регулировать пространственные параметры движений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

регулировать пространственные параметры движений.



В комплексном процессе воспитания способностей, от которых зависит точность движений, лишь условно можно выделить отдельные стороны. В то же время важно учитывать, что пути, ведущие преимущественно к достиже­нию пространственной, или временной, или динамической точности движений, не одни и те же. Рассматривая те из них, кото­рые направлены преимущественно на повышение степени простран­ственной точности движений, надо иметь в виду, что они изби­раются прежде всего исходя из необходимости обеспечить система­тическое развивающее воздействие на восприятие и анализ прост­ранственных условий действия («чувство пространства»), а одно­временно с этим и на управление пространственными парамет­рами движений.

Особенности проявления «чувства пространства» в двигательной деятельности определяются тем, что восприятие пространства и оценка пространственных параметров движений при этом тесней­шим образом связаны с активным включением «мышечного чув­ства», органически слиты с мышечно-двигательными ощущениями (в результате чего возникают такие комплексные восприятия и представления, как «чувство барьера», «чувство планки» и т. д.) и подчинены реализации конкретной двигательной задачи, предпо­лагающей перемещение в пространстве. Отсюда понятно, что совер­шенствование «чувства пространства» в процессе физического вос­питания осуществляется в единстве с совершенствованием спо­собности соблюдать заданные пространственные параметры дви­жений.

Уточнение пространственных восприятий и достижение пространственной точности движений обеспечиваются в результате раци­онально построенного обучения двигательным действиям и воспита­ния основных двигательных способностей. Ведущую роль при этом в совершенствовании «чувства пространства» и повышении сте­пени пространственной точности движений играет четкая постанов-ка и реализация системы заданий с последовательно возраста­ющими требованиями к точности дифференцировок (различений) при оценке пространственных условий действий и к точности управ­ления движениями в пределах заданных пространственных пара­метров. Конкретное содержание таких заданий и их методическое оформление зависят от особенностей двигательных действий, явля­ющихся предметом обучения или средством воспитания двига­тельных способностей, а также от особенностей этапов обучения, воспитания. Применительно к этому используют ряд методических

Пути достижения временной и динамической точности движений рассматри­ваются в следующей главе учебника в связи с проблематикой воспитания ско­ростных и силовых способностей.

Подходов и приемов, направленных на то, чтобы в каждом слу­чае так или иначе способствовать достижению необходимой точ­ности движений.

Хотя взаимосвязь пространственной, временной и динамической точности движений в различных двигательных действиях имеет свои особенности, реально каждая из этих сторон точности может прояв­ляться лишь в единстве с другими ее сторонами. Иначе говоря, чтобы выполнить действие в точном соответствии с заданными пространственными параметрами, надо, чтобы движения были в той или иной мере точными и по времени, и по величине прилага­емых усилий; то же самое относится к другим сторонам точ­ности. Поэтому, используя методические подходы, направленные преимущественно на достижение пространственной точности движе­ний, необходимо одновременно реализовать установку на точное соответствие друг другу всех параметров действия в целом. Этим правилом особенно важно руководствоваться при выполнении упражнений, требующих высокой финальной точности действия (бросков баскетбольного мяча в корзину, уколов в фехтовании и т. п.), а тем более финальной точности в сочетании с высокой скоростью и мощностью движений, как при метаниях спортивных снарядов на дальность, ударах в боксе и в футболе и т. д. Даже временное пренебрежение в таких действиях точностью движения ради скорости или мощности усилий, как и выполнение их с заниженными скоростно-силовыми параметрами ради пространст­венной точности, отрицательно сказывается на их общей результа­тивности (обзор экспериментальных данных — лит. 2).

Вместе с тем если соблюдаются общие правила техничного вы­полнения двигательных действий, на отдельных этапах их совер­шенствования бывает целесообразно сосредоточить внимание на от­дельных сторонах точности движений, в частности на простран­ственной точности. Наиболее широко это практикуется в методике упражнений, регламентируемых эталонными, строго стандартизиро­ванными требованиями к пространственной точности движений (в спортивной гимнастике, многих акробатических упражнениях, художественной гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании на коньках и т. д.).

Отдельные методические подходы и приемы. Ряд методических подходов, направленных на достижение необходимой точности дви­жений при совершенствовании двигательных действий, включает выполнение специальных заданий по точному воспроизведению и варьированию их в строго заданных пространственных границах. В зависимости от особенностей содержания и условий выполне­ния упражнений оправданы, в частности, следующие методи­ческие подходы.

Реализация заданий на точность воспроизведения эталонных пространственных параметров движений в стандартных услови­ях. Этот подход чаще всего используется при совершенство­вании двигательных действий со стандартной кинематической структурой, относительно которых установлены строго определенные (эталонные) требования к точности пространственных пара­метров движений.

Так, при выполнении махов, поворотов, оборотов на гимнастических снарядах ставится задача возможно точно воспроизвести установленные эталонные пара­метры направления, амплитуды, формы траектории движений, положения тела в пространстве. Для первоначального облегчения реализации этой задачи исполь­зуют различные приемы моделирования заданных положений и перемещений те­ла на учебных макетах и муляжах (типа механической модели «гимнаст на снаря­де» и т. п.), вводят в обстановку действия дополнительные пространственные ориентиры (разметку на стенах зала или на щитах, мячи на подвесках, обоз­начающие граничные точки движений и т. д.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.005 с.)