Нормирование качества окружающей природной среды должно способствовать обеспечению благоприятной экологической обстановки для всей биосферы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормирование качества окружающей природной среды должно способствовать обеспечению благоприятной экологической обстановки для всей биосферы.



Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (ст. 19, гл.5). Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, а также других государственных стандартов. Нормативы и нормативные документы разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Разработка нормативов включает в себя:

· Проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов;

· Проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов;

· Осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов;

· Формирование единой информационной базы данных нормативов;

· Оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Нормирование заключается в установлении 1) нормативов качества окружающей среды; 2) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества относятся нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями состояния окружающей среды.

Законом РФ «Об охране окружающей среды» в главе 5 установлены следующие нормативы:

- нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных веществ и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы.

Предельно допустимый выброс веществ в атмосферу (ПДВ) устанавливают для каждого источника загрязнения в атмосферу при условии. Что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДК для населения. Растительного и животного мира. Они устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения. Если концентрация вредных веществ превышает значения ПДК в воздухе, то вводится поэтапное снижение выбросов и устанавливаются временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ) на уровне выброса предприятий с наилучшей технологией производства, аналогичных по мощности и технологическим процессам (ГОСТ 17.2.302-78)

Аналогичным образом разрабатываются нормативы по предельно допустимым сбросам (ПДС) и временно согласованным сбросам (ВВС) в водные объекты.

При помощи эколого-правовых мер делается попытка предотвращения загрязнения атмосферного воздуха различными загрязнителями и отравляющими веществами.

Все нормативы качества окружающей среды подразделяются на три группы: санитарно-гигиенические, экологические и вспомогательные (рис 3.1.).

 

 

Рисунок 3.1. Нормативы качества окружающей среды.

 

 

 

 


В первую группу входят нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических, физических и др.), нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия и прочее. Цель таких нормативов - определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Это наиболее разработанная часть нормативов качества окружающей природной среды.

Вторую группу образуют экологические нормативы. Эти нормативы устанавливают требования к источникам вредного воздействия и ограничивают их деятельность определенными предельными величинами (ПДВ, ПДС).

В третью группу входят вспомогательные нормы и правила, обеспечивающие единство в употребляемой терминологии, в деятельности структур и в правовом регулировании экологических отношений.

Нормирование ПДК является составной частью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и направлено на разработку научно-обоснованных критериев безопасности и безвредности для здоровья человека факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности. Главная задача санитарного нормирования среды заключается в установлении единых санитарных норм для всей территории России. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России утверждает санитарные нормы, определяющие предельно допустимые условия влияния на организм человека факторов среды его обитания.

Нормирование ПДК является составной частью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и направлено на разработку научно-обоснованных критериев безопасности и безвредности для здоровья человека факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности. Главная задача санитарного нормирования среды заключается в установлении единых санитарных норм для всей территории России. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России утверждает санитарные нормы, определяющие предельно допустимые условия влияния на организм человека факторов среды его обитания.

Нормативы предельно-допустимых концентраций вредных веществ дают экологическую и социально-гигиеническую оценку состояния окружающей среды, но не указывают на источник вредного воздействия т не регулируют его поведение. Эту функцию выполняют нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ), которые устанавливаются по источникам выбросов. В частности, для России введены жесткие нормативы ПДВ на выбросы от автотранспорта. Например, для автомобиля ВАЗ объемом

камеры сгорания двигателя от 1100-1200 см³ ПДВ на выбросы в атмосферу монооксида углерода (СО), составляет 3%, углеводородов (СxНy) – 1.5%. В большинстве городов около 50-70% выбросов загрязняющих веществ приходится на долю автомобильного транспорта.

 

Наряду с вышеуказанными загрязнениями следует отметить особый вид загрязнений – шумы, вибрации, магнитные, электрические поля, которые относятся к видам акустического загрязнения окружающей среды (рис. 3.2).

 

Рисунок 3.2. Нормативы вредных воздействий.

 

 

 

 


Объектом воздействия акустического загрязнения становится, прежде всего, здоровье человека и его трудоспособность. Нормативы предельно допустимых уровней шума, устанавливают органы здравоохранения РФ.

Бытовой шум – 20 дб, городской – 30-40 дб. Предельно допустимый шум для самолётов над землёй 50 дб. Шум в 90 дб вызывает у человека болезненные ощущения.

Важным направлением охраны человека и природной среды от вредного воздействия шума – введение экологически чистой бесшумной технологии в производственных процессах и на транспорте.

Источниками вредного для человека электромагнитного излучения являются радио - и телестанции, радиолокационные объекты, высоковольтные линии электропередачи. Санитарные правила запрещают постоянное проживание в зоне электромагнитного излучения, сооружение таких объектов в районах жилой застройки. К иным физическим воздействиям относятся тепловое загрязнение окружающей среды. Оно связано с работой крупных промышленных предприятий, требующих для охлаждения большие массы воды.

В настоящее время наиболее актуально радиационное загрязнение атмосферы, которое влечёт за собой радиационное воздействие, исходящее от радиоактивных веществ, т.е. веществ, обладающих активным излучением в результате распада, разложения атомных ядер некоторых химических элементов. Проходя через живые ткани человека, радиационного излучения поглощает энергию из клеток, нарушая биологические процессы, что приводит к физическим, химическим, физиологическим и, в конечном счете, к патологическим изменениям в организме. Примеры источников радиационного воздействия на организм человека множество, начиная совсем от безвредных – естественное космическое излучение и кончая экологическими катастрофами – утечками радиации, авариями на атомных станциях, ядерными испытаниями.

В соответствии со временем и мощностью полученной дозы все лица, подвергавшиеся облучению, подразделяются на три группы.

К группе А относятся все, кто постоянно или временно работал непосредственно с источником радиационного воздействия.

К группе Б – лица, которые по условиям проживания или размещения могут быть подвержены радиационному воздействию.

К группе В – все остальное население региона, города, района.

Предельно допустимой нормой (ПДН) воздействия следует считать дозовый предел для облучаемых лиц группы А, получаемый индивидуально за календарный год, при котором равномерное облучение в течение 50 лет последующей жизни не может вызвать неблагоприятные изменения в организме.

ПДН облучения для группы А за календарный год 5 бэр; группы Б – 0,5 бэр. Для района Чернобыльской АЭС установлены аварийные ПДН радиации. Минздрав рекомендовал на всю жизнь – 35 бэр на 70 лет (50 бэр*70=35 бэр).

Радиационный фон в средней полосе России с учётом естественной радиации составляет 10-20 микрорентген в час (мощность излучения цветного телевизора – 30-40 микрорентген в час, в салоне самолёта на высоте 10 км – 400 мкр/час).

Приборы для обнаружения и измерения ионизирующего излучения по своему назначению подразделяются на дозиметры, радиометры, спектрометры. Имеются универсальные приборы, которые совмещают функции всех трёх видов. В зависимости от объёма и характера контроля приборы могут быть для индивидуального контроля (носимые), группового (непереносимые) и стационарные однокамерные и многокамерные приборы и установки для непрерывного дистанционного дозиметрического контроля.

 

 

Список литературы.

 

1. Декларация «О государственном суверенитете Российской Федеративной Социалистической республики», 12 июня 1990 г., Ведомости, 1990, №2, с. 22

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина, 22 ноября 1991 г., Ведомости,1991, №52 с.1865

3. Конституция Российской Федерации, 21 апреля 1992 г., М.,1993

4. Закон «Об охране окружающей среды». Федеральный закон от 10 января 2002г. №7-ФЗ //Российская газета, 2002 г., 12 января.

5. Боголюбов С.А. Экологическое право./Учебник для вузов – М.: Изд-во НОРМА, 2001, с. 448.

6. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М.: Профобразование, 2002, с. 563.

7. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. – М.: 2000, с. 143.

8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября2001 г. №136- ФЗ // Российская газета, 2001 г., 30 октября.

9. Об охране атмосферного воздуха от 4 мая 1999 г. № 96- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1999. № 18, ст. 2222.

10. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 29. 12. 2001 № 169- ФЗ // Российская газета, № 1, 04. 01. 2001.

11. Федеральный закон «О лицензировании» от 08.08.2001г. № 128- ФЗ. // Российская газета, № 153-154, 10.08.2001г.

12. Об аудиторской деятельности федерального закона от 07.08.2001г. № 119- ФЗ// Российская газета, 09.08.2001г.

13. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999г., № 4, с. 1650.

14. Лесной кодекс Российской Федерации от 25.09.2001г. № 136-ФЗ // Российская газета, 30 октября 2001г.

15. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 47, с. 4471.

16. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998г. № 146-РФ (часть первая); № 118-ФЗ от 05.08.2000г. // Собрание законодательства Российской Федерации 1998г., № 31, с. 38 24.

17. Николаев А. В. Основы экологического права и проблемы экологии.- Санкт-Петербург, 2001, с. 72.

18. Экологическое право России.: Сб. нормативных правовых актов и документов / Под ред. Голиченкова М., 1997, с. 170.

19. Винокуров Ю. Е. Практикум по экологическому праву Российской Федерации.М., МНЭПУ, 2000г., с. 72.

20. Байдаков С. Л., Серов Г. П. Правовое регулирование безопасности муниципального образования в сфере жизнедеятельности: Учеб. пособие., М.: Изд-во МНЭПУ, 2002г., с. 102.

21. Лопашенко Н. А. Экологические преступления. СПБ: Юрид. Центр Пресс, 2002г., с. 345.

22. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильяк, М.: МНЭПУ, 2001г., с. 201.

23. ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. М.: Госстандарт России, 2001г.

24. Экология, охрана природы, экологическая безопасность.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000г.

25. Закон РФ «О недрах», 19 февраля 1992 г., Ведомости, 1992, №16, с.834

26. Положение о порядке лицензирования пользования недрами, 15 июня 1992 г., Ведомости,1992, №33, с.1917

27. Закон РФ «Основы лесного законодательства российской Федерации», 6 марта 1993 г., Ведомости, 1993, №15, с.523

28. Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях», 1995 г

29. Формирование экологического законодательства в Нижегородской области. Сборник законов, Н. Новгород,1999 г.

 

 

Глава 4. Органы государственного управления природопользованием



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.26.248 (0.043 с.)