Теоретические основы расчета почасового распределения пассажиров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы расчета почасового распределения пассажиров



 

Теоретический расчет почасового распределения суточного пассажиропотока необходим для выяснения спроса пассажиров на момент их прибытия (отправления). Анкетные опросы и натурные обследования пассажиропотоков отображают только часть спроса, а именно реализованный спрос. Расчет целесообразно выполнять перед разработкой графика движения поездов, т. е. дважды в год.

Распределение потока пассажиров определяют для каждых пяти минут в течение суток, вычисляя значение «транспортного сопротивления» (R). Это условная величина, характеризующая, насколько удобен для прибытия или отправления пассажира определенный период времени (5 мин; час; сутки). Чем «транспортное сопротивление» больше, тем менее удобен рассматриваемый период. Чтобы уменьшить объём вычислений в курсовом проекте расчёт проводится для часа.

Оценить факторы, влияющие на спрос, удобнее через время, тогда в общем виде формализованное выражение для расчета «транспортного сопротивления» выглядит следующим образом:

 

R=R т +R к +R в (2.2)

 

т. е. как сумма «сопротивлений» стоимости проезда (R т (тариф)), времени поездки с учетом уровня комфорта (R к (комфорт)) и «сопротивления» продолжительности поездки с учетом времени подхода к пункту отправления и ожидания поезда (R в (время)).

В современных условиях «сопротивление» от стоимости проезда оказывает влияние только в целом на спрос, т. е. при расчете почасового распределения пассажиропотока это величина постоянная. При расчете «сопротивления» от продолжительности поездки учитывается время, когда она совершается, т. е. в течение суток R в меняется.

Полное «транспортное сопротивление» вычисляется по направлениям отдельно для каждой станции (i) с учетом целей поездки: деловая или рекреационная. Поездки обозначаются соответственно индексами «д» или «р». Особый расчет производится для дачников и других категорий пассажиров.

При расчете R для часового периода учитывается:

1) прибывает или отправляется пассажир (индексы «п» или «о»);

2) направление основное или второстепенное; определяется числом пассажиров (индексы «г» или «н»);

3) день недели: будний или выходной (индексы для обозначения «б» или «в»). Для полной картины пассажиропотока желательно иметь информацию по пяти периодам недели: пятница, суббота, воскресенье, понедельник и остальные дни недели.

Введение понятий основного и второстепенного направлений связано с тем, что пассажиропоток рассчитывается для одной станции. Мотивации же выбора времени отправления с одной станции для пассажиров, совершающих поездки одного типа, но противоположных направлений не совпадают. Поэтому расчеты ведутся различными способами.

Вычисления проводятся в следующей последовательности:

1) выбирается для какого сочетания п/о, г/н и б/в будет рассчитываться «транспортное сопротивление» (в курсовом проекте расчёт проводится для буднего дня, поэтому применён индекс «б»);

2) пассажиропоток по отправлению (прибытию) разделяется с помощью коэффициента β на основной и второстепенный; направление, которому соответствует «всплеск» пассажиропотока по отправлению в утренний «час пик», выбирается в качестве основного и ему присваивается индекс основного направления «г»;

3) определяется четное направление пассажиропотока или нечетное, и дальнейшие вычисления проводятся в соответствии с признаком, применяемым для характеристики направления на железной дороге;

4) находится «транспортное сопротивление» для каждого часа за сутки Ri за исключением ночных часов (с 1 до 5 часов);

5) суточный поток пассажиров (100 %) распределяется по каждому часу в обратной к «транспортному сопротивлению» пропорции;

Расчёт производится для головной станции пригородного направления.

В итоге должно быть известно, какая часть (в %) пассажиров прибывают (и отправляются) на головную станцию за каждый час.

Исходные данные:

Uij – стоимость проезда от первой зонной станции i до головной станции j;

WD – средняя зарплата за час;

THij – время поездки от станции i до станции j;

α i – доля пассажиров, совершающих трудовые поездки;

β i – доля пассажиропотока, приходящегося на основное направление;

А о i – число пассажиров, отправляемых за сутки в обоих направлениях.

Значения α и β принимаются из задания к курсовому проекту.

«Транспортное сопротивление» для сочетания станций ij рассчитывается по следующим формулам:

 

(2.3)

(2.4)

 

где U ij – стоимость проезда между станциями i и j;

WD – средняя зарплата в регионе за час (принимается из задания к курсовому проекту);

TL – свободное время свободного дня, не используемое для отдыха в будний день;

TDL –свободное время буднего дня, не используемое для отдыха;

TN – ночное время, не используемое для сна;

TD – рабочее время, не используемое для работы.

Индексом «с» обозначено соответствующее время для поезда - «скорохода».

В курсовом проекте «транспортное сопротивление» определяется только для проезда между первой зонной (j) и головной (0) станциями. В этом случае

 

U 0j=30+2(L 1- l 1) (руб.), (2.5)

 

где L 1 – протяжённость первой зоны (км);

l 1 – длина первого перегона или протяжённость всех перегонов в черте города (км).

TL, TDL, TN, TD находятся из анализа поведения пригородных пассажиров. Они являются функцией времени суток, когда происходит поездка. Формулы для определения TL, TDL, TD для буднего дня представлены в таблицах 2.2 и 2.3.

При расчётах время прибытия на станцию j со станции i определяется следующим образом:

TPRj = TOT ij+ TH ij,

где TOT ij – время отправления поезда со станции i на станцию j;

TH ij – время хода поезда от станции i до станции j.

TH ij= L з/ V уч, THсij= TH ij‑1,5с,

где L з – протяжённость зоны;

V уч – участковая скорость;

1,5 – продолжительность разгона, замедления и стоянки поезда на остановочном пункте (мин);

с – количество остановочных пунктов внутри зоны.

При расчёте времени хода поезда на третью и последующие зоны учитывается протяжённость и количество остановочных пунктов предыдущих зон.

Пример для начинающих работать в 9.00 и следующих на головную станцию (направление ‒ «бг»):

1. Прибытие до 9.00 не приводит к опозданию на работу, т.е. потери рабочего времени нет (TD = 0).

2. Прибытие после 9.00 ведет к опозданию, которое равно TPR -9, т.е. чем позже человек прибыл (TPR больше), тем значительнее опоздание.

3. Прибытие после 18.00 приводит к полной потере рабочего дня (9 часов с учётом обеденного перерыва).

Личное время при деловых поездках (TDL) - время от окончания работы до 23 часов. Если человек прибывает на работу после окончания рабочего дня; то он теряет все личное время от момента прибытия до 23 часов.

Определение затрат личного времени (TL): прибытие до начала дня (7.00) не ведёт к потерям, после граничной точки приводит к потере времени: TPR -7. Прибытие в первую половину ночи (после 23 часов) означает потерю времени всего планируемого периода пребывания в городе (если этот период с 7.00 до 23.00, то TL = 23-7=16).

После определения R тр г,и R ре г рассчитывается общее «сопротивление» направления часа k:

 

(2.6)

 

Далее находится пассажиропоток (в %) по прибытию (отправлению) в главном направлении за час на (с) головную(ой) станцию(и):

 

(2.7)

 

Затем расчёт повторяется по второстепенному направлению, после чего находится общий пассажиропоток:

 

А об ( k )= A г (k)β+ A в (k)(1-β) (2.8)

 

Результаты расчётов целесообразно представить в виде диаграммы почасового распределения пассажиропотоков (рис. 2.9).

 

Рис. 2.9. Почасовое распределение пассажиропотоков

 

Табл. 2.2. Ночное время, не используемое для сна из-за поездки (TN)

(при всех причинах поездки)

 

  7-TOT
 
   
 
   
   
  TPR-23
  TPR+1

 


 

Табл. 2.3. Значения нерациональных затрат времени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 924; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.251.57 (0.01 с.)