчика приводит к пониманию того, что действительно необходимо сделать. За этим следует проектирование или выбор готовой системы так, чтобы она в итоге как можно в большей степени удовлетворяла требованиям заказчика. Кроме того, важный элемент консалтинга - формирование и обучение рабочих групп. Здесь речь идет не только о традиционной учебе, - любые проекты, модели должны в итоге кем-то сопровождаться. Поэтому сотрудники предприятия с самого начала участвуют в проекте, им частично передаются внутрифирменные технологии. И по окончании работ они способны анализировать и улучшать бизнес-процессы в рамках собственной отдельно взятой организации. Консалтинговые структуры характеризуются следующими четырьмя позициями:

· знания и информация - главный и единственный их продукт;

· опыт персонала, приобретаемый при работе над конкретными проектами;

· независимость;

· объективность.

Основными целями разработки консалтинговых проектов являются:

- представление деятельности предприятия и принятых в нем технологий в виде иерархии диаграмм;

- формирование, на основании анализа, предложений по реорганизации организационно-управленческой структуры;

- упорядочение информационных потоков (в том числе документооборота) внутри предприятия;

- выработка рекомендаций по построению рациональных технологий работы подразделений предприятия и по его взаимодействию с внешним миром;

- анализ требований и проектирование спецификаций корпоративных информационных систем.

О рекомендациях и предложениях по применимости и внедрению существующих систем управления предприятиями мы поговорим позже. Структура подхода к разработке консалтин-говых проектов состоит из шести основных этапов:

Этап 1 (анализ первичных требований и планирование работ) предваряет начало работ над проектом. Его основными задачами являются: предварительное изучение задачи, анализ первич-ных бизнес - требований, предварительная экономическая оценка проекта, построение план-графика выполнения работ, создание и обучение совместной рабочей группы. Важнейшими на данном этапе являются и организационные мероприятия: должны быть изданы соответствующие приказы по проведению работ, назначены ответственные по направлениям - без подобной поддержки со стороны руководства предприятия бессмысленно вообще затевать консалтинговый проект. Первым шагом собственно разработки является предварительное изучение задачи. Предварительное изучение должно ответить на ряд вопросов:

- каковы недостатки существующей ситуации?

- какие улучшения возможны?

- на кого окажет влияние новая система?

В рамках этапа 2 выявляется функциональная деятельность каждого из подразделений предприятия и функциональные взаимодействия между ними.

На этапе 3 осуществляется обработка результатов обследования и построение моделей дея-тельности предприятия. На этом этапе строят модели деятельности предприятия двух видов: модели "как есть" и модели "как должно быть", интегрирующей перспективные предложения руководства.

Главным результатом детального изучения предприятия является этап 4 - построение системного проекта (модели требований). Этот этап является первой фазой разработки собственно системы автоматизации (именно, фазой анализа требований к системе), на которой требования заказчика уточняются, формализуются и документируются. Системный проект строится на основе модели "как должно быть" и результатов обследования предприятия в части выявления требований к будущей системе. По завершении данного этапа (после согласования системного проекта с заказчиком) изменяется роль консультанта. Отныне он как бы становится на сторону заказчика, и одной из его основных функций на всех последующих этапах работ будет контроль на соответствие требованиям, зафиксированным в системном проекте.

Этап 5 - после выбора системного проекта на основе выявленных и согласованных требований осуществляется разработка предложений по автоматизации.

На этапе 6 на основании принятых решений по автоматизации осуществляется преобразо-вание системного проекта в технический проект (модель реализации).

Перечисленные работы должны выполняться консультантами совместно с проектировщиками системы - именно здесь и находится граница, разделяющая консалтинг и разработку. Тем не менее желательно, чтобы на этапе реализации системы консультант также действовал в интересах заказчика - контролировал соответствие создаваемой программной системы системному и техническому проектам, а также участвовал в работах по ее расширению, модификации и внедрении, т.к. планирование расширений должно осуществляться на основе модели требований.

Проведение обследования

 

Обследование предприятия является важнейшим и определяющим этапом выполнения консалтинговых проектов, на его основе осуществляется вся последующая деятельность. По окончании обследования строится и согласуется с заказчиком предварительный вариант функциональной модели предприятия. Она включает идентификацию внешних объектов и информационных взаимодействий с ними, а также детализацию до уровня основных видов деятельности предприятия и информационных связей между этими видами деятельности.
В дальнейшем на основании согласованных моделей верхнего уровня и осуществляется построение детальных моделей.

Необходимо отметить, что каждый из участвующих в проекте системных аналитиков должен обследовать не более 2-3 видов деятельности предприятия. Современное предприятие является сложной системой, состоящей из крупных взаимоувязанных подсистем (видов деятельности), а возможности человека в одновременном охвате большого количества таких подсистем ограничены, поэтому здесь в полной мере должен использоваться принцип "разделяй и властвуй". И в этой связи вызывают недоумение заявления некоторых компаний о готовности провести обследование предприятия (обычно имеющего 15-25 видов деятельности) за 1-2 дня силами в
2-3 человека. При проведении обследования целесообразно применять следующие методы:

- анкетирование;

- сбор документов;

- интервьюирование.

Анкетирование является начальным этапом обследования и предваряет выезд группы системных аналитиков на предприятие. Анкеты позволяют составить грубое представление о деятельности предприятия, что позволит спланировать первоначальное распределение работ группы аналитиков. Анкеты должны рассылаться руководителям структурных подразделений и содержать графы для идентификации фамилии и должности анкетируемого, отдельно излагается просьба приложить шаблоны документов, с которыми работают сотрудники соответствующего подразделения. Список вопросов должен быть ограничен (не более 15-20) с тем, чтобы вся анкета не занимала более двух листов. Сбор документов должен осуществляться на всех этапах проведения обследования. Они в дальнейшем сослужат неоценимую службу при разработке информационной модели предприятия (выявлении сущностей информационной модели и наполнении их атрибутикой). В дальнейшем целесообразно подготовить альбом форм с разбивкой их по видам деятельности предприятия. Такой альбом будет хорошим вспомогательным результатом консалтинга для предприятия. Интервьюирование является важнейшим и необходимым методом обследования; только с его помощью возможно разобраться во всех тонкостях технологий, применяемых на предприятии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.183.118 (0.022 с.)