Понятие и предмет государственного кредита. Получатели бюджетных кредитов. Особенности финансирования кредитов в зависимости от получателя бюджетных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет государственного кредита. Получатели бюджетных кредитов. Особенности финансирования кредитов в зависимости от получателя бюджетных средств



Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

Бюджетный кредит является одной из форм расходов бюджетов, а в случае направления средств, предоставленных юридическому лицу в виде бюджетного кредита, на инвестиционные цели, указанные средства относятся к капитальным расходам бюджетов. Возврат же средств, предоставленных как бюджетные кредиты, доходом бюджетов не является и отражается в составе расходов бюджетов со знаком «минус».

Предметом бюджетного кредита могут быть исключительно денежные средства, так как бюджет есть форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

Срок предоставления бюджетного кредита не ограничен финансовым годом и определяется соглашением сторон на основании решения органа исполнительной власти (местного самоуправления), уполномоченного соответствующим нормативным актом предоставлять бюджетные кредиты в пределах лимитов, предусмотренных соответствующими бюджетами.

Получателями бюджетного кредита являются:

· юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке;

· бюджеты другого уровня бюджетной системы России.

Получателями бюджетного кредита не могут выступать:

· бюджеты другого уровня при наличии просроченной задолженности по ранее полученным бюджетным кредитам;

· юридические лица, в отношении которых в установленном порядке принято решение о ликвидации и реорганизации, а также находящиеся в стадии реорганизации, финансового оздоровления, банкротства;

· юридические лица, не имеющие обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий;

· юридические лица, имеющие задолженность по обязательным платежам в бюджеты любого уровня бюджетной системы Российской Федерации или государственные внебюджетные фонды;

· юридические лица, имеющие просроченную задолженность по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Особенности финансирования кредитов в зависимости от получателя бюджетных средств.

· Условия и порядок предоставления бюджетных кредитов бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ регламентируются отдельным нормативным актом соответствующего уровня, либо в составе нормативного акта о бюджете на очередной финансовый год России, а не Бюджетным кодексом РФ.

· Кредиты, предоставляемые юридическим лицам, делят на два вида в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица:

o предоставляемые государственным и муниципальным унитарным предприятиям — без уплаты процентов и на условиях отсутствия требований о предоставлении обеспечения обязательства по возврату кредита;

o иным юридическим лицам — на условиях возвратности и возмездности. Размер процентов (платы) должен быть не более учетной ставки рефинансирования Банка России.

Финансово-правовые отношения, связанные с государственным кредитом, образуют внутренний и внешний государственный долг.

Понятие «государственный долг» и его структура. Внутренний и внешний государственный долг. Управление и обслуживание государственного долга. Государственная долговая книга Российской Федерации. Внутренние и внешние государственные заимствования. Способы обеспечения гражданско-правовых обязательств РФ

Государственным долгом Российской Федерации признаются ее обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Он обеспечивается полностью и без условий всем государственным имуществом Российской Федерации, составляющим его казну.

Структура государственного долга определяется через следующие формы долговых обязательств России:

· Кредитные соглашения и договоры с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, где Российская Федерация выступает в качестве заемщика. От имени Российской Федерации эти договоры (соглашения) заключают Правительство Российской Федерации, Министерство финансов России, иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

· Государственные ценные бумаги обычно выпускаются в форме облигаций, удостоверяющих право их владельцев на получение от эмитента, которым выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета, денежных средств или, в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг, иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав.

· Государственные гарантии РФ по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, возникших в результате осуществления ими займа путем эмиссии ценных бумаг, в силу которого РФ (гарант) дает обязательство отвечать за исполнение обязательств третьих лиц (принципалов) полностью или в части перед владельцами этих ценных бумаг (бенефициарами).

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до тридцати лет). От сроков действия долговых обязательств следует отличать сроки их погашения (возврата), которые определяются конкретными условиями займа. В Бюджетном кодексе предусматривается недопустимость изменения выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Внутренний государственный долг составляет сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам (облигациям) и невыплаченным по ним процентам.

В состав государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

В состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Управление государственным долгом состоит в установлении порядка, условий выпуска (выдачи) и размещении долговых обязательств. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» оно осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации (размещение, выплата доходов и погашение долговых обязательств) производится безвозмездно Банком России и его учреждениями за счет средств федерального бюджета. Правительство Российской Федерации может определить для обслуживания долга иной федеральный орган исполнительной власти.

Министерство финансов России ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (Государственная долговая книга Российской Федерации). Информация о долговых обязательствах вносится в соответствующую долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения обязательства. В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объемах долговых обязательств (включая гарантии), о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством РФ.

Государственные внешние заимствования — займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают договорные обязательства государства как заемщика или как гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Право осуществления таких заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий и договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит России в лице Правительства РФ либо уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Государственные внутренние заимствования — займы, привлекаемые РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в рублях, рассматриваются как государственные и муниципальные заимствования и используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. От имени государства право государственных внутренних заимствований осуществляет Правительство РФ либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, чаще всего Министерство финансов России. От имени субъекта РФ такое право осуществляет единственный уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования — орган местного самоуправления, определенный в уставе муниципального образования.

Способами обеспечения гражданско-правовых обязательств РФ являются государственные и муниципальные гарантии. В гарантии должны быть указаны сведения о гаранте (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию, сумма гарантии. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарант несет субсидиарную ответственность по гарантированному им обязательству.

Понятие страхования, его функции. Страховое право, источники страхового права. Виды страхования. Перестрахование. Общие положения о договоре страхования

Страхование — это система финансовых перераспределительных отношений, направленных на создание денежного (страхового) резерва за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам техническими авариями, стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также выплачиваются соответствующие денежные суммы в связи с наступлением определенных событий (страхование на дожитие , к совершеннолетию и др.).

Страхование выполняет несколько важных функций.

· Превентивная функция. В соответствии с законодательством РФ страховые компании имеют право часть страховых платежей тратить на экономическую поддержку предупредительных мероприятий по снижению риска чрезвычайных ситуаций, осуществляемых государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями.

· Восстановительная (защитная) функция заключается в том, что при наступлении страхового случая и выплате определенной суммы происходит полное или частичное погашение убытков, понесенных страхователем.

· Индикаторная функция. Страхование всегда играло роль индикатора различных рисков, потому что именно существование и проявление риска есть область профессионального интереса страховых компаний.

· Компенсационная функция характеризуется тем, что механизм страхования направлен на возмещение, страховое покрытие (т.е. компенсацию) экономического ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

· Контрольная функция проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховые фонды на строго определенные цели, должны использоваться только в конкретных случаях и строго определенным кругом субъектов.

Страховое право — это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности (гражданского, административного, финансового и др.), которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением страхового дела.

Источники страхового права.

· Конституция РФ, как основной закон, закрепляет основы общественного и государственного строя, выступает в качестве фундамента всех отраслей российского права, в том числе и страхового.

· Федеральные законы обладают высшей юридической силой и регулируют наиболее важные общественные отношения.

· Подзаконные нормативные правовые акты, среди которых наивысшую юридическую силу имеют указы Президента РФ. Наиболее важные вопросы страховой политики регулируются постановлениями Правительства РФ; они могут также утверждать различные положения.

· Решения Конституционного Суда РФ официально не именуются источниками права, хотя содержат правила или указания, которым должны в дальнейшем следовать законодательные и иные органы. Учитывая, что Конституционный Суд РФ относят к числу правотворческих органов, его решения в области страхового дела выступают в качестве источников данной отрасли законодательства.

 

В Российской Федерации определены три основных вида страхования.

· Личное страхование, к которому относят страхование жизни; страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, пенсионное страхование. Каждый вид страховой деятельности в личном страховании имеет самостоятельный объект страхования, ряд страховых рисков, на случай наступления которых производится страхование.

· Имущественное страхование, включающее в себя:

o риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества;

o риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу других лиц.

Договор имущественного страхования может быть заключен в отношении средств водного, воздушного, наземного транспорта, грузов, иного имущества, чем перечислено выше, финансовых рисков, связанных с компенсацией потерь доходов, вызванных остановкой производства в результате страхового случая, банкротства контрагентов или неисполнения ими обязательств по договорам и иным причинам.

· Страхование ответственности — отрасль страхования, где объектом страхования выступает ответственность перед третьими (физическими и юридическими) лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия. Страхование ответственности можно рассматривать как вид, включающий имущественное и личное страхование.

Перестрахование — это особый вид страхования, при котором страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним передает другим страховщикам для создания сбалансированного страхового портфеля (повышения финансовой устойчивости). Существуют специализированные перестраховочные компании, хотя перестраховочной деятельность может заниматься любой страховщик. Система перестрахования позволяет даже относительно небольшим компаниям страховать крупные риски, распределяя ответственность как на внутреннем, так и международном страховом рынке.

Договор страхования — соглашение сторон, в силу которого одна сторона (страхователь) обязуется уплатить установленный законом или договором взнос (страховую премию), а другая сторона (страховщик) обязуется при наступлении предусмотренного события (страхового случая) возместить страхователю или иному лицу понесенные убытки в пределах обусловленной суммы (страховой суммы). Договоры страхования могут заключаться в двух основных формах. Различают добровольное страхование, которое производится в силу свободного волеизъявления сторон, и обязательное страхование — в силу закона.

Объектом договора страхования является страховой интерес, который определяется как потенциальный убыток, угрожающий страхователю от наступления страхового случая.

Субъекты договора страхования. В состав субъектов страхового правоотношения входят: страховщик, страхователь, третьи лица (выгодоприобретатель). Застрахованным может быть любое лицо, заключающее договор или назначенное им (при страховании детей), а выгодоприобретателем — наследник или назначенное лицо, в чью пользу заключен договор, а также третьи лица в случае страхования ответственности.

Сторонами договора страхования являются страховщик и страхователь.

Страховщики — это юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.

Страхователями признаются юридические и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования, либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователями могут быть граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, любые юридические лица — коммерческие и некоммерческие. Страхователем может быть лицо, которое имеет страховой интерес, т.е. заинтересованность в сохранении имущества либо жизни, здоровья, которая носит имущественный характер.

Понятия сторон в страховом договоре и участников страхового правоотношения не всегда совпадают. Сторонами выступают страхователь и страховщик, связанные между собой правами и обязанностями. Участниками страхового правоотношения могут быть еще две категории лиц: застрахованный и лицо, назначенное страхователем для получения страховой суммы по договору страхования — выгодоприобретатель.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.86 (0.027 с.)