Разучивание упражнения(уточнение представления об упражнении .устранение ошибок) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разучивание упражнения(уточнение представления об упражнении .устранение ошибок)



Разучивание упражнения. В процессе разучивания упражнения гимнаст решает одновременно несколько задач: а) уточняет представление об упражнении; б) контролирует свои действия; в) устраняет ошибки в технике исполнения упражнения.

Уточнение представления об упражнении. При создании пред- варительного представления об упражнении формируется лишь общее понятие о технике его выполнения. Спортсмен знакомится с внешней формой элемента, осознает, как он выглядит со стороны.

Что касается собственных двигательных представлений, то они чаще

всего еще неясны.

Чтобы знать, как выполняется упражнение, нужно получить соб- ственные мышечные, тактильные, зрительные

и даже слуховые представления. В решении этой задачи важнейшую роль играют органы чувств — анализаторы.

В процессе разучивания занимающийся должен получить соб- ственные четкие двигательные представления, а не только те, кото- рые возникли при первых пробных попытках. Он должен сам про- чувствовать все действия, которые связаны с правильным выполне- нием элемента. Уточнение представлений об упражнениях — весьма трудоемкий и сложный процесс, в котором преподаватель может оказать учени-»

кам помощь, используя различные приемы: 1) применение подводящих упражнений, т. е. сходных по технике

с разучиваемыми; 2) сообщение о характере личных двигательных представлений,

полученных в результате выполнения упражнения; 3) проведение устных отчетов учеников о тех представлениях, которые они получат в результате правильных попыток; 4) обсуждение техники выполнения упражнения с учениками, освоившими и не освоившими его;

5) оказание физической помощи ученикам в процессе выполнения упражнения и при фиксации отдельных положений; 6) осуществление срочной объективной информации о времен- ных, пространственных и силовых параметрах двигательных действий, совершаемых гимнастами.

Обычно преподаватель оценивает качество выполнения упраж- нений, технику, которой пользуется гимнаст, субъективно и делает такие замечания: «быстрее», «медленнее», «дальше», «ближе»,

«сильнее», «слабее», «выше», «ниже» и т. п. Между тем исследования показали, что точная количественная оценка двигательных действий гимнастов ускоряет процесс освоения спортивной техники. Несложные приспособления позволяют вести также срочную объек- тивную информацию о параметрах двигательных действий при ра- зучивании конкретных маховых элементов на снарядах. Нами вскрыта важная закономерность применения срочной объ- ективной информации. Выяснилось, что даже одна точная количест венная оценка выполняемого движения сразу же помогает внести су- щественные поправки

в упражнение в целом. В этом ничего удиви- тельного нет: ведь все двигательные действия гимнаста

в любом упражнении на снаряде связаны в единую цепь. Если дать, например, точную количественную оценку разбега гимнаста в опорном прыжке,

указать ему, насколько он ошибается в скорости, и таким образом исправить ошибку

в разбеге, то это положительно скажется на качестве прыжка в целом.

Таким образом, срочная объективная информация (количест- венная характеристика) тех двигательных действий, которые со- вершает гимнаст, позволяет уточнять его двигательные представ ления об элементе

и вносить нужные поправки

в технику движений.

Самоконтроль гимнаста в процессе обучения. При освоении упражнений гимнаст должен систематически контролировать свои действия. Такой самоконтроль содействует уточнению представлений об изучаемом упражнении.

Нередко в процессе выполнения упражнения гимнаст не контролирует себя, а поэтому не может представить, что он делал при каждой попытке.

Вдумчивые спортсмены стараются контролировать свои действия при выполнении каждого упражнения, анализируют ощущения, которые возникают

в процессе совершаемых действий. Если упражнение выполнено с ошибками, то, пользуясь данными самоконтроля, они могут при следующей попытке внести необходимые исправления.

Самоконтроль за движениями в процессе их выполнения необходим для освоения и совершенствования двигательных навыков.

Контролируя свои действия, гимнаст должен следить за сохранением необходимого ритма. Если ученик имеет ясное представление о ритмичном рисунке данного упражнения, то может его быстрее освоить, так как сумеет определить правильность исполнения элемента по ритму, в котором он выполнен. Особенно полезно применять звуколидеры, воспроизводящие ритмическую картину движения в виде коротких музыкальных фраз монотонного звучания

(Р. В. Галстян):

Большое значение при контроле за своими действиями имеют также и внешние ориентиры, используя которые гимнасту легче себя контролировать. С помощью ориентира можно уточнять направление движения тела (или отдельных его частей) при выполнении опорных прыжков, соскоков, подъемов и махов ногами, а также находить

нужные формы движений, их направление, что ускоряет процесс овладения ими.

Одним из наиболее надежных способов самоконтроля за движе- ниями являются использование устройств, позволяющих гимнастам получать срочную объективную количественную информациюо вре- менных, пространственных и силовых характеристиках движений.

Устранение ошибок в технике исполнения упражнений. Для уст- ранения ошибок гимнасты пользуются рядом приемов: уточняют представления об изучаемых элементах, контролируют свои дейст- вия, анализируют объяснения преподавателя

и др.

Внимательное выслушивание объяснений преподавателя, пра- вильное понимание его замечаний, вдумчивый анализ совершаемых

попыток, оценка всех удач

и неудач — вот важнейшие средства,

обеспечивающие формирование навыка, а также устранение

и пре- дупреждение ошибок.

По мере повторения упражнения ошибки постепенно устраняют- ся. При этом важно уметь подмечать (особенно

в начале формирования навыка) основные ошибки, влияющие на структуру движения.

Лишь только после устранения этих ошибок ликвидируют ошибки стиля, чистоты исполнения.

В устранении ошибок чрезвычайно важную роль играет наблю- дение преподавателя или товарища за выполнением движения. Это важно в связи с некоторым несоответствием между формой упраж- нения

и субъективными ощущениями, возникающими при его вы- полнении. Такое несоответствие чаще всего встречается на началь- ных этапах овладения движением.

Сопоставляя субъективные ощущения, полученные при попытке, с объективной картиной, сообщенной тренером

в результате на- блюдений, а также объективных характеристик, зарегистрированных с помощью приборов для срочной объективной информации спортсмен, гимнаст довольно быстро устраняет возникающие ошибки. Для успешного устранения ошибок надо прежде всего найти их

Причины и не принимать следствия за причину. Ошибок в технике выполнения гимнастических элементов обычно больше, чем причин.

Только распознав причины возникновения ошибки, можно найти способ для ее устранения.

Чаще всего причины ошибок заключаются в следующем: непра- вильное распределение действий во времени, в пространстве и не- соответствующие мышечные усилия. Все эти три фактора теснейшим образом связаны между собой.

В зависимости от того, на чем нужно сосредоточить внимание гимнаста, применяются различные методические приемы. Когда не- обходимо акцентировать внимание гимнаста на времени действий, применяются дополнительные слуховые раздражители — звуковые сигналы; в тех случаях, когда нужно обратить внимание на проетранственные показатели, используются зрительные ориентиры; если не прилагается нужных усилий, преподаватель оказывает помощь, поддержку.

Иногда ошибки возникают только потому, что гимнаст не придерживается правильной последовательности обучения. Замечено, что некоторые элементы как бы мешают друг другу в процессе изучения. Как ни странно, мешают элементы несколько похожие. Когда осваиваются совершенно различные элементы, дифференцировки

протекают значительно легче и ошибок возникает меньше. Если преподаватель не может быстро найти причины ошибок, многократное повторение элемента с ошибкой приведет в конце концов к за креплению стойкого динамического стереотипа, устранить который будет очень трудно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.008 с.)