Ответственность за нарушение норм безопасности и инструкций по охране труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за нарушение норм безопасности и инструкций по охране труда



 

Ответственность юридических и физических лиц за нарушение з аконода- тельны х и иных нормативных актов об охране труда и техники безопасно- сти определены статьей 362 Трудового кодекса РФ, статьями 23…26 Основ за- конодательства об охране труда, Уголовным кодексом РФ (статьи 143, 238,

263, 266, 268), Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы

5, 6, 8…13). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении зако- нодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются ко всем видам ответственности в порядке, установленном перечисленными зако- нодательными актами РФ и республик в составе РФ.

Например, статья 11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда за проход по желез- нодорожным путям в неустановленных местах.

 


Всоответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ, действующего с

01.01.97 г. за нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда лицом, на которого были возложены обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или сред- ней тяжести вреда здоровью человека, это лицо наказывается штрафом от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо лишением свободы на срок до двух лет; если это повлекло за собой смерть человека — лишением свободы на срок до пяти лет.

 


Раздел 2

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА

С ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДОЙ

 

 

Глава 2.1. Производственная среда и взаимодействие в ней

 

 

Производственная среда

 

Производственная среда — пространство с обустройствами, в котором со- вершается трудовая деятельность человека. На постоянном рабочем месте практически каждого работника в производственной среде систематически присутствуют или периодически возникают опасные и (или) вредные для жиз- ни и здоровья факторы. Постоянное рабочее место — это место, на котором работающий находится боˆльшую часть своего рабочего времени — более 50 % или более двух часов непрерывно.

Любой технологический процесс можно рассматривать как систему взаимо-

действий между человеком-оператором, машиной и производственной средой. Наука и практика рассматривают круг этих взаимодействий как систему зна-

 


ний об опасностях производств, формирующихся при взаимодействии элемен- тов системы. И человек, и машина, и производственная среда могут нести в се- бе опасность. Взаимодействия между элементами системы объединены в науч- но-практическую систему «человек—машина—производственная среда».

Любая деятельность не безопасна. Но именно в производственной деятель-

ности возникли и продолжают нарастающим темпом возникать наиболее серь- езные проблемы безопасности. Это, в первую очередь, связано с тем, что на пе- редний план стали выходить и быстро обновляться сложные небезопасные до- рогостоящие технические и технологические системы.

Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников должна

совершенствоваться вместе с быстроизменяющимися обстоятельствами и фак- торами производственнй среды.

К середине двадцатого века процессы взаимодействия, происходящие в про-

изводственной среде, коренным образом изменили условия обитания челове- ка. Все возрастающие темпы производства и растущие требования к качеству производимой продукции определили черты современной производственной среды:

создание новых технологий, обеспечивающих снижение трудовых затрат, но влекущих за собой постоянное обновление материальной базы произ- водства;

 


нарастающий динамизм производства, порождающий новые проблемы, связанные с безопасностью выполнения работ и охраной труда;

растущие разнообразие и объем негативных факторов, требующие обеспе- чения безопасности человека в производстве, создания для него благопри- ятных условий труда и современных санитарно-гигиенических условий;

высокие требования к подбору и профессиональной подготовке кадров. Всоответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации каждому ра- ботнику на рабочем месте должны быть созданы безопасные условия труда. Под условиями труда понимают совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда определяются как условия труда, при которых воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов на работников практически исключено либо уровни их воздействия

не превышают установленных нормативов.

Нарастание опасных и вредных факторов производственной среды выража- ется в росте травматизма, числе и тяжести заболеваний, представляющих не только сиюминутную, но и потенциальную опасность для работающих. Профи- лактическая медицина (гигиена труда), изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека, стала занимать значимое место. Она содержит научные основы и практические меры, направ-

 


ленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производст- венной среды и самого трудового процесса на работников (см. главу 2.3).

Вреальных условиях, чтобы справляться с возникающими ситуациями, не-

обходимо быстро и правильно реагировать на них и строго соблюдать опреде- ленные правила поведения в опасных производственных ситуациях. Эти пра- вила регламентируются законодательными актами и нормативными документа- ми по охране труда.

Для современной транспортной среды характерны все черты производст-

венной среды. Кроме того, определенную специфику на нее налагают пробле- мы организации движения и устойчивость функционирования транспортного процесса. Решение этих проблем современной транспортной среды в значи- тельной степени может быть обеспечено высокими требованиями к подбору и профессиональной подготовке кадров.

Носителями опасностей в транспортной среде могут являться: человек, под-

вижной состав, машины, станки, инструменты, здания, сооружения, дороги, используемая энергия, материалы, технологии, информатизация и т.п. Носите- лями вредности — шумы, вибрации, пыли, электромагнитные поля, неблаго- приятные микроклиматические условия, химические вещества и др.

Железнодорожный транспорт как среда, в которой формируются факторы

повышенной опасности и вредности, создает для работников на их рабочих

 


местах комплексы негативных воздействий, определяя их сочетанное влияние на человека. Прежде всего, это относится к рабочим местам работников путе- вых машинных станций (ПМС). Они представляют собой значительную про- фессиональную группу работников железнодорожного транспорта, здоровье которых зависит от целого комплекса производственных факторов. Высокие уровни шума (113...116 дБА) отмечаются в дизельных помещениях машин ВПО и ЩОМ. Уровни вибрации на большинстве машин по ремонту пути так- же значительно превышают нормируемые величины. На машинах вибрацион- но-прессового принципа действия вертикальные колебания на полу и сиденьях превышают допустимые уровни почти в шесть раз. Эксплуатация щебнеочи- стительных машин типа ЩОМ, выправочно-подбивочно-рихтовочных ма- шин — ВПР-1200, выправочно-подбивочно-отделочных машин — ВПО-3000, электробалластеров — ЭЛБ связана с воздействием шума и вибраций, загряз- ненного токсическими пылями воздуха, с неблагоприятным микроклиматом, присутствием в воздухе рабочей зоны комплекса химических веществ, источ- ником которых являются работающие дизельные установки. Содержание окси- да углерода в воздухе рабочей зоны этих машин составляет около 25 мг/м3, сернистого ангидрида до 50 мг/м3 при предельно допустимой концентрации (ПДК) — 10 мг/м3, оксидов азота до 12 мг/м3 при ПДК — 5 мг/м3. На щеб- неочистительных и землеуборочных машинах отмечается высокая запылен-

 


ность воздуха, связанная с особенностями технологии проведения работ. Кон- центрация пыли на открытых рабочих площадках машины Балашенко достига- ет 540 мг/м3, на выносных постах ЩОМ-Д — до 824 мг/м3. При подбивке шпал концентрация пыли в кабине достигает в среднем 50 мг/м3.

На машинистов оказывают негативное воздействие тепловые и электромаг- нитные излучения, акустические и вибрационные колебания. Всовременных двигателях внутреннего сгорания только 50% энергии, выделяющейся при сго- рании топлива, переходит в полезную механическую энергию, остальная — в основном в тепловую, создавая неблагоприятные микроклиматические условия на рабочем месте.

Объекты железнодорожного транспорта потребляют большое количество

кислот, щелочей и других химикатов, которые отработав, могут попасть в сто- ки, а затем, после недостаточной очистки, — в сбросы, далее в реку, откуда возвращаются в производственную и бытовую среду. Такими загрязняющими объектами являются промывочно-пропарочные пункты обработки вагонов, шпалопропиточные заводы, локомотивные и вагонные депо. Загрязнение вод- ных объектов негативно сказывается на здоровье населения железнодорожных поселков, примыкающих к указанным объектам.

Загрязнение рабочих зон происходит распыляемыми сыпучими грузами.

При погрузке и выгрузке они попадают в организм работников, осуществляю-

 


щих грузовые операции, при транспортировании — в организм путевых рабо- чих, нанося таким образом ущерб здоровью и сокращая продолжительность жизни людей. Потери сыпучих грузов при перевозке составляют 2…10 %.

Рабочая зона — пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем по-

ла или площадки, на которых находится место постоянного или временного пребывания работающих.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.012 с.)