Современные капиталистические общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные капиталистические общества



Поскольку современные общества отличаются более всего от всех досовременных, то и система их стратификации отличается. Нет теперь никакого наследуемого статуса в социальном порядке, положение человека случайно. Если раньше разорившийся дворянин оставался дворянином, то разорившийся капиталист превращается сразу в бедняка. В основу стратификации положен экономический критерий – либо доход, либо собственность. Собственность, особенно на средства производства – вот ключевой критерий, она обеспечивает и доход. К.Маркс считал, что в современном обществе всего два класса – бедные (пролетарии) и богатые (буржуазия), хотя присутствуют и другие слои – деклассированные элементы (бродяги, или бомжи в российской терминологии). Классы обеспечивают специфический образ жизни, формируют классовое сознание, и самое главное, отношение к другим. Основное достижение классового общества – невиданная социальная мобильность.

Исчезают ли классы в сегодняшнем обществе? Считается, что государство благосостояния (welfare state) с огромным перераспределением ресурсов, прогрессивным налогообложением, всеобщим образованием и медицинским обслуживанием, сглаживает классовые различия существенным образом. Однако в реальности никакого равенства не достигнуто – дети рабочих имеют меньший вес при рождении, для них характерна более высокая детская смертность, дети и сами рабочие чаще болеют такими заболеваниями как сердечно-сосудистые заболевания, рак, диабет, пневмония и т.д. Бедность приобретает не абсолютный (критерием абсолютной бедности является доход менее 1 доллара в день), а относительный характер – это значит, что люди считают себя бедными, если не могут обеспечить принятый стандарт потребления в данном обществе (в США семья, имеющая в год доход ниже 13 тысяч долларов, находится за чертой бедности). Бедность воспроизводится не столько закрепленным неравенством, сколько культурой и сознанием бедности. Все капиталистические страны стремятся обеспечить равные шансы (стартовые возможности) для всех. Но дело в том, что шансами надо уметь воспользоваться – культура бедности не позволяет этого, ребенок из бедной семьи, в силу своего воспитания и специфического сознания, вполне возможно и не заметит никаких шансов, подчеркивал П.Бурдье. Общество и не очень-то стремится разрешить проблему бедности. Как правило, богатые люди считают, что бедные сами повинны в своих проблемах, а общество тут ни при чем. Интересно, что примерно 80% людей относят себя к среднему классу, только 8% - к высшему. На деле высший класс менее значителен, а низший класс - более. В Великобритании 1% людей (это и есть высший класс) владеет 20% всего личного богатства, 20% высших слоев получает 40% всех доходов, 20% низших – 5% всех доходов.

Но равенство и неравенство можно измерить. Можно сравнивать – какой процент населения владеет каким процентом доходов (такая кривая называется кривой Лоренца). Сравнивая эти кривые, получается коэффициент Джинни, который отражает степень равенства-неравенства в данной стране. В Швеции и других странах «скандинавского социализма» с высоким уровнем равенства он низок (0.291), а в странах высокого неравенства доходов (например, в Бразилии) он составляет 0.565. В США и России показатели примерно одинаковые – 0.33.

Излишнее неравенство, так и полное равенство не обеспечивает достаточных стимулов для мотивации и тормозит экономическое развитие страны в целом. С точки зрения теории справедливости Дж.Роулза неравенство может быть оправдано, если оно приносит благо всем и каждому человеку в отдельности.

Кроме социальной стратификации существуют и другие виды стратификации – расовая, этническая, гендерная. Неравенство сегодня воспринимается не как классовое, а как межстрановое.

Почему существует социальная стратификация и каково ее функциональное назначение в обществе? Общее мнение в том, что упорядоченная каким-либо способом система более эффективна (в социальном и экономическом плане), чем неупорядоченная. Для эффективного существования необходимо распределение людей и групп по социальным позициям и легитимизация их положения. Различие дает, как считал еще Э.Дюркгейм, гораздо более сильную функцию интеграции (органическая солидарность сильнее механической). Стратификация особенным образом служит и для мотивации людей, заставляет их самостоятельно выполнять обязанности.

Мы рассмотрели основные типы стратификационных систем, которые отождествляются с историческими типами общественного устройства. Но можно рассмотреть и другой подход, при котором любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и их переходных форм. В данном случае можно говорить об «идеальных типах». Для описания любого общества предлагается девять типов стратификационных систем:

Тип системы Основа дифференциации Способ детерминации различий Пример
Физико-генетическая Отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом, а также наличием определенных физических качеств – силы, красоты, ловкости Физическое принуждение, обычай Первобытная община, истинный ариец в фашизме. В настоящее время эта система лишена былого значения, но все же поддерживается военной, спортивной и сексуально-эротической пропагандой
Рабовладель-ческая Наличие или отсутствие гражданских прав и прав собственности Военное принуждение, кабальное право Античное рабство, плантационное рабство в США, крепостное право в Российской империи, работа военнопленных и депортированных лиц на немцев в период Второй мировой войны
Кастовая Религиозный порядок и религиозный ритуал Религиозное и этническое разделение труда Кастовая система в Индии, клановый строй среднеазиатских государств
Сословная Юридические права и обязанности перед государством, закрепленные законом Правовое оформление Западноевропейские общества эпохи средневековья, Россия (до 1917 г)
Этакратическая Ранги во властно-государственных иерархиях Военно-политическое господство Государства древности (Китай, Индия, Камбоджа, Египет), социалистические общества
Социально-профессиональ-ная Содержание и условия труда, квалификационные требования, предъявляемые той или иной профессиональной роли Образовательные сертификаты Ремесленные цехи средневекового города, разрядная сетка в современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам
Классовая Размеры доходов и собственности Рыночный обмен Западные буржуазные общества, самый яркий пример - США
Культурно-символическая Различия в доступе к социально значимой информации, способность быть носителем сакрального знания Религиозное, научное и идеологическое манипулирование В древности – жрецы, маги, шаманы, в средневековье – служители Церкви, в Новое время – ученые, технократы, партийные идеологи
Культурно-нормативная Различия уважения и престижа, возникающие из сравнения нормы поведения и стилей жизни, которым следует данный человек или группа Моральное регулирование, подражание Благородные манеры джентльмена, уголовная субкультура

Невозможно утверждать, что список стратификационных систем полностью исчерпывается указанными девятью типами. В реальности стратификационные системы переплетаются, дополняют друг друга. Каждое общество является их сложным смешением, комбинацией.

8.4. Проблемы социальной стратификации в современном российском обществе.

Изменения, произошедшие в России за последние несколько лет, не могли не сказаться на стратификационной структуре общества. Эти изменения обусловлены целым рядом причин различного характера. Современная ситуация, когда общество находится в состоянии переходности, становлении, характеризуется неустоявшейся системой общественных отношений. Нет достаточной четкости в социальной дифференциации, и, соответственно, в определенности индивидуальных и групповых интересов. Многие еще не самоопределились, не осознали своих интересов. То же самое относится и к социальным общностям.

Современные изменения социальной структуры в России обуславливают два разнонаправленных процесса: усложнение социальной дифференциации и ее упрощение. Усложнение происходит вследствие возникновения новых форм собственности (смешанной, частной, акционерной, кооперативной и др.), а упрощение – вследствие исчезновения номенклатуры с неинституциализироваными видами привилегий, иерархизации собственников по величине дохода, большей или меньшей свободы, саморегуляции, самореализации и др., то есть в связи с формированием экономических классов.

Следовательно, если раньше основным дифференцирующим критерием являлось место в структуре властных отношений, то сейчас таким критерием становится имущественное неравенство, хотя первый не утратил своего существенного значения.

В настоящее время в социальной структуре российского общества мы наблюдаем сосуществование старых, «регламентированных» классов и слоев и появление новых. В настоящее время в России идет формирование среднего класса. Социально-психологические предпосылки формирования «среднего класса» можно оценить по ценностным ориентациям, установкам населения, престижу, принадлежности к среднему слою. Сегодня важной характеристикой общества является его социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых. По данным исследований, соотношение душевых денежных доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян составляет около 15 раз. Однако эти цифры не учитывают несколько процентов сверхбогатого населения, данных о которых статистика не имеет.

Сегодня доминирует установка большинства занятого населения на «твердую», гарантированную зарплату как единственно приемлемый вид дохода. Другие его виды - предпринимательский доход, доход на активы, равно как и возможность пользоваться кредитом, кажутся призрачными, ненадежными, а многим — просто спекулятивными, и в силу этого неприемлемыми.

Смена форм собственности на средства производства послужила основой для реформирования социальной системы в России. Интенсивное разгосударствление предприятий, работающих во всех отраслях экономики, особенно в торговле и промышленном производстве, привело к оттоку из государственного сектора занятого населения. Этот процесс стал экономическим фундаментом формирования прежде всего класса отечественной буржуазии, которая уже сегодня может быть дифференцирована но сферам вложения капитала (промышленная, торговая, финансовая), по характеру деятельности: предприниматели (обычно собственники), бизнес-слой (в том числе мелкий бизнес), менеджеры (наемные работники) и по уровню доходов (богатств).

Современную социальную структуру российского общества нельзя рассматривать как стабильное, устойчивое явление. Продолжаются радикальные изменения в отношениях собственности, распределения, общественной организации труда, в тенденциях и направлениях социальной мобильности. Трансформационные процессы привели к возникновению новых социальных общностей, их взаимосвязей, иерархии. Преобразования в 90-х годах XX в. качественно преобразили социально-структурные и другие отношения, крайне обострив и углубив имущественную дифференциацию, поляризовав интересы и политические предпочтения социальных групп. На смену огосударствленной экономике пришла экономика многосекторная, с широким спектром форм - государственной, частной, муниципальной, арендной, акционерной, смешанной и т. д. Так, на конец 2006 года доминирующей формой собственности являлась частная - 47,9%, затем государственная и муниципальная - 37,4%, смешанная российско-иностранная - 13,9%, собственность общественных и религиозных организаций - 0,8%. Разгосударствление и приватизация привели к рождению новой социальной структуры, где на разных полюсах размещаются владельцы материальных элементов труда, средств производства и информации и те, кто ими не владеет.

Множественность форм собственности порождает новые формы социальной дифференциации, ставит собственника и работника в объективно неравное положение к средствам производства, формирует сложный комплекс новых классовых и социально-экономических интересов. Эти интересы еще окончательно не выкристаллизовались, они, как и их носители, в новых рыночных отношениях пока находятся в стадии становления. Численность занятых в частном секторе за последние 10 лет возросла более чем в 2 раза. Это означает, что произошло изменение экономического и социального положения работников, занятых на этих предприятиях. Российские социологи большое внимание уделяют изучению процесса формирования социальной модели современного российского общества. Под моделью понимается складывающаяся или уже сложившаяся система отношений между социальными группами (стратами), основанная на различных взаимосвязях статусных позиций этих групп: экономических, политических, социокультурных и т.д. Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя «новых бедных», маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.

Формируются совершенно различные социальные и социально-психологические типы личности. Противоречия между ними охватывают многообразные стороны жизнедеятельности: труд и сферу трудовой мотивации, материальное положение и в целом качество жизни. В то же время изменения в системе отношений собственности формируют экономическую самостоятельность различных групп граждан, качественно новые трудовые ассоциации, характеризующиеся относительной закрытостью корпораций собственников, акционеров и др. Сегодня наиболее интегральной характеристикой, комплексно; отражающей положение людей в различных подструктурах общества, является материальное положение. Налицо резкое и все усиливающееся расслоение населения страны на значительную группу бедных (около 35%), малообеспеченных (30%) и среднеобеспеченных (21%), высокообеспеченных - около 10% и богатых - 5%. По данным социологических исследований, это соотношение (хотя по регионам оно и колеблется) приводит к социальной поляризации общества и не способствует его интеграции, гармонии и толерантности. Социальная структура современного российского общества носит классово-слоевой характер. Четко выделяется класс собственников и класс наемных работников, которые все еще находятся в процессе становления.

В условиях бедности, включая состояние нищеты, сегодня в России живет почти каждый четвертый. При этом сопоставление российских и общеевропейских данных показывает: при всех объективных различиях между численностью бедных в европейских странах и в России жесткое отрицание европейцами бедности в месте своего проживания и среди своих ближайших знакомых свидетельствует о принципиально разном восприятии бедности в России и западноевропейских странах. В Европе быть бедным или вращаться в среде бедных стыдно. В России же бедность, скорее, воспринимается как несчастье, которое должно вызывать у окружающих сочувствие и жалость. Поэтому для большинства россиян нет ничего зазорного в том, чтобы признать свое материальное положение плохим или иметь бедных среди своих знакомых.

Еще П. Сорокин подчеркивал, что проблема социальной дифференциации решается путем ориентации не на межгрупповые, а на внутригрупповые различия статусов индивидов. Именно поэтому особое внимание при изучении класса наемных работников обращают на трудовые отношения, автономию труда, на трудовой конфликт, на вторичную занятость, вычленяя группы бывших безработных и их адаптацию, группы с различным профессиональным образованием, различные возрастные группы в поселениях (город, поселок, село). Наблюдаются существенные различия у наемных работников в зависимости от сектора занятости – государственного и негосударственного – практически по всем показателям: по уровню образования и профессиональной подготовки, по материальному уровню, по социальному самочувствию, по мотивации к труду, по степени адаптации к рыночным отношениям.

Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Углубление социального неравенства в мировой литературе получила название «бразилификации». Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, «поколения икс») наблюдается и в российском обществе.

Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей.

8.5.Определение и типология социальной мобильности. Каналы мобильности в современном обществе.

Изучение социальной мобильности было начато в 1927 г. П. А. Сорокиным. Под социальной мобильностью он понималперемещение индивидов и\или социальных групп в социальном пространстве. Виды мобильности:

· Горизонтальная мобильность – перемещение индивидов по социальным позициям в рамках одного социального слоя или одной группы (например, отличник стал двоечником и наоборот, что менее вероятно)

· Вертикальная мобильность – перемещение вверх или вниз по социальной лестнице (восходящая или нисходящая мобильность), например, хороший студент-менеджер из небогатой семьи стал успешным топ-менеджером с годовым окладом N долларов, или, наоборот, плохо успевающий студент-менеджер из богатой семьи стал продавцом арбузов с годовым окладом N рублей.

Какая мобильность активнее: восходящая или нисходящая? Как правило, восходящая мобильность выше, чем нисходящая. Ведь большинство людей в современном обществе стремятся изменить в лучшую сторону свое экономическое и социальное положение (поэтому так странно воспринимается обществом поступок петербургского математика Перельмана, отказавшегося получать международную премию в 1 млн. долларов – «смотрите, какой умный, деньги отказался получить» - в глазах общественного мнения плохо, что умный – и тем самым отличается от нас, и гораздо хуже, что деньги ему не нужны – непростительное отличие от большинства). Но, достигнув более высокого уровня достатка и благополучия, закрепившись на более высоком социальном уровне, вряд ли индивид согласится все это потерять, всеми силами он будет стремиться закрепиться и удержаться на этом уровне.

Коллективная мобильность – движение целых социальных групп по социальной лестнице. Во времена социализма в СССР профессия преподавателей университетов и институтов считалась престижной и высоко оплачивалась, за годы перестройки и далее вся эта социальная группа съехала вниз, несмотря на нехарактерные успехи отдельных околонаучных лиц – вот вам пример нисходящей коллективной социальной мобильности.

Степень мобильности считается одним из главных показателей открытости социальной системы и ее демократического характера. Поэтому бытует мнение, что США – страна открытая и демократическая, и мобильность там выше. Но оказывается, что это не совсем так, в развитых странах показатель мобильности примерно одинаков. В США, Западной Европе, Японии этот показатель составляет 27-30%. В трансформируемых странах показатель мобильности, как восходящей, так и нисходящей может быть гораздо выше.

Разные общества отличаются и по степени мобильности и по ее способам: в традиционных обществах мобильность была крайне низкой (в кастовых обществах – практически нулевой), в современных обществах мобильность, в связи с тем, что социальный статус не передается по наследству, гораздо более высокая. Но все же, исследования миллионеров в Великобритании показывают, что почти половина из них уже имела более 100 тыс. фунтов в качестве наследства. Поэтому, несмотря на открытые возможности и равные для всех шансы, лучшие перспективы стать миллионером у тех, кто родился в богатой семье (42% британских миллионеров были детьми крупных бизнесменов или землевладельцев). Каналы мобильности в традиционном обществе – институт церкви, армии или власти, в современных обществах – образование и профессия.

Вопросы для самопроверки.

1. По каким критериям в социологии выражают структурную расчлененность общества?

2. Почему для характеристики строения общества достаточно выделять четыре основные сферы: экономическую, политическую, социальную и духовную?

3. Почему понятие социального института занимает одно из центральных мест в социологии?

4. Что такое социальная стратификация? Как соотносятся понятия социальной структуры и социальной стратификации?

5. Почему центральным понятием социальной стратификации является социальное неравенство? В чем оно проявляется?

6. Может ли общество существовать без социального неравенства? Может ли общество регулировать степень социального неравенства?

Основные понятия.

Социальная дифференциация – подразумевает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством. Например, любителей рыбной ловли можно выделить в группу людей, которые определенным образом проводят свое свободное время. Иное дело, если рыболовство является профессиональной принадлежностью людей как к виду хозяйственной деятельности общества. В этом случае речь идет о профессиональном занятии, которое свидетельствует о включенности работников в систему общественного разделения труда.

Социальное неравенство -форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы находятся на разных ступенях социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальная стратификация -система социального неравенства, состоящая из совокупности иерархически расположенных социальных слоев (страт). Присущая современному обществу система многомерной стратификации формируется на основе измеряемых признаков: уровень дохода, объем властных полномочий, уровень образованности, социальный престиж профессии и др.

Социальная структура -совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними.

Социальная норма -поведение, отвечающее одобряемым стандартам, правилам. Социальная норма - главный регулятор поведения в обществе.

Социальные отношения -упорядоченные и стабильные социальные взаимодействия индивидов (социальных групп), в которых поведение обеих сторон соотносится по смыслу и содержанию.

Горизонтальная мобильность – перемещение индивидов по социальным позициям в рамках одного социального слоя или одной группы.

Вертикальная мобильность – перемещение вверх или вниз по социальной лестнице.

Коллективная мобильность – движение целых социальных групп по социальной лестнице.

 


 

Тема 9.

МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

 

План

1. Мировая система и процессы глобализации.

2. Концепции глобализации и новый мировой порядок.

3. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

4. Место России в мировом сообществе.

 

9. 1. Мировая система и процессы глобализации.

Категорией «человечество» социология, философы, идеологи, политики пользуются уже достаточно давно. Но только к концу XX века идея глобального сообщества и тенденция, которая приводит к созданию такого сообщества, а именно процесс глобализации, стали ведущими мотивами социологической теории. В современную эпоху значительно возрастает общепланетарное единство человечества, которое представляет собой единую мировую систему, все части которой находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости.

Европейцы стали пионерами новой формы «исторической системы». Международная торговля превратилась в господствующий фактор развития. Вскоре и капитализм стали определять как экономическую ориентацию на мировой рынок в целях получения дохода. Сложилось понятие «мировая капиталистическая экономика» - единая мировая система, вовлеченная в производство для продажи и обмена в основном с целью увеличения прибыли, а не обеспечения народа. Теперь эта система регулирует направление развития отдельных стран.

Мировая экономическая система - это совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. Это понятие шире понятия «мировая капиталистическая экономика», поскольку включает в себя страны с капиталистическим и некапиталистическим хозяйством, но менее широко, чем понятие «мировая система».

Мировая капиталистическая экономика - высшая и последняя форма мировой экономической системы, существующая почти 500 лет.

К мировым экономическим системам следует отнести так называемый социалистический лагерь, куда в 60-80-е гг. XX в. входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам. Между ними существовали международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках созданного в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества.

Итак, на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы - мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически не объединенные в одно государство).

Глобализация мира - объективный процесс, обусловленный растущей интернационализацией всех сторон жизни стран и народов. Она проявляется не только и не столько в обострении глобальных проблем современности, сколько в том, что достигнут такой уровень интегрированности мирового сообщества, при котором успешное развитие каждой страны, каждого народа все больше зависит от состояния и изменения мира в целом. И, наоборот, успех в решении проблем всего человечества оказывается в зависимости от активности и согласованности действий отдельных стран, народов мира.

Понятие «глобализация» прочно вошло в лексикон не только ученых, но и в повседневный язык. Появились термины, родственные этому понятию, имеющие подчас юмористический или даже негативный, уничижительный подтекст: макдонализация, кока-колизация, американизация, вестернизация, культурный империализм. На рубеже XX-XXI вв. появляется движение антиглобализма, выражающее себя в формах протеста, иногда беспорядков и насилия в Сиэтле, Вашингтоне, Праге, Давосе, Генуе.

В настоящее время еще не проявились в полной мере все аспекты глобализации, не стали очевидными все последствия этого сложного процесса. Можно говорить лишь об определенных тенденциях: Формирование единого информационного пространств на основе новейших компьютерных технологий - важный фактор трансформации обществ, изменения структуры повседневности. Так, объединение пользователей в сети Интернет привело к образованию качественно нового социального пространства, где возможна коммуникация, и интеракция партнеров, находящихся за тысячи километров друг от друга, в разных социальных средах и системах.

В пространстве, созданном благодаря компьютерной коммуникации, возникают новые ассоциации и сообщества, основанные на сходстве определенных целей и интересов. При этом сокращается дистанция между различными социальными слоями и группами. Жители сельских областей, которые до сих пор не имели шансов изменить свое социальное окружение, сегодня могут найти партнеров по интеракциям из самых различных социальных кругов. В связи с этим некоторые социологи говорят о феномене «глобальной деревни», имея в виду типично сельскую открытость и простоту общения участников подобных коммуникаций. Впрочем, другие социологи считают, что виртуальные контакты в компьютерном сообществе больше напоминают отношения городского типа и поэтому следует говорить о феномене возникновения «телеполиса».

Массовое использование информационных технологий вносит много нового в повседневную жизнь людей. Вопросы приобретения товаров, поиска работы, получения информации отныне все чаще связаны с выходом в компьютерную коммуникативную сеть. Расширение такой сети порождает новые формы общения между людьми, устраняет социальные барьеры, меняет социальную структуру современного общества. Некоторые социологи сегодня ставят вопрос: возможно ли благодаря новым коммуникативным сетям, развитию кабельного телевидения, компьютерных технологий изменение самого характера общества, превращение его из «массового общества» в «общество индивидуальностей».

Значительные изменения происходят и на планетарном уровне. Мировое сообщество все больше превращается в глобальную коммуникационную систему. Тем самым создаются принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации отношений между странами, народами, людьми. Благодаря средствам массовой информации, развитию глобальных коммуникационных сетей ни одно национальное государство не остается изолированным от других, а оказывается включенным в мировую систему.

Важнейшая тенденция глобализации - усиление экономической интеграции, развитие новых форм транснационального бизнеса, контролирующего мировые финансовые и информационные потоки.
Современные транснациональные корпорации (ТНК) - их еще принято называть глобальными корпорациями, - в отличие от прежних ТНК производственного типа, действуют преимущественно на информационных и финансовых рынках. Происходит планетарное объединение этих рынков, формируется единое мировое финансово-информационное пространство. Соответственно возрастает роль ТНК и тесно с ними связанных наднациональных экономических структур и организаций (таких, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и др.).
В настоящее время 80% новейших технологий создаются ТНК, доходы которых в ряде случаев превышают валовой национальный доход отдельных, довольно крупных стран. Достаточно сказать, что в списке 100 крупнейших экономик мира 51 позицию занимают ТНК. Причем сфера деятельности значительной части из них связана с разработкой гипертехнологий (или метатехнологий), к которым можно отнести сетевые компьютеры, новейшие компьютерные программы, организационные технологии, технологии формирования общественного мнения и массового сознания и др. Именно разработчики и владельцы подобных технологий контролируют сегодня финансовые рынки и определяют облик мировой экономики.

Глобальные процессы охватывают также сферу культуры, на процессы создания, потребления и распространения культурных ценностей.

С одной стороны, глобализация способствует ускорению «социодинамики культуры» (А. Моль). Время цикла производства и потребления культурных ценностей резко сокращается, что приводит увеличению объема информации, получаемой индивидом, расширению его кругозора. Благодаря новым информационным технологиям существуют виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы, которые дают возможность познакомиться с шедеврами культуры независимо от места, где находятся эти шедевры и сам человек.

Глобализация ускорила интенсивность культурных обменов, сняла практически ограничения на перемещение из страны в страну выдающихся личностей, талантов, гениев, результаты творчества которых становятся достоянием всего человечества. Созданы предпосылки для выхода культуры за пределы общинно-племенных и локально-территориальных образований.

Но с другой стороны, глобализация способствует стремительному углублению культурного неравенства. Сегодня по уровню образования, обеспеченности персональными компьютерами на душу населения, наличию личных библиотек, частоте посещений различных учреждений культуры, доле средств, выделяемых из бюджета, и т.д. страны «золотого миллиарда» на порядок опережают страны-аутсайдеры. В Африке большая часть населения не пользуется даже телефонами в силу неразвитости телефонных сетей. Интернетом в Африке пользуется один человек из 9 тыс., в России 8,2. млн (7% населения), в США – 240 млн. Практически ни одна из стран «третьего мира» (кроме Индии) не имеет собственного национального кинематографа, национального театра и т. д.

Глобализация углубила различие и в темпах культурного развития между странами-лидерами и аутсайдерами. Если раньше показатели уровня человеческого потенциала постепенно сближались, что рождало определенный оптимизм у тех, кто принадлежал к «третьему миру», то теперь надежда на то, что страны-аутсайдеры в обозримой исторической перспективе смогут сблизиться со странами-лидерами, практически угасла.

Глобализация реанимировала принцип европоцентризма, несостоятельность которого была вскрыта еще Гердером и другими мыслителями европейского Просвещения. Глобализация превратила европоцентризм в идеологическое обоснование правомочности претензий Запада на лидирующее положение в мире, осуществление культурной экспансии и насильственное изменение «кодов культур» других народов, которое, по мнению идеологов глобализации, пока живут «вне истории».

Глобализация привела к коренным изменениям в системе взаимоотношений между народной, элитарной и массовой культурой, она понизила статус не только первых двух культур, но и Культуры как таковой, которая сегодня воспринимается отнюдь не как конечная цель человеческого рода, а как средство, способствующее достижению жизненного успеха и материального благополучия. Одновременно она возвеличила массовую культуру, превратив ее в ведущий элемент системы культуры постиндустриального общества.

Однако победа массовой культуры, этого уродливого детища XX в., это, по мнению Т. Адорно, победа безликости и ангажированности, Последствия этой победы могут быть серьезными, во многом непредсказуемыми и негативными. Массовая культура это некий эрзац, заменитель, рассчитанный на удовлетворение невзыскательных вкусов плохо образованной части населения.

Глобализация резко обострила проблему национально-культурной идентичности. По мнению Н. Н. Федотовой, «даже экономические проблемы отходят на второй план в сравнении с невозможностью для представителей основных социальных групп найти приемлемый для себя ответ на вопрос «Кто мы такие» (Федотова Н. Н. Кризис идентичности в условиях глобализации //Человек. – 2003. - № 6). Индивид перестает идентифицировать себя с цивилизацией, с культурой нации, с «малой Родиной», с исторической эпохой, что приводит к дестабилизации общественной системы, росту социальной напряженности, внешней и внутренней уязвимости, конфликтогенности, что не способствует сохранению суверенитета и территориальной целостности стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.051 с.)