Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1 налоги в русском государствеСтр 1 из 4Следующая ⇒
1.1. Налоги в Древнерусском государстве В эпоху объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в., основным источником доходов казны была дань. Дань — термин древнерусского финансового права — представляла собой прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (?—912). В русской летописи «Повесть временных лет», создание которой датируется вторым десятилетием XII в., перечислялись народы «иже дань дают Руси». Древнерусские летописные своды употребляют термин «дань» прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили своим победителям: на севере — варягам, на юге — хазарам. Данью облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья. По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань теряла значение контрибуции и превращалась в подать, уплачиваемую населением государству. Средства казны расходовались на содержание великокняжеского двора, органов управления, дружины, ведение войн. В Киевской Руси единицей обложения данью служили «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. Еще поляне платили хазарам «от дыма по мечу». При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в. В более поздние времена в России подымные налоги собирались в казну в селах, слободах и посадах. Слободами назывались различные поселения в русском государстве XI—XVII вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах — слобода ремесленников. В русских княжествах X—XVI вв. посадом называлось торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города. Иногда посады делились на слободы и сотни. Впоследствии в Российской империи посадами являлись небольшие поселки городского типа. В условиях господства натурального хозяйства денежные поборы были ограниченны и большая часть дани собиралась натурой. Дань платили отдельные хозяйства предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами — «по шлягу от рала»1 (под ралом понималась единица обложения — плуг или соха, а шляг означал разновидность арабских монет, применявшихся в качестве законного платежного средства на Руси).
Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала на протяжении XI—XII вв. и первой половины XIII в. В эпоху Золотой Орды (1243—1480) появляются различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. В XIII в. дань взимается в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский). Эту дань платили русские князья более 200 лет, начиная с Ярослава Всеволодовича (1191 — 1246, в 1236—1238 княжил в Киеве, с 1238 — великий князь владимирский). В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения: 1257 г. — населения Суздальской, Рязанской, Муромской земель; 1259 г. — перепись населения Новгородских земель. Выход взимался сначала баскаками — уполномоченными чиновниками ханов Золотой Орды, собиравшими натуральные и денежные повинности с населения покоренных земель, а затем самими русскими князьями. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота. В середине XIII в. возникают первые протесты и восстания против действий баскаков. В 1259 г. происходит восстание в Великом Новгороде, в 1262 г. аналогичные восстания отмечаются в Ростве Великом, Суздале и Ярославле. При Иоанне I Калите (7—1340, князь московский с 1325, великий князь владимирский с 1328) были заложены основы политического и экономического могущества Москвы. Он добился у Золотой Орды Соловьев СМ. Собр. соч. М: Мысль, 1988. Кн. II. С. 11.1.1. Налоги в Древнерусском государстве 19 права сбора дани на Руси и первый сам стал собирать выход не только со своего княжества, но и от других удельных князей и сам отвозить его в Орду. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе самостоятельно и передавал ее великому князю для отправки в Орду. Прежнее более или менее определенное количество выхода теперь стало изменяться — сумма выхода зависела от соглашений великих князей с ханами Орды.
Вероятно, что с самого начала великие князья предложили ханам большую сумму денег, чем та, которую доставляли баскаки. Потом эта сумма стала изменяться. Бывали случаи, когда князья увеличивали количество дани, но в то же время отмечаются жалобы ханов и на произвольное уменьшение суммы выхода со стороны великих князей, как, например, Мамая на Дмитрия Донского (1350—1389, великий князь московский с 1359 и владимирский — с 1362). В летописях не указано, сколько именно и когда платили хану, имеются данные относительно отдельных княжеств, и за один или два года. Так, Дмитрий Донской в 1371 г. платил выход со всех волостей, принадлежащих его сыновьям, в размере около 1000 руб. При сыне Донского сумма всего выхода составляла от 5 до 7 тыс. руб. Преемники последнего, пользуясь смутами в Золотой Орде, по нескольку лет подряд не возили выход, хотя его сбор производился ими аккуратно и нередко поступал в собственную казну великого князя. В XIV—XV вв., помимо ордынской дани, со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну, т.е. дань как государственная подать не исчезла, а продолжала взиматься вместе с ордынской данью. В XIV в. дань взималась преимущественно в виде натуральных сборов. Новым во время взимания ордынского выхода было так называемое число, установившее размеры дани в обязательном для князей окладе, — по полугривне с сохи, а «в сохе числиша два мужи работники». Эта же единица обложения действовала и при взимании дани — прямой подати. При Иоанне III (1440—1505, великий князь московский с 1462) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но он имел уже другое назначение, поступая на содержание татарских царевичей, живших в России, и на утверждение влияния России на Казань, Крым и Астрахань. С прекращением платежа дани в Орду дань как прямая государственная подать снова получает самостоятельное значение. К периоду правления Иоанна III относится упоминание об исключительном праве казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво. Существуют сведения о том, что обложение производства и продажи пива и меда (медовая дань) существовало на Руси в X в. Московские князья облагали данью места продажи алкогольных напитков (корчмы), сами создавали питейные заведения и преследовали нелегальных производителей. В России государственная винная монополия никогда не охватывала всей территории страны и всех видов содержащих алкоголь напитков. В тех случаях, когда частным лицам разрешались выделка и продажа алкогольных напитков, на этих лиц накладывалась обязанность по уплате налогов или пошлин. В XV—XVI вв. существовала пошлина на право выделки алкогольных напитков, имевшая название явка. К эпохе Золотой Орды относится появление такого вида налогообложения, как ям, первоначально представлявший собой обязанность предоставлять подводы ордынским чиновникам.
К XIV в. в русском государстве складывается система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени — сбору урожая. 26 апреля 1353 г., умирая, великий князь московский и владимирский Симеон Гордый оставляет завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений; остальную часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну. В конце XIV в. возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами оброков и вели книги и записи по этим сборам. Первоначально эти чиновники были дворцовыми холопами великого князя и содержались за счет великокняжеской казны. Впоследствии на их содержание учреждаются казначеевы, дьячыл и подь-ячьи пошлины1. Основным косвенным налогом была дорожная пошлина, представлявшая собой разновидность внутренней таможенной пошлины, взимавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по 1 См.: Буланже М. Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах // Налоговый вестник. 1999. № 4.1.1. Налоги в Древнерусском государстве 21 дорогам, водным путям, мостам и переправам в средние века. Первоначально поступления от дорожной пошлины расходовались на ремонт и строительство дорог, мостов и переправ. Ее размер устанавливался в зависимости от тяжести груза, рода экипажа, числа и вида упряжных животных и прогоняемого скота. С укреплением центральной государственной власти дорожная пошлина превращалась в разновидность регалий и утрачивала свое целевое назначение. В Древней Руси первые упоминания о дорожной пошлине относятся к концу X в. Она взималась в период Золотой Орды; позднее сохранилась как доходная статья князей и монастырей. В XV—XVI вв. дорожная пошлина превратилась в государственную фискальную монополию, стеснявшую развитие внутренней торговли.
Дорожная пошлина взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины, сильно затруднявшие движение по дорогам, в русском государстве были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г. Мыт взимался с каждого воза, судна (лодки) на заставах у городов, крупных селений. Первоначально мыт означал место, где останавливались возы и лодки, затем стал применяться только в значении проезжей пошлины. В XVI в. мыт с воза в различных местах составлял от 1 до 3 денег; мелкие суда с товарами и суда, шедшие без груза, освобождались от мыта. Соль облагалась дополнительной пошлиной — до-мытницей. Право устанавливать мыт принадлежало государству; нередко оно продавалось частным лицам или монастырям. В этих случаях поступления от мыта использовались на содержание в исправности мостов и дорог, а его размер определялся особыми грамотами. Иногда должностным лицам разрешалось использовать мыт в качестве «корма». Незаконные мыты ликвидировались или отбирались в казну. С принятием торгового устава 1654 г. мыт официально был упразднен, но продолжал взиматься до XVIII в. В период феодальной раздробленности (XIII—XIV вв.) кроме указанных видов налогообложения постепенно распространяются судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, пошлина «продажа» — за прочие преступления. Размеры судебных пошлин составляли обычно от 5 до 80 гривен.22 Глава 1. Налоги в русском государстве К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей. Черносошными крестьянами в русском государстве XIV— XVII вв. назывались лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные феодальные повинности; в XVIII в. стали государственными крестьянами. Посадские люди — торгово-промышленное население, несшее государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 г. посадские люди были разделены на купечество и мещан. К данным деньгам относились подати, имевшие специальное происхождение и назначение: военное, как ямские, пищальные и емчуж-ные деньги; военно-инженерное, как сбор на городовое и засечное дело; административное, как казначеевы и дьячные пошлины. Ямские сборы и пищальные сборы — целевые сборы, предназначавшиеся для изготовления пушек; сборы на городовое и засечное дело — на строительство засек (укреплений на южных границах Московского государства).
1.2. Оброк В России в XII—XIII вв. получил распространение натуральный оброк — один из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Термин «оброк» встречается в древнерусских письменных источниках вместе с термином «дань». Как отмечается в Словаре Ф.А. Брокгауза — И.А. Ефрона, «старые финансисты наши думали, что «под оброком разумеется всякий налог, собираемый натурой, или доход, получаемый с известного предмета». Граф Д.А. Толстой1 не соглашался с этим определением и полагал, что «оброк была подать с разных угодий и вообще плата правительству взамен разнородных повинностей, деньгами или какой другой однообразной цен- 1 Толстой Дмитрий Андреевич (1823—1889) — русский государственный деятель. В 1865—1880 гг. обер-прокурор Синода, в 1866—1880 гг. министр народного просвещения, с 1882 г. министр внутренних дел, шеф жандармов. С 1882 г. президент Петербургской Академии наук. 2 Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890-1907: В 43 т. М: Изд. центр «ТЕРРА», 1990-1994. Полутом 42. С. 574.1.2. Оброк 23 В XIX в. российские историки А.С. Лаппо-Данилевский1 и П.М. Милюков2 установили, что «в своем происхождении оброк противоположен государственной подати» и является доходом, вытекающим из договорных частноправовых отношений. По их мнению, под оброком в древности понималась аренда, т.е. срочное или бессрочное пользование каким-либо недвижимым имуществом, вытекающее из договора найма. Это подтверждается выражением «отдача на оброк из наддачи», т.е. передача имущества (городских торговых мест, лавок, харчевен, перевозов, кузниц, мельниц и других промышленных заведений, а также бобровых гонов, рыбных ловель, бортных ухожьев и других угодий) в аренду государством и монастырями с публичных торгов. В аренду («на оброк») в XVI в. отдавались целые деревни с живущими в них крестьянами, причем арендатор обязывался уплачивать определенную сумму оброка и принимал на себя и платеж всех государственных податей и повинностей «по сошному разводу». В XV в. термин «оброк» начинает употребляться также и в значении государственной подати. Смешение понятий специалисты по истории связывают с тем, что в период объединения государственного и дворцового управления русских царей приемы дворцового хозяйства распространялись и на черные волости. Оброк, как и тягло, мог раскладываться общиной между своими членами. В XV—XVI вв. натуральный оброк постепенно заменяется денежным оброком, на котором находились государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. В связи с развитием крестьянских промыслов и торговли со второй половины XVIII в. помещикам стало выгодно переводить крепостных крестьян с барщины на денежный оброк. Оброк взимался не только с доходов от земледелия, но и от торгово-промысловых занятий. После реформы 1861 г. оброк был заменен выкупными платежами. Натуральному оброку с крепостных крестьян соответствовала система натуральных повинностей, которые представляли собой возлагаемые государством на население обязанности выполнять определен- 1 Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич (1863—1919) — русский историк, академик Петербургской АН (1899). Труды и публикации по социально-экономической, политической и культурной истории России XV—XVIII вв., историографии, дипломатике, археологии. 2 Милюков Павел Николаевич (1859—1943) — русский политический деятель, историк, публицист. Один из организаторов партии кадетов, с 1907 г. — председатель ее ЦК, редактор газеты «Речь». В 1917 г. министр иностранных дел Временного правительства 1-го состава. Труды по истории России XVIII—XIX вв., Февральской и Октябрьской революций.24 Глава 1. Налоги в русском государстве ные работы и предоставлять личное имущество в распоряжение органов государственной власти. Натуральные повинности широко применялись в рабовладельческом и феодальном государствах. Население привлекалось к содержанию двора, армии, к участию в строительстве дорог личным трудом и транспортными средствами. С развитием товарно-денежных отношений натуральные повинности заменяются денежными налогами. В русском государстве в XV—XVII вв. существовало так называемое пожилое — пошлина, которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. В связи с отменой Юрьева дня в XVII в. взимание «пожилого» перестает осуществляться. В XV—XVI вв. в отдельных местностях России было распространено взимание пошлины в пользу государства или феодала с родственников невесты, выдаваемой замуж в другие княжество, волость, город или за рубеж. Первоначально пошлина взималась натурой — куницей, впоследствии она могла взиматься и деньгами, однако за ней сохранилось название выводной (свадебной) куницы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.024 с.) |