Труд как социальное взаимодействие. Функции труда и трудовые отношения. Современное состояние и перспективы труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Труд как социальное взаимодействие. Функции труда и трудовые отношения. Современное состояние и перспективы труда.



Человек проводит за работой почти третью часть суток, т.е. приблизительно половину всего времени бодрствования. С ходом истории продолжительность рабочего времени, характер и содержание труда изменились коренным образом, но значимость труда для отдельного человека и для социума в целом сохранилась.

Временной показатель активности человека нельзя считать единственным мерилом значимости труда. Бесспорное значение имеет отношение к труду как важнейшему условию человеческой жизни. Таким образом, труд можно определить как специально спланированный и технически оснащенный процесс, который направляет человеческую активность на создание конкретных благ, а также формирует социально-экономические отношения посредством включенности личности в процесс общественного производства.

Труд выполняет социальные функции, которые можно представить следующим образом:

1.Посредством труда удовлетворяются человеческие потребности.

2.Труд – источник благосостояния, он нормирует и контролирует оборот «человек-природа».

3.Труд – основа социального развития и фактор, способствующий прогрессу общества.

4.Труд формирует социальные свойства человека и тем самым развивает общество.

5.Труд – сила, поддерживающая свободу человека. Именно в труде и посредством труда люди познают законы природы и собственного развития. В труде человека обретает возможность использовать свое творческое начало, которое является гарантией практически безграничного развития человечества.

Вышеперечисленные функции труда проявляются на разных этапах исторического развития в различных сочетаниях.

Говоря о трудовых отношениях можно выделить шесть трудовых ситуаций:

1.Кратковременная работа по специальности или нет, или по совместительству.

2.Работа, возможно даже интересная, но выполняемая прежде всего ради денег.

3.Работа по специальности, которая приносит удовлетворение и ценится.

4.Карьера – работа для продвижения по службе и получения дополнительной ответственности.

5.Работа по призванию, выполняя которую человек реализует себя.

6.Пожизненная миссия – человек посвящает себя полностью работе и верит в значимость своего труда.

Труд имеет значение как для индивида, так и для общества в целом. В занимаемом работником положении отражается его позиция по отношению к другим людям и обществу, что вызвано в первую очередь разделением труда и характером совместной деятельности.

Основные направления научного анализа трудовой жизни и повышения эффективности труда изучаются социологией труда (см. Таблицу 2).

Таблица 2.

НАПРАВЛЕНИЕ ЦЕЛИ МЕТОДЫ
Научный менеджмент Экономическая эффективность и высокая производительность труда Направлены на организацию труда и руководство: исследования рабочего времени и мобильности; разделение труда; поиски квалифицированной рабочей силы; строгий контроль
Производственная бюрократия Уменьшение неопределенности в управлении Направлены на структуру организации: гомогенизация, стандартизация, централизация
Школа человеческих отношений Объединение человеческих ресурсов с целями всей организации Направлены на малые группы: контролируемое поведение, мораль, сотрудничество
Производство и технология Эффективность при помощи технологического оснащения Направлены на технологию, структуру организации и процесс производства в целом: понимание характера поставленных целей, использование целесообразной технологии
Социальная интеграция Эффективность при помощи интеграции организации Направлены на цели организации: разрешение конфликтов, роли, способствующие интеграции, целенаправленное руководство
Социально-техническое направление Эффективность при помощи баланса между требованиями морали и устойчивостью Направлены на пополнение социотехнической системы: автономные рабочие группы, анализ задач

 

Сегодня общество переживает новую глобальную трансформацию - становление постиндустриального (информационного) общества. Трехзвенная концептуальная схема, с помощью которой мы представили эволюцию хозяйства, разработана в рамках теории постиндустриального общества, наиболее известными представителями которой являются американские ученые Даниэл Белл, Элвин Тоффлер и др. Если характер доиндустриального и индустриального общества уже не вызывает жарких споров, то осмысление постиндустриального общества еще в самом разгаре. Действительно, сегодня мы можем наблюдать лишь контуры формирующего общества (см. табл. 3):

Таблица 3. Стадии общественного развития

Тип общества Доиндустриальное (традиционное, аграрное) Индустриальное (капиталистическое) Постиндустриальное (информационное)
Технологическая революция Аграрная революция (период неолита) Промышленная революция (конец XVIII - начало XIX вв.) Постиндустриальная (информационная) революция (70-е годы XX в.)
Основные производственные ресурсы Земля, природное сырье   Капитал   Знание, информация  
Технология Ручной труд Крупное машинное производство Информационные, наукоемкие технологии
Главный сектор хозяйства Первичный сектор (сельское хоз-во, горное дело) Вторичный сектор (обрабатывающая промышленность) Третичный сектор (услуги)
Уровень развития хозяйства Домашнее, локальное   Национальное   Мировое  
Принципы хозяйственной жизни Традиция   Ориентация на экономический рост Ориентация на экономическое развитие
Уровень образования Абсолютное большинство населения безграмотно   Широкое распространение среднего и среднего специального   Всеобщее среднее, широкое распространение высшего, увеличение длительности обучения
Удовлетворение потребностей Витальные (необходимые для жизни)   Материальное благосостояние, основные социальные потребности Самореализация

Постиндустриальным новое общество называют потому, что перерабатывающая промышленность как локомотив экономического развития и капитал как основной фактор производства теряют свою роль. Все большая часть народного богатства сегодня создается в непроизводственной сфере или сфере услуг, причем услуг высококвалифицированных, связанных с современными технологиями (финансовые услуги, телекоммуникации, развлечения и т.п.). Поэтому на повестку дня встал вопрос о пересмотре традиционной трехсекторной (сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг) модели хозяйства и переходе к четырехсекторной модели на основе выделения (преимущественно из сфер услуг) дополнительного информационного сектора, связанного с производством, обработкой и передачей знаний и информации.

Знания, информация и основанный на них высококвалифицированный труд становятся сегодня основным производственным ресурсом. Отсюда и второе имя - информационное общество. Знания и раньше облегчали человеку его труд, однако они имели при этом скорее вспомогательную функцию. Сегодня же именно они определяют львиную долю стоимости продуктов и услуг. Продукты и услуги в этом смысле становятся все более «интеллектуальными», основанными на знании, а не на непосредственном (физическом) труде. Так, до 70% стоимости современного легкового автомобиля образуют дизайн, электроника и другие интеллектуальные компоненты.

Образно говоря, автомобиль сегодня - это уже не колеса с чипами, а чип с колесами. Современные технологии преобразуют и такую древнейшую сферу трудовой деятельности как сельское хозяйство, которое также становится наукоемкой отраслью, благодаря развитию генетики биотехнологий.

Работники, занятые производством, передачей и использованием знаний, информации становятся в постиндустриальном обществе доминирующей группой в общем числе занятых, превысив группу индустриальных рабочих. По прогнозам, к 2010 г. их доля в структуре занятых составит уже 55%, в то время как доля традиционной сферы услуг будет колебаться от 23 до 25% при сокращении темпов роста, постоянно снижающаяся доля промышленности составит 20%, а в сельском хозяйстве будет занято не более 2% населения. Исследовать, анализировать, разрабатывать, организовывать, управлять, консультировать, информировать - вот типичные для постиндустриальной (информационной) экономики формы трудовой деятельности.

В индустриальном обществе сложилось представление о труде как о деятельности, выполняемой под прямым или опосредованным воздействием экономической необходимости. В начале ХХ века английский экономист Альфред Маршалл писал, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от работы». Далее он подчеркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения получаемого от труда».

В конце ХХ века возросший уровень благосостояния и образования основной части населения в развитых странах снизил экономическую составляющую в мотивации хозяйственной деятельности. Человек все более ощущает потребность в более интересной работе, которая стала бы для него не только источником средств к существованию, но и сферой самореализации личности. Жесткие границы между трудом как внешней необходимостью и трудом как внутренней потребностью, присущие индустриальному обществу, все больше размываются. Новые методы организации труда предоставляют все больше свободы на рабочем месте, так как экономический успех фирмы сегодня во многом зависит от притока новых идей, повышения ответственности работника и его заинтересованности в конечном результате.

 

Основные понятия:

Институциализация науки - практически выражается в существовании факультетов, кафедр, журналов, научных школ и т.д.

Отчужденный труд – наемному работнику не принадлежат средства труда и, соответственно, результаты его труда. Все это принадлежит собственнику производства, а наемный работник имеет только заработную плату.

Политика меркантилизма - заключается в поощрении государством наиболее выгодных видов торговли на международном рынке для данной страны. Главным богатством при этом объявляются деньги, они ставятся выше всех товаров.

Разделение труда – есть сложное сотрудничество работающих лиц, из которых каждый занят каким-нибудь особым производством или отдельным процессом производства. Сообразно этому различают два вида Разделения труда: 1) общественное, где трудящиеся лица заняты в совершенно различных производствах, связанных, однако, между собой отношениями обмена, и 2) техническое (по терминологии Маркса — мануфактурное), где рабочие выполняют отдельные процессы одного и того же производства.

Сети (networks) социальных отношений — устойчивые системы связей и контактов между индивидами.

Структурно-функциональный анализ – научное направление в социологии, руководствующееся принципом исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию).

Теория трудовой стоимости – экономическая теория, определяющая стоимость любого товара затраченным на его производство трудом и обмен товаров соответственно заключенным в них количествам труда.

Труд - целесообразная социальная деятельность, направленная на преобразование природного материала, исходя из общественных потребностей.

Трудовой коллектив — социальная общность людей, объединенная совместной трудовой деятельностью.

Укорененность - термин, введенный М.Грановеттером, для описания социальной обусловленности экономического поведения.

Утилитаризм - направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура. Согласно классической формулировке, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». В обиходе утилитаризмом называется всякая деятельность, в основе которой лежит грубый материальный расчёт, стремление из всего извлекать выгоду, узкий практицизм.

 

 

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте сущность труда и его роль в развитии человека и общества.

2. Перечислите основные цели, которых можно достичь с помощью социологии труда.

3. Какие задачи решает социология труда на современном этапе развития общества?

4. Объясните, что такое характер труда и содержание труда.

5. Раскройте понятие "условия труда".

6. Что такое трудовая организация?

7. Назовите основные процессы, происходящие в трудовой организации.

8. Что такое трудовая мотивация?

9. Каковы основные характеристики отношения работника к труду?

10. Какова структура трудового поведения?

11. Перечислите и охарактеризуйте виды трудового поведения.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Американская социологическая мысль. М., 1996.

Афанасьев В. Эволюция концепции аномии в социологии девиантного поведения // Рубеж: Альманах социал. исследований. Сыктывкар: Сыктывкарское отделение общ-ва «Мемориал». 1992. № 2.

Бобнева М. И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М., 1999.

Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. Мн: МФЦП, 2002.

Боровик В.С., Похвощев В.А. Молодежь России: проблемы занятости. М., 1995. Буланов B.C. Рабочая сила в условиях формирующихся рыночных отношений. М., 1994.

Веселов Ю.В. Экономическая социология: Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2005.

Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: история и современность. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

Волков Ю. Г. и др. Социология. М., 2000.

Гернет М. Н. Избранные произведения. М., 1974.

Герцензон А. А. Преступность и алкоголизм в РСФСР. М., 1922.

Гидденс Э. Социология. Едиториал УРСС. 2005.

Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. 1991. № 4. С.72-78.

Голенкова З. Т., Акулич М. М., Кузнецов В. Н. Общая социология: Учебное пособие / Под ред. проф. З. Т. Голинковой. М.: Гардарики, 2005.

Горелов А. А. Социология: Учебник. М., 2006.

Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие. М., 1989.

Димов В. М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи (социологический аспект) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 2.

Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. М., 1966.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.

Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1912.

Дюркгейм Э. Социология. М., 1905.

Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.

Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. СПб., 2008.

История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор – академик РАН Г. В. Осипов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001.

Когай Е. А. Социальная экология. Человек в городской среде // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.

Кравченко А. И. Социология: Учеб. пособие. М., 2002.

Кравченко А.И. Трудовые ориентации: структура, функции, поведение. М., 1991.

Кудрявцев В. Н. Основания уголовно-правового запрета. М., 1982.

Кузык Б. Н., Титаренко М. Л. Китай – Россия – 2050: стратегия соразвития. М., 2006.

Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

Лапаева В. В. Общественное мнение и законодательство. Социологические исследования, 1997, № 9.

Левада Ю. Активы и ресурсы общественного мнения. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1998, № 4.

Левада Ю. Человек, толпа и масса в общественном мнении. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1997, № 5.

Лоброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., Республика, 1995.

Лунь юй. 13:23 /Конфуций. Уроки мудрости: Соч. М., 2004.

Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.

Основы социологии. Курс лекций. Отв. ред. А. Г. Эфендиев. М., 1993.

Пеньков Е. М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. М., 1972.

Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры: Альманах. Т. 1. М., 1995.

Попова И. П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социс. 1999. № 7.

Пригожин А.И. Организации: системы и люди. М. 1983.

Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. М., 1997.

Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. М., 1996)

Раска Э. Борьба с преступностью и социальное управление. Таллинн, 1985.

Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. М., 1999.

Рубан Л. С. Девиация как проблема безопасности // Социс. 1999. № 5.

Садков Е. В. Маргинальность и преступность // Социс. 2000. № 4.

Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения / [В. А. Баацевич, С. Н. Бурова, А. К. Воднева и др.]. Минск: Университетское, 1989.

Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. М., 1996.

Социальные отклонения / Кудрявцев В. Н., Бородин С. В., Нерсесянц В. С., Кудрявцев Ю. В. М.: Юрид. лит., 1989.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действ. член РАЕН Л. Н. Москвичев. М.: Норма, 2005.

Социология: Теория и методы: учебник /Ф. И. Шарков. М., 2007.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов. М., 1999.

Тадевосян Э. В. Социология. Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Знание, 1999.

Тард Г. Социальные законы. СПб., 1901.

Томпсон Д. Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс / Пер. с англ. М., 1998.

Федотова Н. Н. Кризис идентичности в условиях глобализации //Человек. 2003. № 6.

Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1996.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1993.

Шендрик А. И. Социология культуры: учеб. пособие для студентов. М., 2005.

ШпалинскийВ. В. О социально-психологических аспектах понятия “отклоняющееся поведение” // Труды высшей школы. М., 1974. Вып. 36.

Штольберг Р. Социология труда. М., 1982.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

Щербина В.В. Социология организаций // СоцИС, 1998, № 8.

Яковлев А. М. Преступность как социально-правовое явление //Советское государство и право. 1978. № 1.

Cloward R. A. Illegitimate Means, Amonic and Deviant Behavior // ASR. 1959.

Cohen A. K. Delinquent Boys. N. Y. 1955.

Cohen A. K. Amonie and Deviant Behavior. N. Y.: L., 1966.

 

Dubin R. Deviant Behavier and Social Structure: Continutius in Social Theory// ASR. 1959. April.

 

Hayes H. D. Using integrated theory to explain the movement into juvenile delinquency// Deviant Behavior.- 1997.- Vol. 18. № 2.

 

Hirschi T. Causes of delinqurncy.- Los Angeles: University of California Press, 1969.

 

Parsons T. The Social System. N. Y., 1951.

 

Selli T. Culture conflict and crime. N. Y.: Social Science Research Council, 1938.

 

Sheldon W. H., Harte E. M., McDermott E. Varieties of delinquent youth.- New York: Harper and Row, 1949.

 

Witkin H. A. Criminality in XYY and XXY men. Science, 1976.


 

ОБ АВТОРАХ

 

 

ГЕОРГИЕВСКАЯ Юлия Викторовна – кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Астраханского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

 

 

КАРГАПОЛОВА Екатерина Владимировна – кандидат социологических наук, заведующая кафедрой Общественно-научных дисциплин Астраханского инженерно-строительного института

 

 

ЛЕБЕДИНЦЕВА Любовь Александровна – кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии Санкт-Петербургского государственного университета

 

Издательство: Сорокин Роман Васильевич

414040, г. Астрахань, пл. К. Маркса, 33, тел.: (8512) 54-63-95

 

Подписано в печать 16.03.09. Формат 60х90/16

Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 10,5.

Тираж 100 экз. Заказ 10157.

 

Отпечатано в Астраханской цифровой типографии

414040, г. Астрахань, пл. К. Маркса, 33, тел.: (8512) 54-63-95

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.146.172 (0.146 с.)