Глава 2. Налоги в российской империи в XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Налоги в российской империи в XVIII В.



 

Налоговые реформы Петра I

В эпоху Петра I (1672—1725, русский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император с 1721) в сфере налогообложения про­изошли следующие радикальные изменения: подворное налогообло­жение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, экзотические виды налогообло­жения — налог на бороды, существенному реформированию была под­вергнута организационная система сбора налогов (финансовые прика­зы заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы сис­темы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков.

Ведение войн с Турцией, а затем и со Швецией, строительство флота, создание регулярной армии, возведение новых городов и раз­витие горно-добывающей, металлургической и суконной промышлен­ности, строительство каналов, учреждение казенных заводов требова­ли значительных финансовых ресурсов.

Основными расходными статьями были армия и флот. В бюджете 1701 г. расходы на военные нужды составляли 82,9% всех государст­венных расходов, увеличившись по сравнению с 1680 г. в 4,5 раза, такие же расходы на военные нужды были и в период Северной войны. В 1710 г. дефицит превысил 500 тыс. руб., что составляло при­мерно 1/7 часть доходов государства, этот дефицит пытались покрыть за счет внутренних и внешних займов, однако все попытки привлечь займы оканчивались неудачей.

Для покрытия дополнительных расходов вводится ряд чрезвычай­ных налогов: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать напокупку драгунских лошадей. Создателями и разработчиками новых видов налогообложения были прибыльщики — государственные люди, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». По инициативе прибыльщиков были введены подушная подать, гер­бовый сбор, налоги с постоялых двров, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие нало­ги и сборы, введено удвоенное обложение податями староверов.

Наряду с многочисленными законно установленными налогами в период Петра I на местах нередко взимаются незаконные сборы. В 1705 г. астраханский воевода Ржевский самовольно увеличил торго­вые пошлины, установил новые налоги на бани, погреба, печи и т.п., ввел ряд торговых монополий и отдал их своим приспешникам, а на солдат и стрельцов возложил еще одну тяжелую повинность по снаб­жению казенных заводов дровами. Все это вызвало возмущение насе­ления. В ночь на 30 июля 1705 г. восставшие солдаты, стрельцы, по­садские и работные люди ворвались в астраханский кремль, убили воеводу и казнили его приспешников. Общее собрание астраханцев (круг) отменило новые налоги, ликвидировало откупа и монополии. Восстание было жестоко подавлено 2 марта 1706 г. войсками под ко­мандованием Б.П. Шереметева, сотни мятежников после длительного следствия казнены в 1707 г. на Красной площади в Москве1.

Еще до Петра I существовали отдельные виды обложения коммер­ческих промыслов. Прообразом промыслового налогообложения можно считать посошные и подымные подати, взимавшиеся крайне неравномерно и имевшие характер окладных налогов.

Петр I разделяет все торговое и ремесленное сословие на купечес­кие гильдии и ремесленные цехи. Основными целями являются поли­цейские, при этом преследуется также и фискальный интерес: купцы облагаются гильдейским сбором 17 гг.), фискальное значение которого постепенно возрастает. Уч­реждение гильдий было связано со стремлением организовать торго­во-промышленное население городов в особое сословие, так как купцы платили вместе с другими неслужилыми сословиями подуш­ную подать.

Регламентом Главному Магистрату 16 января 1721 г. было повелено всех регулярных граждан (т.е. все городское население, за исключе­нием иностранцев, шляхетства, духовенства и подлых людей — черно­рабочих, поденщиков) разделить на две гильдии, причем к первой гильдии или к первостепенным были отнесены: «банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги и которые разными товарами в рядах торгуют, городские доктора, аптекари, лекари, шки­перы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живо­писцы», а ко второй — «которые мелочными товарами и харчевными всякими припасами торгуют, рукомесленные, рещики, токари, столя­ры, портные, сапожники и сим подобные».

Из инструкции Магистратам 1724 г. видно, что гильдии имели своих выборных представителей — «старшин и старост с товарища­ми», которые должны были «попечение и старание иметь обо всем, что до пользы граждан» касается и «о чем надлежит магистрату предла­гать». Все, что касалось гражданской пользы, городовой Магистрат должен был, согласно инструкции, обсуждать со старшинами и ста­ростами гильдий2.

Реформы в сфере обложения, осуществленные при Петре I, приве­ли к тому, что общая сумма прямых налогов за период с 1680 по 1724 г. возросла с 494 тыс. руб. до 4731 тыс. руб.3

В 1719 г. вводится горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII в. В 1668 г. плавильщик Дмитрий Тумашев получил по грамоте дозволение ис­кать в Сибири золото, серебро, железные руды и камни при условии платить в казну десятый пуд металлов натурой.

Горная подать представляла собой специальный вид налога, взи­маемый государством с горнопромышленников и предприятий, осу­ществляющих разработку недр. К эпохе Петра I относится и появле­ние в России горного законодательства. Первым законодательным распоряжением Петра I по горной части являлся Указ 2 ноября 1700 г., который обязывал всякого, «кто в Москве и в городах ведает или впредь сведает на государевых или на чьих-нибудь землях золо­тую и серебряную и медную или иные какие руды», извещать об этом правительство: изветчикам обещано жалованье, тому же, «кто руду скроет», указ угрожал наказанием.

Определенные правила были установлены Берг-Привилегией, из­данной 10 декабря 1719 г. одновременно с учреждением Берг-Колле­гии. Провозгласив принцип горной регалии («Нам одним, яко монарху, принадлежат рудокопные заводы»), Петр I, «дабы Божие благосло­вение под землю втуне не оставалось», объявил, что «соизволяется всем и каждому во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях, искать, плавить, варить и чистить всякие металлы и минера­лы». Открывший руду получал от Берг-Коллегии привилегию или жалованную грамоту, по которой местные власти отводили ему для разработки 250 кв. сажен. «С той земли, на которой промышленники построят завод, повинны заплатить тому владетелю от каждой руды или минерала, готово сделанного, 32-ю долю прибыли». Промышлен­ники обязаны были доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией. Тем, «которые изобретенные руды утаят и доносить об них не будут, или другим в сыскании, устроении и расширении тех заводов запрещать и мешать будут, объявляется жестокий гнев, неот­ложное телесное наказание и смертная казнь и лишение всех име­ний». В 1720 г. все права по Берг-Привилегии были предоставлены также и иностранцам.

При Петре I широкое распространение получает государственная монополия на крепкие спиртные напитки и табак. В 1699 г. Бурмистерской палате было поручено питейное дело, однако в 1705 г. был восстановлен отмененный в 1682 г. откуп. С 1716 г. винокурение ста­новится свободным, но подлежит обложению акцизом в размере «полуполтины с ведра емкости клейменных кубов или казанов в год». Губернаторам и ландратам1 было поручено измерять и клеймить кубы и брать с ведра емкости по полуполтинной в год (клеймение кубов осуществлялось до 1744 г.).

До 1697 г. табак подвергался, как «богомерзкая трава», гонению со стороны правительства, которое наказывало за его курение и продажу кнутом, рванием ноздрей, а иногда смертной казнью. В 1697 г. Петр I разрешил употребление и продажу табака, а в 1698 г. предоставил маркизу Кармартеру исключительное право ввоза и торговли табаком в России, запретив внутреннее производство. В 1705 г. была учрежде­на казенная продажа табака через кабацких бурмистров и целовальни­ков.

Важным нововведением эпохи Петра I является установление сис­темы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. (инициатором использования гербо­вой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов). Гербовая (актовая) бумага — специальная бумага, предназначен­ная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.), представляющая собой один из видов гер­бового знака.

Гербовая бумага или «бумага под орлом» (клейменая или орленая) была сначала трех видов: 1) под большим орлом — для крайностей; 2) под гербом величиной против золотого — для крепостей на сумму ниже 50 руб. и для челобитных мировых и 3) за печатью в половину золотого — для челобитных и выписок в приказах.

Крепости, «писаные не за вышеозначенными клеймами», объявля­лись недействительными, а с тех, у кого такие крепости окажутся, «ве­лено было взимать пошлину вдвое».

Печатание и продажа гербовой бумаги поручены были Оружейной палате, в которой бумага клеймилась таким образом, что на листе на­ходились два клейма, по одному на каждом столбце (т.е. полулисте), с означением слов в большом гербе — 10 коп., в среднем — 1 коп. (копе­ечные клейма были двух образцов: с драконом под гербом и без драко­на), в меньшем — 1 деньга.

С 1702 г. гербовая бумага получает наименования двухрублевой, рублевой, четырехгривенной, четырехкопеечной и двухкопеечной, и в этих размерах цены оставались до 1763 г., когда были увеличены в два раза. В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб.1

В 1700 г. вводится пробирная пошлина, представляющая собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.

В 1699 г. установлена пошлина на бороды. В 1705 г. с лиц, отка­завшихся брить бороды, взималось: с гостей и гостиной сотни пер­вой статьи — по 100 руб., с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей — по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церков­ных причетников и всяких чинов московских жителей — по 30 руб. ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян — с них взималось по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Жители Сибири были освобождены от дан­ного вида обложения.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший про­текционистскую направленность.

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых прика­зов. До 1717г. приказная система сохраняется, но подвергается суще­ственному реформированию: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бур­мистерская палата (в конце 1699 г. переименованная в Ратушу) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, осуществлявшее общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведавшая раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов, в ее ведении находились также торговые и гражданские дела. Во главе Бурмистер-ской палаты стоял бурмистр. Бурмистерская палата (Ратуша) избира­лась из торговых людей и соблюдала интересы нарождавшегося клас­са купечества, который привлекался Петром I к развитию отечествен­ной промышленности. В связи с образованием губерний (в 1708 г.) с 1711 г. Ратуша перестала существовать как центральное учреждение и сохранила свое значение лишь для Москвы с ограниченной компетен­цией.

Существенные изменения в системе сбора налогов начинают про­исходить с изменением административно-территориального деления России и создания должности губернаторов, на которых возлагаются функции по контролю за сбором налогов. 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть...» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финан­сового устройства страны по губерниям.

Основной задачей нового административного деления становится распределение содержания армейских полков по губерниям. Для этого учреждается система кригс-комиссаров, возглавлявшаяся сена­тором генерал-пленипотенциал-кригс-комиссаром князем Яковом Долгоруковым. Ему подчинялся обер-штор-кригс-комиссар Лука Чи­риков, которому отчитывались в своих действиях обер-кригс-комис-сары. Обер-кригс-комиссарам подчинялись губернские комиссары, назначаемые в каждый полк. Полковые командиры обязывались отчи­тываться по хозяйственной части губернским комиссарам1. На губер­нии возлагалась обязанность по обеспечению денежного и провиантского содержания полков. Впоследствии эта система неоднократно ре­формировалась и была упразднена, однако до 1917 г. сохранялась тра­диция наименования полков русской армии по названиям губерний (городов). Первые гвардейские полки Семеновский и Преображен­ский имели названия по подмосковным селам Семеновскому и Преоб­раженскому, где первоначально создавалось петровское Потешное войско.

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат — постоянно действую­щий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государст­венных доходов и расходов. Указом от 17 марта 1711 г. Правительст­вующему Сенату поручается устройство государственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать... и...учинить фискалов во всяких делах». В том же году учреждаются должности фискалов — государственных служащих, которые должны были «тайно проведы­вать, доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступления явно противогосударственного и противообщественного характера»1. Сфера деятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностью государ­ственных учреждений и должностных лиц. Фискалы возглавлялись обер-фискалом (с 1723 г. генеральным фискалом, подчиненным гене­ральному прокурору). Генеральный фискал назначался царем, а его помощник — обер-фискал — Сенатом. Фискалы были освобождены от обязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и от ответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просу­ществовали до 1729 г.

В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии — центральные прави­тельственные учреждения в России, ведавшие государственными до­ходами и расходами. В 1717—1718 гг. были установлены штаты и на­значены президенты следующих финансовых коллегий: Камер-колле­гии, Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии. В 1718—1720 гг. были определены функции, утверждены структура и штаты финансовых коллегий, а также Генеральный регла­мент, который устанавливал обязанности должностных лиц коллегии (издан 28 февраля 1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата чиновников и канцеляристов. Финансовые коллегии подчиня­лись императору и Сенату. При коллегии состоял фискал (позже про­курор), контролировавший деятельность финансовой коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах, ведала госу­дарственными доходами, надзирала над окладными и неокладными приходами. Окладными назывались доходы, размер которых известен заранее, например подушная подать. Под окладными понимались на­логи и сборы, при которых налоговые обязательства налогоплатель­щика исчислялись по действующим ставкам на единицу обложения. Неокладными налогами и сборами являлись таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен. Сбором доходов от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия.

В связи с тем что поступления от подушной подати направлялись на содержание армии, сбор подушной подати был передан в ведение Военной коллегии. Для целей взимания подушной подати, а также для обеспечения текущего содержания армейских подразделений в усло­виях мирного времени (постой) территория России разделяется на полковые дистрикты (округа), границы которых не совпадали с граж­данскими округами. Фактически была создана параллельная система административно-территориального разделения страны. Гражданские и военные дистрикты были упразднены в 1726 г., а в 1727 г. восстанов­лено деление губерний на уезды.

Штатс-контор-коллегия вела надзор за всеми государственными расходами, рассматривала провинциальные сметы и составляла «штаты государственных расходов» (главные статьи расходов — это содержание армии и флота), отчисляла средства на содержание двора и центральных учреждений; в 1726 г. присоединена к Камер-коллегии.

Коммерц-коллегия, основанная в целях покровительства россий­ской торговле, ведала таможенными сборами и таможенными тарифа­ми; в 1810 г. подчинена Министерству финансов, с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления (контроля расходования денежных средств), была в 1722 г. присоединена к Сенату, а в 1725 г. восстановлена. Камер-, Штате-, Ревизион-коллегии были упразднены в связи с реорганиза­цией губернских органов управления (1785—1786).

Первым шагом создания системы местного самоуправления в Рос­сии можно считать Указ от 30 января 1699 г., в соответствии с кото­рым торгово-промышленному населению городов и крестьянам госу­даревых волостей было предоставлено право «буде они похотят» уп­равляться своими выборными бурмистрами. Выборные бурмистры должны были вместо воевод и приказных людей собирать государст­венные налоги. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за мест­ными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возло­жен ряд полицейских обязанностей.

В 1722 г. учреждается институт прокуроров во главе с генерал-про­курором и его заместителем — обер-прокурором, осуществляющих ру­ководство и контроль в том числе за деятельностью фискалов.

В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхо­да (фактически первый государственный бюджет). Финансовые пре­образования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. — 3,1 млн руб., а в 1725 г. — 10,2 млн руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно дости­галось превышение доходов над расходами.

Подушная и оброчная подати

В системе прямых налогов основным изменением в эпоху Петра I был переход от подворного налогообложения к подушной подати. Подуш­ная подать представляла собой вид прямого личного налогообложе­ния, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Этот налог был известен с древнейших времен (в XII в. до н.э. существовал в Китае). В Средние века получил распространение в Великобритании, Германии, Франции и некоторых других государствах. В современных условиях подушный налог существует в некоторых промышленно развитых странах, например в Японии, Франции (как особый налог в системе местного обложения), и в ряде развивающихся стран (как об­щегосударственный налог). Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

В России с конца XVIII в. подушный налог становится главным доходом государства (на него приходилось свыше половины всех до­ходов). Плательщиками подушной подати были все разряды крестьян (зависимые, черносошные, бобыли), посадские люди и купцы. Впос­ледствии от уплаты подушной подати освобождались купцы (при Екатерине II), почетные граждане (при Николае I) и другие категории населения. Поэтому со временем подушный налог превратился в чисто крестьянский налог, сбор которого вела крестьянская община, а поступление в полной сумме гарантировалось круговой порукой (вся община отвечала за платежи каждого ее члена, не выплаченная нало­говая сумма одним крестьянским двором раскладывалась на осталь­ные).

Тяжесть обложения приводила к крупным недоимкам. К непла­тельщикам правительство применяло жесткие меры, вплоть до изъ­ятия имущества за долги. Подушный налог был отменен в большинст­ве губерний европейской части России в 1887 г., в Сибири — в 1899 г.

Для целей налогообложения использовались следующие понятия: ревизская душа и ревизские сказки. Ревизская душа — это термин, при­менявшийся с 1718 по 1887 г., означавший единицу учета мужского населения, подлежавшего обложению подушной податью (подушным налогом); ревизские сказки — это название списков (реестров), в кото­рые заносилось мужское население для обложения подушной пода­тью.

В начале XVIII в. прямое налогообложение основывалось на данных подворной переписи 1678 г. В 1710 г. проводится новая подворная перепись, учитывавшая не только количество дворов, но и количество душ. Предполагалось, что население Российской им­перии за указанный период должно было увеличиться, но по дан­ным переписи была выявлена убыль населения, особенно значи­тельная в северных и средних регионах европейской части страны: в Архангельской губернии убыль населения составила 40%, С.-Пе­тербургской — 40%, Московской — 24%; в то же время прибыль населения отмечалась в Киевской (2,6%), Рязанской (14,8%), Си­бирской (46,9%) губерниях. Общая убыль населения по сравнению с переписью 1678 г. составила 19,5%. Причинами снижения числен­ности населения, по данным переписи, были: рекрутские наборы в армию и флот, привлечение населения к постройке кораблей, стро­ительству Санкт-Петербурга и ряда крепостей, высокая смертность в результате неурожаев и эпидемий, а также бегство тяглого насе­ления, главным образом зависимых крестьян, в южные и юго-вос­точные окраины, Сибирь и за границу. На результаты переписи 1710 г., несомненно, оказали влияние несовершенство методик ее проведения, а также многочисленные злоупотребления ответствен­ных лиц: в занижении данных были заинтересованы не только крестьяне и посадские люди (плательщики податей), но и помещи­ки (лица, ответственные за сбор и выплату податей), а также пред­ставители региональной и местной администраций (в результате со­крытия или занижения данных уменьшались их обязанности по сбору и перечислению податей и создавались возможности для раз­личного рода незаконных поборов).

Ознакомившись с результатами переписи 1710 г., Петр I принима­ет решение о взимании подворного налога по данным старой переписи 1678 г. На оставшееся на местах население возлагалась обязанность по уплате податей за опустевшие дворы.. Главным организационным мероприятием для введения подуш­ной подати была начавшаяся в 1718 г. и проводившаяся в несколько этапов до 1724 г. перепись населения.

В 1716—1718 гг. начинает проводиться вторая, так называемая Ландратская, перепись населения. Основной целью этой переписи становится установление точного количества тяглого населения. Пер­вые результаты этой переписи, так же как и анализ данных переписи 1710 г., позволяли выявить, что не существует прямой, а тем более пропорциональной зависимости между увеличением численности на­селения и увеличением количества дворов — субъектов обложения подворным налогом.

В 1719 г. в соответствии с Указом Правительствующего Сената от 22 января 1719 г. проводится поголовная перепись крестьян, бо­былей, задворных и деловых людей, всех владельцев и однодворцев. Петр I, рассматривая перепись как «главное дело», привлек к учас­тию в переписи гвардейские полки. В 1721 г. в качестве меры от­ветственности за искажение данных переписи была установлена смертная казнь с конфискацией имущества. Смертная казнь была предусмотрена для приказчиков и старост за «утайку душ». При за­нижении данных помещиками у них могло забираться двойное ко­личество крестьян по сравнению с утаенным (сокрытым) количест­вом. Несмотря на жесткие меры ответственности и постоянные по­нукания, обобщенные данные переписи от губернаторов о количест­ве тяглого населения начали поступать в Санкт-Петербург лишь к весне 1721 г.

Анализ уже первых данных переписи позволил выявить значи­тельное сокрытие численности главным образом крестьянского насе­ления (утайка душ). В 1722 г. проводится ревизия (пересмотр), позво­лившая выявить дополнительно около 452 тыс. душ. По предвари­тельным оценкам, количество плательщиков должно было составить около 5 млн душ. С 1722 г. в Российской империи переписи податного населения получают название «ревизий», а реестры податного населе­ния получают название «ревизских сказок».

В 1724 г. проверка «сказок» была окончена. По уточненным дан­ным, численность податного населения (крестьян и посадских людей мужского пола) составила 5 570 458 человек по сравнению с 2 874 685 че­ловек в 1710 г. Общая численность населения Российской империи составляла 15 500 тыс. человек1.

Подушная подать была введена в 1724 г. с окончанием переписи. Подворное налогообложение сохранялось для населения Украины и Белоруссии. Для российских губерний размер подушной подати был определен следующим образом: расходы на содержание армии 4 млн руб. (содержание одного драгуна составляло 40 руб. 50 коп., а солдата пехотного полка — 28 руб. 52 коп. в год) возложили на крестьян — получилось 80 коп. с души в год (в 1725 г. подушный налог был уста­новлен в размере 74 коп. с крестьянской души; в 1727 г. размер был уменьшен до 70 коп.). На государственных крестьян, не плативших оброка помещикам, возлагался дополнительный сбор в размере 40 коп. Содержание флота было возложено на посадское население, при этом обязанность по уплате подати с посадской души была уста­новлена в размере 1 руб. 20 коп. (в 1725 г. размер подати был снижен до 1 руб. 14 коп.)1.

Параллельно с подушной податью возникает такой новый вид налогообложения, как оброчный сбор (данный вид налогообложения получил название «оброчной подати» в 1810 г.). Оброчный сбор вводится в 1723 г. в качестве добавочного подушного сбора с одно­дворцев. Однодворцами в Российской империи являлась категория государственных крестьян (в основном бывшие служилые люди «по прибору»). Оброчный сбор имел целью уравнять платежи одно­дворцев с платежами дворцовых и вотчинниковых крестьян, пла­тивших кроме подушной подати еще оброк своим владельцам. Дворцовыми крестьянами в Русском государстве XII—XVIII вв. на­зывались феодально зависимые крестьяне, жившие на землях вели­ких князей и царей и несшие в их пользу феодальные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 г. — удельные крестьяне.

Оклад оброчного сбора был установлен в размере четырех гривен с души независимо от количества и качества земельных угодий. Перво­начально поступления от оброчного сбора предназначались на содер­жание гусарских полков. Впоследствии размеры окладов увеличива­лись (в 1746 г. до 1 руб. с души, а в 1761 г. — до 2 руб.).

Введение подушной подати и оброчного сбора позволило увели­чить поступления по прямым налогам, по отдельным оценкам, в 2— 2,5 раза. Реформа податного обложения наряду с увеличением на­логового бремени населения способствовала увеличению размеров обрабатываемых земель, росту числа крестьянских и посадских дворов, так как упраздняла зависимость между размерами налоговых обязательств и количеством дворов, построек и обрабатываемой земли.

В доходах казны поступления по этому виду налогообложения до­стигали 50%. Впоследствии доля поступлений от подушной подати постепенно снижалась в результате освобождения отдельных катего­рий населения от ее уплаты, снижения размеров оклада с ревизской души (как в абсолютном выражении, так и в результате уменьшения покупательной способности рубля), возрастания значения косвенных видов налогообложения. Подушная подать в европейской части Рос­сийской империи применялась до 1887 г., а в Сибири — до 1899 г.1

В первые же годы применения системы подушной подати выяви­лись и ее основные недостатки, приводившие к колоссальным недоим­кам. В 1724 г. общий объем недоимок составил около V4 всего подат­ного оклада, а реальные поступления были на треть меньше предпола­гавшихся.

Основной недостаток системы подушного налогообложения состо­ял в том, что подушная подать накладывалась не на реально существу­ющих людей, а на условную счетную единицу — ревизскую душу. Со­впадение реального количества людей и ревизских душ возможно было только в момент составления ревизских сказок. Далее картина могла существенно искажаться: в результате смерти части населения его реальное количество уменьшалось, в результате рождений — уве­личивалось, но умершие не исключались из податных списков, ново­рожденные не включались. За счет переездов посадских людей из одного посада в другой в одних населенных пунктах реальная числен­ность увеличивалась, а в других уменьшалась. Рекрутские наборы приводили к увеличению налогового бремени для оставшегося насе­ления. Промышленные предприятия, создававшиеся на Урале, имели право привлечения рабочей силы за счет населения посадов и черно­сошных крестьян. Кроме того, многие заводчики вербовали рабочих из числа зависимых крестьян.

Увеличение сбора прямых налогов не основывалось на увеличе­нии производительных сил страны, а представляло собой механичес­кое увеличение налогового бремени на податное население, благосо­стояние которого было подорвано дополнительным увеличением раз­личного рода поборов и натуральных повинностей. В соответствии с указом 1718 г. предполагалось при введении подушной подати упразднить целый ряд сборов и повинностей, однако этого не произо­шло.

Введение подушной подати вызывало не только отрицательную реакцию податного населения, но и весьма острую критику со сторо­ны представителей высшей администрации. Механизм ее взимания неоднократно подвергали критике такие видные деятели эпохи Пет­ра I, как генерал-прокурор Сената П.И. Ягужинский1 (указывал на по­душную подать как на одну из причин голода и бегства податного населения, выступил с предложением об уменьшении размеров по­душной подати), член Тайного совета граф П.А. Толстой2 (отмечал, что в результате бегства крестьян и взятия в рекруты на отдельных территориях налоговое бремя составляет «не по семи гривен с души, а вдвое или втрое»), глава Комиссии о подати князь Д.М. Голицын3 (по данным Комиссии, общая убыль от оклада по разным причинам соста­вила 18,3% от расчетного, при этом на долю умерших приходилось 74,2% всей убыли, на долю беглых — 20,1%, на долю взятых в рекру­ты — 5,5%4; Комиссия поддерживала предложения о снижении разме­ра подушной подати), граф А.И. Остерман5 (отмечал, что податное бремя возлагается без учета возможностей плательщиков уплачивать подать: «...во всех порядочных государствах с превеликим прилежани­ем смотрят, чтоб тягость государственная от всех подданных равно и по пропорции земли и богатства своего несена была, и для того те подданные и провинции, которые по ситуации своей к своему прокормлению

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.157.133 (0.119 с.)