Правовой режим сметно-бюджетного финансиро-вания. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его принципы. Виды смет. Объекты сметно-бюджетного финансирования. Процесс прохождения сметы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим сметно-бюджетного финансиро-вания. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его принципы. Виды смет. Объекты сметно-бюджетного финансирования. Процесс прохождения сметы



Бюджетное финансирование — это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов.

Смета — это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Выделяют следующие виды смет:

· индивидуальные сметы, отражающие особенности отдельного учреждения;

· общие сметы, которые составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;

· централизованные сметы, которые составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий;

· сводные сметы, объединяющие все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Объектами сметно-бюджетного финансирования являются:

· государственные и муниципальные организации образования, среди них школы, училища, техникумы, вузы;

· государственные и муниципальные организации культуры и здравоохранения (театры, больницы, поликлиники и др.).

Для всех бюджетных организаций и учреждений финансирование производится по трем укрупненным статьям:

1) заработная плата;

2) текущие расходы;

3) капитальные вложения и капитальный ремонт.

Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе следующих принципов финансирования:

· отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;

· отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;

· планирование и финансирование на основе научно обоснованных экономических нормативов с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

Процесс прохождения сметы состоит из стадий, свойственных бюджетному процессу: составлению, утверждению и исполнению. Проект сметы составляется одновременно с разработкой проекта бюджета. Конкретные сроки составления смет для каждого учреждения устанавливаются вышестоящей организацией. В двухнедельный срок после утверждения соответствующими органами бюджетов на уровне Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных образований вышестоящие распорядители бюджетных кредитов утверждают сметы расходов учреждений и сметы на централизованные мероприятия. Смету расходов в разрезе статей классификации расходов для бюджетов учреждений утверждает и подписывает, поставив печать на всех экземплярах сметы, руководитель организации. Сметы расходов бюджетных учреждений, непосредственно не подчиненных министерствам и ведомствам, утверждаются вышестоящими организациями, которым они подчинены.

В течение двух месяцев после утверждения бюджетов финансовые органы контролируют правильность составления и утверждения смет расходов бюджетных учреждений.

Смета действует в течение финансового года: с 1 января до 31 декабря включительно. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки.

4.4. Правовое регулирование расходов на капитальное вложение, социально-культурные мероприятия, оборону и содержание аппарата государственного управления

Капитальным вложениям (затратам на воспроизводство основных фондов) принадлежит значительная роль в развитии общественного производства, его эффективности и в конечном итоге — удовлетворении потребностей общества.

В соответствии с российским законодательством капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений являются различные виды вновь создаваемого или модернизируемого имущества, в том числе находящегося в государственной или муниципальной собственности. Если создание или использование каких-либо объектов не соответствует законодательству РФ и утвержденным стандартам, то капитальные вложения в них запрещаются.

Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные и (или) привлеченные средства инвесторов, в роли которых могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, в том числе иностранные.

Выделяют два направления взаимодействия федеральных, региональных и местных органов государственной власти:

· Вертикальное взаимодействие, выражающееся в четкой иерархии, соподчиненности органов. Основное вертикальное взаимодействие осуществляется между Правительством Российской Федерации и соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

· Горизонтальное взаимодействие — между органами, имеющими в данной сфере равный правовой статус. Горизонтальное взаимодействие выражается в совместной работе, согласовании, проведении совместных заседаний и т.д.

Расходы на социально-культурные мероприятия охватывают образование и подготовку кадров, культуру и искусство, средства массовой информации, здравоохранение, физическую культуру, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Среди социально-культурных мероприятий ведущее место занимают образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повышения квалификации и т.п.).

Основой государственных гарантий получения гражданами России образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и муниципальное финансирование образования. Нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются в расчете на одного ученика (воспитанника) по каждому типу и виду этого учреждения при утверждении федерального бюджета и бюджетов разных уровней. В негосударственных образовательных учреждениях нормативы финансирования не должны быть ниже, чем в государственных и муниципальных. Все образовательные учреждения наделены правом привлечения в законодательно установленном порядке дополнительных финансовых ресурсов, в том числе и валютных. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.

Также значительны государственные расходы на здравоохранение. Наряду с коммерческими стоматологическими поликлиниками, получают развитие также консультационно-диагностические центры, различные лаборатории. Платные услуги населению предоставляются взамен деятельности, финансируемой из бюджета.

Помимо средств бюджета, средств, поступающих от оказания платных услуг населению, источниками финансирования здравоохранения могут быть также:

· дополнительные заказы местных органов самоуправления, вышестоящих органов управления с выделением дополнительных ресурсов на их реализацию;

· часть сумм, взысканных с юридических лиц и граждан за ущерб, причиненный нарушением санитарных норм, загрязнением окружающей среды;

· средства, полученные медицинскими учреждениями с юридических лиц, по вине которых граждане получили расстройство здоровья;

· часть средств, сэкономленных в результате снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

· добровольные взносы граждан и юридических лиц. Эти средства поступают в единый фонд финансовых средств и расходуются на общих основаниях, если вносившие не указали целевое их назначение. Все средства, получаемые помимо бюджета, не учитываются при ассигнованиях из бюджета.

Средства, полученные из всех источников, образуют единый фонд финансовых средств учреждения и расходуются по смете учреждения здравоохранения.

Финансирование расходов на оборону выражается в расходах на выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач, осуществляемых по решениям Правительства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Затраты на обеспечение государственной безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий являются предметом совместного финансирования федерального бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных средств.

Большую часть расходов на общегосударственное управление традиционно составляют затраты на функционирование аппарата государственного управления: исполнительных органов государственной власти, налоговых и финансовых органов.

Объем расходов на функционирование федеральных органов государственной власти определяется в соответствии с разработанными и утвержденными нормативами, в которых отражаются потребности данных органов в бюджетных средствах, исходя из фактических затрат на одну административную или штатную единицу.

Основными актами, определяющими объем расходов на содержание аппарата управления, являются следующие.

· Штатное расписание, в котором указывается структура органа государственного управления; наименование должностей руководителей, их заместителей и специалистов; количество штатных единиц по каждой должности; схема должностных окладов; возможные надбавки (за выслугу лет, за секретность, за напряженный график работы и др.), месячный фонд заработной платы по должностным окладам. Штатное расписание должно составляться в соответствии с законодательством о штатах и заработной плате.

· Смета доходов и расходов представляет собой финансово-плановый акт, в соответствии с которым осуществляются поступление и расходование бюджетных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Ассигнования, предусмотренные сметой, не могут превышать тех, которые установлены бюджетом на содержание соответствующего органа. Не допускается расходование бюджетных средств на цели, не предусмотренные сметой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.008 с.)