Подати и сборы в XVI—XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подати и сборы в XVI—XVII вв.



Во второй половине XVI в. многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме. Широкое распространение получают чрезвычайные налоги, введение которых было вызвано военными действиями (пи­щальные деньги, предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные — на изготовление пороха, полоняничные деньги).

Полоняничные деньги представляли собой разновидность налога с населения, взимавшегося для выкупа полоняников — людей, захва­ченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории. Сбором полоняничных денег ведал Полонянич-ный приказ, на котором помимо выкупа полоняников лежала обязан­ность дальнейшего их устройства по возвращении на родину. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представляв­ших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530—1584, великий князь всея Руси с 1533, первый русский царь с 1547) в 1555 г. устанавливается сбор чет-вертовых денег (денег из чети), представлявший собой подать, взи­мавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Такое на­звание получили в связи с тем, что их сбор осуществляли чети — цент­ральные правительственные учреждения в русском государстве (XVI—XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие1.3. Подати и сборы в XVI-XVII вв. 25

пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая чети.

В эпоху Иоанна Грозного появляется термин «кабак». Имеются сведения о том, что царь запретил продавать водку в Москве, но для опричников, которым не возбранялось пить, приказал постро­ить на балчуге (топком месте) особый дом, названный кабаком (слово татарского происхождения, обозначавшее постоялый двор, где продавались напитки и еда). В 1555 г. наместникам царя пред­писывалось повсюду прекращать частный питейный промысел и за­водить «царевы кабаки». Алкогольные напитки продолжали произ­водиться в хозяйствах феодалов для собственного употребления, но продажа этих напитков могла осуществляться только кабаками. Впоследствии многократно изменялась система получения казной доходов с продажи алкогольных напитков: в отдельные периоды применялась казенная монополия на изготовление и продажу алко­гольных напитков, в другие периоды доход получался через систе­му откупов. С середины XVI в. использовалось «кабашное» кормле­ние — за заслуги перед великим князем (царем) отдельным лицам передавалось право сбора доходов от реализации алкогольных на­питков в свою пользу.

К периоду царствования Иоанна Грозного относится первое в рос­сийской истории упоминание о взимании акциза с мяса — в 1574 г. взималась пошлина при убое скота.

Еще со времен Золотой Орды появляется термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, бравших на откуп дань ханам. При Иоанне IV пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины.

С 1556 г. проводятся реформы государственного и местного уп­равления, существенно изменившие организационную систему сбора податей. В ходе реформы были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразд­нена власть наместников и волостелей, вместо них учреждаются губ­ные и земские учреждения. В частности, были учреждены земские избы во главе с земскими старостами, в ведении которых помимо различных вопросов местного управления был сбор податей с тягло­го населения. Посад или крестьянская община распределяли подати между своими членами с учетом имущественного состояния и иных обстоятельств.

К эпохе царствования Иоанна Грозного относится появление одного из древнейших в русской истории проектов по совершенство­ванию налоговой системы, выдвинутых писателем-публицистом,26 Глава 1. Налоги в русском государстве

представителем передовой русской общественно-политической мысли середины XVI в. И.С. Пересветовым1.

В конце 1549 г. Пересветов подал царю Иоанну IV Малую и Боль­шую челобитные, в которых изложил проект преобразования русского государства. Важно отметить, что в обосновании своих взглядов он опирался не на религиозно-нравственные, а преимущественно на по­литико-экономические соображения. Пересветов считал необходи­мым навести порядок в финансовых делах государства. Он требовал централизации доходов, чтобы «...со всего царства своего доходы себе в казну имати...»2, и предлагал ряд мер для обеспечения их роста. В частности, освободить людей, «которые у велмож царевых в неволе были»3, ликвидировать наместничество, кормление, упорядочить на­логовую систему путем отделения функций судей от функций сбор­щиков налогов и провести ряд других реформ. Все эти предложения, безусловно, носили прогрессивный характер и были направлены про­тив боярства. Пересветов предлагал перевод всех воинов и чиновни­ков на жалованье. При этом он подчеркивал, что получаемое жалова­нье должно обеспечивать известный материальный уровень жизни лицам, состоящим на государственной службе. Пересветов был сто­ронником централизованного регулирования ценообразования, требо­вал, чтобы «царь установил цену товарам». Программа Пересветова по преобразованию системы доходов казны была нацелена на укреп­ление централизованного государства путем сосредоточения всей власти в руках государя и в полном объеме была реализована только в эпоху Петра I.

В конце XV — первой половине XVI в. в России учреждаются центральные органы управления — приказы. Доходами и расходами казны ведали финансовые приказы, представлявшие собой правитель­ственные учреждения. Существовали следующие основные финансо­вые приказы: Большого дворца (учрежден в 1534 г.), Большого прихо­да (1554), Большой казны, Новой четверти, Счетных дел, Полонянич-ный (сер. XVI в.), Стрелецкий (1571 г.), Денежного и хлебного сбора, Денежной раздачи, Приказных дел. Численность личного состава приказов («приказные люди») колебалась от 3 до 400 человек. Финан-

1 Пересветов Иван Семенович (годы рождения и смерти неизвестны) — выходец из Литвы. До переезда в Россию служил в качестве «королевского дворянина» в наем­ных войсках польского, чешского и венгерского королей. В конце 30-х гг. XVI в. прибыл в Москву, где исполнял «государевы всякие» службы. Дальнейшая его судьба неизве­стна.

2 Пересветов И.С. Сочинения. М.; Л., 1956. С. 175.

3 Пересветов И.С. Указ. соч. С. 157.1.3. Подати и сборы в XVI-XVII вв. 27

совые приказы просуществовали до Петра I, в период правления кото­рого они были преобразованы в финансовые коллегии.

Большинство прямых налогов собирал приказ Большого прихода, одновременно с ним налогообложением населения занимались терри­ториальные приказы. В первую очередь Новгородская, Галичская, Ус­тюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимав­шие ясак с населения Поволжья и Сибири (ясак — в XV—XX вв. в России натуральный налог с народов Сибири и Севера, взимавшийся главным образом пушниной); приказ Большого дворца собирал дохо­ды с царских земель; в приказ Большой казны направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ взимал пошлину за скрепле­ние актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ ведал налогообложением церковных и монастырских земель. Отдельные виды налогов и сборов собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. Земский приказ представлял собой орган центрального уп­равления в русском государстве XVI—XVII вв., ведавший продажей дворовых участков, мощением дорог, сбором «мостовщины» и осу­ществлявший судебную и полицейскую власть в Москве. В 1699 г. его функции перешли к Стрелецкому приказу.

С XVI в. взимаются ямские деньги первоначально только с крес­тьян и посадских людей (так называемое тяглое население), а с 20-х гг. XVII в. — со всего населения. Ямские деньги заменили натуральную ямскую повинность, по которой тяглое население было обязано до­ставлять в почтовые станции (ямы) подводы с ямщиками для перевоз­ки административных лиц, почты и государственных грузов. Кроме того, ямская повинность включала содержание в исправности дорог и в военное время поставку подвод для армии. Доставка определенного количества подвод могла заменяться уплатой ямских денег, сбором которых ведал Ямской приказ.

Помимо прямых налогов взимаются чрезвычайные сборы (глав­ным образом с ремесленно-торгового населения посада).

С XV в. в России начинает применяться откупная система сбора доходов в государственную казну. Откуп представляет собой систе­му передачи купцам-откупщикам за определенную плату права на взимание государственных налогов или сборов с населения, а также права на осуществление реализации определенных товаров. Как пра­вило, эти права закреплялись в виде монополии за государством или его отдельными представителями. Разница между суммой, выручен­ной откупщиком, и договорной ценой по откупу составляла за вы­четом издержек прибыль откупщика. Откупа подразделялись по тер­ритории на генеральные (охватывающие всю территорию государст-28 Глава 1. Налоги в русском государстве

ва) и областные (распространяющиеся на часть территории государ­ства).

Поступления по косвенным налогам в общем объеме доходов казны к концу XVII в. достигают 45%. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные, соля­ные и винные (см. 4.3. Винные откупа, винный акциз и винная монопо­лия).

При Борисе Федоровиче Годунове (около 1551 — 1605, вступил на престол в 1598) осуществляется ряд реформ в сфере налогообложения и государственных финансов. Венчание на царство кроме пиров во дворце, угощения народа, пожалований в чины сопровождалось не­обыкновенными милостями: служилым людям было выдано двойное годовое жалованье, купцам дано право беспошлинной торговли на два года, земледельцы были на год освобождены от податей. Кроме того, существуют сведения о том, что было определено, сколько крестьяне должны работать на помещика и платить им. Вдовам и сиротам разда­вались деньги и съестные припасы, освобождались заключенные в темницах и получали «вспоможение». Инородцам было предоставле­но освобождение на год от податей. Служилыми людьми в русском государстве XIV — начала XVIII вв. назывались лица, находившиеся на государственной службе. С середины XVI в. делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, боярские дети), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимав­ших руководящие должности в армии и государственном управлении, и «служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки и т.п.), набиравшихся из крестьян и посадских людей. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье и освобождались от государственных налогов и повинностей. Инород­цами же до 1917 г. назывались все неславянские народы.

Состояние тяглого населения в период Смутного времени, насту­пившего после смерти Бориса Годунова и продолжавшегося до восше­ствия на престол Михаила Романова, характеризуется в «Русской ис­тории» Д.И. Иловайского следующим образом. Хозяйственная жизнь на Руси находилась в самом печальном положении; собирание пода­тей представляло большие затруднения, поскольку очень многие горо­да и села были разорены, а их жители разбежались1. Многие посад­ские люди из дальних областей, чтобы не платить податей, переезжа­ли в Москву и ближайшие города и укрывались там у своих родствен-

1 См.: Иловайский ДМ. Русская история. М.: Изд-во Информпечать ИТРК РСПП, 1998. С. 119.1.3. Подати и сборы в XVI-XVII вв. 29

ников и друзей. Некоторые тяглые люди избавляли себя от царских налогов тем, что записывались за боярами, духовенством или монас­тырями; остальные же, указывая на свое разорение, беспрестанно про­сили царя о даровании им разных льгот. Кроме того, со всех сторон присылались в Москву жалобы на обиды и насилия от воевод и при­казных людей. В определенной мере такое положение объяснялось су­щественными недостатками системы посошного обложения, утвер­дившегося в Московском государстве в XV—XVII вв. (см. 1.4. Посо-шное и подворное обложение).

В период царствования Михаила Федоровича (1596—1645, рус­ский царь с 1613 г., первый царь из рода Романовых) взимание пода­тей стало основываться на данных так называемых писцовых книг; служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом (тягло — в русском государстве XV — начала XVIII в. денеж­ные и натуральные государственные повинности крестьян и посад­ских людей; в XVIII—XIX вв. единица обложения крестьян повиннос­тями в пользу помещиков).

В термин «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость». Тяглом обла­гался не член общины, а определенная единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подле­жавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект на­лога, участок пашни, надел.

От тягла освобождала гражданская служба по назначению от пра­вительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принад­лежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепен­но были ограничены. По различным причинам иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются времен­ные привилегии, даруемые ввиду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселе­нии необработанной пустоши также получали льготы на тот или дру­гой срок в зависимости от размеров капитала и количества труда, не­обходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К другим причинам освобождения от тягла относились разорение от не­приятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги, оказанные государству, и пр. В состав тяглого населения Московской Руси30 Глава 1. Налоги в русском государстве

XVII в. включались крестьянская община и посадская община. Из-за злоупотреблений со стороны крестьян были введены поручные записи о том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно.

Под тяглым двором понимался двор черного посадского человека, торгового или мастерового, на посаде Московского государства, поло­женный в сошное письмо для отбывания податей и повинностей (со­шное письмо — система кадастра в Московском государстве, единицей которого служила соха; см. также 1.4. Посошное и подворное налого­обложение). «Разруб податей» члены общины производили между собой по животам и торговым промыслам, а также на основании со­става семьи. В фискальных интересах правительства разруб этот имел влияние на деление дворов тяглых по категориям: на лучшие (доб­рые), середние и молодшие (убогие). Это деление было в значитель­ной степени случайным, искусственным и колеблющимся, основан­ным на количестве оклада, причитающегося на двор.

Противоположностью тяглого двора был двор осадный (белый, не­тяглый) — двор вольнослужилого человека Московского государства (дворянина или сына боярского) в городе, реже на посаде, получав­шийся, как и поместье, в условное, личное и временное владение и находившийся в ближайшем владении городового приказчика или воеводы. При недостатке белых дворов в городе служилые люди поку­пали тяглые черные дворы, владельцы которых, по-видимому, обяза­ны были их в таком случае продать1. Служилые люди обычно не жили во дворах осадных, назначением которых было давать приют для семей и запасов служилых людей в «всполошное время», а держали там дворников, у которых были полицейско-охранительные функции. Только в городах юго-восточной окраины, куда для службы наряжа­лись дети боярские (годовалыцики), последним приходилось жить во дворах осадных и получать их с более сложными формальностями, чем в городах на южной окраине. В XVI в. двором осадным владел большей частью не один сын боярский, а несколько, и каждый обязан был поставить на двор известную часть построек2.

Тяглое население («черные» люди) в XII—XVII вв. являлось общим названием городского и сельского населения, обязанного упла­чивать все виды государственных налогов и исполнявшего различные повинности в пользу государства. Термин «тяглое население» просу-

1 На Коломне все дворы в городе принадлежали в 1577 г. служилым людям («Писц. кн.», I, 313, и «Русский Исторический Сборник», II, 346).

2 См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890-1907. Полутом 19. С. 202-203.1.3. Подати и сборы в XVI-XVII вв. 31

шествовал до 1724 г. (до введения подушной подати), когда он был заменен термином «податное население».

Наиболее крупной категорией плательщиков прямых налогов и натуральных повинностей были тяглые крестьяне — «черносошные» и частновладельческие крестьяне.

«Черносошными» крестьянами в русском государстве в XIV— XVIII вв. были лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями, уплачивавшие налоги и несшие государственные повиннос­ти. В XVIII в. «черносошные» крестьяне были переименованы в госу­дарственных крестьян. Частновладельческие крестьяне — крестьяне, находящиеся в крепостной зависимости от помещиков.

Длительное время в состав тяглого населения не входили бобы­ли — крестьянская беднота в крепостной России XV—XVIII вв. Поте­ряв землю, инвентарь и рабочий скот, люди не могли выполнять бар­щинные повинности и платить оброки, выпадали из системы обычных форм феодальной эксплуатации и относились в разряд бобылей. Они часто покидали деревню, чтобы в торговых местечках и городах зани­маться ремеслом, торговлей. Бобыли часто работали по найму и блуж­дали в поисках работы далеко от места постоянного жительства.

До 80-х гг. XVI в. бобыли были свободны от платежа государствен­ных податей, пользовались правом перехода, в пользу помещиков пла­тили лишь небольшой оброк (бобыльщину), если жили на господской земле. В соответствии с Указами 1631 — 1632 гг. бобыли были обязаны нести половину тягла по сравнению с обычными крестьянами. По Указу 1679 г. свободными от несения тягла оставались только бездво­ровые бобыли. Это сословие окончательно было упразднено в 1724 г. (с введением подушной подати бобыли были приравнены к крестья­нам).

В X — начале XVIII в. многочисленную социальную группу в Рос­сии составляли холопы — категория феодально-зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально холопы не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы в хо­зяйстве феодалов. Холопий приказ (Приказ холопья суда — централь­ное государственное учреждение в России во второй половине XVI в. — 1704 г.) контролировал ведение документации по оформлению различных видов холопства и отпуска холопов на волю, производил сыск и суд по делам о беглых холопах и спорам о владении ими. Холо­пами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. Холопы не входили в состав тяглого населе­ния, однако с XVII в. они могли получать в пользование землю и в этом случае могли нести установленные повинности. С введением по­душной подати холопы превратились в крепостных крестьян.32 Глава 1. Налоги в русском государстве

На Земском соборе в 1619 г. принимается постановление, в соот­ветствии с которым в 1620-х гг. проводилась «общая перепись тяглого населения в государстве с целью привести в известность и устроить его податные силы»1. К целям переписи относились: описания горо­дов, уездов, перечисление церквей, лавок, дворов, определение чис­ленности плательщиков податей, количества обрабатываемой земли, подлежащей обложению, определение прибыли или убыли возделы­ваемых земель, выявление тяглых людей, уклонявшихся от уплаты податей. Последние подлежали водворению на свои места2.

Писцовые книги имели прежде всего фискальное значение — на их основании производился учет плательщиков податей. Кроме того, они выполняли функцию кадастра: по ним разрешались поземельные споры, укреплялись и удостоверялись права на владение недвижимос­тью. Наряду с писцовыми книгами также существовали дополнявшие их «дозорные книги» и «переписные книги», представлявшие собой своды сведений об имуществах и промыслах.

Сбор кабацких сборов осуществлялся в это время «целовальника­ми». В соответствии с Законом от 1637 г. при уличении последних в воровстве и корысти им грозила «смертная казнь без всякой по­щады»3.

В период царствования Михаила Федоровича одним из источни­ков доходов казны становятся иностранные займы: в частности, анг­лийские займы, полученные взамен предоставления англичанам права беспошлинной торговли.

В XVI—XVII вв. стали отдаваться на откуп таможенные и кабац­кие сборы. Кроме таможенных сборов разнообразными поборами (по-лавочное, мыт и т.д.) облагалась всякая торговля, даже повседневные занятия (брали за водопой скотины, мытье белья и т.п.).

В XVI—XVII вв. в виде промысловой пошлины взимался десятин­ный сбор — таможенный сбор, уплачивавшийся преимущественно на­турой (пушниной, рыбой, слюдой, моржовой костью) с промышлен­ных и торговых людей. В 1667 г. десятинный сбор был заменен рубле­вой пошлиной.

В этот же период широкое распространение получает амбарное (амбарщина) — казенная пошлина, взимавшаяся с купцов за пользо­вание амбаром (складом) в гостиных дворах. Размер амбарного в раз-

1 Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 207.

2 См. там же. С. 207.

3 Там же. С. 204.1.3. Подати и сборы в XVI-XVII вв. 33

ных местностях колебался от 1 до 4 денег в неделю. Налогообложение осуществлялось независимо от того, пользовался купец амбаром или нет. Уклонение от уплаты каралось конфискацией товара. Взимание амбарного было отменено в 1653 г. в интересах развития торговли. В середине XVII в. вводится единая пошлина для торговых людей — 5 денег с рубля оборота.

Особое место в налоговой системе Древней и средневековой Руси занимает церковная десятина, под которой понималось отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Впервые церковная де­сятина была установлена киевским князем Владимиром Святослави­чем (X в.). По мере роста феодального церковного землевладения и увеличения доходов церкви от ее земельных богатств сбор церковной десятины прекратился; церкви и монастыри, не имевшие земельных наделов, содержались за счет средств, отпускавшихся государством (так называемого руга).

Существенные реформы финансовой и налоговой системы России происходили в эпоху царствования Алексея Михайловича (1629— 1676, царствовал с 1645). В начале его царствования войны со Швед­ским Королевством и Речью Посполитой требовали больших расхо­дов, обстановка осложнялась рядом неурожайных лет и падежом скота от эпидемических болезней. Эти факторы были причиной ряда изменений в налоговой системе страны.

В 1646 г. была увеличена ставка соляной пошлины (соляного нало­га) с 5 до 20 коп. за пуд. Повышение ставок спровоцировало серию «соляных бунтов», что привело к временной отмене указанного нало­га. Вместе с соляной пошлиной отменена была заведенная было табач­ная монополия и восстановлен указ 1634 г., грозивший смертной каз­нью за употребление и торговлю «богоненавистным и богомерзким зельем».

Важным источником доходов казны были торговые пошлины. В 1653 г. разрозненные торговые пошлины заменяются единой торговой пошлиной, взимавшейся в размере 5% с цены товара1. Данную пошли­ну можно считать прообразом современного регионального налога с продаж.

Был введен ряд чрезвычайных налогов в форме деньги пятой, де­сятой, пятнадцатой. Эти чрезвычайные налоги (сборы) взимались с доходов торговых людей в размерах соответственно 20, 10 и 6,7% глав­ным образом на военные нужды. Размер дохода и налоговый оклад

1 См.: История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С. 102.34 Глава 1. Налоги в русском государстве

для каждого плательщика определялись выборными лицами на осно­ве «разрубных списков», по которым население уплачивало прямую подать. Деньга 15-я взималась один раз, 10-я — четыре раза, 5-я — три раза. 5-я деньга («пятина») имела подоходный характер, с дохода менее 10 рублей она не взималась.

Еще при царе Михаиле Романове обнаружилась непригодность старой системы посошного обложения. Общая подворная перепись населения в 1646 г. подготовила переход от посошного к подворному обложению. Последнее окончательно установилось уже при преемни­ке Алексея Михайловича — царе Федоре.

До середины XVII в. основной системой получения дохода с питей была откупная. По Указу от 30 декабря 1651 г. эта система отменя­лась — алкогольные напитки в соответствии с этим указом могли про­даваться только в казенных «кружечных дворах», которые создава­лись в посадах и крупных селах. Продажа алкогольных напитков в кружечных дворах осуществлялась на вере целовальниками. Откуп­ная система была восстановлена в 1663 г. в отдельных местностях.

В 1653 г. был утвержден Таможенный устав, впоследствии поло­жения этого устава нашли отражение и были развиты в Новоторговом уставе 1667 г.1

В XVI—XVII вв. сохранялся высокий уровень обложения тяглого населения натуральными повинностями. Наиболее распространены были дорожная повинность, трудовая, гужевая, по содержанию сель­ской стражи, по ремонту церквей (земские повинности, мирские повин­ности).

Основным организационным мероприятием в сфере налогообло­жения было создание в 1655 г. Счетного приказа, который стал осу­ществлять анализ приходных и расходных книг других приказов. В результате упорядочения финансовой деятельности государства в 1680 г. доходы казны превысили расходы (доходы составляли 1203 тыс. руб., а расходы 1125 тыс. руб.). На долю прямых налогов приходилось около 44% всех доходов казны, поступления по косвен­ным налогам давали примерно 53,3%, а на долю чрезвычайных сборов и прочих доходов приходилось 2,7%.

При Федоре Алексеевиче (1661 — 1682, русский царь с 1676) с 1679 г. взамен посошного обложения вводится подворный налог, су­щественно расширивший круг налогоплательщиков за счет людей («задворных» и «деловых»), обслуживавших хозяйство феодала, но

1 См.: Налоговое расследование: Экспериментальный учебник для юридических и экономических вузов и факультетов / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. М.: Юристъ, 2000. С. 10.1.3. Подати и сборы в XVI-XVII вв. 35

живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. Подворный налог взимался на основании данных подворной переписи, прове­денной в 1646 г. Общая сумма налога устанавливалась правительст­вом, а крестьянская община или посад раскладывали ее между дво­рами.

В царствование Федора Алексеевича в 1679—1681 гг. проводится реформа финансовых учреждений Российского государства: основ­ным органом, осуществляющим контроль за сбор пошлин и податей, становится приказ Большой казны. Основным источником государст­венных доходов в этот период являются таможенные и кабацкие сборы, составляющие по росписи 1680 г. около 49% всех доходов бюд­жета.

Ограниченно применявшаяся для получения дохода с питей в предыдущие годы откупная система при царе Федоре Алексеевиче от­меняется полностью Указом от 18 июля 1681 г., и единственной фор­мой продажи спиртных напитков вновь стала торговля «на вере» в казенных кружечных дворах1.

Как отмечал русский историк В.О. Ключевский2, правительство зорко следило за налоговыми поступлениями, «поручая таможенные сборы и продажу вина верным (присяжным) головам и целовальни­кам, которых обязаны были выбирать для того из своей среды мест­ные тяглые обыватели, а недоборы взыскивались с выборных или с самих избирателей, если последние недоглядели и вовремя не донесли о воровстве или нерадении первых»3.

В 1681 г. происходит восстание московских стрельцов и солдат, поддержанное городскими низами и холопами, получившее название «хованщина» по имени руководителя восстания князя И.А. Хованско­го. Восстание было подавлено в 1682 г., когда были казнены выборные от стрельцов и руководитель движения. Одной из причин восстания послужила тяжесть тяглого бремени для населения, для смягчения ко­торого царским указом и боярским приговором оклад (размер) подати был понижен почти на одну треть и разложен на десять разрядов, ис­ходя из благосостояния городов.

1 См.: Булапже М. Акцизная наклейка на зеленую злодейку // Налоговый вестник. 1998. №8. С.'123-126.

2 Ключевский Василий Осипович (1841 — 1911) — русский историк, крупнейший представитель русской историографии, академик с 1900 г., почетный академик с 1908 г. Петербургской Академии наук. Труды «Курс русской истории», «Боярская дума Древ­ней Руси», по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии.

3 Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 3. С. 204.36 Глава 1. Налоги в русском государстве

При Софье Алексеевне (1657—1704), русской царевне, правитель­нице русского государства в 1682—1689 гг., при двух царях — ее мало­летних братьях Иоанне V и Петре I, В.В. Голицыным1 намечался ряд реформ в сфере налогообложения, многие из которых были осущест­влены в период царствования Петра I.

Одним из идеологов реформирования в сфере налогообложения был А.Л. Ордин-Нащокин2. Под его редакцией в 1667 г. был составлен Новоторговый устав, который определил основные направления внешнеторговой политики русского государства. Будучи выразителем интересов купечества, Ордин-Нащокин уделял много внимания во­просам торговли и ее организации. В государственной деятельности он исходил из того, что народное хозяйство страны представляет еди­ное целое, что выгодно отличало его от многих предшественников, сосредоточивавших свое внимание на развитии отдельных отраслей экономики. Считая торговлю орудием развития производительных сил и главным источником пополнения казны, он выступал за разви­тие «свободной», беспошлинной торговли внутри страны и за расши­рение внешней торговли.

Документы, разработанные Ординым-Нащокиным, предполагали строгую регламентацию внешней и внутренней торговли. Он являлся сторонником установления государственной монополии внешней тор­говли на ряд товаров, стремился устранить с пути развития отечест­венной торговли два основных препятствия — привилегии иностран­ного купечества и самоуправство воевод. Разделяя идеи меркантилис­тов, Ордин-Нащокин интересовался вопросами денежного баланса в стране, предлагал ряд мероприятий для удержания в стране драгоцен-

1 Голицын Василий Васильевич (1643—1714) — князь, боярин, фаворит прави­тельницы Софьи. В 1676—1689 гг. возглавлял Посольский и др. приказы. Заключил «Вечный мир» 1686 г. с Польшей. Участник Чигиринских (1677—1678) и глава Крым­ских (1687,1689) походов. В 1689 г. сослан Петром I в Архангельский край.

2 Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605—1680) — русский эконо­мист, государственный и военный деятель, дипломат середины и 2-й половины XVII в., родился в семье псковского дворянина, владел латинским, немецким, польским, фран­цузским, молдавским и др. языками, изучал математику, риторику. С 1622 г. на «полко­вой службе» в Пскове, с 40-х гг. — на дипломатической службе. В 1658 г. за успешное заключение Валиесарского перемирия со шведами произведен в думные дворяне. В на­чале 60-х гг. Ордин-Нащокин, будучи Псковским воеводой, провел прогрессивную ре­форму, способствовавшую усилению прав купечества и ремесленников. В 1667 г. заклю­чил выгодное для России Андрусовское перемирие, за что получил боярское звание и был назначен главой Посольского приказа и руководителем других учреждений. В 1671 г. отставлен от службы и в 1672 г. постригся в монахи. В 1679 г. был снова привле­чен к дипломатической деятельности. Ему принадлежит заслуга организации первых почт в России (1669).1.4. Посошное и подворное налогообложение 37

ных металлов. Предложенные им Купеческие союзы представляли собой попытку организации кредита и явились прообразом банков в России. Экономическая программа Ордина-Нащокина отражала на­ступление нового периода русской истории, предусматривала укреп­ление торгового капитала и создание условий для развития отечест­венной промышленности.

1.4. Посошное и подворное налогообложение

В XV—XVI вв. (период становления русского централизованного го­сударства) распространение получает подать, поступавшая в казну ве­ликого московского князя (впоследствии — царя), взимавшаяся в ка­честве посошного обложения, являвшегося формой обложения прямы­ми налогами. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». Соха — единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой подат­ной единицей — «живущей четвертью». В XVIII в. упоминание о сохе встречается в межевой инструкции 1766 г., где предписано: «на число сох не намеривать, затем, что все то пашенным землям в сошное пись­мо счисление и положение было не для намеривания на оное число четвертей или десятин, но для одних бывших в прежние времена с того государственных податей». В городском обложении соха была финансовой единицей, выражавшей величину капитала, с которого московское правительство брало часть процентов в виде подати.

В различные периоды на отдельных территориях значение сохи не­однократно менялось. Под сохой могли пониматься либо количество труда (фиксированное количество крестьян-работников — применя­лась с XIII до конца XV в. без особых изменений), либо определенный размер обрабатываемой земли, либо самостоятельные хозяйственные единицы (кузницы, кожевенные чаны, невода, лавки и др.). Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения платель­щика. Для обложения составлялись «Книги сошного письма».

П.Н. Милюков в «Спорных вопросах финансовой политики Мос­ковского государства» показал, что в первой половине XVI в. размеры сохи не определялись ни количеством дворов, ни числом людей, ни количеством четвертей посева. Он делает предположение, что в этот период «одноколец» (владелец одной телеги) является в первой поло­вине XVI в. «той неотъемлемой единицей рабочей силы, на которой строится соха», а соху он приравнивал 32 однокольцам1.

1 См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890-1907. Полутом 61. С. 10.38 Глава 1. Налоги в русском государстве

С середины XVI в. до 80-х гг. соха определялась площадью земли, выражаемой в фиксированном количестве четвертей посева. В более ранних «сошных выписях» сообщаются сведения о количестве дворов, их рабочем мужском населении и о количестве сошного письма, в более поздних — указывается количество и качество пашни, которая переводится на сошное письмо по определенной норме.

Для определения размеров сохи с разного качества земли сущест­вовал принцип — «плохое качество земли вознаграждается или при­бавкой ее количества, или приравнения ее количества к меньшему ко­личеству четвертей лучшей земли». Первый способ назывался «пода­чей», второй — «одобриванием». Одобривание, состоявшее в том, что 1 четверть (четверть — половина десятины) доброй земли приравни­валась к 1 1/4 средней и 1 1/2 худой. Одобривание давно практикова­лось в частном обиходе, но первый известный случай его применил в податной сфере относится лишь к 1552 г. Во второй половине XVI в. произошла фиксация размеров дворцовой и поместной сохи в 800 сажен (четвертей) доброй земли. Таким образом, 800 сажен доб­рой земли равнялись 1000 саженям средней земли или 1200 саженям худой земли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.053 с.)