Глава 1 налоги в русском государстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 налоги в русском государстве



1.1. Налоги в Древнерусском государстве

В эпоху объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в., основным источником доходов казны была дань. Дань — термин древнерусского финансового права — представляла собой пря­мой налог (подать), собираемый с населения.

Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (?—912). В русской летописи «Повесть временных лет», созда­ние которой датируется вторым десятилетием XII в., перечислялись народы «иже дань дают Руси». Древнерусские летописные своды употребляют термин «дань» прежде всего в смысле военной контри­буции, которую подвластные славянские племена платили своим по­бедителям: на севере — варягам, на юге — хазарам. Данью облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья.

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань теряла значение контрибуции и превращалась в подать, уплачи­ваемую населением государству. Средства казны расходовались на со­держание великокняжеского двора, органов управления, дружины, ве­дение войн. В Киевской Руси единицей обложения данью служили «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохо­зяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. Еще поляне платили хазарам «от дыма по мечу». При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в.

В более поздние времена в России подымные налоги собирались в казну в селах, слободах и посадах. Слободами назывались различные поселения в русском государстве XI—XVII вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах — слобода ремесленников. В русских княжествах X—XVI вв. посадом называлось торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города. Иногда посады делились на слободы и сотни. Впоследствии в Российской империи посадами являлись не­большие поселки городского типа.

В условиях господства натурального хозяйства денежные поборы были ограниченны и большая часть дани собиралась натурой. Дань платили отдельные хозяйства предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами — «по шлягу от рала»1 (под ралом понималась еди­ница обложения — плуг или соха, а шляг означал разновидность араб­ских монет, применявшихся в качестве законного платежного средст­ва на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор.

Дань как прямая подать существовала на протяжении XI—XII вв. и первой половины XIII в.

В эпоху Золотой Орды (1243—1480) появляются различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимуществен­но раскладочным способом. В XIII в. дань взимается в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский). Эту дань платили русские князья более 200 лет, начиная с Ярослава Всеволодовича (1191 — 1246, в 1236—1238 княжил в Киеве, с 1238 — великий князь владимирский).

В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведе­ны первые переписи населения: 1257 г. — населения Суздальской, Ря­занской, Муромской земель; 1259 г. — перепись населения Новгород­ских земель.

Выход взимался сначала баскаками — уполномоченными чинов­никами ханов Золотой Орды, собиравшими натуральные и денежные повинности с населения покоренных земель, а затем самими русскими князьями. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота. В середине XIII в. возникают первые протесты и восстания против действий баскаков. В 1259 г. происходит восстание в Великом Новго­роде, в 1262 г. аналогичные восстания отмечаются в Ростве Великом, Суздале и Ярославле.

При Иоанне I Калите (7—1340, князь московский с 1325, великий князь владимирский с 1328) были заложены основы политического и экономического могущества Москвы. Он добился у Золотой Орды

Соловьев СМ. Собр. соч. М: Мысль, 1988. Кн. II. С. 11.1.1. Налоги в Древнерусском государстве 19

права сбора дани на Руси и первый сам стал собирать выход не только со своего княжества, но и от других удельных князей и сам отвозить его в Орду. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе само­стоятельно и передавал ее великому князю для отправки в Орду. Прежнее более или менее определенное количество выхода теперь стало изменяться — сумма выхода зависела от соглашений великих князей с ханами Орды.

Вероятно, что с самого начала великие князья предложили ханам большую сумму денег, чем та, которую доставляли баскаки. Потом эта сумма стала изменяться. Бывали случаи, когда князья увеличи­вали количество дани, но в то же время отмечаются жалобы ханов и на произвольное уменьшение суммы выхода со стороны великих князей, как, например, Мамая на Дмитрия Донского (1350—1389, ве­ликий князь московский с 1359 и владимирский — с 1362). В лето­писях не указано, сколько именно и когда платили хану, имеются данные относительно отдельных княжеств, и за один или два года. Так, Дмитрий Донской в 1371 г. платил выход со всех волостей, принадлежащих его сыновьям, в размере около 1000 руб. При сыне Донского сумма всего выхода составляла от 5 до 7 тыс. руб. Преем­ники последнего, пользуясь смутами в Золотой Орде, по нескольку лет подряд не возили выход, хотя его сбор производился ими акку­ратно и нередко поступал в собственную казну великого князя.

В XIV—XV вв., помимо ордынской дани, со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну, т.е. дань как государственная подать не исчезла, а продолжала взиматься вместе с ордынской данью. В XIV в. дань взималась преимущественно в виде натуральных сборов. Новым во время взимания ордынского выхода было так называемое число, установившее размеры дани в обязательном для князей окладе, — по полугривне с сохи, а «в сохе числиша два мужи работники». Эта же единица обложения действова­ла и при взимании дани — прямой подати.

При Иоанне III (1440—1505, великий князь московский с 1462) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духов­ных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ор­дынском, но он имел уже другое назначение, поступая на содержание татарских царевичей, живших в России, и на утверждение влияния России на Казань, Крым и Астрахань. С прекращением платежа дани в Орду дань как прямая государственная подать снова получает само­стоятельное значение.

К периоду правления Иоанна III относится упоминание об исклю­чительном праве казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво. Су­ществуют сведения о том, что обложение производства и продажи пива и меда (медовая дань) существовало на Руси в X в. Московские князья облагали данью места продажи алкогольных напитков (корч­мы), сами создавали питейные заведения и преследовали нелегальных производителей. В России государственная винная монополия никог­да не охватывала всей территории страны и всех видов содержащих алкоголь напитков. В тех случаях, когда частным лицам разрешались выделка и продажа алкогольных напитков, на этих лиц накладывалась обязанность по уплате налогов или пошлин. В XV—XVI вв. существо­вала пошлина на право выделки алкогольных напитков, имевшая на­звание явка.

К эпохе Золотой Орды относится появление такого вида налогооб­ложения, как ям, первоначально представлявший собой обязанность предоставлять подводы ордынским чиновникам.

К XIV в. в русском государстве складывается система кормле­ний — предоставление права на управление определенной террито­рией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) вели­кому князю (князю). Кормленщик получал доходный список «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочи­вались к определенному времени — сбору урожая.

26 апреля 1353 г., умирая, великий князь московский и владимир­ский Симеон Гордый оставляет завещание, согласно которому намест­ники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений; остальную часть податей они обязаны были передавать в великокня­жескую казну.

В конце XIV в. возникают должности казначеев, дьяков и подь­ячих, которые ведали сборами оброков и вели книги и записи по этим сборам. Первоначально эти чиновники были дворцовыми холопами великого князя и содержались за счет великокняжеской казны. Впос­ледствии на их содержание учреждаются казначеевы, дьячыл и подь-ячьи пошлины1.

Основным косвенным налогом была дорожная пошлина, представ­лявшая собой разновидность внутренней таможенной пошлины, взи­мавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по

1 См.: Буланже М. Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах // Налоговый вестник. 1999. № 4.1.1. Налоги в Древнерусском государстве 21

дорогам, водным путям, мостам и переправам в средние века. Перво­начально поступления от дорожной пошлины расходовались на ре­монт и строительство дорог, мостов и переправ. Ее размер устанавли­вался в зависимости от тяжести груза, рода экипажа, числа и вида упряжных животных и прогоняемого скота. С укреплением централь­ной государственной власти дорожная пошлина превращалась в раз­новидность регалий и утрачивала свое целевое назначение.

В Древней Руси первые упоминания о дорожной пошлине отно­сятся к концу X в. Она взималась в период Золотой Орды; позднее сохранилась как доходная статья князей и монастырей. В XV—XVI вв. дорожная пошлина превратилась в государственную фискальную мо­нополию, стеснявшую развитие внутренней торговли.

Дорожная пошлина взималась в виде мыта (на перевозимые това­ры), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины, сильно затрудняв­шие движение по дорогам, в русском государстве были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г.

Мыт взимался с каждого воза, судна (лодки) на заставах у городов, крупных селений. Первоначально мыт означал место, где останавли­вались возы и лодки, затем стал применяться только в значении про­езжей пошлины. В XVI в. мыт с воза в различных местах составлял от 1 до 3 денег; мелкие суда с товарами и суда, шедшие без груза, осво­бождались от мыта. Соль облагалась дополнительной пошлиной — до-мытницей. Право устанавливать мыт принадлежало государству; не­редко оно продавалось частным лицам или монастырям. В этих случа­ях поступления от мыта использовались на содержание в исправности мостов и дорог, а его размер определялся особыми грамотами. Иногда должностным лицам разрешалось использовать мыт в качестве «корма». Незаконные мыты ликвидировались или отбирались в казну. С принятием торгового устава 1654 г. мыт официально был упразд­нен, но продолжал взиматься до XVIII в.

В период феодальной раздробленности (XIII—XIV вв.) кроме ука­занных видов налогообложения постепенно распространяются судеб­ные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряно­го литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пош­лина «вира» взималась за убийство, пошлина «продажа» — за прочие преступления. Размеры судебных пошлин составляли обычно от 5 до 80 гривен.22 Глава 1. Налоги в русском государстве

К началу XVII в. данью или данными деньгами стали назы­вать целую группу налогов (кроме дани — прямой государствен­ной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей. Черносошными крестьянами в русском государстве XIV— XVII вв. назывались лично свободные крестьяне, владевшие об­щинными землями и несшие государственные феодальные повин­ности; в XVIII в. стали государственными крестьянами. Посад­ские люди — торгово-промышленное население, несшее государст­венное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 г. посадские люди были разделены на купечество и мещан.

К данным деньгам относились подати, имевшие специальное про­исхождение и назначение: военное, как ямские, пищальные и емчуж-ные деньги; военно-инженерное, как сбор на городовое и засечное дело; административное, как казначеевы и дьячные пошлины. Ямские сборы и пищальные сборы — целевые сборы, предназначавшиеся для изго­товления пушек; сборы на городовое и засечное дело — на строитель­ство засек (укреплений на южных границах Московского государ­ства).

1.2. Оброк

В России в XII—XIII вв. получил распространение натуральный оброк — один из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам.

Термин «оброк» встречается в древнерусских письменных ис­точниках вместе с термином «дань». Как отмечается в Словаре Ф.А. Брокгауза — И.А. Ефрона, «старые финансисты наши думали, что «под оброком разумеется всякий налог, собираемый натурой, или доход, получаемый с известного предмета». Граф Д.А. Толстой1 не соглашался с этим определением и полагал, что «оброк была по­дать с разных угодий и вообще плата правительству взамен разно­родных повинностей, деньгами или какой другой однообразной цен-

1 Толстой Дмитрий Андреевич (1823—1889) — русский государственный деятель. В 1865—1880 гг. обер-прокурор Синода, в 1866—1880 гг. министр народного просвеще­ния, с 1882 г. министр внутренних дел, шеф жандармов. С 1882 г. президент Петербург­ской Академии наук.

2 Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брок­гауз - И.А. Ефрон 1890-1907: В 43 т. М: Изд. центр «ТЕРРА», 1990-1994. Полу­том 42. С. 574.1.2. Оброк 23

В XIX в. российские историки А.С. Лаппо-Данилевский1 и П.М. Милюков2 установили, что «в своем происхождении оброк про­тивоположен государственной подати» и является доходом, вытекаю­щим из договорных частноправовых отношений. По их мнению, под оброком в древности понималась аренда, т.е. срочное или бессрочное пользование каким-либо недвижимым имуществом, вытекающее из договора найма. Это подтверждается выражением «отдача на оброк из наддачи», т.е. передача имущества (городских торговых мест, лавок, харчевен, перевозов, кузниц, мельниц и других промышленных заве­дений, а также бобровых гонов, рыбных ловель, бортных ухожьев и других угодий) в аренду государством и монастырями с публичных торгов.

В аренду («на оброк») в XVI в. отдавались целые деревни с живу­щими в них крестьянами, причем арендатор обязывался уплачивать определенную сумму оброка и принимал на себя и платеж всех госу­дарственных податей и повинностей «по сошному разводу».

В XV в. термин «оброк» начинает употребляться также и в значе­нии государственной подати. Смешение понятий специалисты по ис­тории связывают с тем, что в период объединения государственного и дворцового управления русских царей приемы дворцового хозяйства распространялись и на черные волости. Оброк, как и тягло, мог рас­кладываться общиной между своими членами.

В XV—XVI вв. натуральный оброк постепенно заменяется денеж­ным оброком, на котором находились государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. В связи с развити­ем крестьянских промыслов и торговли со второй половины XVIII в. помещикам стало выгодно переводить крепостных крестьян с барщи­ны на денежный оброк. Оброк взимался не только с доходов от земле­делия, но и от торгово-промысловых занятий. После реформы 1861 г. оброк был заменен выкупными платежами.

Натуральному оброку с крепостных крестьян соответствовала сис­тема натуральных повинностей, которые представляли собой возла­гаемые государством на население обязанности выполнять определен-

1 Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич (1863—1919) — русский историк, ака­демик Петербургской АН (1899). Труды и публикации по социально-экономической, политической и культурной истории России XV—XVIII вв., историографии, диплома­тике, археологии.

2 Милюков Павел Николаевич (1859—1943) — русский политический деятель, ис­торик, публицист. Один из организаторов партии кадетов, с 1907 г. — председатель ее ЦК, редактор газеты «Речь». В 1917 г. министр иностранных дел Временного прави­тельства 1-го состава. Труды по истории России XVIII—XIX вв., Февральской и Ок­тябрьской революций.24 Глава 1. Налоги в русском государстве

ные работы и предоставлять личное имущество в распоряжение орга­нов государственной власти. Натуральные повинности широко при­менялись в рабовладельческом и феодальном государствах. Населе­ние привлекалось к содержанию двора, армии, к участию в строитель­стве дорог личным трудом и транспортными средствами. С развитием товарно-денежных отношений натуральные повинности заменяются денежными налогами.

В русском государстве в XV—XVII вв. существовало так называе­мое пожилое — пошлина, которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. В связи с отменой Юрьева дня в XVII в. взимание «пожилого» перестает осуществ­ляться.

В XV—XVI вв. в отдельных местностях России было распростра­нено взимание пошлины в пользу государства или феодала с родст­венников невесты, выдаваемой замуж в другие княжество, волость, город или за рубеж. Первоначально пошлина взималась натурой — ку­ницей, впоследствии она могла взиматься и деньгами, однако за ней сохранилось название выводной (свадебной) куницы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.024 с.)