Важное замечание по поводу восполнения пропущенного поста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важное замечание по поводу восполнения пропущенного поста.



■ Неспособность соблюдать и восполнять пост только из-за слабости и немощи не значит, что не нужно восполнять пост. Таким образом, девочка, достигшая возраста вменения религиозных обязанностей (таклиф), но из-за физической слабости неспособная соблюдать пост, если до следующего месяца рамадан не сможет восполнить его, должна восполнить пропущенные посты, когда она будет способна это сделать. Также, если человек несколько лет не соблюдал пост и теперь покаялся и вернулся к Богу и намерен возместить упущенное, должен восполнить все свои пропущенные посты, и если он будет неспособен это сделать, то обязанность восполнения с него не снимается.

Положения относительно восполнения пропущенных постов родителей.

1. Если отец, а также, согласно обязательной предосторожности, мать пропустили свои посты по уважительной причине (кроме поездки) и, имея возможность восполнить, не восполнили их, то их старшему сыну обязательно после их смерти самому или же, наняв другого человека, восполнить пропущенные родителями посты. Однако если они пропустили свои посты из-за поездок, то необходимо восполнить их посты даже в случае, если у них не было возможности восполнить их самим.

2. Преднамеренно пропущенные родителями посты согласно (обязательной) предосторожности должны быть восполнены старшим сыном лично или наняв другого человека для этого.

3. При восполнении пропущенных молитв и постов родителей нет никаких приоритетов между молитвой и постом. Можно отдать предпочтение любому из них.

Положения относительно поста путника.

1. Тот, кто отправляется в путь в месяц рамадан, если совершает свои молитвы в сокращенной форме, то не должен соблюдать пост. Если же в пути он совершает свои молитвы полностью, как путник, который хочет остаться в какой-то местности не менее десяти дней, или путник, чья профессия заключается в поездке, то он должен поститься.

2. Если постящийся отправится в путь после полудня, он должен соблюдать пост до конца дня, но если он отправится в путь до полудня, то его пост будет недействителен, но он не может нарушить его до того, как доедет до границы городской черты. Если он нарушит пост до этого, тогда, согласно предосторожности, ему необходимо совершить искупление (искупление за преднамеренное нарушение поста месяца рамадан).

3. Если путник до полудня доедет до родины или до места, где намеревается остаться не менее десяти дней и если не совершил действие, аннулирующее пост, он должен соблюдать пост, если же совершил такое действие, то потом ему необходимо восполнить пост этого дня. Но если он доедет после полудня, то может не поститься.

4. Отправляться в путь в месяц рамадан даже с целью избежать поста непредосудительно, конечно, лучше не отправляться в путь, разве что поездка будет для совершения благого поступка или важного дела.

Важное замечание по поводу поста путника

■ Путник, решивший совершить обряд «И‘тикаф» (специальный религиозный обряд уединения в мечети)[27] в Запретной мечети (масджид аль-харам), если у него будет намерение о десятидневном пребывании в Досточтимой Мекке, или он даст обет поститься в пути, ему обязательно после двух дней соблюдения поста завершить свой обряд «И‘тикаф» соблюдением поста на третий его день. Но если он не намерен остаться десять дней и не дал обет о соблюдении поста в пути, то его пост в пути недействителен, и обряд «И‛тикаф» тоже недействительный.


 

Урок 64

﴿يَسْألونَكَ عَنِ الأَهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ... ﴾

«Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи:

«Они определяют промежутки времени для людей …»

Коран – 2:189.

Пост

Методы для определения наступления новолуния - Разные положения о посте

 

16. Методы для определения наступления новолуния

1. Наблюдение новолуния самим религиозно обязанным.

Методы для определения наступления новолуния:
2. Свидетельство двух праведных людей.

3. Общая известность, дающая знание об этом.

4. Завершение тридцати дней с начала месяца.

5. Указ местного религиозного законоведа.

 

1. Критерием начала месяца является появление новой луны, которая исчезает после заката солнца и увидеть которую можно до заката. Таким образом, новолуния, которое исчезнет до заката солнца или во время заката, не достаточно.

Внимание!

Наблюдение новолуния с помощью специальных приборов в равной степени заслуживает доверия, что и наблюдение невооруженным глазом. Критерием служит видение. Таким образом, наблюдение невооруженным глазом, через очки, через телескоп имеет одинаковую достоверность. Однако, наблюдения изображений новолуния в компьютере, когда неизвестно, означает ли это видение новолуния или нет, является сомнительным.

Наблюдение новолуния само по себе не является обязанностью с точки зрения исламского закона.

Один лишь малый размер луны и нахождение ее низко над землей, или ее большой размер и нахождение высоко, или тонкость и ширина и т.п. не является доказательством с точки зрения исламского закона для того, чтобы выяснить первая эта ночь или вторая. Однако если религиозно обязанный таким путем получит знание о чем-то, он должен поступить в соответствии со своим знанием.

Начало месяца неправильно выяснять с помощью календарей и путем научных расчетов астрономов, разве что их слова смогут внушить уверенность.

2. Если в одном городе выяснится, что месяц начался, то для жителей близлежащих городов этого будет достаточно, чтобы они считали, что месяц начался в их городах. Такое же положение имеет силу применительно к городам, расположенным далеко друг от друга, но имеющих одинаковый горизонт. Также, если в городах, расположенных на востоке, появится луна, то для жителей городов, расположенных относительно них на западе, этого достаточно, чтобы считать, что месяц в их городах начался (например, если начало месяца выяснится в Казани, то для жителей Москвы этого будет достаточно, чтобы считать, что месяц начался, но если наоборот, то недостаточно (т.е. если на западе выяснится начало месяца, то для жителей востока этого не будет достаточно).

Внимание!

Под «одинаковостью горизонтов» подразумеваются города, расположенные на одном меридиане. Таким образом, если два города будут располагаться на одном меридиане, то это означает, что они имеют одинаковый горизонт. В целом, если разница между горизонтами двух городов будет такой, что, в одном городе люди уже увидят новолуние, а в другом еще нет, то факта наблюдения луны в городах, расположенных на западе, недостаточно для жителей городов, расположенных на востоке, в которых солнце заходит раньше, в противном же случае – достаточно. Таким образом, к примеру, наблюдение новолуния в Иране, который расположен на западе от Японии, не означает наступление новолуния для жителей Японии.

3. Пока местный религиозный авторитет не даст указ о наступлении новолуния, одной лишь его субъективной убежденности в наступлении новолуния не достаточно для следования ему в этом, разве что человек получит уверенность в его наступлении.

Внимание!

Если человек, увидев новолуние, будет знать, что наблюдение новолуния для местного религиозного законоведа по какой-либо причине невозможно, то уведомлять религиозного законоведа о наступлении новолуния необязательно, разве что, в случае, если неуведомление об этом факте будет иметь вред.

Если лидер мусульман даст указ о том, что завтра будет праздник, и этот указ будет касаться всей страны, то и с точки зрения исламского закона он распространяется на все ее города.

Необязательно, чтобы объявляющее о наступлении новолуния государство было исламским. Критерием в данном вопросе является уверенность в том, что новолуние в определенном месте наступило.

Если новолуния не будет видно в определенном городе, но по телевидению и по радио объявили о его наступлении, то если это даст уверенность в наступлении новолуния или это будет объявлено от имени лидера мусульман, то этого достаточно и нет необходимости в дальнейшем выяснении.

4. Если начало месяца не будет точно установлено путем наблюдения новолуния даже в соседних городах, имеющих одинаковый горизонт, или путем свидетельства двух праведных людей, или путем указа местного религиозного авторитета, то необходимо проявить предосторожность до того, пока не выяснится новолуние.

5. Если не выяснится, что месяц рамадан уже наступил, соблюдение поста не обязательно, но если потом выяснится, что тот день, в который он не постился, был первым днем месяца рамадан, он должен восполнить пост этого дня.

6. Необходимо соблюдать пост в день, относительно которого человек сомневается, является ли этот день последним днем месяца рамадан или первым днем месяца шавваль, но если в середине дня выяснится, что это первый день месяца шавваль, он должен нарушить пост, даже если это будет незадолго до заката солнца.

Разные положения о посте.

1. Непредосудительно транслировать при помощи репродуктора мечети специальных программ до наступления времени утренней молитвы в месяц рамадан в местах, где большинство людей в ночи благословенного месяца рамадан не спят и заняты чтением Священного Корана, молитвами и т.п. Однако, если это будет доставлять неудобства живущим по соседству с мечетью, то это не дозволяется.

2. Чтение специальных молитв месяца рамадан, каждая из которых предназначена для определенного дня, с надеждой на то, что они действительно рекомендуются и поощряются религией, непредосудительно.

3. Соблюдающему желательный пост необязательно продолжать пост до конца дня, и он может нарушить его в любой момент. Если брат по вере пригласит человека пообедать, то ему желательно принять приглашение и нарушить пост в середине дня. Принятие пищи по приглашению брата по вере, даже если из-за этого нарушится пост, не лишит его вознаграждения за пост.

4. Если постящийся после заката солнца в определенном месте примет пищу и тем самым завершит свой пост, а затем поедет туда, где еще солнце не закатилось, его пост будет верным и принятие пищи в этом месте до заката солнца, в случае, если он после заката в определенном месте уже завершил пост, не будет предосудительным.

5. Если некий человек с первого числа месяца рамадан по двадцать седьмое число того же месяца соблюдал пост на своей родине, а на утро двадцать восьмого числа он поехал в другую страну, горизонт которой такой же и, приехав туда двадцать девятого числа, увидел, что там уже объявили праздник Разговения (‘ид аль-Фитр), то если объявление о празднике на двадцать девятый день в том месте было правильным с точки зрения исламского закона, то восполнять пост того дня необязательно, однако, это говорит о том, что один день поста был пропущен в начале месяца рамадан. Поэтому, ему необходимо восполнить пост того дня, в пропуске которого он уверен.


 

Часть V

Хумс


Урок 65

﴿ وَاعْلَمُوا اَنَّمَا غَنِمْتُم مِن شَيْءٍ فَاَنَّ لِلّهِ خُمُسَهُ وَلِلرَّسُولِ وَلِذِى الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَابْنِ السَّبِيلِ إِن كُنتُمْ ءَامَنتُم بِاللّهِ...﴾

«И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху – пятая часть, и посланнику, и родственникам посланника, и сиротам, и бедным, и путнику, если вы уверовали в Аллаха …»

Коран – 8:41.

Хумс

Значение хумс а – Обязательность хумс а – Семь случаев, когда хумс обязателен – Некоторые отрицательные последствия отказа от выплаты хумс а

 

1. Значение хумс а.

Лексическое значение слова «хумс» – одна пятая, а терминологически этим словом обозначается одна из финансовых обязанностей в Исламе, которая заключается в выплате одной пятой части имущества согласно определенным правилам каждым, кто будет отвечать определенным условиям.

Внимание!

● Выплата налогов, которые устанавливает законодательство, считается частью расходов за год. И налоги не считаются хумс ом (двумя долями (доля имама и потомков пророка)), и всем обязательно помимо этих налогов также отчислять хумс со своего годового излишка.

2. Обязательность хумс а.

Обязательность хумс а является одной из обязательных составляющих (даруриййат) Ислама и ее непринятие, если приводит к отрицанию пророчества, приписыванию лжи Пророку Ислама ((с))или обвинению исламского закона в несовершенстве, становится причиной неверия и отступления от Ислама.

Внимание!

● Одна лишь трудность или неспособность выплатить хумс не освобождает человека от этой обязанности. Таким образом, человеку, который обязан выплатить хумс, но еще не выплатил и в данное время не способен выплатить его или это довольно затруднительно, должен как только сможет выплатить его, даже если это будет сделано путем мудавира (это освобождение от обязанности выплатить хумс, заменив его долгом в размере суммы выплачиваемого хумс а – прим. перев., подробнее см. урок 72).

● Откладывание выплаты хумс а с одного года на другой не дозволяется, хотя, если потом он выплатит его, то будет считаться выплатившим свой долг и исполнившим обязанность.

● Если имущество не достигшего возраста вменения религиозных предписаний лица будет облагаться хумс ом (как, например, рудник, или, если дозволенное имущество смешается с недозволенным), то его законному попечителю необходимо отчислить хумс с этого имущества. Исключением является хумс с дохода, полученного от бизнеса, который ведется средствами детей, или дохода от их заработка, выплата которого необязательна попечителю, но согласно (обязательной) предосторожности, в случае, если полученная прибыль не будет истрачена, то выплата хумс а с нее обязательна после достижения детьми возраста вменения религиозных предписаний.

Хумс обязателен только физическим лицам. Юридическим лицам, таким как государство, организации, банки, отчисление хумс а необязательно. Таким образом, если у организации будет прибыль, то необязательно после вычисления годовых расходов отчислять с нее хумс. Однако если средства этой организации (юридического лица) будут состоять из средств, принадлежащих физическим лицам, то хумс из прибыли необходимо отчислять.

 

3. Семь случаев, когда хумс обязателен.

1. При получении прибыли.

Хумс обязателен в семи случаях:
2. При добыче полезных ископаемых.

3. При нахождении клада.

4. При смешивании дозволенного и запретного имущества.

5. При добыче со дна моря драгоценностей и минералов с помощью специального водолазного снаряжения.

6. При получении военных трофеев.

7. При покупке земли кафир ом зимми [28] у мусульманина.

 

4. Некоторые отрицательные последствия отказа от выплаты хумс а.

1. Использование имущества, которое облагается хумс ом и хумс которого не вычислен, имеет такое же положение, что и узурпирование (гасб), т.е. запрещается и человек за это несет ответственность, разве что это будет после получения разрешения распорядителя хумс а или его представителя. Таким образом:

1) Пока религиозно обязанный не выплатил хумс из своего имущества, он не имеет права использовать его, и если он использовал его до отчисления хумс а, то должен выплатить одну пятую часть из использованного имущества. Если человек купит на средства, с которых необходимо отчислить хумс, товар, землю и т.п., то сделка в размере одной пятой части остается «фудули» (т.е. обусловлена последующим разрешением распорядителя хумс а или его представителя), и он должен выплатить хумс с этого товара или земли по цене на тот момент.

2) Если человек совершит сделку с людьми, которые не выплачивают хумс, или пойдет к ним и съест что-либо из их пищи, или как-либо использует их имущество, то в случае, если он будет уверен в наличии доли невыплаченного хумс а в том имуществе, которое он приобрел у них путем купли-продажи или использовал его, когда находился у них, сделка в размере одной пятой части имущества, которое он приобрел путем купли-продажи остается «фудули» и нуждается в разрешении распорядителя хумс а или его представителя, и использование их имущества ему не дозволяется, разве что для него будет затруднительным отказ от общения с ними, приема их пищи или использования их имущества, тогда использование дозволяется, но он должен выплатить одну пятую часть имущества, которое использует.

3) Если человек будет знать, что средства, которые другой человек хочет пожертвовать для мечети, облагаются хумс ом и он не выплатил его, то брать у него их не дозволяется. В случае, если он возьмет их у него, то по поводу хумс а с этих средств необходимо обратиться к распорядителю хумс а или его представителю.

4) На совместную деятельность с человеком, который не выплачивает хумс со своего капитала, в размере причитающегося хумс а, должно быть получено разрешение распорядителя хумс а или его представителя, к которому следует обратиться.

5) Если покойный завещал своим наследникам выплатить из оставленного им имущества какую-то сумму в качестве хумс а, или же они приобретут уверенность в том, что за покойным числилась какая-то сумма невыплаченного хумс а, то до тех пор, пока не выплатят это, они не обладают правом использования оставленного им имущества. Использование ими части его имущества в размере завещанной суммы или в размере долга до выплаты того, что завещал покойный, или его долгов, считается узурпацией, и за ними остается ответственность за то, что они уже использовали.

2. Недействительны религиозные обряды с использованием имущества, с которого не был выплачен хумс. Таким образом, если человек некоторое время совершал молитву на коврике или в одежде, с которых не был выплачен хумс, то все молитвы, которые он совершил на этом коврике или в этой одежде, недействительны, разве что молящийся не знал о том, что с них причитается хумс или не знал о положении исламского закона об использовании подобного рода вещей.

 


Урок 66

Хумс из прибыли

Значение слова «доход» – Виды доходов – Примеры, когда приобретенные средства не считаются доходом

Внимание!

● Каждому человеку, отвечающему определенным условиям, обязательна выплата хумс а из прибыли, оставшейся после вычета расходов.

Значение слова «доход».

Под «доходом» здесь подразумевается имущество и денежные средства, приобретаемые путем экономических сделок.

Виды доходов.

1. Доходы, полученные путем сельскохозяйственной деятельности.

Виды доходов:
2. Доходы, полученные путем коммерческой деятельности и торговли.

3. Доходы от недвижимости и собственности путем их сдачи в аренду, как например, доход от сдачи в аренду недвижимости (дом или квартира), автомобилей, или средств производства (фрезерные станки или станки для изготовления носков и т.п.).

4. Доходы в виде зарплаты, которую получают люди за работу, например, зарплата учителя за преподавание, инженера за проектирование, рабочего за труд.

Примеры, когда приобретенные средства не считаются доходом.

1. Наследство.

1) Наследство и деньги, полученные путем его продажи, не облагаются хумс ом, даже если его стоимость возрастет, разве что если оставить его с намерением коммерческой выгоды для того, чтобы его цена выросла и в таком случае необходимо выплатить хумс из разницы стоимости.

2) Наследство, перешедшее к маленьким детям, не облагается хумс ом, но прибыль, полученная с наследства, если она останется в их собственности до возраста вменения религиозных обязанностей, согласно обязательной предосторожности, каждому из них после достижения этого возраста необходимо выплатить хумс из полученной с наследства прибыли.

2. Махр.

Махр не облагается хумс ом и в вопросе необязательности выплаты хумс а с махр а нет разницы между выдаваемым сразу (му‘адджаль) и откладываемым (му’адджаль) махр ом, а так же все равно, выдается он деньгами или товарами.

3. Подарок.

1) Хумс не взимается с подарков. Однако, исходя из (желательной) предосторожности, лучше выдать хумс с подарка, если человек его не использует в течение года.

2) Считается ли вещь подарком или нет, зависит от намерения одаривающего. Таким образом, то, что берет человек у отца, брата или у кого-то из родственников в качестве содержания, в том случае считается подарком, если дающий будет иметь намерение сделать подарок.

3) Вещи, которые дарят родители или другие лица, не облагаются хумс ом, даже если в этих вещах человек не будет нуждаться или они не будут соответствовать его социальному статусу. Однако если такие подарки будут несвойственны [реальному] социальному положению родителей, то нельзя считать такого рода подарки их годовым расходом, следовательно, им нужно выплатить с них хумс.

4) Если отец дарит своей дочери квартиру в качестве приданного, то хумс с нее не взимается,если этот подарок с точки зрения общественного мнения соответствует его социальному статусу, и если он это сделал в течение финансового года.

5) То, что дарит Фонд помощи семьям шахидов, не облагается хумс ом. Однако из прибыли, полученной от подаренных средств, необходимо выплатить хумс, если она не будет потрачена в течение года. Также не облагается хумс ом то, что дарит детям Фонд помощи семьям шахидов, но из прибыли, полученной из подаренных средств,с того, что останется в собственности детей на момент достижения возраста вменения религиозных предписаний, исходя из предосторожности, каждому из них необходимо выплатить хумс.

6) Человек может подарить деньги своей жене до окончания финансового года (когда необходимо выдать хумс а), зная, что она будет копить их на покупку дома или чего-нибудь еще, в чем они нуждаются, и тогда с тех средств, что он подарит своей жене, не взимается хумс, если с точки зрения общественного мнения этот подарок будет соответствовать его социальному статусу, и если это не делается с целью избежать выдачи хумс а.

7) Дарение подарка с целью избежать выплаты хумс а не освобождает человека от обязанности выплачивать хумс. Таким образом, еслимуж и жена до наступления момента выдачи хумс а будут дарить свою годовую прибыль друг другу с целью избежать выплаты хумс а, то необходимо выплатить хумс из подаренного друг другу (т.е. этим они не могут освободить себя от выплаты хумс а).

8) С подарков не взимается хумс даже при его продаже по возросшей цене, если только сохранение у себя этого подарка не происходило с намерением коммерческой выгоды и того, чтобы дождаться повышения цен.

9) С подарков рабочим (деньги, товары, которые государство дарит рабочим на праздник) хумс не взимается, даже если что-то из них остается до начала следующего года. Но, если рабочие приобретают эти товары по низкой цене, т.е. на самом деле государство некоторые товары предоставляет рабочим бесплатно, а некоторые – за деньги, тогда из неиспользованных товаров до начала следующего года необходимо выплатить хумс (из стоимости или из количества самого товара) соответственно сумме, выплаченной при покупке за этот товар.

4. Призы.

Призы, которые выигрывают люди в банках и кассах беспроцентного кредитования в процессе розыгрыша призов, не облагаются хумс ом.

5. Вакф.

Вакуфное имущество (как вакуфная земля) ни при каких обстоятельствах не облагается хумс ом, даже если это будет вакфом частного вида. Также никогда не облагаются хумс ом плоды и растения, получаемые на вакуфной земле.

6. Религиозные налоги.

Хумс не взимается со стипендии, которая выдается студентам религиозных центров муджтахид ами из религиозных налогов (как хумс и закят).

6. Расходы для получения прибыли.

То, что человек расходует из своих доходов для получения прибыли коммерческим или иным путем, как расходы на хранение товаров, перевозку, взвешивание, отчисления посредникам сделки и т.п. исключается из прибыли того же года и хумс ом не облагается.

7. Имущество, с которого выплачен хумс.

Имущество, с которого один раз выплачен хумс, больше не облагается хумс ом, таким образом, если в новом году оно не будет истрачено и останется, то еще раз хумс ом оно не облагается.

8. Страхование.

Деньги, которые выплачивают страховые компании за компенсацию ущерба или за расходы лечения и т.п. своему застрахованному клиенту, не облагаются хумс ом.

9. Помощь студентам.

Стипендия и другие материальные выплаты студентам со стороны Министерства образования не облагаются хумс ом. Однако, если человек получающий стипендию, одновременно получает и заработную плату, то с этой заработной платы он должен выплатить хумс.

10. Долг.

Имущество, которое человек взял в долг, не облагается хумс ом, кроме выплат кредитных платежей, которые были выплачены до следующего года из прибыли этого года. Таким образом, если человек возьмет какую-то сумму в долг и не сможет в течение года вернуть ее, нет необходимости выплачивать хумс с суммы этого долга, но если он будет выплачивать кредит из прибыли того же года и само имущество, взятое в долг, останется к началу следующего года, когда нужно выплатить хумс, то ему обязательно выплатить хумс с суммы, соответствующей размеру выплаченных кредитных платежей.

 


Урок 67

Хумс из прибыли

Значение расходов категории ма’уна – Критерии определения расходов категории ма’уна – Имущество, приобретенное на годовые расходы (ма’уна), потребность в котором отпала – Деньги, полученные путем продажи имущества, приобретенного на расходы категории ма’уна

 

Внимание!

Как было сказано ранее, расходы категории ма’уна (годовые расходы) исключаются из хумс а из прибыли и не облагаются им.

4. Значение расходов категории ма’уна.

Под расходами категории ма’уна здесь следует понимать годовые расходы (не расходы для прибыли), под которыми подразумеваются повседневные расходы человека на себя и свою семью, например, расходы на еду, одежду, жилье, домашнюю утварь, транспорт, книги, обычные поездки, милостыни, подарки, искупления в виде компенсационных выплат за нарушения обета, клятвы и другие религиозные обряды, на прием гостей и т.д.

5. Критерии определения расходов категории ма’уна.

Критерии определения расходов категории ма’уна:
1. Потребность в этих расходах.

2. Расходы за год (не расходы в течение месяца, недели).

3. Расходование в течение одного полного года.

4. Соответствие их социальному статусу.

5. Предназначение для непосредственного использования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.081 с.)