Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука же осваивает мир прежде всего в системе абстракций.
8. Специфика религиозного познания. Одной из древних форм познания, генетически связанной с мифологией, является религиозное познание. Его специфика состоит не только В СПОСОБНОСТИ К ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЮ, к выходу за пределы ЧУВСТВЕННО ОСЯЗАЕМОЙ РЕАЛЬНОСТИ и признании иного («сверхъестественного», «небесного») мира — проще говоря, Бога или богов.
Уникальная способность религии заключается в ПОСТУЛИРОВАНИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЭТИМИ МИРАМИ, т.е. возможности мира сверхъестественного оказывать решающее воздействие на судьбы мира земного и его обитателей. А эта связь реализуется при помощи КУЛЬТА, без которого религия немыслима.
Особенности религиозного познания определяются тем, что ОНО ОБУСЛОВЛЕНО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ФОРМОЙ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ К ГОСПОДСТВУЮЩИМ НАД НИМИ ЗЕМНЫМ СИЛАМ (ПРИРОДНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ).
Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные.
Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран.
9. Производит ли религия знание? Однако религия (как и мифология) не производит знание в СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ и тем более ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ форме. Она никогда не выполняла и не выполняет ФУНКЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер.
Если для религиозного познания характерно СОЕДИНЕНИЕ ЭМО ЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ С ВЕРОЙ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ, то СУЩНОСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру.
10. Вера как важнейшее понятие религии и религиозного познания. Важнейшим понятием религии и религиозного познания является «вера». В этой связи отметим, что в понятии «вера» следует выделять два аспекта:
а) религиозная вера;
б) вера как уверенность (доверие, убеждение), т.е. то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, в различных формах научного познания и прежде всего в гипотезах.
Как подчеркивал А. Эйнштейн, «без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не может быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества».
Вместе с тем некоторые другие ученые считают, что науке нужна и религиозная вера, и предлагают «построить мост» не только между философией и наукой, но и между наукой и религией.
8. СПЕЦИФИКА ИГРОВОГО ПОЗНАНИЯ? ПЛАН 1. Игра как форма познания. 2. Понятие игры в науке. 3. Игра и философия. 4. Важнейшая цель игры. 5. Что есть игра по Хейзингу? 6. Особенности игры. 7. Игра и познание. 8. Игра с методологической точки зрения. 9. Виды игры.
1. Игра как форма познания. Одна из исторически первых форм — игровое познание как ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид: А)осуществляет активную познавательную деятельность; Б)приобретает большой объем новых знаний; В)впитывает в себя богатства культуры — деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т.п. Общеизвестно огромное значение игры для удовлетворения неиссякаемой любознательности детей, формирования их духовного мира и определенных знаний, навыков общения.
2. Понятие игры в науке. В настоящее время понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике и других науках. Здесь все чаще применяются специальные ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ и ИГРОВЫЕ СЦЕНАРИИ, где проигрываются различные варианты течения сложных процессов и решения научных и практических проблем.
3. Игра и философия. Целый ряд влиятельных направлений современной философской и научной мысли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изучения. Это, в частности, герменевтика (Гадамер), философская антропология (Финк) и др.
Так, Хейзинга считает игру всеобщим принципом становления культуры, основой человеческого общежития в любую эпоху.
По Гадамеру, игра представляет собой способ бытия произведений искусства, которое в свою очередь есть преимущественный способ свершения (раскрытия) истины.
4. Важнейшая цель игры. Важнейшая цель игры — ФИЗИЧЕСКОЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
5. Что есть игра по Хейзингу? Определение игры как таковой дал Хейзинга: «Игра есть добровольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени, по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия» нежели «обыденная жизнь».
6. Особенности игры. Выделяют следующие характерные особенности игры:
А) возможность вырваться из-под гнета ОБЫЧНЫХ ФОРМ ПРИНУЖДЕНИЯ — экономического, социального, идеологического и даже семейного;
Б) реализация ПОТРЕБНОСТИ В СВОБОДЕ, осуществление БЛОКИРОВАННЫХ ЖЕЛАНИЙ;
В) возможность РЕШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ЗАДАЧ — реализации себя, влияние на других, поднятие своего престижа и т.п.
7. Игра и познание. Игра (в любых своих формах) открывает много возможностей для познания предметов, людей, обстоятельств и т.п., которые так или иначе оказываются «втянутыми» в игру. В современных исследованиях в качестве главной особенности игры в сравнении с другими формами человеческой деятельности отмечается, что взаимосвязь СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ЗДЕСЬ НОСИТ УСЛОВНЫЙ, СИМВОЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.
8. Игра с методологической точки зрения. С методологической точки зрения игра — это прежде всего ИМИТАЦИЯ реально существующих или потенциально реализуемых систем отношений, гипотез, теорий, правил (норм) деятельности, особенностей конкретных личностей и т.п. 9. Виды игры. По разным основаниям выделяют различные виды игр — учебные, спортивные, военные, деловые, ролевые, имитационные, управленческие, исследовательские, физические и интеллектуальные и т.д.
Разнообразие игр определяет и разнообразие их познавательных функций и характеристик.
9. ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ ПЛАН 1. Личностное знание как форма знания. 2. Знание и личность. 3. Личностное знание и переживание. 4. Два типа знания по Полани. 5. Как приобретается неявное знание? 1. Личностное знание как форма знания. Говоря о формах знания, нельзя обойти вниманием достаточно известную (особенно в современной западной гносеологии) концепцию личностного знания, разработанную британским ученым М. Полани (1891—1976). Он исходил из того, что знание — это активное постижение познавательных вещей, действие, ТРЕБУЮЩЕЕ ОСОБОГО ИСКУССТВА И ОСОБЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
2. Знание и личность. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот процесс) НЕ МОГУТ БЫТЬ ДЕПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫМИ. А это значит, что людей (а точнее — ученых) со всеми их интересами, пристрастиями, целями и т.п. нельзя отделить от производимых ими знаний или механически заменить другими людьми. Согласно Полани, личностное знание необходимо предполагает ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ САМООТДАЧУ. В нем запечатлена не только познаваемая действительность, но САМА ПОЗНАЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ, ее заинтересованное (а не безразличное) отношение к знанию, ЛИЧНЫЙ ПОДХОД к его трактовке и использованию, СОБСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ его В КОНТЕКСТЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ, СУГУБО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, ИЗМЕНЧИВЫХ И, КАК ПРАВИЛО, НЕКОНТРОЛИРУЕМЫХ АССОЦИАЦИЙ.
3. Личностное знание и переживание. Личностное знание — это не просто совокупность каких-то утверждений, но и ПЕРЕЖИВАНИЕ ИНДИВИДА. Личность живет в нем «как в одеянии из собственной кожи», а не просто констатирует его существование. Тем самым в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, и эта «добавка» не свидетельство несовершенства, но насущный необходимый элемент знания, что не делает последнее чисто субъективным.
4. Два типа знания по Полани. Полани отстаивает положение о наличии у человека двух типов знания: А) ЯВНОЕ ЗНАНИЕ, артикулированное, выраженное в понятиях, суждениях, теориях и других формах рационального мышления, и Б) НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ, имплицитное, не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. Оно не допускает полной экспликации и изложения в учебниках, а передается «из рук в руки». 5. Как приобретается неявное знание? Неявное знание приобретается и осваивается только в непосредственном общении и личных контактах ученых. Это знание практически не выражается в явной форме в виде описаний, диаграмм, инструкций и т.п. Оно представляет собой наработанный годами ПРАКТИЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ КОНКРЕТНОГО УЧЕНОГО — его манера исследования, навыки экспериментирования и т.п. Тем самым НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ ОСТАЕТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛЯ, НА КОТОРОМ ПРОИСХОДЯТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ, но оказывает существенное воздействие на их содержание и характер. 10. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ) ПЛАН 1. Что такое проблема демаркации? 2. Каковы основные особенности именно научного познания? А) Обнаружение объективных законов. Б) Предвидение будущего. В) Объективная истина как цель и ценность. Г) Системность. Д) Методологическая рефлексия. Е) Доказательность. Ж) Производство и воспроизводство новых знаний. З) Верификация и фальсификация научных утверждений. К) Материальные средства познания. Л) Идеальные средства познания. М) Идеализированные объекты. Н) Использование искусственного (формализованного) языка. О) Наличие подготовленного субъекта познавательной деятельности 3. Относительность границ между наукой и ненаукой.
1. Что такое проблема демаркации? Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности — это проблема демаркации, т.е. это ПОИСК КРИТЕРИЕВ РАЗГРАНИЧЕНИЯ СОБСТВЕННО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И НЕ (ВНЕ) НАУЧНЫХ ПОСТРОЕНИЙ.
2. Каковы основные особенности именно научного познания? К числу таких критериев можно отнести следующее: А) Обнаружение объективных законов. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — ОБНАРУЖЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.
Отсюда ориентация исследования главным образом на: -- общие, существенные свойства предмета,
-- необходимые характеристики предмета и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов.
Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
Это основной признак науки, главная ее особенность.
Б) Предвидение будущего. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов НАУКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРЕДВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО С ЦЕЛЬЮ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.
Выдающиеся творцы науки обращали внимание на то, что ГЛУБОКИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ДОЛЖНЫ ПОТЕНЦИАЛЬНО СОДЕРЖАТЬ В СЕБЕ «ЦЕЛЫЕ СОЗВЕЗДИЯ БУДУЩИХ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И НЕОЖИДАННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИЛОЖЕНИЙ».
Иначе говоря, наука обязана обеспечить СВЕРХДАЛЬНЕЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ практики, выходя за рамки существующих стереотипов производства и обыденного опыта.
Наука должна быть нацелена не только на изучение объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех объектов, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем. В) Объективная истина как цель и ценность. Н ЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ЦЕЛЬ И ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — объективная истина, постигаемая преимущественно РАЦИОНАЛЬНЫМИ средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств.
Отсюда характерная черта научного познания — ОБЪЕКТИВНОСТЬ,устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения.
Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания.
Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритического отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм.
Г) Системность. СУЩЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКОМ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО СИСТЕМНОСТЬ, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.
Собрание разрозненных знаний (а тем более их механический агрегат, «суммативное целое»), не объединенных в систему, еще не образует науки.
ЗНАНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В НАУЧНЫЕ, КОГДА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ СОБИРАНИЕ ФАКТОВ, ИХ ОПИСАНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ДОВОДЯТСЯ ДО УРОВНЯ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ПОНЯТИЙ, В СОСТАВ ТЕОРИИ.
Наука есть не только целостная, но и развивающаяся система, как таковыми являются и конкретные научные дисциплины, а также другие элементы структуры науки — проблемы, гипотезы, теории, научные парадигмы и т.д.
Сегодня все сильнее утверждается мысль о том, что НАУКА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ОРГАНИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА, НО И СИСТЕМА ОТКРЫТАЯ, САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ.
Современная (постнеклассическая) наука все более активно усваивает идеи и методы синергетики, которая становится коренным основанием науки XXI в.
НАУКА КАК ЦЕЛОСТНАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ И САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ БОЛЕЕ ШИРОКОГО ЦЕЛОГО, БУДУЧИ ВАЖНЕЙШИМ ОРГАНИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТОМ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Д) Методологическая рефлексия.ДЛЯ НАУКИ ХАРАКТЕРНА ПОСТОЯННАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере — ОСОЗНАНИЕМ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, посредством которых исследуются данные объекты.
При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, однако в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гуманитарных наук). Это и понятно: ведь ученый — это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастиями и интересами и т.п. Поэтому-то и невозможно его деятельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как любой человек, не вмещается полностью в их рамки.
Е) Доказательность.НАУЧНОМУ ПОЗНАНИЮ ПРИСУЩА СТРОГАЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ, ОБОСНОВАННОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ДОСТОВЕРНОСТЬ ВЫВОДОВ. Знание для науки есть доказательное знание.
Иначе говоря, знание (если оно претендует на статус научного) ДОЛЖНО БЫТЬ ПОДТВЕРЖДЕНО ФАКТАМИ И АРГУМЕНТАМИ.
Вместе с тем в науке немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений, заблуждений и т.п.
Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
Специфическими средствами обоснования истинности знания в науке являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.
Ж) Производство и воспроизводство новых знаний. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ЕСТЬ СЛОЖНЫЙ, ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА И ВОСПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ ЗНАНИЙ, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других ИДЕАЛЬНЫХ ФОРМ, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п.
ВЫРАБОТКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО (И ПРЕЖДЕ ВСЕГО — ИСКУССТВЕННОГО) НАУЧНОГО ЯЗЫКА — ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В НАУКЕ.
Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами.
ПРОЦЕСС НЕПРЕРЫВНОГО САМООБНОВЛЕНИЯ НАУКОЙ СВОЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АРСЕНАЛА — ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ (КРИТЕРИЙ) НАУЧНОСТИ. З) Верификация и фальсификация научных утверждений. ЗНАНИЕ, ПРЕТЕНДУЮЩЕЕ НА СТАТУС НАУЧНОГО, ДОЛЖНО ДОПУСКАТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ.
Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется ВЕРИФИКАЦИЕЙ. Процесс установления ложности научных утверждений — ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ.
УТВЕРЖДЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ, КОТОРЫЕ В ПРИНЦИПЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ ПОДВЕРГНУТЫ ЭТИМ ПРОЦЕДУРАМ, КАК ПРАВИЛО, НЕ СЧИТАЮТСЯ НАУЧНЫМИ. ВЫВОД: Иначе говоря, познание может считаться научным, когда оно:
а) дает возможность постоянной проверки «на истинность»;
б) когда его результаты могут быть многократно повторены и воспроизведены эмпирически в любое время, любым исследователем, в разных странах;
в) важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.097 с.) |