Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наследование пола и признаков, сцепленных с полом
ЗАДАЧА № 1 Ангидрозная эктодермальная дисплазия у людей передается как рецессивный, сцепленный с X-хромосомой признак. Нормальная женщина выходит замуж за мужчину, больного ангидрозной эктодермальной дисплазией. У них рождаются больная девочка и здоровый сын. Определите вероятность рождения следующего ребенка без аномалии.
ЗАДАЧА № 2 У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с X-хромосомой, рецессивный признак. Альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявятся эти же аномалии одновременно?
ЗАДАЧА № 3 Кареглазая женщина, обладающая нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, имеющего нормальное зрение. Какого потомства можно ожидать от этой пары, если известно, что ген карих глаз доминантный по силе действии я и расположен в аутосомах, а ген цветовой слепоты рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой?
ЗАДАЧА № 4 В семье, где жена имеет I группу крови по системе АВ0, а муж IV, родился ребенок с III группой крови, страдающий дальтонизмом. Оба родителя различают цвета нормально. Определите вероятность рождения здорового сына и его возможные группы крови. Дальтонизм наследуется как рецессивный, сцепленный с X-хромосомой признак.
ЗАДАЧА № 5 Гипертрихоз наследуется как сцепленный с У-хромосомой признак, который проявляется лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ихтиоза наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. В семье, где женщина нормальна по обоим признакам, а муж является обладателем только гипертрихоза, родился мальчик с признаками ихтиоза, а) определите вероятность проявления у этого мальчика гипертрихоза, б) определите вероятность рождения в этой семье детей без обеих аномалий, и какого они будут пола?
ЗАДАЧА № 6 Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными тесно сцепленными (т.е. не обнаруживающими кроссинговера) генами. Однако сцепленными могут быть необязательно гены указанных аномалий, но и ген катаракты с геном нормального строения кисти и наоборот. Женщина унаследовала катаракту от своей матери, а полидактилию от отца. Её муж нормален в отношении обеих признаков. Чего скорее можно ожидать у их детей: одновременного появления катаракты и полидактилии, отсутствия обоих признаков или наличие только одной аномалии – катаракты или полидактилии?
ЗАДАЧА № 7 Один из видов глухоты наследуется рецессивно, сцеплено с X-хромосомой. В семье, где муж болен и имеет II группу крови по системе АВ0 (известно, что у его матери была I группа крови), а жена здорова и имеет IV группу крови, родился глухой мальчик. Определите генотипы родителей и сына. Какая группа крови может быть у мальчика.
ЗАДАЧА № 8 Гены глазного альбинизма и нейросенсорной глухоты локализуются в X хромосоме, тесно сцеплены, наследуются рецессивно. Муж здоров, жена тоже здорова, но она унаследовала ген глазного альбинизма от отца, а ген нейросенсорной глухоты от матери. Каких детей и с какой вероятностью можно ожидать в этой семье?
ЗАДАЧА № 9 Гены гемофилии (h) и дальтонизма (d) локализованы в X-хромосоме на расстоянии около 10 морганид. Здоровая женщина, унаследовавшая гемофилию от своей матери, а дальтонизм от отца, выходит замуж за здорового мужчину. Какое потомство можно ожидать от этого брака?
ЗАДАЧА № 10 Гены цветовой слепоты (дальтонизм – d) и ночной слепоты (s) сцеплены с Х-хромосомой и находятся на расстоянии 50 морганид. Девушка с нормальным зрением, отец которой страдал двумя формами слепоты выходит замуж. Определите вероятность появления возможных фенотипов у детей в этой семье, если юноша здоров?
ЗАДАЧА № 11 Сколько типов гамет образует организм с генотипом «АаВв» при: 1. полном сцеплении генов? 2. неполном сцеплении генов?
ЗАДАЧА № 12 Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с X-хромосомой доминантный признак. У родителей, страдающих данным заболеванием родился сын с нормальными зубами. Какое потомство можно ожидать в этой семье?
ЗАДАЧА № 13 Гипертрихоз передается через У-хромосому, а полидактилия, как доминантный аутосомный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать - полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь. Какое потомство можно ожидать в этой семье?
ЗАДАЧА № 14 Окуло-церебро-ренальный синдром наследуется Х-сцепленно рецессивно, характеризуется мышечной гипотонией, умственной отсталостью, катарактой. Могут ли родиться дети с этим синдромом в семье, где муж болен, а жена и все её родственники здоровы? ____.____.20____ ЗАНЯТИЕ № 11 ИЗМЕНЧИВОСТЬ И ЕЕ ФОРМЫ ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ Цель: Приобрести и закрепить знания о ненаследственной изменчивости – свойстве живых организмов приобретать новое состояние фенотипа на разных этапах онтогенеза. Поскольку каждый организм обитает и развивается в определенных условиях внешней среды, испытывая воздействие различных факторов: температуры, влажности, освещенности, качестве и количестве пищи, лекарственных препаратов, и т.д., учитывая сложности и подвижности параметров морфологических изменений, становится понятна все возрастающая роль применения математических подходов к изучению биологических и медицинских проблем.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (Проверка самостоятельной внеаудиторной работы) Основные понятия и положения темы: При изучении ненаследственной изменчивости обратить внимание на классификацию и на механизмы, лежащие в основе каждого её вида. 1) Разбирая методы изучения ненаследственной изменчивости, необходимо ознакомиться с основными понятиями, формулами и возможностями их использования в медико-биологических исследованиях. 2) Уяснить различия генеральной и выборочной совокупности и особенности их изучения. 3) При анализе различных выборочных совокупностей, знать особенности применения методов обработки данных выборок с незначительной изменчивостью и выборок с большой вариабельностью. Дайте определение следующим понятиям:
Ответьте на вопросы: 1. Какие различают формы ненаследственной изменчивости? 2. Что такое совокупность и какие существуют виды совокупности? 3. Что такое выборка? Чем выборочная совокупность отличается от генеральной?
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
ЗАДАЧА № 1 При определении числа лейкоцитов (в тысячах в 1 мм2 крови) у 50 человек получены следующие результаты: 1. Построить вариационный ряд, вариационную кривую и гистограмму.
2. Определить моду (Мо), медиану (Ме). 3. Вычислить среднюю арифметическую ( ), среднее квадратическое отклонение (σ), коэффициент вариации – CV.
РЕШЕНИЕ Для построения вариационного ряда и определения всех его характеристик вводим вспомогательную таблицу, в которой определяем все необходимые элементы формул. Для этого определяем минимальную и максимальную величину и строим таблицу, а выборку распределяем по классам
Результаты анализа (приложение): 1) Мо = 7 тысяч Ме = тыс. 2) Среднее арифметическое: = лейкоцитов в1 мл крови 3) = = 1,35 4) по формулам, предложенным выше, определить ошибки: s , sδ, = 5) = 6)используя данные таблицы, строим вариационную кривую, учитывая то, что вариационный ряд имеет небольшую изменчивость и интервал между классами = 1, строим полигон.
Полигон ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
ЗАДАЧА № 1 Изучено распределение студентов 1 курса по возрасту. Полученные значения распределили по 5 классам с интервалом Dxi =3. Заполнить таблицу иопределить тип вариационного ряда.
1) Найти: моду (Мо); медиану (Ме); 2) Вычислить среднюю арифметическую ; среднее квадратическое отклонение – σ; 3) Графически изобразить вариационный ряд. ЗАДАЧА № 2 При измерении частоты сердечных сокращений у 100 студентов 1-го курса получены следующие величины, (которые занесены в таблицу): 1. Провести статистическую обработку полученных результатов.
2. Определить: моду (Мо), медиану (Ме). 3. Вычислить чему равны средняя арифметическая ( ), среднее квадратическое отклонение.
ЗАДАЧА № 3 В двух параллельных восьмых классах измерили рост 77 учащихся. При группировке данных получился следующий вариационный ряд.
1. Определить среднюю арифметическую, дисперсию и среднее квадратическое отклонение. 2. Построить гистограмму.
ЗАДАЧА № 3 Определить статистические показатели следующего вариационного ряда:
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.93.109 (0.038 с.) |