Глава 7. Общенаучные методы теоретического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Общенаучные методы теоретического исследования



 

Общенаучные методы теоретического исследования позволяют в более совершенном, глубоком и законченном виде обработать и осмыслить полученный эмпирический материал.

 

 

7.1.ФОРМАЛИЗАЦИЯ

 

Формализация – построение искусственного языка для представления знаний из той или иной предметной области; исходное знание, подлежащее формализации, называется в неформализованном виде содержательным представлением. В результате формализации высказывания об изучаемом объекте переводятся на специальный язык, благодаря чему повышается строгость содержательных рассуждений, выделяются существенные аспекты исходного знания, а несущественные отбрасываются[35].

Формализация в чистом виде представляет собой перевод рассуждений о процессах и явлениях действительности на язык знаков и символов, как, например, это имеет место в математических, физических или химических формулах. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются операциями со знаками и символами. Что касается исследования журналистики, то здесь, пожалуй, можно говорить об элементах формализации: те или иные явления журналистики осмысливаются на языке определенных понятий и терминов, которые образуют идеальные модели этих явлений. Благодаря чему устраняется многозначность слов естественного языка, его гибкость, неточность, образность и прочее.

Таким образом, упрек в публицистичности стиля научного – курсового или дипломного – исследования не просто пустая придирка, умаляющая ценность гениальной работы, а обоснованная претензия, подразумевающая слабую проработку теоретической литературы по проблеме и иллюстрирующая неспособность автора говорить на научном языке – языке концепций и теорий.

 

 

7.2. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД

Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах[36]. Для того чтобы понять смысл данного определения, рассмотрим, что собой представляет гипотеза.

Гипотеза – это предположение, призванное объяснить некоторую совокупность явлений[37]. Ученый, сталкиваясь с интересующими его, но неизученными фактами, выдвигает предположение (гипотезу), объясняющее данные факты. Из данной гипотезы он выводит ряд следствий (гипотез) более частного характера, из них – еще более частного. И так до тех пор, пока цепь логического вывода не приведет к фактам (уже установленным наукой, либо только предсказываемым автором). После чего опытным путем ученый устанавливает соответствие или несоответствие исходной гипотезы наблюдаемым фактам. Эмпирическая действительность, таким образом, служит здесь средством проверки гипотез и теории в целом.

Пример: вплоть до 18 века в химии существовала гипотеза флогистона, объясняющая процессы горения. Согласно ей, горение происходит благодаря особой горючей субстанции – флогистону, содержащемуся в различных пропорциях в телах, из-за чего те и обладают способностью горения. Эта гипотеза была выдвинута на основе наблюдений за процессом горения. Было замечено, что тела сгорают неодинаково: одни быстрее, другие – медленнее, третьи не горят вовсе. Ученые предположили, что если тело горит, значит, в нем есть особая горючая субстанция – флогистон – и чем больше ее в теле, тем легче оно горит. Вернее, горит не тело, а флогистон, который высвобождается под действием огня и смешивается с воздухом. Исходя из этой гипотезы, химики предположили, что при горении вес вещества должен уменьшаться на вес высвобожденного флогистона. Тем не менее, опыты по сжиганию различных элементов показали, что вес золы превышает первоначальный вес элементов. Эти факты позволили французскому химику Антуану Лавуазье опровергнуть гипотезу флогистона и предположить, что при горении происходит реакция окисления веществ, из-за чего их масса увеличивается.

 

Несмотря на то, что гипотетико-дедуктивный метод весьма эффективен при открытии нового знания, его заключения носят вероятностный характер, поскольку выводятся из гипотез и посылок, истинное значение которых не установлено. В связи с этим в некоторых случаях сформулированная на его основе теория может являться заблуждением.

 

Пример: так, до Лавуазье увеличение массы вещества при сгорании объясняли отрицательной массой флогистона.

 

Гипотетико-дедуктивный метод применяется, по преимуществу, в естествознании, хотя может практиковаться и в социо-гуманитарных науках, в том числе – при исследовании журналистики. Если в вашей курсовой или дипломной работе практическое исследование выполнено с выдвижением гипотезы (гипотез), значит, вы применили гипотетико-дедуктивный метод. О том, как провести исследование с выдвижением гипотезы, см. учебно-методическое пособие «Метод контент-анализа в исследовании журналистики».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.213.183 (0.005 с.)