Страны Запада: нация и государство в глобализирующемся мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страны Запада: нация и государство в глобализирующемся мире



В условиях глобализации — расширения и увеличения протяженности и интенсивности экономических, культурных и финансовых связей во всем мире — мы живем все больше не в "пространстве мест", а в "пространстве потоков"; пространство "сокращается", время "исчезает", мир "сжимается" и, казалось бы, становится все более единым.

Однако человечество вступило в крайне сложную эпоху своего существования, когда мир одновременно организуется и хаотизируется, глобализируется и локализуется, объединяется и разделяется.

Политологи предупреждают: в мире уже идет война, война без стрельбы, но речь идет о выживании. Это новый вид войны — психологическо-экономическая война за глобальное руководство. Конкуренция в мире стала универсальным кредо, идеологией. Транснациональные компании (ТНК) рассматривают всю планету как один глобальный рынок. Глобализация создает опасность нарастания разрыва в благосостоянии между государствами — в этих условиях могут утвердиться только те из них, которые имеют в своем распоряжении новейшие технологии и дешевую, но квалифицированную и гибкую рабочую силу.

Существует широко распространенное мнение, что глобализация ведет к утрате политической власти и влияния национальными государствами, которые, согласно формуле Д. Белла, "становятся слишком маленькими для больших житейских проблем и слишком большими —для маленьких". При этом Запад — не только колыбель глобализации, но и ее испытательная площадка, где раньше всего проявляются глобальные тенденции: от попыток национального строительства до "демонтажа" национальных государств.

Возможности государства здесь подрываются такими проявлениями транснациональности и глобализма, как формирование международных финансовых рынков, интернационализация бизнеса и капитала, появление глобальных открытых информационных сетей, самоопределение новых наций, резко увеличившаяся мобильность населения, неделимый характер многих угроз безопасности и т.д.

Возникает парадоксальная ситуация. Глобализация в одно и то же время повышает требования к политике национального государства и сужает его возможности.

Стремясь обеспечить конкурентоспособность "своих" ТНК, сохранить в стране капитал и рабочие места и привлечь новые инвестиции, правительства снимают с них социальную ответственность и тем самым способствуют снижению реального уровня заработной платы, сокращают социальные программы, разрушая в Европе знаменитое "социальное государство", и проявляют недопустимое в условиях глобализации невнимание к вопросам защиты окружающей среды. В свою очередь еще никогда капитал не был до такой степени освобожден от социальной ответственности и обязательств перед обществом и государством.

Таким образом, закон прибыли подрывает устои национального государства, которое, в свою очередь, постоянно занимается "экономической политикой". Однако национальное государство — это и основа либеральной демократии, значит, проблематичным в новых условиях становится и сохранение демократии. В результате проблемы умножаются, а способности национальных институтов справиться с ними сокращаются.

Национальные границы начинают "исчезать" прежде всего под натиском транснациональных компаний и международных финансовых институтов, осуществляющих диктат в отношении стран, не входящих в "золотой миллиард". Не случайно М. Уотерс определяет глобализацию как "процесс, в котором географические ограничения, налагаемые на социальные и культурные установления, отступают, и в ходе которого люди все более осознают, что эти ограничения отступают".

Действительно, некоторые барьеры, и, прежде всего географические, разрушаются. Интенсивность финансовых, культурных и информационных обменов, многократно усиленная новейшими средствами коммуникации, делает малоэффективными попытки автаркии, самоизоляции и сохранения "единой национальной культуры".

Но существуют и тенденции противоположной направленности: барьеры самого различного характера возводятся взамен разрушенных. Так, в ответ на ослабление национального государства под напором процессов глобализации возникает локальный национализм и происходит этническое возрождение в промышленно развитых странах.

"Важной составляющей большинства ситуаций этнического антагонизма являются групповые барьеры и привилегированный доступ к ресурсам", — отмечает Э. Гидденс. Процессы глобализации, уверенно направляемые транснациональными корпорациями и международными финансовыми спекулянтами к обществу "одной пятой", где 80% населения лишены работы и живут "из милости" на подачки состоятельных 20%, контролирующих все ресурсы, создают новые социальные барьеры и культурные расколы и уже привели к возникновению в промышленно развитых странах антиглобалистского движения.

Движение антиглобалистов в последние годы привлекло к себе пристальное внимание всего международного сообщества, стало существенным фактором мировой политики. Единого, управляемого из общего центра и преследующего одни и те же цели всемирного антиглобалистского движения не существует. На международной арене действует ряд независимых и самостоятельных общественных организаций, созданных для противостояния тем или иным негативным тенденциям и последствиям процесса глобализации и в минимальной степени координирующих свои действия. Рассмотрим более подробно некоторые наиболее заметные и активные из этих организаций.

В первую очередь это "Международное движение за демократический контроль над финансовыми рынками и их институтами", больше известное как АТТАС. Основной лозунг АТТАС: "Конвергенция против неолиберализма". Движение было создано в ходе международной встречи в Париже 11—12 декабря 1998 г., организованной французской ассоциацией АТТАС. На встрече присутствовали представители около десяти стран из Африки, Латинской Америки, Азии и Европы. На сегодняшний день АТТАС организует различные политические акции, целью которых должно стать объединение ее организаций в различных странах и всего мира в целом в борьбе против неолиберализма (расцениваемого как идеология глобализации). Кроме того, АТТАС стремится к созданию информационной сети, которая также должна служить делу объединения. Для расширения информационной сети при организации был создан научный совет, основной задачей которого является сбор и распространение информации о деятельности нелиберальных структур, организаций и ее последствиях наряду с освещением взглядов и деятельности противников неолиберализма.

После создания этого движения во Франции во многих странах появились подобные организации, выступающие против неолиберализма. В АТТАС, по словам членов организации, нет иерархии и географического центра, это — сообщество независимых самостоятельных организаций, объединенных общей идеей.

Еще одно движение против неолиберализма: "50-ти лет довольно!" — Сеть за Глобальную экономическую справедливость. Движение было сформировано в США в 1994 г. (дата 50-летней годовщины существования Всемирного банка и Международного валютного фонда). В настоящее время оно включает около 200 американских общественных организаций, выступающих за полное реформирование Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ), и сотрудничает со 185 организациями в 65 странах мира. Представители этого движения уделяют большое внимание неолиберальным экономическим программам. Они обвиняют ВБ и МВФ в антидемократичности и коррумпированности, утверждая, что деятельность этих институтов ведет к усилению расслоения в мире и к ухудшению экологической обстановки. Движение разработало ряд требований к управляющим ВБ и МВФ, среди которых:

- 100% списание всех декларируемых долгов без каких-либо требований;

- прекращение структурного регулирования и макроэкономических реформ (в основном в сфере кредитования) и возмещение их последствий;

- возмещение "социального и экологического опустошения" правительствам стран, которым был нанесен вред вследствие программ этих организаций;

- прекращение помощи частному сектору (в особенности программам и организациям, преследующим цели корпоративной глобализации).

Среди международных организаций, критикующих неолиберализм, можно выделить и так называемые "международные группы помощи", например Oxfam International (01) или международная организация "Мировое видение" (World Vision). Эти группы формировались не для противостояния глобализации как таковой, а для решения проблем, ей сопутствующих.

Oxfam International — конфедерация автономных неправительственных организаций, объединившихся для борьбы с бедностью и несправедливостью во всем мире. Страны-участницы: США, Бельгия, Канада, Австралия, Великобритания, Гонконг, Испания, Ирландия, Нидерланды.

Oxfam Новой Зеландии, Квебека и Германии в настоящее время имеют статус наблюдателей. Координирующий центр 01 располагается в Оксфорде. Кроме того, существует офис защиты 01 в Вашингтоне, работа которого нацелена на контроль за деятельностью ВБ, МВФ и ООН. Каждая из организаций Oxfam является самостоятельной, и центральный офис лишь координирует их деятельность. Представители этих организаций устраивают ежегодные встречи, на которых обсуждаются общие проблемы и перспективы на будущее. Организация проводит различные акции, направленные на борьбу с бедностью и несоблюдением гражданских прав, а также занимается просветительско-образовательной деятельностью.

"Мировое видение" — международная христианская организация, выступающая за повышение благосостояния всех людей, в особенности детей. Организация была основана в 1950 г. для оказания помощи сиротам Азии. Позже "Мировое видение" стало расширять сферу своей деятельности и интересов, однако в центре его внимания по-прежнему дети, положение которых является лучшим индикатором социального здоровья общества.

Работая на шести континентах, "Мировое видение" является одной из самых крупных организаций христианской помощи в мире. На сегодняшний день оно функционирует как товарищество взаимозависимых национальных объектов, которые имеют собственные органы правления, или консультативные советы. В качестве основного координирующего органа выступает международное правление директоров. Однако в основном решения принимаются на уровне местных правлений, так как национальные директора одобряют больше чем 90% всех проектов в пределах предварительно одобренных бюджетов. Национальные правления включают представителей бизнеса, церкви и социальных служб, несут ответственность за управление на национальном уровне.

Для широкой аудитории сети Интернет, англоязычная версия энциклопедии Википедия также предлагает подробную информацию об антиглобалистском движении, там, в частности, говорится: "Антиглобализация — это термин, наиболее часто используемый для описания политической позиции группировки социальных движений, известных своими протестами против глобальных торговых соглашений и негативных последствий для бедных, окружающей среды и для установления мира... Участники движений часто отвергают термин "антиглобализация", предпочитая называть себя Движением за Глобальную Справедливость, Движением движений, Альтерглобалистским движением или просто антиплутократией".

В целом же "мировое гражданское общество" как ассоциативная деятельность граждан, которой они занимаются добровольно с целью продвижения своих интересов, идей, идеалов и идеологии (сюда не входит ассоциативная деятельность людей с целью извлечения доходов (частный сектор) или управления (государственный или общественный сектор)), включает:

- массовые организации (официально учрежденные организации, которые в большинстве случаев имеют свой членский состав и представляют интересы определенных групп населения);

- профсоюзные и профессиональные организации (членские организации, представляющие людей по профессиональному признаку или видам занятости);

- конфессиональные организации (членские религиозные организации, деятельность которых связана с отправлением религиозных культов или распространением веры или же косвенно связана с этой целью);

- академические организации (сообщества ученых, исследователей, работников умственного труда и других научных работников);

- неправительственные организации, занимающиеся общественно-полезной деятельностью (организации, созданные для проведения деятельности в интересах широкой общественности или всего человечества посредством предоставления конкретных услуг или проведения информационно-пропагандистской деятельности; например, организации, занимающиеся природоохранительной деятельностью и вопросами развития, организации по защите прав человека, организации по вопросам разоружения и по борьбе с коррупцией и пр.);

- общественные движения и сетевые структуры для проведения различных кампаний (массовые и довольно свободные ассоциации людей, с аналогичным опытом или "установками", которые предпочитают действовать сообща для устранения выявленных социальных недостатков; например, движение антиглобалистов и феминистское движение).

Следует особо отметить, что против глобализации выступают в основном молодые представители средних слоев общества, испытывающие страх перед безработицей, перед кризисом социального государства, перспективой потерять свое привилегированное положение. Этот страх, как пишут немецкие исследователи Г.-П. Мартин и X. Шуманн, представляет собой "бомбу замедленного действия, сила взрыва которой не поддается оценке. Демократии угрожает не бедность, а страх перед бедностью".

В свою очередь в результате массовой послевоенной эмиграции, прежде всего из стран "Третьего мира", в США и в Западной Европе все в большей степени формируются полиэтнические и мультикультурные общества. "В самые ближайшие годы каждый четвертый американец будет принадлежать к этническому меньшинству", — констатируют М. Бернал и Г. Найт. В западноевропейских странах также формируются крупные меньшинства, которые стремятся сохранить свою этнокультурную идентичность, основанную чаще всего на исламе. Поддерживая постоянные связи со страной происхождения, такие меньшинства по сути дела образуют общности нового типа — транснациональные. "Растущая в итоге этнокультурная мозаичность европейских обществ ставит под вопрос основу основ нации — ее сложившееся культурно-духовное единство", — отмечает Е. А. Нарочницкая.

Сумеет ли западная цивилизация культурно ассимилировать десятки миллионов представителей других цивилизаций и рас, не прибегая к насилию и соблюдая права человека? Приведет ли это к взаимообогащению культур и творческому переосмыслению и усложнению "проекта" нации или породит новые конфликты?

Как утверждал академик Н. Н. Моисеев: "На наших глазах в Западной Европе постепенно возникает если не де-юре, то де-факто огромное супергосударство, в котором будут жить 350 млн человек. Образование такого супергосударства с разными правительствами, но без внутренних границ и с общей валютой и практически общей армией изменит всю геополитическую ситуацию на планете".

Однако в этой картине наряду с общей правдой есть и заметные неточности.

Так, в "практически общей армии" Западной Европы, т.е. НАТО, незыблемо сохраняется гегемония США, что подтверждают и война против Югославии, и нынешняя борьба всем миром против международного терроризма, в которой объекты для нанесения удара по этому "мировому злу" определяются единолично американской администрацией. Несомненно и то, что в национальном сознании европейцев происходят изменения, создающие определенные предпосылки для европейской консолидации и формирования устойчивой и значимой европейской идентичности. Изживаются недоверие и национальные предрассудки в отношении европейских соседей, забываются исторические претензии и обиды, опросы фиксируют снижение удельного веса "патриотов" своих национальных отечеств. Вместе с тем число респондентов, не испытывающих чувство национальной гордости, не превышает в Западной Европе 15—19% (в Италии и Франции), а ЕС пока не стал объектом эмоций, так что "преданность "Европе", доминирующая над преданностью стране... встречается лишь в редких случаях увлеченных "еврократов"", — иронизирует С. Хоффман.

Об этом же свидетельствуют падающий уровень поддержки Европейского союза, фиксируемый опросами общественного мнения; нарастающая критика Еврокомиссии как бюрократической структуры, неподотчетной рядовым европейцам; невысокая активность избирателей во время выборов Европарламента, провал референдумов по Европейской конституции во Франции и Нидерландах в 2005 г. и др. "Большинство европейцев ждут от Комиссии активного участия в разрешении вала современных общественных проблем, но категорически против серьезного увеличения численности администрации ЕС при том, что национальные бюрократы во входящих в Союз государствах-членах значительно многочисленнее", — отмечает, в частности, М. В. Стрежнева.

Хотя эрозия национально-государственных основ европейских стран бесспорна, нацию, по словам С. Хоффмана, ничто в современной реальности просто не способно заменить в "качестве легитимного источника социального идентитета". Поэтому миллионы граждан из утратившего уверенность среднего класса уже ищут и будут искать спасения не столько в антиглобалистской борьбе, сколько в традиционных ксенофобии, сепаратизме и изоляционизме.

Глобальные процессы и вызовы, ими порождаемые, с неизбежностью вызывают массовую реакцию отторжения.

"В статистическом смысле, поскольку реальный ВВП на душу населения продолжает расти... но при этом 80% наемной рабочей силы переживают снижение реальной заработной платы, как это происходит в Соединенных Штатах, то средний трудящийся не видит положительного итога игры... — пишет известный американский экономист Л. Туроу. — Вокруг него не хватает хороших рабочих мест, большинство его соотечественников переживают снижение реальной заработной платы, и ему приходится бороться с другими за свое экономическое выживание. И поскольку ему нужны союзники в этой борьбе и враги, у которых можно отнять хорошие рабочие места, то неудивительно, что средний трудящийся в нашу эпоху... сочувствует этническому сепаратизму" и, добавим от себя, ксенофобии. Тем более что они находят подтверждение своих страхов и фобий в выступлениях политиков, которые говорят: "Во всех экономических трудностях виноваты не вы, а чужие: иностранные рабочие, люди с другим языком, другой этнической или расовой принадлежностью внутри страны, иностранные конкуренты вовне. Стоит только с ними справиться и все изменится к лучшему".

В результате США ужесточает иммиграционную политику и правила временного пребывания на своей территории (особенно после 11 сентября 2001 г.). Для стран Европейского союза характерным стало акцентирование внимания на проблеме иностранцев, ограничение прав эмигрантов, выдвижение на первый план лозунгов защиты национальной идентичности и даже применение насилия по отношению к этнически и расово чуждым группам. Идея открытости в Западной Европе отступает под натиском стремления сохранить "свою" зону процветания для "своих", создать "эксклюзивную" европейскую демократию.

Для многих европейцев характерно сочетание межнациональной терпимости внутри ЕС с отношением к иммигрантам как чуждым элементам. Сегодня негативное отношение к иммигрантам разделяют 27,3% французов, 39,6% немцев, 41% бельгийцев и т.д. Усиливается беспокойство в связи с возрастающим культурным и политическим прессингом США, а также динамизмом экономического развития Азиатско-Тихоокенского региона, растет стремление отгородиться от проблем постсоветской Восточной Европы и России. Отсюда тенденции к росту протекционизма в экономике и национализма в политике.

"Новые констелляции в идеологии и политике кажутся все более вероятными в момент, когда "железный занавес" пал, а проект "государства благосостояния" становится все более проблематичным — и фискально, и политически. Новая волна национализма, вопросы интеграции в Европейский союз, глобальный порядок и т.п. могут вести к дальнейшему увеличению возможности того, что радикальный консерватизм обретет новых союзников на сложившемся политическом поле", — отмечает Д. Даль.

Поэтому в странах Западной Европы сегодня в невиданных прежде масштабах проявились центробежные тенденции. Если ранее они наблюдались в Испании (Страна Басков, Каталония), Италии (проблемы Севера и Юга страны), Бельгии (валлоны и Фламандцы), Великобритании (Северная Ирландия), во Франции (Корсика), то теперь к ним прибавились растущие движения за независимость Шотландии, за самостоятельность Баварии, некоторые признаки разрушения национального консенсуса в мультилингвистической Швейцарии, появление влиятельной праворадикальной партии П. Фортейна в благополучной Голландии и др.

Не случайны также электоральные и политические достижения праворадикального "Национального фронта" Ж.-М. Ле Пэна во Франции и правопопулистской "Австрийской партии свободы" Й. Хайдера в Австрии, устойчивый рост популярности сепаратистских партий в Квебеке, Шотландии, Фландрии, "Лиги севера" в Италии и др. Помимо традиционных обвинений в адрес иностранцев их политическая пропаганда направлена ныне также против неэффективного центрального правительства, "брюссельской бюрократии" и в качестве панацеи содержит требования политического обособления процветающих "своих" регионов от бедных, которые, по их мнению, живут за чужой счет. "Подобного рода движения, — пишет Э. Хобсбаум, — следует понимать как симптомы социальной дезориентации, износа и разрыва тех нитей, из которых была сплетена привычная сеть, связывающая людей в сообществе. Сила такой ксенофобии — в страхе перед неизвестностью, перед тьмой, которая может опуститься на нас как только исчезнут границы земель, означающие, как нам кажется, объективные постоянные, положительные пределы нашей совместной принадлежности некоему целому. И эта коллективная принадлежность, желательно к группам и объединениям, имеющим какие-либо видимые символы членства и знаки отличия, является наиболее важной, чем когда бы то ни было, чтобы разрушить отношения, связующие человеческие существа в различного рода сообщества".

Таким образом, кризис национального государства в европейских постиндустриальных странах налицо. Тем не менее, исследователи отмечают, "как ни парадоксально, степень интернационализации (но не глобализации) мировой экономики лишь подчеркивает потребность в национальном государстве, но не в его традиционной роли единственного носителя суверенитета, а в роли связующего звена между различными уровнями международного управления".

Действительно, многие авторы фиксируют тенденцию к сужению "внутренней" компетенции суверенных государств и расширение "международной". Однако второй процесс отстает от первого не только в техническом, но и в политическом смысле, а это означает, что процесс принятия решений на транснациональном уровне происходит вне рамок демократических процедур, используемых на национальном уровне и ведет уже к нарастанию проблем и увеличению неравенства между транснациональными регионами и государствами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.145.114 (0.046 с.)