Производственный шум и его источники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственный шум и его источники



 

Технический прогресс сопровождается увеличением искусственного, чаще всего производственного шума, вредного (а при больших уровнях опасного) для человека. К источникам производственного шума можно отнести: оборудо- вание, машины, а также постоянно находящийся на производственном объекте

 


персонал. Уровень эквивалентного, т.е. общего шума на ряде производств дос- тигает 60...70 дБ и более (при норме 40 дБ).

Характеристика транспортного шума. Шум транспортных средств по

временныˆм характеристикам относится к непостоянному шуму. Он зависит, в основном, от следующих факторов:

тип и модель подвижного состава (грузовой транспорт создает большее шумовое воздействие по сравнению с пассажирским);

тип двигателя (сравнение двигателей соизмеримой мощности позволяет расположить их по возрастанию уровня шума следующим образом: элек- тродвигатель, карбюраторный, дизельный, паровой, газотурбинный дви- гатели);

техническое состояние подвижного состава (степень износа, состояние глушителей выпуска отработавших газов, качество регулировки систем двигателя и др.);

тип и качество дорожного полотна или верхнего строения пути. Для авто- мобильного транспорта наименьший шум создает асфальтобетонное по- крытие, затем (по степени возрастания уровня шума): — брусчатое, ка- менное и гравийное. Для железнодорожного транспорта шум зависит от технического состояния пути и подвижного состава, от наличия кривых участков пути;

 


скорость движения (при увеличении скорости движения возрастает шум от двигателей, шум от качения колес и аэродинамический шум);

условия распространения шума (наличие отражающих преград, стенок, экранов);

условия эксплуатации (движение с постоянной скоростью, с ускорением, замедлением, длина состава).

По среде распространения различают шум воздушный и структурный. Воздушный шум передается в окружающее пространство и распространяет-

ся в воздушной среде при движении транспортных средств на открытых участ- ках или от стационарного оборудования, при производстве работ по ремонту и содержанию верхнего строения пути, перегрузочных работах, техническом об- служивании и ремонте подвижного состава на территории транспортных пред- приятий и др.

Структурный шум возбуждается динамическими силами и распространяется по верхнему строению пути, несущим конструкциям дорожного полотна и пе- редается через грунт близлежащим строениям. Особенно сильно структурный шум проявляется при движении транспорта в тоннелях.

Для измерения и нормирования транспортного шума используют показа- тель — эквивалентный уровень звука. Для оценки с помощью измерительной аппаратуры субъективного восприятия человеком звуков разной частоты вве-

 


дены частотно-корректированные характеристики шумомеров А, Ви С, кото- рые позволяют с помощью одного измерения дать интегральную оценку уровня шума, близкую к оценке этого шума человеком. Результат измерения уровня шума с помощью частотно-корректированной характеристики шумомера запи- сывается с указанием ее значения, например 50 дБА.

На объектах железнодорожного транспорта зоны с повышенным уровнем

шума образуются около транспортных средств и энергетических машин, возле технологического оборудования и устройств для испытания газовых сетей и ап- паратов.

Шум в кабинах машинистов современных локомотивов имеет широкополос-

ный спектр с наибольшей интенсивностью в области низких частот.

Большинство шумов в помещениях депо и ремонтных заводов непостоянны по уровню звукового давления и нерегулярны во времени.

Вкузнечно-прессовом, колесном, дизельном, деревообрабатывающем и сбо-

рочном цехах помимо оборудования, создающего равномерный длительный шум (вентиляционные установки, компрессоры, станочный парк) имеются раз- нообразные машины, механизмы и оборудование, создающие нестабильные, прерывистые и импульсные шумы (от прессов молотов, пресс-ножниц, штам- пов, электроплавильных печей, различных технологических стендов). Так, в цехах сборки и разборки локомотивных заводов работники подвергаются воз-

 


действию уровней шума, превышающих нормативные на 2…10 дБА. Наиболее шумными операциями являются обрубочные (118…130 дБА), шлифовочные (110…118 дБА), с использованием пневматического инструмента при трамбов- ке (102 дБА). Высокие уровни шума имеют место при режимных испытаниях двигателей.

Положение усугубляется тем, что на современных производственных пред-

приятиях железнодорожного транспорта не существует изоляции рабочих мест и, как правило, шум и вибрация действуют на работающих в цехах комплекс- но, усугубляя таким образом отрицательный эффект воздействия на каждом конкретном рабочем месте.

Неблагоприятны по фактору шума условия труда на сортировочных горках.

Источниками рабочих шумов здесь являются маневровые локомотивы, громко- говорящая парковая связь, удары автосцепок, торможение вагонов, выхлопы воздуха из замедлителей. Втечение часа в районе сортировочной станции по- дается более 400 сигналов локомотивов, то есть около 7 сигналов в минуту. Ин- тенсивность шума достигает 80…85 дБ в период вытягивания вагонов на горку и во время движения проходящего грузового состава. Шум этих источников широко распространяется на весь район в целом и субъективно воспринимает- ся как относительно стабильный шумовой фон, несмотря на кратковремен- ность отдельных звуков (от 0,5 до 5 с).

 


Условия труда рабочих-ремонтников пути также неблагоприятны по факто- ру шума. Работа путеремонтных машин сопровождается шумом высокой ин- тенсивности, особенно на машинах виброуплотнительного принципа действия. Наибольшие уровни шума (до 116 дБ) отмечаются в местах размещения дизе- лей, на выносных рабочих местах щебнеочистительных (104 дБ), снегоубороч- ных (116 дБ) и шпалоподбивочных (107 дБ) машин. Уровни шума на разных типах современных серийных путевых машин превышают ПДУ по всему час- тотному диапазону.

Уровни интенсивности некоторых звуков и шумов, характерных для желез- нодорожного транспорта, приведены в табл. 3.14.


 

Уровни интенсивности некоторых звуков (шумов)


 

Т а б л и ц а 3.14


Источник шума Уровень интенсивности, дБ Частотная характеристика
Воздушный свисток локомотива на расстоянии L = 4...5 м 110...125 Высокочастотная
Визг, скрежет при движении ваго- нов на кривых участках пути, на расстоянии L = 3 м 100...113 Высокочастотная
Электродвигатели маломощные 85...100 Низкочастотная

 


3.5.3. Воздействие производственного шума на человека

 

К природным акустическим шумам человек адаптирован, полная тишина гнетет. Беспорядочные звуковые колебания, характерные для любого произ- водственного процесса, оказывают вредное влияние на организм человека. По данным ВОЗ, реакция на них со стороны нервной системы начинается при уровне 40 дБ. Уже при 35 дБ может наблюдаться нарушение сна. При 70 дБ происходят глубокие изменения в нервной системе, вплоть до психического за- болевания, а также заболевания органов зрения, слуха, изменение состава кро- ви и т.д.

Тугоухость — заболевание органов слуха от воздействия интенсивного про-

изводственного шума, является третьим по частоте профессиональным заболе- ванием среди работников железнодорожной отрасли.

Риск возникновения профессиональной тугоухости значительно возрастает

после 10 лет работы в «шумоопасной» профессии. Наиболее опасными для органов слуха являются уровни шума, превышающие ПДУ от 10 до 25 дБА (т.е. шум с интенсивностью до 105 дБА). Ситуация на производствах МПС се- годня обуславливает высокий реальный риск развития профессиональной ту- гоухости.

 


Шум снижает производительность труда, особенно при выполнении точных работ, затрудняет восприятие опасности от движущихся машин и механизмов, снижает разборчивость речи.

Беспорядочные звуковые колебания оказывают негативное влияние на орга-

низм человека и даже могут вызвать шумовую болезнь, которая характеризует- ся тугоухостью, гипертонией (гипотонией), головными болями.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.007 с.)