Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подати и сборы в XVI—XVII вв.
Во второй половине XVI в. многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме. Широкое распространение получают чрезвычайные налоги, введение которых было вызвано военными действиями (пищальные деньги, предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные — на изготовление пороха, полоняничные деньги). Полоняничные деньги представляли собой разновидность налога с населения, взимавшегося для выкупа полоняников — людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории. Сбором полоняничных денег ведал Полонянич-ный приказ, на котором помимо выкупа полоняников лежала обязанность дальнейшего их устройства по возвращении на родину. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска. При Иоанне IV Грозном (1530—1584, великий князь всея Руси с 1533, первый русский царь с 1547) в 1555 г. устанавливается сбор чет-вертовых денег (денег из чети), представлявший собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Такое название получили в связи с тем, что их сбор осуществляли чети — центральные правительственные учреждения в русском государстве (XVI—XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие1.3. Подати и сборы в XVI-XVII вв. 25 пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая чети. В эпоху Иоанна Грозного появляется термин «кабак». Имеются сведения о том, что царь запретил продавать водку в Москве, но для опричников, которым не возбранялось пить, приказал построить на балчуге (топком месте) особый дом, названный кабаком (слово татарского происхождения, обозначавшее постоялый двор, где продавались напитки и еда). В 1555 г. наместникам царя предписывалось повсюду прекращать частный питейный промысел и заводить «царевы кабаки». Алкогольные напитки продолжали производиться в хозяйствах феодалов для собственного употребления, но продажа этих напитков могла осуществляться только кабаками. Впоследствии многократно изменялась система получения казной доходов с продажи алкогольных напитков: в отдельные периоды применялась казенная монополия на изготовление и продажу алкогольных напитков, в другие периоды доход получался через систему откупов. С середины XVI в. использовалось «кабашное» кормление — за заслуги перед великим князем (царем) отдельным лицам передавалось право сбора доходов от реализации алкогольных напитков в свою пользу.
К периоду царствования Иоанна Грозного относится первое в российской истории упоминание о взимании акциза с мяса — в 1574 г. взималась пошлина при убое скота. Еще со времен Золотой Орды появляется термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, бравших на откуп дань ханам. При Иоанне IV пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины. С 1556 г. проводятся реформы государственного и местного управления, существенно изменившие организационную систему сбора податей. В ходе реформы были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждаются губные и земские учреждения. В частности, были учреждены земские избы во главе с земскими старостами, в ведении которых помимо различных вопросов местного управления был сбор податей с тяглого населения. Посад или крестьянская община распределяли подати между своими членами с учетом имущественного состояния и иных обстоятельств. К эпохе царствования Иоанна Грозного относится появление одного из древнейших в русской истории проектов по совершенствованию налоговой системы, выдвинутых писателем-публицистом,26 Глава 1. Налоги в русском государстве представителем передовой русской общественно-политической мысли середины XVI в. И.С. Пересветовым1. В конце 1549 г. Пересветов подал царю Иоанну IV Малую и Большую челобитные, в которых изложил проект преобразования русского государства. Важно отметить, что в обосновании своих взглядов он опирался не на религиозно-нравственные, а преимущественно на политико-экономические соображения. Пересветов считал необходимым навести порядок в финансовых делах государства. Он требовал централизации доходов, чтобы «...со всего царства своего доходы себе в казну имати...»2, и предлагал ряд мер для обеспечения их роста. В частности, освободить людей, «которые у велмож царевых в неволе были»3, ликвидировать наместничество, кормление, упорядочить налоговую систему путем отделения функций судей от функций сборщиков налогов и провести ряд других реформ. Все эти предложения, безусловно, носили прогрессивный характер и были направлены против боярства. Пересветов предлагал перевод всех воинов и чиновников на жалованье. При этом он подчеркивал, что получаемое жалованье должно обеспечивать известный материальный уровень жизни лицам, состоящим на государственной службе. Пересветов был сторонником централизованного регулирования ценообразования, требовал, чтобы «царь установил цену товарам». Программа Пересветова по преобразованию системы доходов казны была нацелена на укрепление централизованного государства путем сосредоточения всей власти в руках государя и в полном объеме была реализована только в эпоху Петра I.
В конце XV — первой половине XVI в. в России учреждаются центральные органы управления — приказы. Доходами и расходами казны ведали финансовые приказы, представлявшие собой правительственные учреждения. Существовали следующие основные финансовые приказы: Большого дворца (учрежден в 1534 г.), Большого прихода (1554), Большой казны, Новой четверти, Счетных дел, Полонянич-ный (сер. XVI в.), Стрелецкий (1571 г.), Денежного и хлебного сбора, Денежной раздачи, Приказных дел. Численность личного состава приказов («приказные люди») колебалась от 3 до 400 человек. Финан- 1 Пересветов Иван Семенович (годы рождения и смерти неизвестны) — выходец из Литвы. До переезда в Россию служил в качестве «королевского дворянина» в наемных войсках польского, чешского и венгерского королей. В конце 30-х гг. XVI в. прибыл в Москву, где исполнял «государевы всякие» службы. Дальнейшая его судьба неизвестна. 2 Пересветов И.С. Сочинения. М.; Л., 1956. С. 175. 3 Пересветов И.С. Указ. соч. С. 157.1.3. Подати и сборы в XVI-XVII вв. 27 совые приказы просуществовали до Петра I, в период правления которого они были преобразованы в финансовые коллегии. Большинство прямых налогов собирал приказ Большого прихода, одновременно с ним налогообложением населения занимались территориальные приказы. В первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири (ясак — в XV—XX вв. в России натуральный налог с народов Сибири и Севера, взимавшийся главным образом пушниной); приказ Большого дворца собирал доходы с царских земель; в приказ Большой казны направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ взимал пошлину за скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ ведал налогообложением церковных и монастырских земель. Отдельные виды налогов и сборов собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. Земский приказ представлял собой орган центрального управления в русском государстве XVI—XVII вв., ведавший продажей дворовых участков, мощением дорог, сбором «мостовщины» и осуществлявший судебную и полицейскую власть в Москве. В 1699 г. его функции перешли к Стрелецкому приказу.
С XVI в. взимаются ямские деньги первоначально только с крестьян и посадских людей (так называемое тяглое население), а с 20-х гг. XVII в. — со всего населения. Ямские деньги заменили натуральную ямскую повинность, по которой тяглое население было обязано доставлять в почтовые станции (ямы) подводы с ямщиками для перевозки административных лиц, почты и государственных грузов. Кроме того, ямская повинность включала содержание в исправности дорог и в военное время поставку подвод для армии. Доставка определенного количества подвод могла заменяться уплатой ямских денег, сбором которых ведал Ямской приказ. Помимо прямых налогов взимаются чрезвычайные сборы (главным образом с ремесленно-торгового населения посада). С XV в. в России начинает применяться откупная система сбора доходов в государственную казну. Откуп представляет собой систему передачи купцам-откупщикам за определенную плату права на взимание государственных налогов или сборов с населения, а также права на осуществление реализации определенных товаров. Как правило, эти права закреплялись в виде монополии за государством или его отдельными представителями. Разница между суммой, вырученной откупщиком, и договорной ценой по откупу составляла за вычетом издержек прибыль откупщика. Откупа подразделялись по территории на генеральные (охватывающие всю территорию государст-28 Глава 1. Налоги в русском государстве ва) и областные (распространяющиеся на часть территории государства). Поступления по косвенным налогам в общем объеме доходов казны к концу XVII в. достигают 45%. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные, соляные и винные (см. 4.3. Винные откупа, винный акциз и винная монополия). При Борисе Федоровиче Годунове (около 1551 — 1605, вступил на престол в 1598) осуществляется ряд реформ в сфере налогообложения и государственных финансов. Венчание на царство кроме пиров во дворце, угощения народа, пожалований в чины сопровождалось необыкновенными милостями: служилым людям было выдано двойное годовое жалованье, купцам дано право беспошлинной торговли на два года, земледельцы были на год освобождены от податей. Кроме того, существуют сведения о том, что было определено, сколько крестьяне должны работать на помещика и платить им. Вдовам и сиротам раздавались деньги и съестные припасы, освобождались заключенные в темницах и получали «вспоможение». Инородцам было предоставлено освобождение на год от податей. Служилыми людьми в русском государстве XIV — начала XVIII вв. назывались лица, находившиеся на государственной службе. С середины XVI в. делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, боярские дети), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, и «служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки и т.п.), набиравшихся из крестьян и посадских людей. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье и освобождались от государственных налогов и повинностей. Инородцами же до 1917 г. назывались все неславянские народы.
Состояние тяглого населения в период Смутного времени, наступившего после смерти Бориса Годунова и продолжавшегося до восшествия на престол Михаила Романова, характеризуется в «Русской истории» Д.И. Иловайского следующим образом. Хозяйственная жизнь на Руси находилась в самом печальном положении; собирание податей представляло большие затруднения, поскольку очень многие города и села были разорены, а их жители разбежались1. Многие посадские люди из дальних областей, чтобы не платить податей, переезжали в Москву и ближайшие города и укрывались там у своих родствен- 1 См.: Иловайский ДМ. Русская история. М.: Изд-во Информпечать ИТРК РСПП, 1998. С. 119.1.3. Подати и сборы в XVI-XVII вв. 29 ников и друзей. Некоторые тяглые люди избавляли себя от царских налогов тем, что записывались за боярами, духовенством или монастырями; остальные же, указывая на свое разорение, беспрестанно просили царя о даровании им разных льгот. Кроме того, со всех сторон присылались в Москву жалобы на обиды и насилия от воевод и приказных людей. В определенной мере такое положение объяснялось существенными недостатками системы посошного обложения, утвердившегося в Московском государстве в XV—XVII вв. (см. 1.4. Посо-шное и подворное обложение). В период царствования Михаила Федоровича (1596—1645, русский царь с 1613 г., первый царь из рода Романовых) взимание податей стало основываться на данных так называемых писцовых книг; служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом (тягло — в русском государстве XV — начала XVIII в. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей; в XVIII—XIX вв. единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков). В термин «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость». Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел.
От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые ввиду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К другим причинам освобождения от тягла относились разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги, оказанные государству, и пр. В состав тяглого населения Московской Руси30 Глава 1. Налоги в русском государстве XVII в. включались крестьянская община и посадская община. Из-за злоупотреблений со стороны крестьян были введены поручные записи о том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. Под тяглым двором понимался двор черного посадского человека, торгового или мастерового, на посаде Московского государства, положенный в сошное письмо для отбывания податей и повинностей (сошное письмо — система кадастра в Московском государстве, единицей которого служила соха; см. также 1.4. Посошное и подворное налогообложение). «Разруб податей» члены общины производили между собой по животам и торговым промыслам, а также на основании состава семьи. В фискальных интересах правительства разруб этот имел влияние на деление дворов тяглых по категориям: на лучшие (добрые), середние и молодшие (убогие). Это деление было в значительной степени случайным, искусственным и колеблющимся, основанным на количестве оклада, причитающегося на двор. Противоположностью тяглого двора был двор осадный (белый, нетяглый) — двор вольнослужилого человека Московского государства (дворянина или сына боярского) в городе, реже на посаде, получавшийся, как и поместье, в условное, личное и временное владение и находившийся в ближайшем владении городового приказчика или воеводы. При недостатке белых дворов в городе служилые люди покупали тяглые черные дворы, владельцы которых, по-видимому, обязаны были их в таком случае продать1. Служилые люди обычно не жили во дворах осадных, назначением которых было давать приют для семей и запасов служилых людей в «всполошное время», а держали там дворников, у которых были полицейско-охранительные функции. Только в городах юго-восточной окраины, куда для службы наряжались дети боярские (годовалыцики), последним приходилось жить во дворах осадных и получать их с более сложными формальностями, чем в городах на южной окраине. В XVI в. двором осадным владел большей частью не один сын боярский, а несколько, и каждый обязан был поставить на двор известную часть построек2. Тяглое население («черные» люди) в XII—XVII вв. являлось общим названием городского и сельского населения, обязанного уплачивать все виды государственных налогов и исполнявшего различные повинности в пользу государства. Термин «тяглое население» просу- 1 На Коломне все дворы в городе принадлежали в 1577 г. служилым людям («Писц. кн.», I, 313, и «Русский Исторический Сборник», II, 346). 2 См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890-1907. Полутом 19. С. 202-203.1.3. Подати и сборы в XVI-XVII вв. 31 шествовал до 1724 г. (до введения подушной подати), когда он был заменен термином «податное население». Наиболее крупной категорией плательщиков прямых налогов и натуральных повинностей были тяглые крестьяне — «черносошные» и частновладельческие крестьяне. «Черносошными» крестьянами в русском государстве в XIV— XVIII вв. были лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями, уплачивавшие налоги и несшие государственные повинности. В XVIII в. «черносошные» крестьяне были переименованы в государственных крестьян. Частновладельческие крестьяне — крестьяне, находящиеся в крепостной зависимости от помещиков. Длительное время в состав тяглого населения не входили бобыли — крестьянская беднота в крепостной России XV—XVIII вв. Потеряв землю, инвентарь и рабочий скот, люди не могли выполнять барщинные повинности и платить оброки, выпадали из системы обычных форм феодальной эксплуатации и относились в разряд бобылей. Они часто покидали деревню, чтобы в торговых местечках и городах заниматься ремеслом, торговлей. Бобыли часто работали по найму и блуждали в поисках работы далеко от места постоянного жительства. До 80-х гг. XVI в. бобыли были свободны от платежа государственных податей, пользовались правом перехода, в пользу помещиков платили лишь небольшой оброк (бобыльщину), если жили на господской земле. В соответствии с Указами 1631 — 1632 гг. бобыли были обязаны нести половину тягла по сравнению с обычными крестьянами. По Указу 1679 г. свободными от несения тягла оставались только бездворовые бобыли. Это сословие окончательно было упразднено в 1724 г. (с введением подушной подати бобыли были приравнены к крестьянам). В X — начале XVIII в. многочисленную социальную группу в России составляли холопы — категория феодально-зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально холопы не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы в хозяйстве феодалов. Холопий приказ (Приказ холопья суда — центральное государственное учреждение в России во второй половине XVI в. — 1704 г.) контролировал ведение документации по оформлению различных видов холопства и отпуска холопов на волю, производил сыск и суд по делам о беглых холопах и спорам о владении ими. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. Холопы не входили в состав тяглого населения, однако с XVII в. они могли получать в пользование землю и в этом случае могли нести установленные повинности. С введением подушной подати холопы превратились в крепостных крестьян.32 Глава 1. Налоги в русском государстве На Земском соборе в 1619 г. принимается постановление, в соответствии с которым в 1620-х гг. проводилась «общая перепись тяглого населения в государстве с целью привести в известность и устроить его податные силы»1. К целям переписи относились: описания городов, уездов, перечисление церквей, лавок, дворов, определение численности плательщиков податей, количества обрабатываемой земли, подлежащей обложению, определение прибыли или убыли возделываемых земель, выявление тяглых людей, уклонявшихся от уплаты податей. Последние подлежали водворению на свои места2. Писцовые книги имели прежде всего фискальное значение — на их основании производился учет плательщиков податей. Кроме того, они выполняли функцию кадастра: по ним разрешались поземельные споры, укреплялись и удостоверялись права на владение недвижимостью. Наряду с писцовыми книгами также существовали дополнявшие их «дозорные книги» и «переписные книги», представлявшие собой своды сведений об имуществах и промыслах. Сбор кабацких сборов осуществлялся в это время «целовальниками». В соответствии с Законом от 1637 г. при уличении последних в воровстве и корысти им грозила «смертная казнь без всякой пощады»3. В период царствования Михаила Федоровича одним из источников доходов казны становятся иностранные займы: в частности, английские займы, полученные взамен предоставления англичанам права беспошлинной торговли. В XVI—XVII вв. стали отдаваться на откуп таможенные и кабацкие сборы. Кроме таможенных сборов разнообразными поборами (по-лавочное, мыт и т.д.) облагалась всякая торговля, даже повседневные занятия (брали за водопой скотины, мытье белья и т.п.). В XVI—XVII вв. в виде промысловой пошлины взимался десятинный сбор — таможенный сбор, уплачивавшийся преимущественно натурой (пушниной, рыбой, слюдой, моржовой костью) с промышленных и торговых людей. В 1667 г. десятинный сбор был заменен рублевой пошлиной. В этот же период широкое распространение получает амбарное (амбарщина) — казенная пошлина, взимавшаяся с купцов за пользование амбаром (складом) в гостиных дворах. Размер амбарного в раз- 1 Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 207. 2 См. там же. С. 207. 3 Там же. С. 204.1.3. Подати и сборы в XVI-XVII вв. 33 ных местностях колебался от 1 до 4 денег в неделю. Налогообложение осуществлялось независимо от того, пользовался купец амбаром или нет. Уклонение от уплаты каралось конфискацией товара. Взимание амбарного было отменено в 1653 г. в интересах развития торговли. В середине XVII в. вводится единая пошлина для торговых людей — 5 денег с рубля оборота. Особое место в налоговой системе Древней и средневековой Руси занимает церковная десятина, под которой понималось отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Впервые церковная десятина была установлена киевским князем Владимиром Святославичем (X в.). По мере роста феодального церковного землевладения и увеличения доходов церкви от ее земельных богатств сбор церковной десятины прекратился; церкви и монастыри, не имевшие земельных наделов, содержались за счет средств, отпускавшихся государством (так называемого руга). Существенные реформы финансовой и налоговой системы России происходили в эпоху царствования Алексея Михайловича (1629— 1676, царствовал с 1645). В начале его царствования войны со Шведским Королевством и Речью Посполитой требовали больших расходов, обстановка осложнялась рядом неурожайных лет и падежом скота от эпидемических болезней. Эти факторы были причиной ряда изменений в налоговой системе страны. В 1646 г. была увеличена ставка соляной пошлины (соляного налога) с 5 до 20 коп. за пуд. Повышение ставок спровоцировало серию «соляных бунтов», что привело к временной отмене указанного налога. Вместе с соляной пошлиной отменена была заведенная было табачная монополия и восстановлен указ 1634 г., грозивший смертной казнью за употребление и торговлю «богоненавистным и богомерзким зельем». Важным источником доходов казны были торговые пошлины. В 1653 г. разрозненные торговые пошлины заменяются единой торговой пошлиной, взимавшейся в размере 5% с цены товара1. Данную пошлину можно считать прообразом современного регионального налога с продаж. Был введен ряд чрезвычайных налогов в форме деньги пятой, десятой, пятнадцатой. Эти чрезвычайные налоги (сборы) взимались с доходов торговых людей в размерах соответственно 20, 10 и 6,7% главным образом на военные нужды. Размер дохода и налоговый оклад 1 См.: История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С. 102.34 Глава 1. Налоги в русском государстве для каждого плательщика определялись выборными лицами на основе «разрубных списков», по которым население уплачивало прямую подать. Деньга 15-я взималась один раз, 10-я — четыре раза, 5-я — три раза. 5-я деньга («пятина») имела подоходный характер, с дохода менее 10 рублей она не взималась. Еще при царе Михаиле Романове обнаружилась непригодность старой системы посошного обложения. Общая подворная перепись населения в 1646 г. подготовила переход от посошного к подворному обложению. Последнее окончательно установилось уже при преемнике Алексея Михайловича — царе Федоре. До середины XVII в. основной системой получения дохода с питей была откупная. По Указу от 30 декабря 1651 г. эта система отменялась — алкогольные напитки в соответствии с этим указом могли продаваться только в казенных «кружечных дворах», которые создавались в посадах и крупных селах. Продажа алкогольных напитков в кружечных дворах осуществлялась на вере целовальниками. Откупная система была восстановлена в 1663 г. в отдельных местностях. В 1653 г. был утвержден Таможенный устав, впоследствии положения этого устава нашли отражение и были развиты в Новоторговом уставе 1667 г.1 В XVI—XVII вв. сохранялся высокий уровень обложения тяглого населения натуральными повинностями. Наиболее распространены были дорожная повинность, трудовая, гужевая, по содержанию сельской стражи, по ремонту церквей (земские повинности, мирские повинности). Основным организационным мероприятием в сфере налогообложения было создание в 1655 г. Счетного приказа, который стал осуществлять анализ приходных и расходных книг других приказов. В результате упорядочения финансовой деятельности государства в 1680 г. доходы казны превысили расходы (доходы составляли 1203 тыс. руб., а расходы 1125 тыс. руб.). На долю прямых налогов приходилось около 44% всех доходов казны, поступления по косвенным налогам давали примерно 53,3%, а на долю чрезвычайных сборов и прочих доходов приходилось 2,7%. При Федоре Алексеевиче (1661 — 1682, русский царь с 1676) с 1679 г. взамен посошного обложения вводится подворный налог, существенно расширивший круг налогоплательщиков за счет людей («задворных» и «деловых»), обслуживавших хозяйство феодала, но 1 См.: Налоговое расследование: Экспериментальный учебник для юридических и экономических вузов и факультетов / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. М.: Юристъ, 2000. С. 10.1.3. Подати и сборы в XVI-XVII вв. 35 живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. Подворный налог взимался на основании данных подворной переписи, проведенной в 1646 г. Общая сумма налога устанавливалась правительством, а крестьянская община или посад раскладывали ее между дворами. В царствование Федора Алексеевича в 1679—1681 гг. проводится реформа финансовых учреждений Российского государства: основным органом, осуществляющим контроль за сбор пошлин и податей, становится приказ Большой казны. Основным источником государственных доходов в этот период являются таможенные и кабацкие сборы, составляющие по росписи 1680 г. около 49% всех доходов бюджета. Ограниченно применявшаяся для получения дохода с питей в предыдущие годы откупная система при царе Федоре Алексеевиче отменяется полностью Указом от 18 июля 1681 г., и единственной формой продажи спиртных напитков вновь стала торговля «на вере» в казенных кружечных дворах1. Как отмечал русский историк В.О. Ключевский2, правительство зорко следило за налоговыми поступлениями, «поручая таможенные сборы и продажу вина верным (присяжным) головам и целовальникам, которых обязаны были выбирать для того из своей среды местные тяглые обыватели, а недоборы взыскивались с выборных или с самих избирателей, если последние недоглядели и вовремя не донесли о воровстве или нерадении первых»3. В 1681 г. происходит восстание московских стрельцов и солдат, поддержанное городскими низами и холопами, получившее название «хованщина» по имени руководителя восстания князя И.А. Хованского. Восстание было подавлено в 1682 г., когда были казнены выборные от стрельцов и руководитель движения. Одной из причин восстания послужила тяжесть тяглого бремени для населения, для смягчения которого царским указом и боярским приговором оклад (размер) подати был понижен почти на одну треть и разложен на десять разрядов, исходя из благосостояния городов. 1 См.: Булапже М. Акцизная наклейка на зеленую злодейку // Налоговый вестник. 1998. №8. С.'123-126. 2 Ключевский Василий Осипович (1841 — 1911) — русский историк, крупнейший представитель русской историографии, академик с 1900 г., почетный академик с 1908 г. Петербургской Академии наук. Труды «Курс русской истории», «Боярская дума Древней Руси», по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии. 3 Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 3. С. 204.36 Глава 1. Налоги в русском государстве При Софье Алексеевне (1657—1704), русской царевне, правительнице русского государства в 1682—1689 гг., при двух царях — ее малолетних братьях Иоанне V и Петре I, В.В. Голицыным1 намечался ряд реформ в сфере налогообложения, многие из которых были осуществлены в период царствования Петра I. Одним из идеологов реформирования в сфере налогообложения был А.Л. Ордин-Нащокин2. Под его редакцией в 1667 г. был составлен Новоторговый устав, который определил основные направления внешнеторговой политики русского государства. Будучи выразителем интересов купечества, Ордин-Нащокин уделял много внимания вопросам торговли и ее организации. В государственной деятельности он исходил из того, что народное хозяйство страны представляет единое целое, что выгодно отличало его от многих предшественников, сосредоточивавших свое внимание на развитии отдельных отраслей экономики. Считая торговлю орудием развития производительных сил и главным источником пополнения казны, он выступал за развитие «свободной», беспошлинной торговли внутри страны и за расширение внешней торговли. Документы, разработанные Ординым-Нащокиным, предполагали строгую регламентацию внешней и внутренней торговли. Он являлся сторонником установления государственной монополии внешней торговли на ряд товаров, стремился устранить с пути развития отечественной торговли два основных препятствия — привилегии иностранного купечества и самоуправство воевод. Разделяя идеи меркантилистов, Ордин-Нащокин интересовался вопросами денежного баланса в стране, предлагал ряд мероприятий для удержания в стране драгоцен- 1 Голицын Василий Васильевич (1643—1714) — князь, боярин, фаворит правительницы Софьи. В 1676—1689 гг. возглавлял Посольский и др. приказы. Заключил «Вечный мир» 1686 г. с Польшей. Участник Чигиринских (1677—1678) и глава Крымских (1687,1689) походов. В 1689 г. сослан Петром I в Архангельский край. 2 Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605—1680) — русский экономист, государственный и военный деятель, дипломат середины и 2-й половины XVII в., родился в семье псковского дворянина, владел латинским, немецким, польским, французским, молдавским и др. языками, изучал математику, риторику. С 1622 г. на «полковой службе» в Пскове, с 40-х гг. — на дипломатической службе. В 1658 г. за успешное заключение Валиесарского перемирия со шведами произведен в думные дворяне. В начале 60-х гг. Ордин-Нащокин, будучи Псковским воеводой, провел прогрессивную реформу, способствовавшую усилению прав купечества и ремесленников. В 1667 г. заключил выгодное для России Андрусовское перемирие, за что получил боярское звание и был назначен главой Посольского приказа и руководителем других учреждений. В 1671 г. отставлен от службы и в 1672 г. постригся в монахи. В 1679 г. был снова привлечен к дипломатической деятельности. Ему принадлежит заслуга организации первых почт в России (1669).1.4. Посошное и подворное налогообложение 37 ных металлов. Предложенные им Купеческие союзы представляли собой попытку организации кредита и явились прообразом банков в России. Экономическая программа Ордина-Нащокина отражала наступление нового периода русской истории, предусматривала укрепление торгового капитала и создание условий для развития отечественной промышленности. 1.4. Посошное и подворное налогообложение В XV—XVI вв. (период становления русского централизованного государства) распространение получает подать, поступавшая в казну великого московского князя (впоследствии — царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения, являвшегося формой обложения прямыми налогами. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». Соха — единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей — «живущей четвертью». В XVIII в. упоминание о сохе встречается в межевой инструкции 1766 г., где предписано: «на число сох не намеривать, затем, что все то пашенным землям в сошное письмо счисление и положение было не для намеривания на оное число четвертей или десятин, но для одних бывших в прежние времена с того государственных податей». В городском обложении соха была финансовой единицей, выражавшей величину капитала, с которого московское правительство брало часть процентов в виде подати. В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось. Под сохой могли пониматься либо количество труда (фиксированное количество крестьян-работников — применялась с XIII до конца XV в. без особых изменений), либо определенный размер обрабатываемой земли, либо самостоятельные хозяйственные единицы (кузницы, кожевенные чаны, невода, лавки и др.). Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Для обложения составлялись «Книги сошного письма». П.Н. Милюков в «Спорных вопросах финансовой политики Московского государства» показал, что в первой половине XVI в. размеры сохи не определялись ни количеством дворов, ни числом людей, ни количеством четвертей посева. Он делает предположение, что в этот период «одноколец» (владелец одной телеги) является в первой половине XVI в. «той неотъемлемой единицей рабочей силы, на которой строится соха», а соху он приравнивал 32 однокольцам1. 1 См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890-1907. Полутом 61. С. 10.38 Глава 1. Налоги в русском государстве С середины XVI в. до 80-х гг. соха определялась площадью земли, выражаемой в фиксированном количестве четвертей посева. В более ранних «сошных выписях» сообщаются сведения о количестве дворов, их рабочем мужском населении и о количестве сошного письма, в более поздних — указывается количество и качество пашни, которая переводится на сошное письмо по определенной норме. Для определения размеров сохи с разного качества земли существовал принцип — «плохое качество земли вознаграждается или прибавкой ее количества, или приравнения ее количества к меньшему количеству четвертей лучшей земли». Первый способ назывался «подачей», второй — «одобриванием». Одобривание, состоявшее в том, что 1 четверть (четверть — половина десятины) доброй земли приравнивалась к 1 1/4 средней и 1 1/2 худой. Одобривание давно практиковалось в частном обиходе, но первый известный случай его применил в податной сфере относится лишь к 1552 г. Во второй половине XVI в. произошла фиксация размеров дворцовой и поместной сохи в 800 сажен (четвертей) доброй земли. Таким образом, 800 сажен доброй земли равнялись 1000 саженям средней земли или 1200 саженям худой земли.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.053 с.) |