Формы государственного правления и государственного устройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы государственного правления и государственного устройства



 

Дальнейший анализ государственности связан с выделением основных типов и форм государства. В основу типологии государств положен формационный критерий, согласно которому под историческим типом государства понимается совокупность основных, важнейших черт государства определенной об­щественно-экономической формации. Каждому способу производства соот­ветствует свой тип государства. Истории известны сле­дующие основные типы государства: рабовладельческое (в двух вариантах: азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое. Данная типология имеет познавательное значение, но в наши дни не может быть признана исчерпывающе объективной и полной. В реальной жизни государства различных социально-исто­рических типов имеют множество своих конкретных мо­дификаций. Выделяют и переходные типы государства.

От типов государства следует отли­чать формы государства. Под фор­мой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства складывается из трех элементов: 1) формы государ- ственного правления; 2) формы государ­ственного устройства; 3) политического режима. При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а полити­ческий режим — его функциональную сторону.

 

Форма правления. Монархи я

Под формой правления понимается организация верховнойгосударственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должно­стных лиц и граждан. Различают две основные формы государственного правления: монархию и республику.

Монархия (от греч. monarhia – единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы го­сударства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наслед­ству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Глава государства занима­ет пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.

Существуют неограниченные (абсолютные) и огра­ниченные (конституционные) монархии. Абсолютная мо­нархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверените­та, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Дух этой формы прав­ления ярко выражен в знаменитой фразе Людовика XIV: "Государство – это я". Неограниченная монархия типич­на для рабовладельческого и феодального общества. В настоящее время практически не встречается, за исклю­чением нескольких стран — Саудовской Аравии, Катара, Омана.

Отличительной особенностью конституционной монар­хии является ограничение власти монарха конституцией. Взависимости от степени такого ограничения выделяют дуа­листическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марок­ко) полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере испол­нительной власти. Монарх назначает правительст­во, которое ответственно перед ним.

При парламентской монархии монарх лишь формально признается главой государства, но фактически обладает лишь представительными функциями. Правительство формируется парламентским боль­шинством и подотчетно парламенту. Тем самым "монарх царствует, но не правит". Сегодня консти­туционная парламентская монархия имеет место в Вели­кобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и других странах.

У ряда монархий есть определенные особенности. Государство, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью, называют теократической монархией. Имеют место выборные монархии – объединение нескольких монархий, главы которых из своей среды выдвигают единого правителя (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты).

В странах Содружества наций (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Гренада) формально главой государства является британский монарх, но его функции выполняет генерал-губернатор, назначаемый Короной по представлению правительства члена Содружества.

 

Республика

Республика (лат. respublica от res – дело и publicus – общественный) — это форма правления, при которой высшие органы государства являются выборными и сменяемыми. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому и феодальному обществам, но наибольшее развитие и распространение получила в эпоху капитализма. Выделяют три основных разновидности республики — президентскую, парламент­скую и смешанную (полупрезидентскую).

Президентская республика характе­ризуется значительной ролью пре­зидента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой го­сударства, и главой исполнительной власти. Он избирает­ся независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно на­значаются из состава партии, победившей на президент­ских выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава правительства и парламентского боль­шинства.

Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполни­тельной ветвей власти. Парламент не может вынести во­тум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, проти­вовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничи­вать действия президента с помощью законов и через ут­верждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента.

Классический пример президентской республики — Со­единенные Штаты Америки, где и была впервые введена эта форма правления. В странах Западной Европы прези­дентская республика не получила распространения, но она преобладает в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.), где нередко предста­ет в виде "суперпрезидентской" республики.

В парламентской республике прави­тельство формируется на парламент­ской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выбо­ров. В большинстве стран с парламентской формой прав­ления членство в правительстве совместимо с сохранени­ем депутатского мандата. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в по­литической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции. Глава го­сударства избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создавае­мой на основе парламента. К парламентским республикам относятся Италия, Германия, Индия, Турция, Израиль, Латвия, Эстония и др.

Выделяют также "смешанную" или полупрезидентскую республику. Эта форма правления стремится сочетать силь­ную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не име­ет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах суще­ственно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правитель­ства перед президентом и парламентом. Смешанная рес­публика существует во Франции, Австрии, Финляндии, Болгарии, Польше и ряде других стран.

 

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства,характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире — это уни­тарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства).

Унитарное государство — это единое, простое государ­ство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, еди­ную правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство.

Унитарными государствами являются Франция, Шве­ция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны. Подавляющее большинство унитарных государств имеет мононациональное население, но есть исключе­ния — Испания, Китай, Вьетнам. В рамках унитарных го­сударств возможна административная и национальная ав­тономия для некоторых структурных подразделений (на­пример, в Италии, Испании, Великобритании).

Федерация — это сложное союзное государство, состоящее из государ­ственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.), обладающих определенной политической самостоятельностью. При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосу­дарственного (федерального) права государственные обра­зования, члены федерации, имеют собственные кон­ституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти.

Федерация создается для более оптимального взаимодействия и выражения национальной, культурной или территориальной специфики различных общностей.

Федерации формируют­ся как на территориально-административной основе (США, Германия, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и национально-территориальной (Российская Федерация). Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода (сецессии) из союзного государства, т.к. это не только подрывает цело­стность и стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный ущерб интересам других субъектов фе­дерации.

Конфедерация — союз юридически и политически са­мостоятельных государственных образований для осуще­ствления конкретных совместных целей. Государства, члены конфедерации, сохраняют государственный суве­ренитет, самостоятельное гражданство, независимую сис­тему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Правовой основой создания конфедерации является договор. Решения по общим для союз­ных государств вопросам не обязательно действуют на территории каждого входящего в конфедерацию государ­ства, т.к. их органы власти обладают в ряде случаев нул­лификацией, т.е. правом неприменения акта конфедера­тивного органа на своей территории.

Конфедерация — неустойчивая форма государственно­сти и обычно либо эволюционизирует в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии (1291-1848 гг.), Германии (1815-1867 гг.), Сенегамбии (объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.).

Помимо названных трех основных форм государствен­ного устройства, в истории имели место и некоторые другие специфические формы – протектораты, унии, им­перии. Империи — государственные образования, отличи­тельными особенностями которых являются обширная тер­риториальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения ме­жду центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Для империй характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация под­чиненных и зависимых народов (Римская, Британская, Российская империи).

Сегодня создаются содружества, состоящие из независимых государств, имеющих более или менее тесные контакты в различных сферах общественной жизни (Британское Содружество Наций, Содружество Независимых Государств).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.011 с.)