Велосипед с квадратными колесами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Велосипед с квадратными колесами



В списке российских изобретений одно из первых мест неизменно занимает велосипед. Высокие умы расчесывают в кровь свои затылки, создавая нечто, во всем остальном мире уже давно известное, опробованное и нередко уже отвергнутое. Очередная форма образования - из того же разряда.

НЕЧТО ПОХОЖЕЕ НА ПРИДУМАННЫЙ нашими реформаторами единый экзамен существует во многих западных странах. Но практически нигде он не действует как единственный способ приема в вузы. Первые места в мировых рейтингах неизменно занимают университеты. Принимая абитуриентов, вузы ориентируются на результаты различных теста SAT (Scholastic Aptitude Test), проверяющего не только математические знания, но и умение интерпретировать тексты и выражать свои мысли.

Подавляющее большинство вузов, помимо количества баллов за SAT, обязательно интересуются массой других характеристик абитуриента. Это и рекомендации из школы, и дипломы спортивных соревнований, и участие во всевозможных конференциях. Даже справка о том, что человек помогал Гринпису собирать подписи в защиту сибирских ежиков, может иметь значение.

ИЗ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН, ПОЖАЛУЙ, ближе всего к нашему ЕГЭ немецкая система приема. Выпускник получает диплом Abitur (от того же корня, что и «абитуриент»), который служит как итогом среднего образования, так и пропуском в вуз. Чтобы получить Abitur, нужно отучиться 13 лет, причем заключительный период подготовки происходит только в классических гимназиях (продвинутый вариант средней школы). В последние годы доступ к Abitur, а значит, и к поступлению в вузы, получили выпускники и других средних учебных заведений (например, технических училищ). Политика «открытых дверей» привела к переполнению вузов, и падению качества образования. Некоторые университеты вынуждены вводить вступительные экзамены и прием на конкурсной основе.

Сходная ситуация в Великобритании. За два года до выпуска английский школьник должен выбрать для себя основной экзамен и два дополнительных. Скажем, английский язык плюс география и что-нибудь экзотическое, вроде, искусства танца. Оценки выставляют по системе «А» (высшая), «Б» (хорошая), «С» (средняя), после чего их можно отсылать в вузы. Но такие корифеи образования, как Оксфорд и Кембридж, не довольствуются тремя «А» и требует дополнительного испытания, где ключевой инструмент - устное собеседование.

В ИТАЛИИ УНИВЕРСИТЕТЫ БОЛЕЕ ОТКРЫТЫ. То есть, нормально окончив школу, можно поступить в вуз, не прилагая особенных усилий. Поэтому студентов в стране много — полтора с лишним миллиона. Только в La Sapienza (Рим) учится около 200 тысяч студентов. Но при этом жесткий отсев происходит во время учебы. Из 10 поступивших лишь 3 получают диплом.

Школьный аттестат главный ключ к университетским дверям действует во Франции, Австрии, Дании, Швеции, Ирландиии многих других европейских странах. Правда, речь идет об аттестатах школ верхней ступени (нечто среднее между обычной школой и вузом), для поступления в которые тоже нужно сдать экзамены.

ВО МНОГИХ СТРАНАХ ЕВРОПЫпродолжает действовать система, аналогичная нашей дореформенной. Например, в Испаниивступительный экзамен проходит каждый год в конце июня и в конце сентября, в один и тот же день по всей стране. Он включает тесты по испанскому и иностранному языкам, философии, а также два обязательных предмета и два предмета на выбор. В каждом университете свой экзамен, но он должен соответствовать установленным государством нормам. Вступительные экзамены популярны и за пределами Европы. В Япониик ним относятся с особым трепетом. Существует даже такое понятие, как «дзюкэн дзигоку» («ад вступительных экзаменов»). Этот «ад» состоит из двух частей: сначала - общенациональная программа вступительных экзаменов (аналог нашего ЕГЭ), а затем - собственный экзамен вуза. Еще ближе к советской системе Китай.Причем если наша реформа сводится к унификации экзаменов, то в Китае тенденция обратная. В прошлом году Шанхай получил право самостоятельно, давать тему экзаменов, а в будущем году такую же вольность получит и Пекин. ВЦЕЛОМ СИСТЕМЫ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ВУЗ в разных странах довольно похожи друг на друга. Предлагаемый в России единый экзамен отличается от них главным образом своей... - однозначностью. Практически нигде в мире не существует столь жесткой схемы: средняя школа - единый экзамен - вуз. Везде она дополнена всевозможными лицеями, бакалавриатами, гимназиями, многоуровневыми школами, открытыми университетами и прочими излишествами, дающими в итоге возможность учиться каждому, кто этого действительно хочет. В общем, изобретенный в начале 21 века российский велосипед пока что оказался с квадратными колесами.

Евгений Файнберг

«Алфавит» №28 июль 2002


 

Не хочу быть бакалавром

Болонский процесс глазами российских студентов


В 2010 году Россия должна стать полноправным у частником Болонского процесса, который подразумевает значительные перемены в системе высшего образования страны. Но между тем российские студенты вовсе не готовы учиться на бакалавров, смутно представляют себе, что такое студенческое самоуправление, а о зачетных кредитных единицах так и вообще не слышали.

Таковые неутешительные результаты исследования, которое провела среди учащихся 11 ведущих вузов страны Высшая школа экономики. Большая часть общества не готова к присоединению России к Болонскому процессу и видит в нем больше минусов, чем плюсов.

Более того, российская система - одна из самых закрытых в мире и вовсе не собирается раскрываться, судя по реакции ректоров. Болонский процесс предполагает открытость, а у нас, к примеру, учебные планы вывешивает на своих сайты лишь половина вузов. Не говоря уже о финансовых документах и программах отдельных курсов: эту информацию не скрывает лишь 20 процентов.

Студенты подливают масло в огонь. В результате исследования выяснилось, что 20 процентов из них вообще ничего не знают о двухуровневом образовании по схеме "бакалавр-магистр". Абсолютное большинство по-прежнему хочет учиться пять лет и окончить вуз с дипломом специалиста, 36 процентов готовы получить степень магистра. В бакалавры готовы идти лишь 5 процентов опрошенных.

О том, что студент в принципе может быть мобильным и ездить на учебу в другие страны, слыхом не слыхивали около половины респондентов, собственно так же, как и об участии студентов в управлении вузами. Хуже всего дело обстоит с зачетными единицами. Что это такое не знают 90 процентов российских студентов. А это, между прочим, один из основных принципов Болонской конвенции. Следуя ему, студент сам выбирает себе программу обучения в соответствии с будущей специальностью. И сдает работы, набирая очки-кредиты. Авторы исследования опасаются, что российские студенты не будут рваться набирать их или остановятся на тех дисциплинах, которые нужнее для будущей профессии, а на тех, которые легче сдать.

Мария Агранович

30 ноября 2006 г

 

ЧТО ЗА УЧЕБА ЗА РУБЕЖОМ?

В Европе проходит реформа высшего образова­ния с целью приблизить ее к англо-американской. Введено более 300 новых курсов. В ее защиту гово­рит желание сделать учебный процесс более едино­образным и прозрачным и тем самым облегчить об­мен студентами как внутри страны, так и с заграни­цей. Сопротивление вызывает та поспешность, с ко­торой она осуществляется.

Говоря упрощенно, система высшего образова­ния, например, в ФРГ одноступенчатая. Обучение за­вершается окончанием учебного заведения и получе­нием звания магистра или диплома (в зависимости от профиля вуза). Никакие промежуточные курсы и экза­мены не дают каких-либо степеней и званий. Англо-американская система двухступенчатая: сначала бакалавр, потом магистр. Немецкий студент, доучившийся только до преддипломной стадии, ухо­дит из университета ни с чем, хотя по англо-амери­канским понятиям он имеет право на степень бака­лавра, если бы в Германии можно было прерывать обучение, получив промежуточную ученую степень, то сократилось бы число недоучившихся студентов, уменьшилось бы число продолжающих обучение, и это облегчило бы жизнь иностранным студентам.

Немецкие профессора настроены весьма скептически к грядущим новшествам. Они спра­ведливо выдвигают требование, чтобы новые ученые звания были сравнимы в отношении знаний их обладателей. Ведь в действитель­ности не существует единой англо-американ­ской степени бакалавра или магистра. Кроме того, в каждой стране их качество неодина­ково. Бакалавр в Великобритании и бакалавр в США имеют принципиальные отличия: как правило, в США степень бакалавра не дает профессиональной квалификации.

Решительно настроены против нововведений музыкальные вузы. Они отказываются вводить облегченные учебные курсы на бакалавра даже на музыкально-педагогических факультетах, на инструментальных же отделениях продолжительность обучения должна быть 10 семестров, на вокальных – 12. И никаких экспериментов!

Не желают уступать и инженеры. Соответствующие факультеты в университетах и технические вузы считают, что выдаваемый ими диплом, по меньшей мере, равноценен степени магистра. Причем американская модель вводится именно тогда, когда сами американцы приближают­ся кнемецкой модели. Так, "American Society of Civil Engineers" считает неправильным, чтобы степень бакалавра давала право профессионально за­ниматься данным видом дея­тельности.

Такое право предполагает только степень магистра, а это соответствует немец­кому диплому. В отношении инже­нерных специаль­ностей можно было бы решить проблему, не ло­мая существующий трехступенча­тый учебный процесс, вполне себя оправдавший. Так, после изучения основ технических знаний и основ избранной специальности можно было бы присваивать степень бакалавра, а после углубленного изучения предмета – выдавать диплом и назвать его дипломом магистра.

Общее мнение таково, что реформу высшего образования надо проводить без спешки. Начать следовало бы с расчленения учебного процесса на модули, т.е. определенные учебные курсы. Таким модулем может быть ку4рс лекций в течение семестра плюс семинарские занятия. Подбирая и накапливая модули студент получает кредитные очки, которые со временем реализуются в степень бакалавра. Некоторые европейские университеты уже объединяет European Credit Transfer System (ECTS), поскольку они договорились о взаимном признании соответствующих модулей.

Борис Глебов

 

VOCABULARY IN USE

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.011 с.)