Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ответственность за нарушение норм безопасности и инструкций по охране труда
Ответственность юридических и физических лиц за нарушение з аконода- тельны х и иных нормативных актов об охране труда и техники безопасно- сти определены статьей 362 Трудового кодекса РФ, статьями 23…26 Основ за- конодательства об охране труда, Уголовным кодексом РФ (статьи 143, 238, 263, 266, 268), Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 5, 6, 8…13). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении зако- нодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются ко всем видам ответственности в порядке, установленном перечисленными зако- нодательными актами РФ и республик в составе РФ. Например, статья 11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда за проход по желез- нодорожным путям в неустановленных местах.
Всоответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ, действующего с 01.01.97 г. за нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда лицом, на которого были возложены обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или сред- ней тяжести вреда здоровью человека, это лицо наказывается штрафом от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо лишением свободы на срок до двух лет; если это повлекло за собой смерть человека — лишением свободы на срок до пяти лет.
Раздел 2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДОЙ
Глава 2.1. Производственная среда и взаимодействие в ней
Производственная среда
Производственная среда — пространство с обустройствами, в котором со- вершается трудовая деятельность человека. На постоянном рабочем месте практически каждого работника в производственной среде систематически присутствуют или периодически возникают опасные и (или) вредные для жиз- ни и здоровья факторы. Постоянное рабочее место — это место, на котором работающий находится боˆльшую часть своего рабочего времени — более 50 % или более двух часов непрерывно. Любой технологический процесс можно рассматривать как систему взаимо- действий между человеком-оператором, машиной и производственной средой. Наука и практика рассматривают круг этих взаимодействий как систему зна-
ний об опасностях производств, формирующихся при взаимодействии элемен- тов системы. И человек, и машина, и производственная среда могут нести в се- бе опасность. Взаимодействия между элементами системы объединены в науч- но-практическую систему «человек—машина—производственная среда». Любая деятельность не безопасна. Но именно в производственной деятель- ности возникли и продолжают нарастающим темпом возникать наиболее серь- езные проблемы безопасности. Это, в первую очередь, связано с тем, что на пе- редний план стали выходить и быстро обновляться сложные небезопасные до- рогостоящие технические и технологические системы. Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников должна совершенствоваться вместе с быстроизменяющимися обстоятельствами и фак- торами производственнй среды. К середине двадцатого века процессы взаимодействия, происходящие в про- изводственной среде, коренным образом изменили условия обитания челове- ка. Все возрастающие темпы производства и растущие требования к качеству производимой продукции определили черты современной производственной среды: • создание новых технологий, обеспечивающих снижение трудовых затрат, но влекущих за собой постоянное обновление материальной базы произ- водства;
• нарастающий динамизм производства, порождающий новые проблемы, связанные с безопасностью выполнения работ и охраной труда; • растущие разнообразие и объем негативных факторов, требующие обеспе- чения безопасности человека в производстве, создания для него благопри- ятных условий труда и современных санитарно-гигиенических условий; • высокие требования к подбору и профессиональной подготовке кадров. Всоответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации каждому ра- ботнику на рабочем месте должны быть созданы безопасные условия труда. Под условиями труда понимают совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда определяются как условия труда, при которых воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов на работников практически исключено либо уровни их воздействия
не превышают установленных нормативов. Нарастание опасных и вредных факторов производственной среды выража- ется в росте травматизма, числе и тяжести заболеваний, представляющих не только сиюминутную, но и потенциальную опасность для работающих. Профи- лактическая медицина (гигиена труда), изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека, стала занимать значимое место. Она содержит научные основы и практические меры, направ-
ленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производст- венной среды и самого трудового процесса на работников (см. главу 2.3). Вреальных условиях, чтобы справляться с возникающими ситуациями, не- обходимо быстро и правильно реагировать на них и строго соблюдать опреде- ленные правила поведения в опасных производственных ситуациях. Эти пра- вила регламентируются законодательными актами и нормативными документа- ми по охране труда. Для современной транспортной среды характерны все черты производст- венной среды. Кроме того, определенную специфику на нее налагают пробле- мы организации движения и устойчивость функционирования транспортного процесса. Решение этих проблем современной транспортной среды в значи- тельной степени может быть обеспечено высокими требованиями к подбору и профессиональной подготовке кадров. Носителями опасностей в транспортной среде могут являться: человек, под- вижной состав, машины, станки, инструменты, здания, сооружения, дороги, используемая энергия, материалы, технологии, информатизация и т.п. Носите- лями вредности — шумы, вибрации, пыли, электромагнитные поля, неблаго- приятные микроклиматические условия, химические вещества и др. Железнодорожный транспорт как среда, в которой формируются факторы повышенной опасности и вредности, создает для работников на их рабочих
местах комплексы негативных воздействий, определяя их сочетанное влияние на человека. Прежде всего, это относится к рабочим местам работников путе- вых машинных станций (ПМС). Они представляют собой значительную про- фессиональную группу работников железнодорожного транспорта, здоровье которых зависит от целого комплекса производственных факторов. Высокие уровни шума (113...116 дБА) отмечаются в дизельных помещениях машин ВПО и ЩОМ. Уровни вибрации на большинстве машин по ремонту пути так- же значительно превышают нормируемые величины. На машинах вибрацион- но-прессового принципа действия вертикальные колебания на полу и сиденьях превышают допустимые уровни почти в шесть раз. Эксплуатация щебнеочи- стительных машин типа ЩОМ, выправочно-подбивочно-рихтовочных ма- шин — ВПР-1200, выправочно-подбивочно-отделочных машин — ВПО-3000, электробалластеров — ЭЛБ связана с воздействием шума и вибраций, загряз- ненного токсическими пылями воздуха, с неблагоприятным микроклиматом, присутствием в воздухе рабочей зоны комплекса химических веществ, источ- ником которых являются работающие дизельные установки. Содержание окси- да углерода в воздухе рабочей зоны этих машин составляет около 25 мг/м3, сернистого ангидрида до 50 мг/м3 при предельно допустимой концентрации (ПДК) — 10 мг/м3, оксидов азота до 12 мг/м3 при ПДК — 5 мг/м3. На щеб- неочистительных и землеуборочных машинах отмечается высокая запылен-
ность воздуха, связанная с особенностями технологии проведения работ. Кон- центрация пыли на открытых рабочих площадках машины Балашенко достига- ет 540 мг/м3, на выносных постах ЩОМ-Д — до 824 мг/м3. При подбивке шпал концентрация пыли в кабине достигает в среднем 50 мг/м3. На машинистов оказывают негативное воздействие тепловые и электромаг- нитные излучения, акустические и вибрационные колебания. Всовременных двигателях внутреннего сгорания только 50% энергии, выделяющейся при сго- рании топлива, переходит в полезную механическую энергию, остальная — в основном в тепловую, создавая неблагоприятные микроклиматические условия на рабочем месте. Объекты железнодорожного транспорта потребляют большое количество кислот, щелочей и других химикатов, которые отработав, могут попасть в сто- ки, а затем, после недостаточной очистки, — в сбросы, далее в реку, откуда возвращаются в производственную и бытовую среду. Такими загрязняющими объектами являются промывочно-пропарочные пункты обработки вагонов, шпалопропиточные заводы, локомотивные и вагонные депо. Загрязнение вод- ных объектов негативно сказывается на здоровье населения железнодорожных поселков, примыкающих к указанным объектам. Загрязнение рабочих зон происходит распыляемыми сыпучими грузами. При погрузке и выгрузке они попадают в организм работников, осуществляю-
щих грузовые операции, при транспортировании — в организм путевых рабо- чих, нанося таким образом ущерб здоровью и сокращая продолжительность жизни людей. Потери сыпучих грузов при перевозке составляют 2…10 %. Рабочая зона — пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем по- ла или площадки, на которых находится место постоянного или временного пребывания работающих.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.012 с.) |