Природа и сущность этики и психологии деловых отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и сущность этики и психологии деловых отношений



Деловые отношения − это один из типов общественных отношений как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в процессе совместной деятельности. При этом поведение другого человека, как правило, наименее поддается контролю, и чаще всего мы не понимаем партнера по общению так хорошо, как это нам кажется, и это создает препятствия в решении производственных проблем.

Психология отношений – наука, которая имеет целью осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду. На первый план выдвигается намерение участников понять друг друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом. При этом особую значимость приобретает одинаковое понимание ситуации.

Психология деловых отношений – наука, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в процессе делового взаимодействия с целью повышения его эффективности и социальной ответственности, а также факторы их детерминирующие. К ним, прежде всего, относятся профессиональная деятельность и общение, индивидуальные свойства человека, личностно-ценностная сфера и профессионально-важные качества людей, групповые и межгрупповые процессы, мотивация, лидерство, деловая культура и т.п.

Этика (греч. ethos – обычай, нрав) – система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. В центре этики стоит мораль (лат. moralis – нравственный) – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – в семье, быту, политике, науке, труду и т.д. Различают этику общечеловеческую (ее еще называют универсальной) и профессиональную этику. Общечеловеческая − представляет собой комплекс этических представлений, норм, оценок, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял. Профессиональная – нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности и привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, профессиональный этический кодекс и т.п.

Этика деловых отношений – учение о проявлении морали и нравственности в деловых отношениях, взаимоотношениях деловых партнеров. Она представляет собой совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношение людей в процессе их производственной деятельности. Этика деловых отношений опирается на ряд специфических принципов, которые представляют собой абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.

Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта (основополагающий этический принцип): «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношений: 1) принципы личности: • прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли; • уважай участников общего дела − это основа отношений с ними и самоуважения; • воздерживайся от насилия и угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей; 2) принципы профессионала: • всегда веди дело сообразно средствам; • оправдывай доверие, в нем − основа предпринимательства и ключ к успеху; • конкурируй достойно; 3) принципы гражданина России: • соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти; • для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов; • твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия; 4) принципы гражданина Земли: • при создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе; • найди в себе силы противостоять преступности и коррупции; • проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран.

Объект этики и психологии деловых отношений – идеальная психическая реальность проявления сознания людей. Речь идет, прежде всего, о духовном мире людей, их интеллектуальных, эмоциональных и волевых качествах, а также о подсознательных импульсах их психики, которые в своей совокупности и определяют их конкретные действия, формы активности, их поведение как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Предмет этики и психологии деловых отношений – психологическая и нравственная сторона деловых отношений, а также психические свойства, процессы и состояния отдельных участников деловых отношений, организаций и групп.

Закономерности межличностных отношений – объективно существующая устойчивая связь явлений, возникающих в межличностном общении и накладывающая значительный отпечаток на его характер. Основными закономерностями являются:

1) закономерностьнеопределенности отклика – зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различий их личностных особенностей, конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностей передачи воздействия;

2) закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки, смысл которой состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека, а также самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека и относительно самого себя (неадекватность самооценки можно рассматривать как частный случай неадекватности отображения человека человеком);

3) закономерность искажения смысла информации, действует объективно и тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации на входе и выходе любого процесса. В основу действия данной закономерности заложены такие обстоятельства, как многовариантность трактовки понятийного состава языка, на котором передается информация, а также различия в восприятии информации разными людьми и даже одним человеком в разные моменты времени. При этом процесс словесного оформления мыслей и их понимание с неизбежностью порождают деформацию смысла сообщения;

4) закономерность психологической самозащиты заключается в том, что по отношению к другим людям мы, как правило, ставим на первое место их внешнюю физическую безопасность, пренебрегая психологической. Однако сами люди придают очень большое значение собственной психологической безопасности и самозащите от посягательств на неё. Ведущим мотивом социального поведения является сохранение личного статуса, собственного достоинства человека. В повседневной жизни, в процессе профессиональной деятельности можно выделить несколько видов безопасности: внешняя физическая; внутренняя физическая; юридическая (или правовая); социальная; психологическая.

Все перечисленные виды безопасности важны и значимы для человека. Как уже отмечалось, очень часто окружающие пренебрегают психологической безопасностью других людей, что проявляется в осознанном или неосознанном посягательстве на ведущие мотивы социального поведения человека. Следует помнить, что каждый из нас активно или пассивно пытается защититься от этих посягательств. Вне зависимости от того, в какой форме такая защита происходит, она нарушает нормальные, полезные взаимоотношения людей, создает между ними барьеры в общении.

Психологическая защита – это особая психическая активность, направленная на сохранение самоуважения в условиях мотивационного конфликта, проявляющаяся в тенденции уменьшить диссонанс, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других. Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

К основным защитным механизмам относятся:

вытеснение – процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины, которые как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п.;

идентификация (от identificare – отождествлять.) уподобление себя значимому объекту (личности или группе); бессознательное копирование действий, переживаний, черт и манер другого;

регрессия (лат. regressio – движение назад) – возврат к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными, использование соответствующих способов реагирования. Часто регрессию оценивают как негативный для личности механизм (например, инфантильность);

проекция (лат. projection – бросание вперед, вдаль) – приписывание другому человеку или объекту собственных качеств, намерений, желаний, таким путем защищая себя от осознания этого в себе;

рационализация (лат. rationalis – разумный) – заключается в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неприемлемых мыслей, чувств, действий, а также неудач, этически приемлемыми мотивами;

отрицание – непринятие происшедшего события как реального, отрицание мыслей, чувств, желаний, потребностей, содержащих в себе угрозу для того или иного индивида; • замещение – перенос чувств и действий, вызываемых одним лицом (объектом), на другого (другой) ввиду невозможности или небезопасности их проявления в отношении первого;

сублимация (лат. sublimo – возвышаю) – трансформация нежелательных, травмирующих и негативных переживаний в различные виды конструктивной и востребованной деятельности; бессознательное переключение отрицательной психической энергии на конструктивную деятельность (творчество, карьерный рост, спорт и др.);

компенсация – (лат. compensatio – возмещение) – преодоление чувства неполноценности в той или иной области, реальных и воображаемых психофизических недостатков. Она осуществляется двумя путями: а) развитием «силы» в одной области деятельности (или одного какого-либо качества) для восполнения «слабости» в другой (замещенные виды деятельности); б) совершенствованием как раз той черты, вида деятельности, в которой проявляется «слабость личности».

К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие: соотношение целей и средств их достижения; соотношение личных и общественных интересов; выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом; соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.

В деловых отношениях могут возникать следующие проблемы: сокрытие фактов и неверная информация в отчетах при проведении проверок; выпуск некачественной продукции; завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров; наличие фаворитов; невозможность высказать свое возмущение и несогласие в атмосфере постоянных неэтичных поступков; невозможность уделять должное внимание семье или личным делам из-за обилия работы; производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности; перемещение по служебной лестнице «по головам» сослуживцев; обман работников с целью получения выгоды для компании; создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.008 с.)