Структура государственного экологического мониторинга, распределение ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура государственного экологического мониторинга, распределение ответственности



ГСМОС основывается на системах национального мониторинга, которые функционируют в различных государствах согласно как международным требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.

На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометeослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу.

В обработанном и систематизированном виде полученная информация представлена в кадастровых изданиях, таких как "Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши" (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям), "Ежегодник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах" и др. До конца 80-х годов все кадастровые издания имели гриф "Для служебного пользования", затем в течение 3-5 лет были открытыми и доступными в центральных библиотеках. К настоящему времени массивные сборники типа "Ежегодных данных..." в библиотеки практически не поступают. Некоторые материалы можно получить (приобрести) в региональных подразделениях Росгидромета.

Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств (табл.2).

Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации. В настоящее время работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.

 

2. Наличие сведений о состоянии окружающей среды и источниках воздействия в федеральных министерствах и ведомствах

  КЭ ГМ СЭ ПР Зем Лес Сель Стр Стат
Состояние/загрязнение
Воздух w w w            
Вода w w w w     w w  
Почвы w w w v w   w    
Растительность w w       w w    
Животный мир w w         w    
Использование
Вода w     w       w w
Земли       v w   w w w
Минералы       w         w
Растительность v         w w w w
Животный мир v           w   w
Выбросы/отходы
Возд. выбросы w w w         w w
Сбросы сточ. вод w w w         w w
Твердые отходы w   w         w w
Опасные отходы w   w v         w
Радиоакт. отходы w w w v         w
Защита и восстановление
Воздух w   w           w
Вода w   w w         w
v Почвы w   w   w     w w
Минералы       w          
Растительность w         w   w w

w-существенный объём информации

v-ограниченная информация/отдельные вопросы

Сокращения: КЭ — Государственный комитет РФ по экологии; ГМ — Росгидромет, СЭ — Госсанэпиднадзор, ПР — Министерство природных ресурсов РФ, Зем — Роскомзем, Лес — Рослесхоз, Сель — Минсельхозпрод, Стр — Госстрой, Стат — Госкомстат.

 

Предполагается, что ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга будет обеспечивать:

  • координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;
  • регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;
  • хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;
  • деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;
  • доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.

ЕГСЭМ должна сохранить иерархическую структуру системы ОГСНК, принятую в Росгидромете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.212.254 (0.021 с.)