Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экобиозащитная техника обезвреживания вентиляционных выбросов
Вентиляционные выбросы, содержащие вредные вещества в парообразной или аэрозольной форме, подлежат обязательной очистке. Для улавливания аэрозолей используются: пылеуловители и осадительные камеры, обеспечи- вающие улавливание крупных (диаметром более 200 мкм) частиц с эффектив- ностью 70…80 %. Осаждение частиц происходит в зоне резкого падения скоро-
Рис. 3.7. Пылеуловители с пылеосадочными камерами: а — полочного типа; б — лабиринтного типа Рис. 3.8. Схема циклона: 1 — коническая часть корпуса; 2 — цилиндрическая часть корпуса, образующая кольцевое пространство; 3 — труба; 4 — металлический зонт; 5 — общий вид
сти воздуха за счет силы тяжести в расширении воздуховода. Улавливание за счет системы перегородок и лабиринтов (рис. 3.7). Циклоны улавливают частицы пыли крупнее 5 мкм с эффективностью до 95 %. Поток грязного воздуха входит в циклон по касательной к наружной стенке, закручиваясь по спирали (рис. 3.8), опускается вниз и покидает ци- клон через центральную трубу. Под действием центробежных сил аэрозольные
Рис. 3.9. Схема рукав- ного фильтра: 1 — подача загрязненного воздуха; 2 — рукав фильт- ра; 3 — выход чистого воз- духа; 4 — сброс осадка; 5 — осадок частицы покидают поток и, зацепившись за стенку ци- клона, падают в его коническую часть. Рукавные фильтры (рис. 3.9) предназначены для улавливания частиц крупнее 0,1 мкм с эффективно- стью до 99,9 %. Рукава фильтров изготавливаются из стекловолокна, нетканых материалов, шерсти, хлопка и т.д. Для регенерации фильтра чистый воздух подают противотоком. Электрофильтры обеспечивают улавливание частиц менее 0,1 и более 1 мкм с эффективностью до 99,8 %. При подаче высокого напряжения между двумя элек- тродами возникает газовый коронный разряд, в поле которого аэрозольные частицы заряжаются и оседают на внешнем электроде. Очистка фильтра производится встряхиванием внешнего электрода с помощью ударного механизма. Скрубберы, обеспечивающие улавливание не только механических, но и па- рообразных загрязнений за счет их захвата, растворения или сорбции каплями воды приведены на рис. 3.10. Использованная вода очищается и снова подает- ся в скруббер. Отфильтрованный осадок утилизируется.
Для удаления парообразных и газооб- разных вредных веществ используются также адсорбция и абсорбция, пламенное, термическое или каталитическое окисле- ние или восстановление, химическое окисление или нейтрализация. Адсорбция — процесс разделения газов, основанный на способности некоторых твердых веществ избирательно поглощать газообразные компоненты из набегающе- го потока. Типичный адсорбент — акти- вированный уголь. Абсорбция — процесс поглощения ве- ществ за счет растворения при контакти-
Рис. 3.10. Схема скруббера: 1 — дымовые газы; 2 — фильтр; 3 — сброс осадка; 4 — насос; 5 — подача чистой воды; 6 — выход чистого воздуха ровании загрязненного газа с поглотителем, например, с водой. Адсорбцию (рис 3.11) и абсорбцию применяют для улавливания высокоток- сичных или ценных веществ, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве сырья или готового продукта, например, для улавливания паров ор- ганических растворителей. Вкачестве сорбентов применяют активированный древесный уголь или кокс, силикагели.
Рис. 3.11. Адсорбер с кипящим слоем адсорбента: 1 — решетка; 2 — кипя- щий слой; 3 — корпус; 4 — адсорбент; 5 — газ; 6 — труба Пламенное окисление (сжигание вредного вещества или дожигание его вместе с топливом) применяется для удаления горючих веществ при их небольших объемах и малой концентрации. Термическое и каталитическое окисление применяют при малых концентрациях вредных веществ, когда дожи- гание экономически невыгодно из-за большого расхода топлива. Для каждого источника устанавливается перечень ве- ществ, которые могут быть из него удалены при выбросе. Регламентируются также значения предельно допустимо- го выброса (ПДВ) по каждому из вредных веществ, т.е. осуществляется так называемая паспортизация источника выброса.
Кондиционирование воздуха
Кондиционирование — это создание и поддержание в закрытых помещениях (производственных, жилых, салонах транспортных средств и др.) определен- ных параметров воздушной среды по температуре воздуха, его влажности, чис-
тоте, составу, скорости движения и давлению. Параметры воздушной среды должны быть устойчивыми и наиболее благоприятными для человека. Совре- менные автоматические кондиционерные установки очищают воздух, подогре- вают или охлаждают его, увлажняют или высушивают в зависимости от време- ни года и других условий, а также подают его в помещения с определенной ско- ростью воздушного потока. Вопределенных случаях в кондиционерах производят специальную обработку воздуха: ионизацию, дезодорацию, озони- рование и т.п. Впроизводственных условиях с помощью кондиционирования обеспечивают стабильное поддержание санитарных норм микроклимата. Кондиционирование воздуха достигается системой технических средств, служащих для приготовления, перемещения и распределения воздуха, а также для автоматического регулирования его параметров. Основными элементами систем кондиционирования являются калориферы, фильтр, холодильные уста- новки, увлажнители, терморегуляторы, приборы, регулирующие работу кон- диционерных установок. Принципиальная схема кондиционера представлена на рис. 3.12. Наружный воздух очищается от пыли в фильтре 2 и поступает в камеру, расположенную за фильтром, где он смешивается с воздухом из поме- щения (при рециркуляции). Пройдя через ступень предварительной темпера- турной обработки 4, воздух поступает в следующую камеру, где он проходит специальную обработку (промывку водой, обеспечивающую заданные пара-
Рис. 3.12. Схема кондиционера: 1 — забор воздуха; 2 — фильтр; 3 — соединительный воздуховод; 4 — калорифер; 5 — форсунки воздухоочистки; 6 — каплеуловитель; 7 — калорифер второй ступени; 8 — вентилятор; 9 — отвод- ной воздуховод
метры относительной влажности, и очистку), а в следующей камере повторную температурную обработку. Зимой при температурной обработке воздух подог- ревается частично за счет температуры воды, поступающей в форсунки возду- хоочистки 5, и частично, проходя через калориферы 4 и 7. Летом воздух охла- ждается частично подачей в камеру охлажденной воды, частично — от работы специальной холодильной машины. Установки для кондиционирования воздуха подразделяются на местные (для отдельных помещений) и центральные (для всех помещений здания или нескольких отдельных помещений).
Кондиционирование воздуха играет существенную роль и во многих техно- логических процессах (особенно, в радиоэлектронике), при которых не допус- каются колебания температуры и влажности воздуха. Поэтому установки кон- диционирования в последние годы находят все более широкое применение на промышленных предприятиях.
Отопление
Предназначено для поддержания в рабочих зонах производственных поме- щений температурных условий, соответствующих санитарным нормам и обес- печивающих для работающих оптимальные или допустимые условия труда. Система отопления должна компенсировать потери тепла, возникающие за счет нагрева конструкций внутренних помещений, въезжающего в помещение подвижного состава, а также нагрева холодного воздуха, поступающего через открытые ворота, двери, окна, фонари, фрамуги, за счет неорганизованного поступления воздуха извне. При этом основные потери тепла идут через про- емы строительных конструкций.
Система отопления включает следующие основные элементы: тепловой гене- ратор, теплопровод для размещения теплоносителя, нагревательные приборы и теплоноситель. По сфере обслуживания системы отопления бывают местные
и центральные. К местным относятся системы, в которых тепло вырабатывает- ся и используется в одном и том же помещении. Центральные системы предна- значены для отопления нескольких зданий или помещений из единого теплово- го центра. Системы местного отопления могут быть печными, электрическими, газовы- ми. Они просты в обслуживании, но имеют ряд недостатков: выделение в поме- щение вредных газов, аэрозольное загрязнение, трудность регулирования теп- лоотдачи, пожароопасность. Всвязи с этим они имеют ограниченное примене- ние. На транспорте они сохранили свое применение: в пассажирских вагонах и локомотивах, в диспетчерских пунктах, местах обработки подвижного состава, на погрузочно-разгрузочных и подъемно-транспортных машинах, на постах де- журных по железнодорожному переезду и др. Системы центрального отопления обладают существенными преимущества- ми: обеспечивают централизованное регулирование теплоснабжением, равно- мерный нагрев воздуха в помещении. Кроме того, они не загрязняют воздух продуктами горения и пылями. По виду теплоносителя системы отопления подразделяются на паровые, водяные, пароводяные, воздушные, антифризные. Всистемах парового отопления теплоносителем выступает пар, нагретый до высокой температуры и подаваемый под повышенным давлением в нагрева-
тельные приборы, где происходит его конденсация, сопровождающаяся отда- чей тепла в помещение. Недостатки парового отопления: специфический запах в помещении, обусловленный разложением органической пыли на поверхности нагревательных приборов, невозможность регулирования температуры нагре- ва, большая опасность прорыва системы и поражения персонала перегретым паром, сухость во рту и носоглотке. Применение парового отопления допуска- ется в помещениях с кратковременным пребыванием людей. Всистемах водяного отопления теплоносителем является горячая вода. Та- кие системы выполняют с низкой температурой (до 100 °С) или высокой (до 150 °С). Достоинствами систем водяного отопления с низкой температурой яв- ляются пониженная опасность ожогов, легкость регулирования температурно- го режима, недостатком — высокая металлоемкость теплообменной аппарату- ры. Высокотемпературные системы водяного отопления имеют меньшую ме- таллоемкость, но предъявляют повышенные требования к герметичности и прочности конструкции. На предприятиях железнодорожного транспорта сис- темы водяного отопления широко распространены.
Встречается разновидность водяных систем отопления, которая представля- ет собой систему пароводяного отопления. Втакой системе пар нагревает воду в теплообменнике, конденсируется и направляется обратно в котельную уста-
новку. Нагретая вода, как и в обычной водяной системе, подается в нагрева- тельные приборы. Такая система обладает достоинствами паровых и водяных систем одновременно. Всистемах воздушного отопления теплоносителем является нагретый воз- дух. Источником тепла служит калорифер, в котором происходит нагрев воз- духа за счет подводимого пара, горячей воды или электрической энергии. К числу достоинств таких систем следует отнести отсутствие нагревательных приборов в отапливаемом помещении, а также свойство обратимости, когда вместо нагревания возможно охлаждение воздуха, то есть калорифер можно перевести в режим работы вентиляционной установки. Системы воздушного отопления требуют меньших капитальных затрат и быстро нагревают помеще- ние. Недостатками таких систем считаются очень низкая относительная влаж- ность в обогреваемых помещениях, которая отрицательно сказывается на само- чувствии работающих, высокая температура воздуховодов, способствующая значительным бактериальным загрязнениям. Кроме того, электрокалориферы имеют повышенную пожароопасность. По санитарным правилам в системах воздушного отопления необходимо предусматривать увлажнение воздуха. К системам воздушного отопления относится также электрическое отопле- ние, так как теплоносителем здесь является нагретый воздух вследствие кон-
такта с теплоэлектронагревающим элементом (ТЭН). Недостатками электри- ческого отопления являются значительный расход электроэнергии; повышен- ный шум, если у такой установки распределение нагретого воздуха в помещении осуществляется вентилятором; повышенная пожароопасность. Системы отопления, где теплоносителем является антифриз, применяются там, где не требуется постоянное теплоснабжение. Эпизодичность потребности в тепле вызывает необходимость принять меры против выхода из строя (размо- розки) системы в зимний период. Широко применяется на транспортных сред- ствах как система местного отопления. Кроме нормализации микроклиматических параметров воздушной среды в качестве мер защиты от теплового излучения применяются как поглощающие или отражающие водяные и воздушные завесы, так и индивидуальные средст- ва защиты (теплозащитные костюмы, шерстяная спецодежда, рукавицы, го- ловные уборы, очки). Одновременно с применением специальной защитной одежды необходимо соблюдение должной регламентации времени работы в неблагоприятных усло- виях, а также общего режима труда и отдыха. Режим труда в таких случаях ут- верждается работодателем после согласования с территориальным центром
Госсанэпиднадзора.
3.2.8. Контроль параметров микроклимата
Контроль параметров микроклимата проводят в рабочей зоне на высоте 1,5 м от уровня пола, повторяя его в различное время дня, года, разные периоды технологического процесса. Измеряют температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха. Для контроля параметров микроклимата «Положением о порядке аттеста- ции рабочих мест по условиям труда» (постановление Минтруда России № 12 от 14.03.97 г.) рекомендуется применение следующих приборов, обеспечиваю- щих требуемую точность измерений: шаровой термометр типа 90, позволяю- щий оценить совместное действие параметров микроклимата. Он применяется для определения индекса WBGT (ТНС-индекса). Для определения температу- ры и влажности — психрометры аспирационные МВ-4М, М34, ПВУ-1М. Для измерения скорости движения воздуха — анемометры АСО-3, МС-13, кататер- мометр шаровой, термоанемометр ТАМ-1. Для измерения величины теплового излучения — актинометр инспекторский усовершенствованный ИМО-5. Впрактике чаще других для измерения температуры и относительной влаж- ности воздуха используют аспирационный психрометр Асмана (см. рис. 3.1). Он состоит из двух термометров. У одного из них ртутный резервуар покрыт тканью, которую увлажняют с помощью пипетки. Сухой термометр показыва-
ет температуру воздуха. Показания влажного термометра зависят от относи- тельной влажности воздуха: температура его тем меньше, чем ниже относи- тельная влажность, поскольку с уменьшением влажности возрастает скорость испарения воды с увлажненной ткани и поверхность резервуара охлаждается более интенсивно. Чтобы исключить влияние подвижности воздуха в помеще- нии на показания влажного термометра (движение воздуха повышает скорость испарения воды с поверхности увлажненной ткани, что ведет к дополнительно- му охлаждению ртутного баллона с соответствующим занижением измеряемой величины влажности по сравнению с ее истинным значением), оба термометра помещены в металлические защитные трубки. С целью повышения точности и стабильности показаний прибора в процессе измерения температуры сухим и влажным термометрами через обе трубки пропускаются постоянные потоки воздуха, создаваемые вентилятором, размещенным в верхней части прибора. Перед измерением в специальную пипетку набирают воду и увлажняют тка- невую оболочку влажного термометра. При этом приборержат вертикально, за- тем взводят часовой механизм и устанавливают (подвешивают или удержива- ют в руке) в точке измерения. Через 3...5 мин показания сухого и влажного термометров устанавливаются на определенных уровнях, по которым с помощью специальных таблиц рассчи- тывается относительная влажность воздуха.
Рис. 3.13. Общий вид чашеч- ного анемометра: 1 — циферблат отсчета десятков и единиц; 2 — циферблаты отсчета со- тен, тысяч и т.д. оборотов; 3 — ча- шечная вертушка; 4 — валик переда- чи движения от чашечной вертушки на редуктор; 5 — рычажок подклю- чения/отключения редуктора Скорость движения воздуха измеряется с помощью анемометра (рис. 3.13). При скоро- сти движения воздуха свыше 1 м/с используют крыльчатые или чашечные анемометры, при меньших скоростях — термоанемометры. Принцип действия крыльчатого и чашечного анемометров — механический. Под воздействи- ем аэродинамической силы движущегося пото- ка воздуха ротор прибора с закрепленными на нем крыльями (чашечками) начинает вращать- ся со скоростью, величина которой соответству- ет скорости набегающего воздушного потока. Через валик вращение передается на систему зубчатых колес (редуктор), которая соединена с подвижными стрелками. Центральная стрелка показывает единицы и десятки, стрелки мелких циферблатов — сотни и тысячи делений. С по- мощью расположенного сбоку рычажка можно отключить ось от механизма зубчатых колес или подключить ее. Перед измерением записывают показания циферблатов при отключенной оси. Прибор устанавливают в точке измерения, и ось с закрепленными на ней крыльями начинает вращаться. По секундомеру засекают время, и включают прибор. Через 100 с движением рычага ось отключают и снова записывают по- казания. Разность показаний прибора делят на 100 (число секунд за период из- мерения) для определения скорости вращения стрелки — количества проходи- мых делений за 1 с. По найденной величине с помощью прилагаемого к прибо- ру графика определяют скорость движения воздуха, м/c. Для измерения малых скоростей движения воздуха используют термоанемо- метр, который позволяет еще и определять температуру воздуха. Принцип из- мерения ocнован на изменении электрического сопротивления чувствительного элемента прибора при изменении температуры и скорости движения воздуха. По величине электрического тока, измеряемого гальванометром, определяют с помощью таблиц скорость движения воздушного потока.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.232 с.) |