Структурно–функциональный анализ политической системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно–функциональный анализ политической системы



 

Применение структурно–функционального анализа для изучения политической системы связано с именем американского политолога Габриэля Алмонда. Алмонд выделяет три уровня анализа политической системы: рассмотрение системы во взаимосвязи со средой, в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации. Политическая система – это совокупность взаимосвязанных ролей и их взаимодействий между собой, которые выполняют функцию интеграции и адаптации внутри общества и вне его между обществами посредством применения или угрозы применения легитимного насилия.

Для анализа политической системы Алмонд ввел следующие аксиомы: 1) любая политическая система имеет свою собственную структуру; 2) любая политическая система выполняет одни и те же функции; 3) любая политическая система многофункциональна; 4) все политические системы смешаны в культурном смысле.

Г. Алмондв работе "Политика развивающихся регионов"(1968) разграничил функции политической системы, которые она выполняет на "входе" и на "выходе". "Входные" функции осуществляют различные неправительственные ассоциации: группы интереса, политические партии, независимые средства массовой информации. Так, многообразные требования выражаются группами интереса, аккумулируются партиями, которые завершают работу по приданию этим требованиям политической формы. "Выходные" функции выполняются государственными структурами. Эти функции в основном прерогатива органов государственной власти и управления, которые принимают авторитетно–властные решения, пригодные для окончательной подачи на "выход".

К функциям на "входе" в политическую систему относятся:

– политическая социализация и рекрутирование;

– артикуляция интересов;

– агрегирование интересов;

– политическая коммуникация.

На "выходе" политическая система выполняет функции:

– нормотворчества;

– применения правил и норм;

– контроля за применением правил и норм.

Таким образом, весь объем социальных взаимодействий в политической системе может быть определен, как совокупность функций "ввода" факторов из внешнего окружения в систему, их конверсии внутри системы и функций "вывода". Политическая система может сохранять устойчивость лишь при наличии баланса между "входными" и "выходными" функциями.

Функции политической системы на "входе". На “входе” политическая система выполняет функцию политической социализации и рекрутирования. Политическая социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определенные политические знания, нормы, ценности, модели поведения. Социализация формирует определенный тип человека политического и обеспечивает преемственность в развитии системы, ее стабильность, формирование поддержки данному порядку. Именно поэтому социализация выступает важнейшей функцией политической системы. Она направлена на создание необходимого уровня поддержки – основы самосохранения политической системы. С данной функцией связано и рекрутирование.

Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. Немецкий политолог К. Попперобразно писал, что политические институты подобны крепости: их надо хорошо спроектировать и заселить. "Заселение" и есть политическое рекрутирование, т.е. выполнение личностями определенных политических ролей (выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, партийного или профсоюзного функционера и т.п.). Политическое рекрутирование может осуществляться и по общим, и по ограниченным критериям. Подбор должностных лиц на основе их компетенции или на основе выборов – пример рекрутирования по общим критериям. Подбор из представителей одного слоя, номенклатуры – пример ограничивающих критериев.

Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса. В рамках политической системы действуют разные участники (акторы). Все они преследуют собственные цели и интересы. Интересы формируются и достигаются посредством деятельности групп интереса. Группы возникают на основе идентификации человека с профессией, нацией, религией, возрастной категорией и т.п. Существуют группы и специфических интересов: клан, клиентела, лобби. Эти группы также могут оказывать существенное влияние на властные структуры.

Группы интереса отражают многообразие и сложность общества. Однако в различных политических системах оформление и артикуляция интересов происходят неодинаково. При демократии группы интереса достаточно автономны и действуют самостоятельно. Именно широкое представительство и автономия обеспечивают необходимый уровень информации и поддержки демократической политической системы. В диктаторских системах не разрешенные свыше формы самоорганизации и активности граждан резко ограничены. Организации являются не обьединениями, создаваемыми гражданами для реализации своих интересов, а средством дополнительного контроля властей за ними.

Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явное артикулирование выражается в четко сформулированных требованиях. Скрытое – в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой.

Функция агрегирование интересов предполагает сбор, накопление требований, подведение их под более общие, чем те, которые существовали на стадии первоначального артикулирования. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы. Агрегирование интересов – это превращения требований в альтернативы государственной политики. Функции артикулирования и агрегирования тесно связаны, и все структуры, которые артикулируют интересы, могут и агрегировать их. Однако в современных политических системах существуют структуры, которые лучше всего выполняют эту функцию. Это политические партии и государственный бюрократический аппарат. Они являются связующим звеном, посредником между широким спектром артикулированных интересов и окончательным принятием политического решения. Эти структуры обеспечивают прямые связи между многообразными группами интереса и лицами, принимающими решения.

Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Политическая коммуникация несет в себе огромный информационный потенциал. Циркулируя по всему контуру "вход" – "выход" – "обратная связь", информация дает возможность властным институтам обеспечить правильное принятие решений и поддержку системы ее членами. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существенно влияют на утверждение духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки и поведение людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.

Функции политической системы на "выходе". На "выходе" политическая система выполняет три главные функции. Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Нормотворчество – это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения. Это выработка общественной политики и принятие конкретных решений, предназначенных для ее осуществления.

Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, постановлений, выработкой инструкций. Окончательная судьба политического решения зависит от его реализации. Применение правил и норм, в свою очередь, стимулирует действия администрации, законодательных органов, правовых структур, неправительственных структур, групп и ассоциаций. Происходит изменение среды, возникают новые условия, требующие модификации правил и норм.

Функция контроля за применением правил и норм включает в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это.

"Входящие" и "выходящие" функции тесно связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде. В этих функциях проявляется реагирующий и саморегулирующий потенциал системы, который позволяет ей корректировать внутренние процессы и структуры, чтобы избежать разрушения.

Чтобы эффективно выполнять функции, политическая система должна обладать определенными способностями, т. е. рядом потенциалов, которые можно назвать функциями конкретной политики. Поскольку политическая система принимает авторитетно–властные решения, связанные с распределением ценностей в обществе, то государственная политика в первую очередь должна быть направлена на добывание необходимых ресурсов. Это экстракционная функция, она реализуется в способности привлекать материальные и людские ресурсы. Только при наличии определенных ресурсов политическая система может выполнить функцию целедостижения.

Дистрибутивная функция связана со способностью распределять материальные и нематериальные ценностей в обществе (вещественные средства, услуги, статусные позиции, почести). С ее помощью достигается определенный баланс интересов, а также может происходить перераспределение ценностей. Так, налоговые меры могут иметь своей целью укрепление слоя крупных собственников, а могут быть направлены на перераспределение доходов от более зажиточной части общества к бедным. Социальные программы и меры по защите гражданских прав способствуют формированию равенства возможностей. Курс на приватизацию создает перспективу для возникновения слоя собственников как массового, но может превратиться в практику ограбления народа, ведущую к маргинализации значительной части населения. Часть ресурсов потребляет сама политическая система.

Регулятивная функция выражена в способности контролировать поведение индивидов и групп. Политика – это не только принятие властных решений, определение целей общественного развития, но и организация эффективного коллективного действия для достижения общих целей. Поэтому регулирующая политика, призванная влиять на поведение отдельных людей, групп в обществе, является важнейшей для решения насущных и перспективных общественных проблем. Регулирующая способность политической системы, если она эффективна, снижает общественные издержки принимаемых решений.

Жизнестойкость политической системы зависит от ее способности изменяться в соответствии с новыми общественными процессами, формировать сплоченное общество, реальное единство интересов и целей разнообразных групп интереса. Эффективность ее функционирования зависит от реагирующей способности, связанной с ответами системы на импульсы, идущие из среды.

Символическая функция политической системы проявляется в способности отстаивать ценности общества внутри системы и во внешнем мире.

Политическая система основана на власти. Под властью Г. Алмонд понимает способность распределения ресурсов среди конкурирующих групп. Этим группы имеют свои интересы. Политика есть результат взаимодействия между властью и интересами.

Делая выводы из функционального анализа политической системы Алмонд отмечал, что она должна эффективно осуществлять три группы функций: 1) функции системы (взаимодействия с внешней средой); 2) функции процесса (взаимосвязи внутри политической системы); 3) функции управления (сохранения и адаптации системы). Смотри схему “Модель политической системы Г. Алмонда”.

 

 

Вход Внешняя среда Выход
Функции системы  
Социализация Рекрутирование Коммуникация  
  Функции управления
Функции процесса Регулирование
  Распределение
Артикуляция и агрегирование интересов Определение политического курса Осуществление политического курса Реагирование Экстракция
       
    Внешняя среда  
  Обратная связь
               

Модель политической системы Г. Алмонда

 

Представители структурного функционализма Д. Эптер, М. Леви–мл., У. Митчелл основываясь на традициях, заложенных Т. Парсонсом, выделяют следующие функции политической системы: адаптация и целедостижение, т.е. выдвижение целей системы; мобилизация ресурсов системы в интересах достижения целей; регулирование открытых напряжений внутри системы; определение издержек и ценностей.

Развитие информационных технологий способствовало использованию в анализе политической системы кибернетических моделей. Одним из главных разработчиков кибернетической концепции политической системы стал Карл Дойч. В 1963 г. он выпустил книгу “Нервы управления”. В которой обратился к изучению роли коммуникаций в политике. Базовая единица анализа у Дойча – информационный поток, возникающий в результате перемещения информации через информационные каналы. Каналы коммуникации бывают официальными и неофициальными. Проблемы динамики и различных информационных потоков, обслуживающих политическую коммуникацию и принятие решений, важнейшие проблемы, которые рассматривает К. Дойч в своем анализе политики. Политику Дойч понимал как процесс управления и координации усилий людей, направленных на достижение поставленных целей. Выбор целей, их коррекция в процессе достижения осуществляются политической системой на основе информации. Эта информации касается положения дел в обществе по отношению к поставленным целям; расстояния, которое осталось до цели; результатов предыдущих действий.

Функционирование политической системы зависит от качества и объема информации, поступающей из внешней среды, и информации о собственном движении системы. На основе этих двух потоков информации и принимается политическое решение. Коммуникационные системы информации и являются “нервами управления”, деятельность которых и определяет эффективность власти.

Политическая система в коммуникационной теории выступает технологией, перерабатывающей информацию, поступающую из окружающей среды в политические решения. Технология здесь – это перевод информации из неофициальных каналов в официальные. Политическая система в данном подходе отождествляется с управлением и рассматривается как процесс координации индивидуальных и групповых усилий для достижения определенных политических целей. Главным механизмом, посредством которого этот процесс проявляет себя, является принятие и осуществление решений.

В политической науке все системные концепции основываются на признании следующих принципов: систему формирует совокупность выделяемых элементов, которые находятся в различных взаимодействия, что и формирует структуру системы; политическая системы открыта и отличается от окружения наличием определенной границы; воздействие со стороны окружения осуществляется через “вход” системы; воздействие на окружение политической системы осуществляется через “выход”; между реакциями системы и импульсами со стороны окружения существует определенная взаимосвязь, называемая конверсией; характер воздействия на “входе” системы модифицируется с помощью обратной связи с реакцией на “выходе. Политическая система может сохранять устойчивость только при наличии баланса между входящими и исходящими функциями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.221.104 (0.03 с.)