Нарушения концентрации внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения концентрации внимания



Рассеянность внимания может быть нескольких видов:

Истинная рассеянность – состояние, в котором внимание человека свободно блуждает, не останавливаясь на определенном объекте. Иногда его называют прострацией, если речь идет о рассеянности в негативном смысле и сопровождается упадком сил, отсутствием интереса к происходящему, скукой и т.д. Может возникнуть при переутомлении, недосыпе, плохом самочувствии или длительном выполнении монотонной работы.

Мнимая рассеянность проявляется, если человек не может рационально распределить внимание между внешней средой и собственными мыслями. Причина – концентрация на внутреннем потоке мыслей.

Ученическая рассеянность – слишком высокая переключаемость внимания.

Старческая рассеянность – плохая переключаемость внимания.

Мотивационно-обусловленное невнимание – отсутствие концентрации внимания, сознательное избегание мыслей об определенных объектах, их игнорирование.

Избирательная рассеянность – исключение привычных вещей, например, обычное биение сердца не привлекает наше внимание, как и процесс дыхания, и тиканье часов в вашей комнате [4].

Разминка на концентрацию внимания (найди букву С)

Оооооооооооооооо оооооооооооооооо оооооооооооооооо

Оооооооооооооооо оооооооооооооооо оооооооооооооооо

Оооооооооооооооо оооооооооооооооо оооооооооооооооо

Оооооооооооооооо оооооооооооооооо оооооооооооооооо

Оооооооооооооооо оооооооооооооооо оооооооооооооооо

Оосооооооооооооо оооооооооооооооо оооооооооооооооо

Колебание

Колебание внимания – это такое периодическое ослабление с последующим его усилением (как волна). Происходит это с периодичностью приблизительно 8 секунд. Это физиологический процесс и управлять им невозможно[5]!

Экспериментальные исследова­ния показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колеба­ниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секун­дам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пы­таться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении более сложных фи­гур, — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присмат­риваться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой (рисунок ниже) (1, с.462).

 

Распределение

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных диплома­тических документов. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъектив­ное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на дру­гой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одно­временно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью авто­матизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, со­вмещение деятельности невозможно.

Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте (красно-черные таблицы). На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен называть по порядку ряды цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют: красные цифры надо назвать в прямом порядке, а черные — в обратном.

Объем

Под объемом внимания понимает­ся количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью од­новременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных ве­щах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обра­батывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа од­новременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп — прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быст­ро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это по­зволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Обычно тахистоскоп состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток вре­мени (от 10 до 50-100 мс). Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2.

Следует отметить, что понятие объема внимания очень близко к понятию объе­ма восприятия, а широко применяемые в литературе понятия поля ясного внима­ния и поля неясного внимания очень близки к понятиям центра и периферии зри­тельного восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания связан­ных между собой элементов может быть намного больше, если эти элементы объединены в осмысленное целое. Объем внимания является изменчивой величи­ной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структуриро­вать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не пе­регружать объем внимания учащихся.

 

Переключение

Переключение означает созна­тельное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В це­лом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодина­кова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотноше­ния между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъек­та к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств (1, с.463-465).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.62.42 (0.008 с.)