Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Налоги в российской империи в XVIII В.
Налоговые реформы Петра I В эпоху Петра I (1672—1725, русский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император с 1721) в сфере налогообложения произошли следующие радикальные изменения: подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, экзотические виды налогообложения — налог на бороды, существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов (финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков. Ведение войн с Турцией, а затем и со Швецией, строительство флота, создание регулярной армии, возведение новых городов и развитие горно-добывающей, металлургической и суконной промышленности, строительство каналов, учреждение казенных заводов требовали значительных финансовых ресурсов. Основными расходными статьями были армия и флот. В бюджете 1701 г. расходы на военные нужды составляли 82,9% всех государственных расходов, увеличившись по сравнению с 1680 г. в 4,5 раза, такие же расходы на военные нужды были и в период Северной войны. В 1710 г. дефицит превысил 500 тыс. руб., что составляло примерно 1/7 часть доходов государства, этот дефицит пытались покрыть за счет внутренних и внешних займов, однако все попытки привлечь займы оканчивались неудачей. Для покрытия дополнительных расходов вводится ряд чрезвычайных налогов: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать напокупку драгунских лошадей. Создателями и разработчиками новых видов налогообложения были прибыльщики — государственные люди, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». По инициативе прибыльщиков были введены подушная подать, гербовый сбор, налоги с постоялых двров, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы, введено удвоенное обложение податями староверов. Наряду с многочисленными законно установленными налогами в период Петра I на местах нередко взимаются незаконные сборы. В 1705 г. астраханский воевода Ржевский самовольно увеличил торговые пошлины, установил новые налоги на бани, погреба, печи и т.п., ввел ряд торговых монополий и отдал их своим приспешникам, а на солдат и стрельцов возложил еще одну тяжелую повинность по снабжению казенных заводов дровами. Все это вызвало возмущение населения. В ночь на 30 июля 1705 г. восставшие солдаты, стрельцы, посадские и работные люди ворвались в астраханский кремль, убили воеводу и казнили его приспешников. Общее собрание астраханцев (круг) отменило новые налоги, ликвидировало откупа и монополии. Восстание было жестоко подавлено 2 марта 1706 г. войсками под командованием Б.П. Шереметева, сотни мятежников после длительного следствия казнены в 1707 г. на Красной площади в Москве1.
Еще до Петра I существовали отдельные виды обложения коммерческих промыслов. Прообразом промыслового налогообложения можно считать посошные и подымные подати, взимавшиеся крайне неравномерно и имевшие характер окладных налогов. Петр I разделяет все торговое и ремесленное сословие на купеческие гильдии и ремесленные цехи. Основными целями являются полицейские, при этом преследуется также и фискальный интерес: купцы облагаются гильдейским сбором 17 гг.), фискальное значение которого постепенно возрастает. Учреждение гильдий было связано со стремлением организовать торгово-промышленное население городов в особое сословие, так как купцы платили вместе с другими неслужилыми сословиями подушную подать. Регламентом Главному Магистрату 16 января 1721 г. было повелено всех регулярных граждан (т.е. все городское население, за исключением иностранцев, шляхетства, духовенства и подлых людей — чернорабочих, поденщиков) разделить на две гильдии, причем к первой гильдии или к первостепенным были отнесены: «банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги и которые разными товарами в рядах торгуют, городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы», а ко второй — «которые мелочными товарами и харчевными всякими припасами торгуют, рукомесленные, рещики, токари, столяры, портные, сапожники и сим подобные».
Из инструкции Магистратам 1724 г. видно, что гильдии имели своих выборных представителей — «старшин и старост с товарищами», которые должны были «попечение и старание иметь обо всем, что до пользы граждан» касается и «о чем надлежит магистрату предлагать». Все, что касалось гражданской пользы, городовой Магистрат должен был, согласно инструкции, обсуждать со старшинами и старостами гильдий2. Реформы в сфере обложения, осуществленные при Петре I, привели к тому, что общая сумма прямых налогов за период с 1680 по 1724 г. возросла с 494 тыс. руб. до 4731 тыс. руб.3 В 1719 г. вводится горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII в. В 1668 г. плавильщик Дмитрий Тумашев получил по грамоте дозволение искать в Сибири золото, серебро, железные руды и камни при условии платить в казну десятый пуд металлов натурой. Горная подать представляла собой специальный вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. К эпохе Петра I относится и появление в России горного законодательства. Первым законодательным распоряжением Петра I по горной части являлся Указ 2 ноября 1700 г., который обязывал всякого, «кто в Москве и в городах ведает или впредь сведает на государевых или на чьих-нибудь землях золотую и серебряную и медную или иные какие руды», извещать об этом правительство: изветчикам обещано жалованье, тому же, «кто руду скроет», указ угрожал наказанием. Определенные правила были установлены Берг-Привилегией, изданной 10 декабря 1719 г. одновременно с учреждением Берг-Коллегии. Провозгласив принцип горной регалии («Нам одним, яко монарху, принадлежат рудокопные заводы»), Петр I, «дабы Божие благословение под землю втуне не оставалось», объявил, что «соизволяется всем и каждому во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях, искать, плавить, варить и чистить всякие металлы и минералы». Открывший руду получал от Берг-Коллегии привилегию или жалованную грамоту, по которой местные власти отводили ему для разработки 250 кв. сажен. «С той земли, на которой промышленники построят завод, повинны заплатить тому владетелю от каждой руды или минерала, готово сделанного, 32-ю долю прибыли». Промышленники обязаны были доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией. Тем, «которые изобретенные руды утаят и доносить об них не будут, или другим в сыскании, устроении и расширении тех заводов запрещать и мешать будут, объявляется жестокий гнев, неотложное телесное наказание и смертная казнь и лишение всех имений». В 1720 г. все права по Берг-Привилегии были предоставлены также и иностранцам. При Петре I широкое распространение получает государственная монополия на крепкие спиртные напитки и табак. В 1699 г. Бурмистерской палате было поручено питейное дело, однако в 1705 г. был восстановлен отмененный в 1682 г. откуп. С 1716 г. винокурение становится свободным, но подлежит обложению акцизом в размере «полуполтины с ведра емкости клейменных кубов или казанов в год». Губернаторам и ландратам1 было поручено измерять и клеймить кубы и брать с ведра емкости по полуполтинной в год (клеймение кубов осуществлялось до 1744 г.).
До 1697 г. табак подвергался, как «богомерзкая трава», гонению со стороны правительства, которое наказывало за его курение и продажу кнутом, рванием ноздрей, а иногда смертной казнью. В 1697 г. Петр I разрешил употребление и продажу табака, а в 1698 г. предоставил маркизу Кармартеру исключительное право ввоза и торговли табаком в России, запретив внутреннее производство. В 1705 г. была учреждена казенная продажа табака через кабацких бурмистров и целовальников. Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. (инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов). Гербовая (актовая) бумага — специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.), представляющая собой один из видов гербового знака. Гербовая бумага или «бумага под орлом» (клейменая или орленая) была сначала трех видов: 1) под большим орлом — для крайностей; 2) под гербом величиной против золотого — для крепостей на сумму ниже 50 руб. и для челобитных мировых и 3) за печатью в половину золотого — для челобитных и выписок в приказах. Крепости, «писаные не за вышеозначенными клеймами», объявлялись недействительными, а с тех, у кого такие крепости окажутся, «велено было взимать пошлину вдвое». Печатание и продажа гербовой бумаги поручены были Оружейной палате, в которой бумага клеймилась таким образом, что на листе находились два клейма, по одному на каждом столбце (т.е. полулисте), с означением слов в большом гербе — 10 коп., в среднем — 1 коп. (копеечные клейма были двух образцов: с драконом под гербом и без дракона), в меньшем — 1 деньга. С 1702 г. гербовая бумага получает наименования двухрублевой, рублевой, четырехгривенной, четырехкопеечной и двухкопеечной, и в этих размерах цены оставались до 1763 г., когда были увеличены в два раза. В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб.1 В 1700 г. вводится пробирная пошлина, представляющая собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.
В 1699 г. установлена пошлина на бороды. В 1705 г. с лиц, отказавшихся брить бороды, взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи — по 100 руб., с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей — по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных причетников и всяких чинов московских жителей — по 30 руб. ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян — с них взималось по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Жители Сибири были освобождены от данного вида обложения. В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717г. приказная система сохраняется, но подвергается существенному реформированию: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов. Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (в конце 1699 г. переименованная в Ратушу) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, осуществлявшее общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведавшая раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов, в ее ведении находились также торговые и гражданские дела. Во главе Бурмистер-ской палаты стоял бурмистр. Бурмистерская палата (Ратуша) избиралась из торговых людей и соблюдала интересы нарождавшегося класса купечества, который привлекался Петром I к развитию отечественной промышленности. В связи с образованием губерний (в 1708 г.) с 1711 г. Ратуша перестала существовать как центральное учреждение и сохранила свое значение лишь для Москвы с ограниченной компетенцией. Существенные изменения в системе сбора налогов начинают происходить с изменением административно-территориального деления России и создания должности губернаторов, на которых возлагаются функции по контролю за сбором налогов. 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть...» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Основной задачей нового административного деления становится распределение содержания армейских полков по губерниям. Для этого учреждается система кригс-комиссаров, возглавлявшаяся сенатором генерал-пленипотенциал-кригс-комиссаром князем Яковом Долгоруковым. Ему подчинялся обер-штор-кригс-комиссар Лука Чириков, которому отчитывались в своих действиях обер-кригс-комис-сары. Обер-кригс-комиссарам подчинялись губернские комиссары, назначаемые в каждый полк. Полковые командиры обязывались отчитываться по хозяйственной части губернским комиссарам1. На губернии возлагалась обязанность по обеспечению денежного и провиантского содержания полков. Впоследствии эта система неоднократно реформировалась и была упразднена, однако до 1917 г. сохранялась традиция наименования полков русской армии по названиям губерний (городов). Первые гвардейские полки Семеновский и Преображенский имели названия по подмосковным селам Семеновскому и Преображенскому, где первоначально создавалось петровское Потешное войско.
Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат — постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему Сенату поручается устройство государственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать... и...учинить фискалов во всяких делах». В том же году учреждаются должности фискалов — государственных служащих, которые должны были «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступления явно противогосударственного и противообщественного характера»1. Сфера деятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц. Фискалы возглавлялись обер-фискалом (с 1723 г. генеральным фискалом, подчиненным генеральному прокурору). Генеральный фискал назначался царем, а его помощник — обер-фискал — Сенатом. Фискалы были освобождены от обязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и от ответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просуществовали до 1729 г. В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии — центральные правительственные учреждения в России, ведавшие государственными доходами и расходами. В 1717—1718 гг. были установлены штаты и назначены президенты следующих финансовых коллегий: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии. В 1718—1720 гг. были определены функции, утверждены структура и штаты финансовых коллегий, а также Генеральный регламент, который устанавливал обязанности должностных лиц коллегии (издан 28 февраля 1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата чиновников и канцеляристов. Финансовые коллегии подчинялись императору и Сенату. При коллегии состоял фискал (позже прокурор), контролировавший деятельность финансовой коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах, ведала государственными доходами, надзирала над окладными и неокладными приходами. Окладными назывались доходы, размер которых известен заранее, например подушная подать. Под окладными понимались налоги и сборы, при которых налоговые обязательства налогоплательщика исчислялись по действующим ставкам на единицу обложения. Неокладными налогами и сборами являлись таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен. Сбором доходов от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия. В связи с тем что поступления от подушной подати направлялись на содержание армии, сбор подушной подати был передан в ведение Военной коллегии. Для целей взимания подушной подати, а также для обеспечения текущего содержания армейских подразделений в условиях мирного времени (постой) территория России разделяется на полковые дистрикты (округа), границы которых не совпадали с гражданскими округами. Фактически была создана параллельная система административно-территориального разделения страны. Гражданские и военные дистрикты были упразднены в 1726 г., а в 1727 г. восстановлено деление губерний на уезды. Штатс-контор-коллегия вела надзор за всеми государственными расходами, рассматривала провинциальные сметы и составляла «штаты государственных расходов» (главные статьи расходов — это содержание армии и флота), отчисляла средства на содержание двора и центральных учреждений; в 1726 г. присоединена к Камер-коллегии. Коммерц-коллегия, основанная в целях покровительства российской торговле, ведала таможенными сборами и таможенными тарифами; в 1810 г. подчинена Министерству финансов, с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления (контроля расходования денежных средств), была в 1722 г. присоединена к Сенату, а в 1725 г. восстановлена. Камер-, Штате-, Ревизион-коллегии были упразднены в связи с реорганизацией губернских органов управления (1785—1786). Первым шагом создания системы местного самоуправления в России можно считать Указ от 30 января 1699 г., в соответствии с которым торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими выборными бурмистрами. Выборные бурмистры должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей. В 1722 г. учреждается институт прокуроров во главе с генерал-прокурором и его заместителем — обер-прокурором, осуществляющих руководство и контроль в том числе за деятельностью фискалов. В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода (фактически первый государственный бюджет). Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. — 3,1 млн руб., а в 1725 г. — 10,2 млн руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами. Подушная и оброчная подати В системе прямых налогов основным изменением в эпоху Петра I был переход от подворного налогообложения к подушной подати. Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Этот налог был известен с древнейших времен (в XII в. до н.э. существовал в Китае). В Средние века получил распространение в Великобритании, Германии, Франции и некоторых других государствах. В современных условиях подушный налог существует в некоторых промышленно развитых странах, например в Японии, Франции (как особый налог в системе местного обложения), и в ряде развивающихся стран (как общегосударственный налог). Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа. В России с конца XVIII в. подушный налог становится главным доходом государства (на него приходилось свыше половины всех доходов). Плательщиками подушной подати были все разряды крестьян (зависимые, черносошные, бобыли), посадские люди и купцы. Впоследствии от уплаты подушной подати освобождались купцы (при Екатерине II), почетные граждане (при Николае I) и другие категории населения. Поэтому со временем подушный налог превратился в чисто крестьянский налог, сбор которого вела крестьянская община, а поступление в полной сумме гарантировалось круговой порукой (вся община отвечала за платежи каждого ее члена, не выплаченная налоговая сумма одним крестьянским двором раскладывалась на остальные). Тяжесть обложения приводила к крупным недоимкам. К неплательщикам правительство применяло жесткие меры, вплоть до изъятия имущества за долги. Подушный налог был отменен в большинстве губерний европейской части России в 1887 г., в Сибири — в 1899 г. Для целей налогообложения использовались следующие понятия: ревизская душа и ревизские сказки. Ревизская душа — это термин, применявшийся с 1718 по 1887 г., означавший единицу учета мужского населения, подлежавшего обложению подушной податью (подушным налогом); ревизские сказки — это название списков (реестров), в которые заносилось мужское население для обложения подушной податью. В начале XVIII в. прямое налогообложение основывалось на данных подворной переписи 1678 г. В 1710 г. проводится новая подворная перепись, учитывавшая не только количество дворов, но и количество душ. Предполагалось, что население Российской империи за указанный период должно было увеличиться, но по данным переписи была выявлена убыль населения, особенно значительная в северных и средних регионах европейской части страны: в Архангельской губернии убыль населения составила 40%, С.-Петербургской — 40%, Московской — 24%; в то же время прибыль населения отмечалась в Киевской (2,6%), Рязанской (14,8%), Сибирской (46,9%) губерниях. Общая убыль населения по сравнению с переписью 1678 г. составила 19,5%. Причинами снижения численности населения, по данным переписи, были: рекрутские наборы в армию и флот, привлечение населения к постройке кораблей, строительству Санкт-Петербурга и ряда крепостей, высокая смертность в результате неурожаев и эпидемий, а также бегство тяглого населения, главным образом зависимых крестьян, в южные и юго-восточные окраины, Сибирь и за границу. На результаты переписи 1710 г., несомненно, оказали влияние несовершенство методик ее проведения, а также многочисленные злоупотребления ответственных лиц: в занижении данных были заинтересованы не только крестьяне и посадские люди (плательщики податей), но и помещики (лица, ответственные за сбор и выплату податей), а также представители региональной и местной администраций (в результате сокрытия или занижения данных уменьшались их обязанности по сбору и перечислению податей и создавались возможности для различного рода незаконных поборов). Ознакомившись с результатами переписи 1710 г., Петр I принимает решение о взимании подворного налога по данным старой переписи 1678 г. На оставшееся на местах население возлагалась обязанность по уплате податей за опустевшие дворы.. Главным организационным мероприятием для введения подушной подати была начавшаяся в 1718 г. и проводившаяся в несколько этапов до 1724 г. перепись населения. В 1716—1718 гг. начинает проводиться вторая, так называемая Ландратская, перепись населения. Основной целью этой переписи становится установление точного количества тяглого населения. Первые результаты этой переписи, так же как и анализ данных переписи 1710 г., позволяли выявить, что не существует прямой, а тем более пропорциональной зависимости между увеличением численности населения и увеличением количества дворов — субъектов обложения подворным налогом. В 1719 г. в соответствии с Указом Правительствующего Сената от 22 января 1719 г. проводится поголовная перепись крестьян, бобылей, задворных и деловых людей, всех владельцев и однодворцев. Петр I, рассматривая перепись как «главное дело», привлек к участию в переписи гвардейские полки. В 1721 г. в качестве меры ответственности за искажение данных переписи была установлена смертная казнь с конфискацией имущества. Смертная казнь была предусмотрена для приказчиков и старост за «утайку душ». При занижении данных помещиками у них могло забираться двойное количество крестьян по сравнению с утаенным (сокрытым) количеством. Несмотря на жесткие меры ответственности и постоянные понукания, обобщенные данные переписи от губернаторов о количестве тяглого населения начали поступать в Санкт-Петербург лишь к весне 1721 г. Анализ уже первых данных переписи позволил выявить значительное сокрытие численности главным образом крестьянского населения (утайка душ). В 1722 г. проводится ревизия (пересмотр), позволившая выявить дополнительно около 452 тыс. душ. По предварительным оценкам, количество плательщиков должно было составить около 5 млн душ. С 1722 г. в Российской империи переписи податного населения получают название «ревизий», а реестры податного населения получают название «ревизских сказок». В 1724 г. проверка «сказок» была окончена. По уточненным данным, численность податного населения (крестьян и посадских людей мужского пола) составила 5 570 458 человек по сравнению с 2 874 685 человек в 1710 г. Общая численность населения Российской империи составляла 15 500 тыс. человек1. Подушная подать была введена в 1724 г. с окончанием переписи. Подворное налогообложение сохранялось для населения Украины и Белоруссии. Для российских губерний размер подушной подати был определен следующим образом: расходы на содержание армии 4 млн руб. (содержание одного драгуна составляло 40 руб. 50 коп., а солдата пехотного полка — 28 руб. 52 коп. в год) возложили на крестьян — получилось 80 коп. с души в год (в 1725 г. подушный налог был установлен в размере 74 коп. с крестьянской души; в 1727 г. размер был уменьшен до 70 коп.). На государственных крестьян, не плативших оброка помещикам, возлагался дополнительный сбор в размере 40 коп. Содержание флота было возложено на посадское население, при этом обязанность по уплате подати с посадской души была установлена в размере 1 руб. 20 коп. (в 1725 г. размер подати был снижен до 1 руб. 14 коп.)1. Параллельно с подушной податью возникает такой новый вид налогообложения, как оброчный сбор (данный вид налогообложения получил название «оброчной подати» в 1810 г.). Оброчный сбор вводится в 1723 г. в качестве добавочного подушного сбора с однодворцев. Однодворцами в Российской империи являлась категория государственных крестьян (в основном бывшие служилые люди «по прибору»). Оброчный сбор имел целью уравнять платежи однодворцев с платежами дворцовых и вотчинниковых крестьян, плативших кроме подушной подати еще оброк своим владельцам. Дворцовыми крестьянами в Русском государстве XII—XVIII вв. назывались феодально зависимые крестьяне, жившие на землях великих князей и царей и несшие в их пользу феодальные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 г. — удельные крестьяне. Оклад оброчного сбора был установлен в размере четырех гривен с души независимо от количества и качества земельных угодий. Первоначально поступления от оброчного сбора предназначались на содержание гусарских полков. Впоследствии размеры окладов увеличивались (в 1746 г. до 1 руб. с души, а в 1761 г. — до 2 руб.). Введение подушной подати и оброчного сбора позволило увеличить поступления по прямым налогам, по отдельным оценкам, в 2— 2,5 раза. Реформа податного обложения наряду с увеличением налогового бремени населения способствовала увеличению размеров обрабатываемых земель, росту числа крестьянских и посадских дворов, так как упраздняла зависимость между размерами налоговых обязательств и количеством дворов, построек и обрабатываемой земли. В доходах казны поступления по этому виду налогообложения достигали 50%. Впоследствии доля поступлений от подушной подати постепенно снижалась в результате освобождения отдельных категорий населения от ее уплаты, снижения размеров оклада с ревизской души (как в абсолютном выражении, так и в результате уменьшения покупательной способности рубля), возрастания значения косвенных видов налогообложения. Подушная подать в европейской части Российской империи применялась до 1887 г., а в Сибири — до 1899 г.1 В первые же годы применения системы подушной подати выявились и ее основные недостатки, приводившие к колоссальным недоимкам. В 1724 г. общий объем недоимок составил около V4 всего податного оклада, а реальные поступления были на треть меньше предполагавшихся. Основной недостаток системы подушного налогообложения состоял в том, что подушная подать накладывалась не на реально существующих людей, а на условную счетную единицу — ревизскую душу. Совпадение реального количества людей и ревизских душ возможно было только в момент составления ревизских сказок. Далее картина могла существенно искажаться: в результате смерти части населения его реальное количество уменьшалось, в результате рождений — увеличивалось, но умершие не исключались из податных списков, новорожденные не включались. За счет переездов посадских людей из одного посада в другой в одних населенных пунктах реальная численность увеличивалась, а в других уменьшалась. Рекрутские наборы приводили к увеличению налогового бремени для оставшегося населения. Промышленные предприятия, создававшиеся на Урале, имели право привлечения рабочей силы за счет населения посадов и черносошных крестьян. Кроме того, многие заводчики вербовали рабочих из числа зависимых крестьян. Увеличение сбора прямых налогов не основывалось на увеличении производительных сил страны, а представляло собой механическое увеличение налогового бремени на податное население, благосостояние которого было подорвано дополнительным увеличением различного рода поборов и натуральных повинностей. В соответствии с указом 1718 г. предполагалось при введении подушной подати упразднить целый ряд сборов и повинностей, однако этого не произошло. Введение подушной подати вызывало не только отрицательную реакцию податного населения, но и весьма острую критику со стороны представителей высшей администрации. Механизм ее взимания неоднократно подвергали критике такие видные деятели эпохи Петра I, как генерал-прокурор Сената П.И. Ягужинский1 (указывал на подушную подать как на одну из причин голода и бегства податного населения, выступил с предложением об уменьшении размеров подушной подати), член Тайного совета граф П.А. Толстой2 (отмечал, что в результате бегства крестьян и взятия в рекруты на отдельных территориях налоговое бремя составляет «не по семи гривен с души, а вдвое или втрое»), глава Комиссии о подати князь Д.М. Голицын3 (по данным Комиссии, общая убыль от оклада по разным причинам составила 18,3% от расчетного, при этом на долю умерших приходилось 74,2% всей убыли, на долю беглых — 20,1%, на долю взятых в рекруты — 5,5%4; Комиссия поддерживала предложения о снижении размера подушной подати), граф А.И. Остерман5 (отмечал, что податное бремя возлагается без учета возможностей плательщиков уплачивать подать: «...во всех порядочных государствах с превеликим прилежанием смотрят, чтоб тягость государственная от всех подданных равно и по пропорции земли и богатства своего несена была, и для того те подданные и провинции, которые по ситуации своей к своему прокормлению
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.157.133 (0.119 с.) |