Направление дизайнерской деятельности: художественное конструирование и стайлинг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направление дизайнерской деятельности: художественное конструирование и стайлинг.



Виды дизайна.

Промышленный или индустриальный дизайн (средства транспорта, механизмы). Основной задачей промышленного дизайна является определение экстерьера, функциональных и структурных особенностей оборудования, техники, продукции и изделий, которые нас окружают в повседневной жизни.

Графический — это создание визуальных изображений с целью воплощения определенных идей. Графический дизайн представляет из себя функцию визуального общения при помощи текста и изображений для представления информации.

Дизайн одежды. творческая деятельностьть, целью которой является определение формальных качеств предмета одежды, в том числе:- внешних черт изделия; Состоит из проектирования, конструирования и моделирования.

Дизайн среды. Дизайн как понятие подразумевает под собой искусство преображения среды обитания человека. В свою очередь, среда обитания человека представляет собой совокупность условий его жизни.

Веб-дизайн. Совмещается пространство и время.

В соврем условиях появляется экологический дизайн - это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание гармонизации отношений человека и окружающей его среды, сохранению природной среды.

.• В рамках футуродизайна проектирование решений является превентивным (перспективным), то есть оно предназначено не для немедленного внедрения, а намечает перспективные идеи и направления в дизайне, призванные дать образы решений для продуктов, технологий и в целом среды обитания, ожидаемых в будущем.

 

 

Признаки дизайна.

Как и все виды деятельности, дизайн имеет свои отличительные особенности и признаки. Воронов Н.В предлагает следующие признаки дизайна.

1)Новационность. - создание любых функциональных структур есть новаторство и введение в мир нового объекта. Многие изделия дизайна считаются изображениями(паровоз, автомобиль, трамвай).Они основаны на новаторском соединение существующих изобретений и приспособлении их к таким уже известным транспортным средствам, как карета, телега. Именно наличие уже существующих образцов (прототипов) позволяет отличить дизайнерскую деятельность от изобретений.

2)Наличие прототипов объектов дизайна, необходимое на любой стадии диз проектирования.Например, паровоз, автомобиль, трамвай и т.д. На самом деле они основаны на новаторском соедин сущ. изобретений и приспособлении их к уже известным транспортным средствам, как карета, телега, омнибус и т.д. Именно наличие уже существующих образцов (прототипов) позволяет отличить дизайнерскую деятельность от изобретений (эвристики).

3)Дизайн –целенаправленная новаторская деятельность основана на новом, оригинальном соединение прототиповсдостижением определенной поставленной заранее цели. В дизайне же цель бывает более общей, не полностью расчлененной не только на этапы,но и на направления.

4)Компоновка в виде композиционного объединения, технологического сплава, конструктивного соединения и т.д. всегда является необходимым и ведущим признаком и методом дизайна, без которого не может быть дизайна. Все операции по компоновке подчинены выявлению, усилению, оптимизации осуществления этой главной функции или улучшению основного объекта.

5).Эстетические качества Продукт дизайна всегда обладает качеством красоты(визуальной красоты идеи или замысла, положенного в основу проекта).Дизайн соединяет материально-технические качества объекта и принципом эстетической ценности.

6). Направленность на удобство Дизайн существует в обществе и существует для людей. Его забота о человеке реализуемая в стремлении к повсеместному достижению удобства и пользы, сближает его с такими деятельностями и науками, как медицина, образование, психология.

7)Эффект. Вся деятельность всегда имеет эффект - может быть экономическим или психологическим, временным, пространственными т.д. В этом отношении дизайн является,единственной беспроигрышной человеческой деятельностью.

8)Связь с технологией -не просто связь, а связь-зависимость. Только передовая технология обеспечивает качественный полноценный дизайн, особенно на заключительных стадиях отделки вещи придания ей «товарного вида

9)Дизайн всегда требует предварительного вложения денег. Дизайн строго требует первоначального расходования средств, причем расходования, связанного с риском, потому что рыночный эффект от реализации дизайн проекта просчитать заранее далеко не всегда возможно, поскольку он часто связан с такими трудно измеряемыми критериями, как удобство, красота, мода и т.д.

10)Результаты дизайнерской деятельности неразрывно связаны с социальными последствиями. Каждый реализованный дизайнерский замысел, входя в окружающую нас действительность, привносит в нее какие-то социальные изменения.

 

Методы дизайна.

Метод – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. Метод и методика в дизайне - порядок достижения проектной цели, решение поставленной перед дизайномом функционально - пространственной, технологичной и художественной задач; система мер по оптимальной организации проектной деятельности. Метод и методика дизайна должны содержать элементы, соединения возможности и инженерно-технического, и художественного творчества.

Метод инверсии. Предполагает отказ от прежних взглядов на задачу, отношение к ней с новых позиций. Сущность метода – перевернуть все вверх дном, вывернуть наизнанку, поменять местами. Если какая-то деталь всегда располагалась горизонтально, то её ставят вертикально или наклонно.

Метод аналогии. Предполагает решение задач искать по аналогии с известными ранее, встречающимися в природе,технике, художественной литературе и искусстве. Из литературного или другого источника берется реальная или фантастическая идея, образ и воплощается в рассматриваемой художественной задаче.

Метод эмпатии. Эмпатия – отождествление личности одного человекака с личностью другого. Этим термином также определяют и сравнивают человека с разрабатываемым предметом, деталью или процессом. Задача состоит в том, чтобы “стать “ предметом и с его позиции, с его точки зрения посмотреть, что можно сделать для решения проблемы.

Метод ассоциации. Способ формирования проектной идеи на основе сравнения далеких друг от друга явлений, предметов, качеств. Ассоциации различных по сход­ству, контрасту.

Метод «мозговая атака». Метод стимуляции активно­сти и продуктивности творческой дея­тельности за счет ее освобождения от ограничений. Снятие «тормозя­щих факторов» при «мозговой атаке» - осуществ­ляется путем работы в группе, все высказанные идеи анализируются и из них выби­рают содержащие наиболее удачные решения.

Разные варианты эвристических аналогий (т.е. нацеленных на изобретение, открытие):- "прямые " заимствования форм из далеких проектным задачам сфер (копирование в технических объектах принципов и конструкций, подсмотренные у природы); - " субъективные "(конструктор ста­рается представить себе, что он испы­тывал бы, если бы «был кроватью»)- " символичные" (метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета сравнивают с характерами других, например, «дерево решений»);- "фантастические ", когда придумываются явления и вещи, как бы в принципе невозможные ("хорошо бы, чтобы дорога была только там, где едет машина").Реальные методики обычно содержат в себе в той или иной степени элементы всех рассмотренных типов, каждый из которых чем-то дополняет другие.

 

 

5.Индустриальный дизайн. Промышленный дизайн — отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности, целью которой являлось определение формальных качеств промышленно производимых изделий, их структурных, функциональных особенностей и внешнего вида. Определение «индустриальный дизайн» появилось в 1919 году благодаря немецкому архитектору Вальтеру Гропиусу, основавшему революционную школу индустриального дизайна «Баухауз». После 2 мировой войны индустриальный дизайн получил серьёзное развитие в Скандинавии и Нидерландах. Примерно в это же время интерес к направлению высказали прагматичные американцы — с целью увеличения продаж. В 60-е годы XX века направление стало настолько популярно в США, что была организована Коллегия Индустриального дизайна.

Этапы разработки:

1. Генерация идеи

2. Концептуальная проработка

3. Эскизирование

4. Макетирование

5. Трёхмерное моделирование

6. Визуализация

7. Конструирование

8. Прототипирование (абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же объекта). Охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий. В традиционном понимании к задачам промышленного дизайна относится прототипирование быт техники, производственных установок и их интерфейсов, наземного и воздушного транспорта (в том числе автомобилей, самолётов, поездов), разнообразного инвентаря. Особое место занимает дизайн мебели и элементов интерьера, посуды и столовых приборов, разработка форм и концептов которых имеет глубокие исторические предпосылки.

Основная задача: определение экстерьера, функциональных и структурных особенностей оборудования, техники, продукции и изделий, которые нас окружают в повседневной жизни.

Отличительная особенность: ориентация на массовое промышленное производство.

Одним из первых, кто заявил о неразрывности красоты предмета и его функции, был художник, теоретик изящных искусств и архитектуры Дж. Рёскин (противник машинного производства, видя путь в соединении эстетики и функциональности производимых предметов только в возрождении народных традиций ремесла.)

Одним из ярких представителей области промышленного дизайна начала XX столетия был архитектор П. Беренс, который разработал собственные интересные формы электрических светильников, электрической посуды и вентиляторов.

По примеру школы в Веймаре в нашей стране в 1920 были созданы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Их первым деканом был дизайнер, график, фотограф А. Родченко, один из основоположников конструктивизма. В стенах этих художественно-технических мастерских начинают решаться практические задачи, формироваться оригинальные дизайнерские концепции.

Главной же задачей на современном этапе развития промышленного дизайна является создание запоминающегося и в то же время эргономичного внешнего вида изделия при сохранении его технологических и функциональных качеств.

 

Дизайн архитектурной среды.

Дизайн архитектурной среды — это проектирование предметно-пространственной среды в целом и отдельных её компонентов: интерьер, дом, город пространство, ландшафт, общественные здания, парковые ансамбли, комплексы и оборудование.

Это эффективное использование имеющегося в распоряжении пространства. Дизайн среды работает на стыке художественной и технических сфер, придавая техническим конструкциям эстетическое совершенство. Дизайн среды – это готовое пространство (закрытое –интерьер, открытое- ландшафт)

Архитектура и дизайн – два понятия, связанные между собой. Архитектурный дизайн позволил создать такие объекты, которые уже при проектировании рассматриваются как составные части эстетической организации архитектурной среды. Первым известным архитектором является Имхотеп, руководивший постройкой Пирамиды Джосера в третьем тысячелетии до нашей эры.

Античные архитекторы: Иктин и Калликрат, строители Парфенона в Афинском Акрополе, Фидий, скульптор и архитектор, автор статуй Зевса в Олимпии, Афины Промахос, Афины Парфенос и другие.

В период Возрождения в Италии профессия архитектора становится уважаемой (Браманте-Собор Святого Петра, Рафаэль Санти- дворец Пандольфини во Флоренции).

Архитектура к на ХХI в. позволила дизайну войти в свои владения, начиная проектировать не отдельные детали окружения (дома, дороги, благоустройство), а все вместе как целое – т.е. среду.

В 50 -х годах XX века была открыта Ульмская школа дизайна (Германия).

Интерес к проблемам организации среды обитания человека, заставил задуматься о специальности «Дизайн архитектурной среды». Её первым директором стал Макс Билл, получивший образование в Баухаузе.

Современный архитектор разрабатывает архитектурный раздел проектной документации. При этом в его компетенцию не входят расчёты сложных инженерных конструкций, организация строительства и составление сметного документ для сложных объектов. Профессиональнее архитекторы продолжает делиться на более узкие специализации. В современных архитектурных бюро одни специалисты могут осуществлять разработку объёмно-планировочных решений, другие — отвечать за визуализацию.

 

 

Графический дизайн

Это создание визуальных изображений с целью воплощения определённых идей. Он представляет из себя функцию визуального общения при помощи текста и изображений для представления информации — это использование визуальных коммуникаций для решения различных задач. Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.

1. Типографика, каллиграфия, шрифты, книжное оформление

2. Фирменный стиль (корпоративный стиль), в том числе фирменные знаки, логотипы, брендбуки

3. Визуальные коммуникации, в том числе системы ориентации (навигационные и иные пиктограммы)

4. Плакатная продукция, в том числе рекламные плакаты

5. Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой

6. Задачи веб-дизайна

7. Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ. Кроме визуального образа, текста, пространства, графический дизайн осваивает такие реальности, как движение, время, интерактивность и оперирует все более разнообразными средствами экономических, маркетинговых и культурных коммуникаций.

Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн. Например, упаковка товара может включать в себя логотип или другое изображение, организованный текст и чистые элементы дизайна, такие как формы и цвет, способствующие единому восприятию картинки. Композиция — одно из важнейших свойств граф-ого дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов.

Компьютерный дизайн позволяет проводить дизайнерские проекты на качественном новом этапе. Построение чертежа, пространственной модели, наглядного изображения, схемы, любые расчёты – любой из этих этапов может быть произведён компьютерной программой.
При создании архитектурных проектов– AutoCAD, 3D Studio Max, ArchiCAD, Architectural Desktop, Adobe Photoshop или CorelDraw. Любой чертёж можно будет: мгновенно редактировать; перенести; сканировать; удалить, изменить или заменить формат; строить изображения в истинных размерах;
хранить чертежи, модели, проекты в электронных библиотеках. С появлением 3D технологий любая модель может быть создана в 3-х мерном пространстве и затем наглядно, с фотореалистичной достоверностью, визуализирована, прочем с воспроизведением: материалов; текстуры; фона и ландшафта; света и тени; Фотореалистичная визуализация даёт возможность показать клиенту виртуально готовый объект. Сегодня компьютерному дизайну подвластно многое, от монтировки Web-страниц и сайтов до создания проектов интерьеров, ландшафтного дизайна или новой модели кофемолки.

Дизайн костюма. Арт-дизайн.

Дизайн костюма – творческая деятельность, целью которой является определение внешних черт изделия; структурных и функциональных взаимосвязей, превращение изделие в единое целое).

Основные функции одежды: «климатическая» и социальная. Мода - изменение эстетического вкуса и проявления художественного стиля.

Для XX века был характерен ясный, художественно-лаконичный крой. Практичность и функциональность. Уравнивание женщины в правах с мужчиной, растущая закрепощенность, поиск удобств - женский гардероб вобрал в себя почти все предметы мужской одежды, как более конструктивная. Мода стала общедоступной, а создатели моды стали играть огромную и почётную роль в жизни общества.

Термин “HauteCouture” - «высокое шитьё». Отцом от-кутюр именуют Чарлза Вортса, жившего и творившего в эпоху Наполеона III (вторая половина XIX века). Вортс стал профессионалом, заложившим традиции высокого шитья: роскошных светских моделей одежды, создаваемых как произведение искусства и практически вручную. Коко Шанель (1883-1971 гг.) стала самым дальновидным модельером XX века. Её стиль признан классическим, а маленькое чёрное платье, созданное Мадемуазель – символом элегантности, не подвластным времени. Коко всегда понимала, что будущее не только за красивой одеждой, но и за функциональной, удобной. Современный дизайнер костюма должен владеть общепрофессиональными и специальными дисциплинами, иметь твёрдые знания таких предметов как: «Проектирование костюма», «Конструирование и моделирование», «Основы композиции». Должен быть хорошим менеджером производства, обладая навыками организации деятельности исполнителей и навыками принятия управленческих решений в условиях противоречивых требований.

Арт-дизайн («дизайн-искусство») — вид дизайна с явным приоритетом эстетического начала, направленный на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта. Чаще всего объекты арт-дизайна – это демонстрационно-выставочные экспонаты, представляющие декоративные образы знакомых по визуальным признакам вещей: одежды, головных уборов, посуды, мебели, светильников и т. д., преобразованных фантазией художника. Мало рассчитаны на практическое использование, это – декоративные композиции на тему вольно интерпретированных образов изделий тех или иных групп, видов и типов. Иногда эти композиции по- настоящему оригинальны, выразительны, красивы, но чаще они просто преследуют цели эпатажа зрителей, ниспровержения общезначимых ценностей и критериев красоты ради самоутверждения художников, стремящихся к любой новизне любыми средствами. Практически все материалы используются и в объектах арт-дизайна. Это – металлы, древесина, стекло, керамика, пластмассы, резина, краски, ткани, трикотаж, кожа, мех, самоцветы, камень и т. д. Социально культурные истоки арт-дизайна можно обнаружить в декоративных изделиях-предметах, создававшихся мастерами-ремесленниками в доиндустриальную эпоху, в отдельных уникальных произведениях стилевых направлений периода арт деко (20 – 30-е гг. ХХ в.) и в проявлении принципиального эстетизма творческой личности у многих профессиональных художников прикладного искусства в нашей стране во второй половине 60-х гг. ХХ в.

 

Германский Веркбунт.

На рубеже XX в. в отсталой Германии, стране ремесленников и крестьян, происходят внезапные перемены. на рубеже века такого же рода тенденции стали характерными для области эстетического развития. В этот период самое глубокое восхищение в Германии вызывали Моррис и Рёскин. На ближайшие 30 лет Германия стала страной, где легче всего прививались передовые идеи, заимствованные из других стран, устраивались выставки художественного авангарда, в страну приглашались выдающиеся иностранные архитекторы.

В 1907 году в Мюнхене, в целях повышения качества промышленной продукции, в 1907 году при поддержке официальных кругов был создан Германский Веркбундпроизводственный союз»), объединивший ряд художественно-промышленных мастерских, небольших производственных и торговых предприятий, художников и архитекторов.

Создание Германского Веркбунда происходило под влиянием английского " Движения за связь искусств и ремесел ", которое пропагандировал живший долгое время в Англии немецкий архитектор Герман Матезиус (1861-1927 гг.). Важным отличием нового объединения была ориентация на современные условия промышленного производства. Веркбунд не только не был противником машин, но и искал реформы на пути к индустрии. Его целью, согласно устава, стало " индустриальное формообразование во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами ". Немецкие товары должны были снова стать конкурентоспособными на мировом рынке.Промышленные товары должны стать оформленными по художественным требованиям, качественными, простыми и доступными для бюджета семьи рабочих средствами.

Вместе с Мутезиусом учредителями Веркбунда были также художники и архитекторы -

Баухауз в Германии.

Баухауз - крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная

архитектурно-художественная школа, одна из основоположников современного

формообразования в дизайне, пропагандировавшая простоту и рациональность форм,

Деятельность Международного совета индустриального дизайна. (ИКСИД).

28 июля 1957 г. была основано Международное объединение национальных организаций промышленного дизайна ИКСИД. Первый конгресс состоялся в Стокгольме в 1959г., после чего стали проводится регулярно раз в два года в разных странах. С 1985 г. штаб-квартира находится в городе Хельсинки. ИКСИД содействует повышению проф. уровня дизайнеров, проводит международные конкурсы и семинары по актуальным проблемам промышленного производства, содействует интеграции дизайнеров разных стран.

Основное назначение - это выход дизайна на международный уровень. Сегодня ИКСИД получил международное признание и стал той платформой, на основе которой дизайнеры всего мира налаживают проф. контакты, определяют общие цели и интересы.

ИСКИД занимался вопросами образования студентов - будущих дизайнеров. Примерно 8-12 месяцев основательно прорабатывались и решались многообразные вопросы организации и проведения семинара. В то же время собиралась и изучалась необходимая информация, издавались необходимые материалы к семинару и даже создавался его фирменный стиль. В сочетании с представительным составом участников высокой квалификации это обусловило высокий уровень и результативность семинаров. Руководили семинарами, как правило, общепризнанные в мировом масштабе авторитеты.

Международный конгресс ИКСИД, проходивший в Москве в 1975 г., стал особым событием для советского дизайна. Предстояло подготовить достойный форум, соответствующий ожиданиям специалистов разных стран. Необходимо было отобрать лучшие в Советском Союзе дизайнерские разработки, отвечающие девизу конгресса «Дизайн для человека и общества», придумать способы показа, на равных участвовать в обсуждении насущных творческих вопросов мирового дизайна. ВНИИТЭ вошёл в состав ИКСИД как коллективный член и стал центром подготовки к конгрессу.

Группа дизайнеров и графиков (Е .В. Богданов, И.Б. Березовский, В.К. Зенков под руководством А.П. Ермолаева)» сформулировали концепцию проведения конгресса и определила характер необходимого оборудования. Они рассматривали конгресс стихийно складывающийся клуб общения. Было предусмотрено создание различных зон для деловых встреч и дискуссий, обставленных мебелью из картона. Преобладали дешёвые, недекорированные материалы, чистота фактуры, быстрота монтажа.

В 1970-х гг. в институте сложилась традиция показа дизайнерских разработок на слайдах. Возникла целая группа «аудиовидеодизайна», включавшая инженеров, фотографов и режиссёров под руководством К.В. Решетникова.

 

Виды дизайна.

Промышленный или индустриальный дизайн (средства транспорта, механизмы). Основной задачей промышленного дизайна является определение экстерьера, функциональных и структурных особенностей оборудования, техники, продукции и изделий, которые нас окружают в повседневной жизни.

Графический — это создание визуальных изображений с целью воплощения определенных идей. Графический дизайн представляет из себя функцию визуального общения при помощи текста и изображений для представления информации.

Дизайн одежды. творческая деятельностьть, целью которой является определение формальных качеств предмета одежды, в том числе:- внешних черт изделия; Состоит из проектирования, конструирования и моделирования.

Дизайн среды. Дизайн как понятие подразумевает под собой искусство преображения среды обитания человека. В свою очередь, среда обитания человека представляет собой совокупность условий его жизни.

Веб-дизайн. Совмещается пространство и время.

В соврем условиях появляется экологический дизайн - это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание гармонизации отношений человека и окружающей его среды, сохранению природной среды.

.• В рамках футуродизайна проектирование решений является превентивным (перспективным), то есть оно предназначено не для немедленного внедрения, а намечает перспективные идеи и направления в дизайне, призванные дать образы решений для продуктов, технологий и в целом среды обитания, ожидаемых в будущем.

 

 

Направление дизайнерской деятельности: художественное конструирование и стайлинг.

Художественное конструированиетворческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Возникновение Худ. конструирования относится к началу 20 в., но предпосылки для его становления развивались в процессе перехода от ручного к машинному производству. Непосредственным результатом этого перехода было противоречие между прогрессивностью заложенной в новом изделии инженерной идеи и его эстетической неполноценностью, приведшей к потере многими утилитарными предметами присущего им в прошлом художественного значения. Основы западно-европейского Худ. конструирования закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов Беренса,Гропиуса,Земпера,Мутезиуса(Германия),ван де Велде (Бельгия),Ле Корбюзье, Рёло (Франция),в деятельности Немецкого Веркбунда и «Баухауза». В 1930 —40 -е центр художественного конструирования перемещается из Европы в США. Американские промышленные фирмы создают отделы Худ. конструирования, возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950—1960 -е очагами теоретической мысли в области Худ. конструирования становиться некоторые дизайнерские вузы Европы и США. Особенно велика роль Ульмской высшей школы художественного конструирования. В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию Худ. конструированию., — национальные советы по дизайну, дизайн-центры и профессиональнее ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организаций по худ-ому конструированию (ИКСИД).

Стайлинг (styling) – особый тип формально-эстетической модернизации объекта разработки, при котором изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, что связано со сменой модели, выпускаемой в продажу вместо прототипа, при незначительномом изменении функционально-эксплуатационных характеристик и технологии изготовления (или даже отсутствии таких изменений). Стайлинг придает изделию формальную новизну, внешнее отличие от прототипов и аналогов, способствуя моральному устареванию тех изделий, которые новая модель должна заменить, вытесняя с рынков сбыта. Побуждение покупателей к приобретению новых, стилистически модных изделий взамен еще пригодных, аналогичных по назначению, но уже сознательно «морально состаренных», выходящих из моды, коммерчески выгодно промышленных и торговым предприятиям, осуществляющим массовое производство и сбыт различных групп, видов и типов товаров быт назначения. Поэтому стайлинг, способствующий увеличению сбыта изделий, созданных в первую очередь для успешной продажи, а не для эффективного потребления, называют также «коммерческим дизайном».

 

Признаки дизайна.

Как и все виды деятельности, дизайн имеет свои отличительные особенности и признаки. Воронов Н.В предлагает следующие признаки дизайна.

1)Новационность. - создание любых функциональных структур есть новаторство и введение в мир нового объекта. Многие изделия дизайна считаются изображениями(паровоз, автомобиль, трамвай).Они основаны на новаторском соединение существующих изобретений и приспособлении их к таким уже известным транспортным средствам, как карета, телега. Именно наличие уже существующих образцов (прототипов) позволяет отличить дизайнерскую деятельность от изобретений.

2)Наличие прототипов объектов дизайна, необходимое на любой стадии диз проектирования.Например, паровоз, автомобиль, трамвай и т.д. На самом деле они основаны на новаторском соедин сущ. изобретений и приспособлении их к уже известным транспортным средствам, как карета, телега, омнибус и т.д. Именно наличие уже существующих образцов (прототипов) позволяет отличить дизайнерскую деятельность от изобретений (эвристики).

3)Дизайн –целенаправленная новаторская деятельность основана на новом, оригинальном соединение прототиповсдостижением определенной поставленной заранее цели. В дизайне же цель бывает более общей, не полностью расчлененной не только на этапы,но и на направления.

4)Компоновка в виде композиционного объединения, технологического сплава, конструктивного соединения и т.д. всегда является необходимым и ведущим признаком и методом дизайна, без которого не может быть дизайна. Все операции по компоновке подчинены выявлению, усилению, оптимизации осуществления этой главной функции или улучшению основного объекта.

5).Эстетические качества Продукт дизайна всегда обладает качеством красоты(визуальной красоты идеи или замысла, положенного в основу проекта).Дизайн соединяет материально-технические качества объекта и принципом эстетической ценности.

6). Направленность на удобство Дизайн существует в обществе и существует для людей. Его забота о человеке реализуемая в стремлении к повсеместному достижению удобства и пользы, сближает его с такими деятельностями и науками, как медицина, образование, психология.

7)Эффект. Вся деятельность всегда имеет эффект - может быть экономическим или психологическим, временным, пространственными т.д. В этом отношении дизайн является,единственной беспроигрышной человеческой деятельностью.

8)Связь с технологией -не просто связь, а связь-зависимость. Только передовая технология обеспечивает качественный полноценный дизайн, особенно на заключительных стадиях отделки вещи придания ей «товарного вида

9)Дизайн всегда требует предварительного вложения денег. Дизайн строго требует первоначального расходования средств, причем расходования, связанного с риском, потому что рыночный эффект от реализации дизайн проекта просчитать заранее далеко не всегда возможно, поскольку он часто связан с такими трудно измеряемыми критериями, как удобство, красота, мода и т.д.

10)Результаты дизайнерской деятельности неразрывно связаны с социальными последствиями. Каждый реализованный дизайнерский замысел, входя в окружающую нас действительность, привносит в нее какие-то социальные изменения.

 

Методы дизайна.

Метод – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. Метод и методика в дизайне - порядок достижения проектной цели, решение поставленной перед дизайномом функционально - пространственной, технологичной и художественной задач; система мер по оптимальной организации проектной деятельности. Метод и методика дизайна должны содержать элементы, соединения возможности и инженерно-технического, и художественного творчества.

Метод инверсии. Предполагает отказ от прежних взглядов на задачу, отношение к ней с новых позиций. Сущность метода – перевернуть все вверх дном, вывернуть наизнанку, поменять местами. Если какая-то деталь всегда располагалась горизонтально, то её ставят вертикально или наклонно.

Метод аналогии. Предполагает решение задач искать по аналогии с известными ранее, встречающимися в природе,технике, художественной литературе и искусстве. Из литературного или другого источника берется реальная или фантастическая идея, образ и воплощается в рассматриваемой художественной задаче.

Метод эмпатии. Эмпатия – отождествление личности одного человекака с личностью другого. Этим термином также определяют и сравнивают человека с разрабатываемым предметом, деталью или процессом. Задача состоит в том, чтобы “стать “ предметом и с его позиции, с его точки зрения посмотреть, что можно сделать для решения проблемы.

Метод ассоциации. Способ формирования проектной идеи на основе сравнения далеких друг от друга явлений, предметов, качеств. Ассоциации различных по сход­ству, контрасту.

Метод «мозговая атака». Метод стимуляции активно­сти и продуктивности творческой дея­тельности за счет ее освобождения от ограничений. Снятие «тормозя­щих факторов» при «мозговой атаке» - осуществ­ляется путем работы в группе, все высказанные идеи анализируются и из них выби­рают содержащие наиболее удачные решения.

Разные варианты эвристических аналогий (т.е. нацеленных на изобретение, открытие):- "прямые " заимствования форм из далеких проектным задачам сфер (копирование в технических объектах принципов и конструкций, подсмотренные у природы); - " субъективные "(конструктор ста­рается представить себе, что он испы­тывал бы, если бы «был кроватью»)- " символичные" (метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета сравнивают с характерами других, например, «дерево решений»);- "фантастические ", когда придумываются явления и вещи, как бы в принципе невозможные ("хорошо бы, чтобы дорога была только там, где едет машина").Реальные методики обычно содержат в себе в той или иной степени элементы всех рассмотренных типов, каждый из которых чем-то дополняет другие.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.081 с.)