Наследование пола и признаков, сцепленных с полом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наследование пола и признаков, сцепленных с полом



ЗАДАЧА № 1

Ангидрозная эктодермальная дисплазия у людей передается как рецессивный, сцепленный с X-хромосомой признак. Нормальная женщина выходит замуж за мужчину, больного ангидрозной эктодермальной дисплазией. У них рождаются больная девочка и здоровый сын. Определите вероятность рождения следующего ребенка без аномалии.

 

ЗАДАЧА № 2

У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с X-хромосомой, рецессивный признак. Альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявятся эти же аномалии одновременно?

 

ЗАДАЧА № 3

Кареглазая женщина, обладающая нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, имеющего нормальное зрение. Какого потомства можно ожидать от этой пары, если известно, что ген карих глаз доминантный по силе действии я и расположен в аутосомах, а ген цветовой слепоты рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой?

 

ЗАДАЧА № 4

В семье, где жена имеет I группу крови по системе АВ0, а муж IV, родился ребенок с III группой крови, страдающий дальтонизмом. Оба родителя различают цвета нормально. Определите вероятность рождения здорового сына и его возможные группы крови. Дальтонизм наследуется как рецессивный, сцепленный с X-хромосомой признак.

 

ЗАДАЧА № 5

Гипертрихоз наследуется как сцепленный с У-хромосомой признак, который проявляется лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ихтиоза наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. В семье, где женщина нормальна по обоим признакам, а муж является обладателем только гипертрихоза, родился мальчик с признаками ихтиоза, а) определите вероятность проявления у этого мальчика гипертрихоза, б) определите вероятность рождения в этой семье детей без обеих аномалий, и какого они будут пола?

 

ЗАДАЧА № 6

Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными тесно сцепленными (т.е. не обнаруживающими кроссинговера) генами. Однако сцепленными могут быть необязательно гены указанных аномалий, но и ген катаракты с геном нормального строения кисти и наоборот. Женщина унаследовала катаракту от своей матери, а полидактилию от отца. Её муж нормален в отношении обеих признаков. Чего скорее можно ожидать у их детей: одновременного появления катаракты и полидактилии, отсутствия обоих признаков или наличие только одной аномалии – катаракты или полидактилии?

 

ЗАДАЧА № 7

Один из видов глухоты наследуется рецессивно, сцеплено с X-хромосомой. В семье, где муж болен и имеет II группу крови по системе АВ0 (известно, что у его матери была I группа крови), а жена здорова и имеет IV группу крови, родился глухой мальчик. Определите генотипы родителей и сына. Какая группа крови может быть у мальчика.

 

ЗАДАЧА № 8

Гены глазного альбинизма и нейросенсорной глухоты локализуются в X хромосоме, тесно сцеплены, наследуются рецессивно. Муж здоров, жена тоже здорова, но она унаследовала ген глазного альбинизма от отца, а ген нейросенсорной глухоты от матери. Каких детей и с какой вероятностью можно ожидать в этой семье?

 

ЗАДАЧА № 9

Гены гемофилии (h) и дальтонизма (d) локализованы в X-хромосоме на расстоянии около 10 морганид. Здоровая женщина, унаследовавшая гемофилию от своей матери, а дальтонизм от отца, выходит замуж за здорового мужчину. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

 

ЗАДАЧА № 10

Гены цветовой слепоты (дальтонизм – d) и ночной слепоты (s) сцеплены с Х-хромосомой и находятся на расстоянии 50 морганид. Девушка с нормальным зрением, отец которой страдал двумя формами слепоты выходит замуж. Определите вероятность появления возможных фенотипов у детей в этой семье, если юноша здоров?

 

ЗАДАЧА № 11

Сколько типов гамет образует организм с генотипом «АаВв» при:

1. полном сцеплении генов?

2. неполном сцеплении генов?

 

ЗАДАЧА № 12

Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с X-хромосомой доминантный признак. У родителей, страдающих данным заболеванием родился сын с нормальными зубами. Какое потомство можно ожидать в этой семье?

 

 

ЗАДАЧА № 13

Гипертрихоз передается через У-хромосому, а полидактилия, как доминантный аутосомный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать - полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь. Какое потомство можно ожидать в этой семье?

 

 

ЗАДАЧА № 14

Окуло-церебро-ренальный синдром наследуется Х-сцепленно рецессивно, характеризуется мышечной гипотонией, умственной отсталостью, катарактой. Могут ли родиться дети с этим синдромом в семье, где муж болен, а жена и все её родственники здоровы?


____.____.20____

ЗАНЯТИЕ № 11

ИЗМЕНЧИВОСТЬ И ЕЕ ФОРМЫ

ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Цель: Приобрести и закрепить знания о ненаследственной изменчивости – свойстве живых организмов приобретать новое состояние фенотипа на разных этапах онтогенеза. Поскольку каждый организм обитает и развивается в определенных условиях внешней среды, испытывая воздействие различных факторов: температуры, влажности, освещенности, качестве и количестве пищи, лекарственных препаратов, и т.д., учитывая сложности и подвижности параметров морфологических изменений, становится понятна все возрастающая роль применения математических подходов к изучению биологических и медицинских проблем.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(Проверка самостоятельной внеаудиторной работы)

Основные понятия и положения темы:

При изучении ненаследственной изменчивости обратить внимание на классификацию и на механизмы, лежащие в основе каждого её вида.

1) Разбирая методы изучения ненаследственной изменчивости, необходимо ознакомиться с основными понятиями, формулами и возможностями их использования в медико-биологических исследованиях.

2) Уяснить различия генеральной и выборочной совокупности и особенности их изучения.

3) При анализе различных выборочных совокупностей, знать особенности применения методов обработки данных выборок с незначительной изменчивостью и выборок с большой вариабельностью.

Дайте определение следующим понятиям:

БИОМЕТРИЯ –  
   
МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ –  
   
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ –  
   
НОРМА РЕАКЦИИ –  
   
         

 

ПЕНЕТРАНТНОСТЬ –  
   
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ –  
   
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ –  
   
ВАРИАЦИОННЫЙ РЯД –  
   
СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ –  
   
МОДА –  
   
МЕДИАНА –  
   
РЕДНЕЕ КВАДРАТИЧЕСКОЕ ОТКЛОНЕНИЕ –  
   
ДИСПЕРСИЯ –  
   
КОЭФФИЦИЕНТ ВАРИАЦИИ –  
   
КОЭФФИЦИЕНТ ДОСТОВЕРНОСТИ –  
   
ОШИБКА СРЕДНИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ –  
   
СРЕДНЕГО КВАДРАТИЧЕСКОГО ОТКЛОНЕНИЯ –  
   
КОЭФФИЦИЕНТ ВАРИАЦИИ –  
   
                         

Ответьте на вопросы:

1. Какие различают формы ненаследственной изменчивости?

2. Что такое совокупность и какие существуют виды совокупности?

3. Что такое выборка? Чем выборочная совокупность отличается от генеральной?

1.  
2.  
   
3.  
   

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

 

ЗАДАЧА № 1

При определении числа лейкоцитов (в тысячах в 1 мм2 крови) у 50 человек получены следующие результаты:

                                 
                                 
                                 

1. Построить вариационный ряд, вариационную кривую и гистограмму.

2. Определить моду (Мо), медиану (Ме).

3. Вычислить среднюю арифметическую ( ), среднее квадратическое отклонение (σ), коэффициент вариации – CV.

 

РЕШЕНИЕ

Для построения вариационного ряда и определения всех его характеристик вводим вспомогательную таблицу, в которой определяем все необходимые элементы формул. Для этого определяем минимальную и максимальную величину и строим таблицу, а выборку распределяем по классам

№ класса Варианты признак Х Частоты вариант (m) Произведение mХ Хi - (<xi>- )2m
  4 тыс.     -3,2 10,24
  5 тыс.     - 2,2 14,52
  6 тыс.     -1,2 15,84
  7 тыс.     0,2 0,32
  8тыс.     0,8 7,68
  9тыс.     1,8 12,96
  10тыс.     2,8 15,68
  11тыс.     3,8 14,44
    n = 50 Σ=360   Σ= 91,68

Результаты анализа (приложение):

1) Мо = 7 тысяч Ме = тыс.

2) Среднее арифметическое: = лейкоцитов в1 мл крови

3) = = 1,35

4) по формулам, предложенным выше, определить ошибки: s , sδ,

=

5) =

6)используя данные таблицы, строим вариационную кривую, учитывая то, что вариационный ряд имеет небольшую изменчивость и интервал между классами = 1, строим полигон.

 

Полигон

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

 

ЗАДАЧА № 1

Изучено распределение студентов 1 курса по возрасту. Полученные значения распределили по 5 классам с интервалом Dxi =3. Заполнить таблицу иопределить тип вариационного ряда.

Классы          
Варианты   Середина класса 15 – 18   (16,5) 18 – 21   (19,5) 21 – 24   (22,5) 24 – 27   (25,5) 27 – 30   (28,5)
частота          

1) Найти: моду (Мо); медиану (Ме);

2) Вычислить среднюю арифметическую ; среднее квадратическое отклонение – σ;

3) Графически изобразить вариационный ряд.


ЗАДАЧА № 2

При измерении частоты сердечных сокращений у 100 студентов 1-го курса получены следующие величины, (которые занесены в таблицу):

                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

1. Провести статистическую обработку полученных результатов.

2. Определить: моду (Мо), медиану (Ме).

3. Вычислить чему равны средняя арифметическая ( ), среднее квадратическое отклонение.

Интервал <xi> частота Произведение mХ <xi>- (<xi>- )2m
[44; 50)          
[50; 56)          
[56; 62)          
[62; 68)          
[68; 74)          
[74; 80)          
[80; 86)          
[86; 92)          

ЗАДАЧА № 3

В двух параллельных восьмых классах измерили рост 77 учащихся. При группировке данных получился следующий вариационный ряд.

Интервалы <xi> m <xi>m <xi> - (<xi> - )2m
145 – 149          
150 – 154          
155 – 159          
160 – 164          
165 – 169          
170 – 174          
175 – 180          
  å =          

1. Определить среднюю арифметическую, дисперсию и среднее квадратическое отклонение.

2. Построить гистограмму.

 

ЗАДАЧА № 3

Определить статистические показатели следующего вариационного ряда:

классы                
варианты                
частота                

ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.93.109 (0.038 с.)