Глубокий — может означать «очень древний» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глубокий — может означать «очень древний»



Однако в следующий сезон работы на данном участке не проводились. Толь- ко в 1993 году подземное сооружение было обследовано еще раз аквалангиста- ми-археологами Национального института археологии. Проведя тщательные измерения, они написали в отчете следующее:

«Строение U-образной формы располагалось в воде на глубине 23 м при- мерно в 5 км от берега. Максимальная длина объекта составляет 85 метров, в то время как расстояние между двумя крыльями — 13 метров, а высота — 2 м. Высота восточного крыла больше, чем западного. Центр объекта покрыт осад- ками, но кое-где видны участки скалы. Смахнув грунт рукой, аквалангист на- шел, что на глубине 10—15 см за грунтом идет скальная порода. Аквалангисты наблюдали толстый нарост морских организмов на строении, но в отдельных местах были замечены следы проводившихся несколько раз строительных ра- бот»6.

C 1993 года из-за недостатка финансирования никакие археологические работы больше не возобновлялись по всему берегу Пумпухура, а в археоло-

 

гической литературе была высказана мысль, что обнаруженное Нацио- нальным институтом археологии строение не может быть старше третьего столетия до н.э.7. Именно к этому периоду обычно относили многочислен- ные строения, обнаруженные и раскопанные неподалеку от берега, обычно на глубинах не более 2 м (часто при сильном отливе они частично показыва- лись из воды)8. Но U-образное строение на глубине 23 м — более 70 футов — не могло быть автоматически отнесено к третьему столетию до н.э. Hanpo- тив, поскольку мы знаем, что уровень моря постоянно поднимался после- дние 19 000 лет, здравый смысл подсказывает, что строение, находящееся на глубине 23 м, должно оказаться много древнее строений, расположенных всего на глубине 2 м9.

 

«НИКТО НЕ СМОТРЕЛ...»

В феврале 2000 г ода я приехал в Бангалор в гости к старейшине морских археологов Индии С.Р. Рао, основателю Центра морской археологии в Наци- ональном институте океанологии. Именно он осуществлял руководство рабо- тами на побережье Транкебара и Пумпухура. Pao — весьма высокий человек с узким лицом. Хотя ему за семьдесят, он занимается своими исследованиями с поистине бесконечными энергией и энтузиазмом. После того как были про- изнесены все полагающиеся при встрече любезности, я сказал ему, что меня очень заинтересовало U-образное строение, которое его команда обнаружила в Пумпухуре: «Двадцать три метра — это очень глубоко. Не значит ли это, что строение имеет большую древность?»

• Вы определенно правы, — ответил Рао. — Мы тоже так думаем. Мы даже брали с собой морского инженера, чтобы он определил, по какой причине стро- ение оказалось так глубоко — из-за разрушения берега или под собственной тяжестью. Но думаю, все это здесь не при чем, и строение построили именно на том уровне, когда уровень воды был много ниже. Оно находилось тогда над во- дой. Но у нас возникли сомнения, что берег в этом месте мог так сильно потру- зиться всего за две тысячи лет.

• Может быть, надо определять уровень моря для более раннего времени? — предположил я. — Возможно, строение возвели не 2000 лет назад, как те зда- ния, чьи развалины видны при отливе на берегу Пумпухура? Столь сильный подъем океана действительно имел место, но это случилось очень давно, в кон- це ледникового периода.

• Правильно. Видимо, именно в то время это и произошло. Вы правы.

• В конце ледникового периода было три больших наводнения, но даже самое недавнее имело место 8000 лет назад. Может U-образное строение отно- ситься к этому времени?

• Мы этого не знаем, — ответил Рао. — Как бы мы ни брались за датиров- ку, мы не в состоянии ее сделать.

• Почему?

• Потому что в пробах, взятых на дне, нет органических останков, которые позволили бы по углероду-14 определить время. Не найдена и керамика, по внешнему виду или по термолюминесценции которой была бы определена дата.

 

При помощи всех наших средств измерения по камню невозможно установить ни одной даты.

• Но если камень найден на глубине 23 м, то по уровню океана определим время.

• Правильно. Я знаю, что океанографические исследования в заливе Кач в Северо-Западной Индии показали, что в 10 000 году до н.э. уровень океана там был на 60 м ниже, чем в наши дни. Если это верно для залива, то верно и для нашего берега.

• А из этого следует вывод, что мы, вероятно, смотрим на остатки какой- то древней культуры...

• Древней! Определенно древней! — воскликнул Рао. —Где исток самой ранней из известных нам цивилизаций Индии — цивилизации долины Инда? Ученые высказывают разные гипотезы, но ни один не утверждает что-либо оп- ределенно. Цивилизация долины Инда оказывается удивительно высоко раз- витой, когда она впервые появляется в третьем тысячелетии до н.э. Ее архитек- тура находится уже на высоком уровне: имеются здания из кирпичей, каналы, планировка и все прочее, так что этому определенно должен предшествовать период развития. Но мы о нем ничего не знаем.

Доктор Pao совсем близко подошел к интересующему меня вопросу.

• А что если свидетельства об этом периоде развития находятся под во- дой? — предположил я.

• Под водой? Вполне возможно.

• Если это так, тогда сооружение под водой у берегов Пумпухура может приобрести очень важное значение — просто из-за того, что оно находится на большой глубине...

• Двадцать три метра...

• Совершенно верно. Следует проверить, не оказалось ли строение так глу- боко из-за оседания морского дна — а это надо обязательно проверить. Если оседание исключено, тогда мы имеем дело с открытием, которое ставит под воп- рос общепринятую хронологию цивилизации.

Pao сказал после паузы:

• Знаешь ли, есть люди, утверждающие, что в Индийском океане существо- вал континент — очень давно, больше чем 10 000 лет назад, — и эта земля по- грузилась в воду... Вполне возможно, что это действительно так. Мы всерьез еще не изучали данную гипотезу. Если у нас было бы больше времени, больше средств и больше возможностей мы, вероятно, нашли бы куда больше подвод- ных сооружений, а не только это единственное. Тогда удалось бы прийти к не- которым заключениям относительно предшествующей эпохи.

Я сказал Рао, что знаком с традициями Южной Индии, которые он имел в виду: в древних легендах описывалась обширная земля, погрузившаяся подводу примерно 11000 лет назад. Она когда-то располагалась к югу от ныне существу- ющего мыса Кумари. Называлась эта земля Кумари Кандам. Как говорят леген- ды, до ее погружения под воду здесь находилась высокоразвитая цивилизация, которая могла даже считаться своего рода академией передовых знаний, в кото- рой развивались философия и литература.

 

• Полагаю, такая цивилизация существовала, — убежденно сказал Рао. — Эту гипотезу невозможно отмести просто так, без серьезных оснований, в том числе и из-за наличия здания, которое мы обнаружили на 23-метровой глуби- не. Хочу заметить, что мы его сфотографировали. Любой может прийти и по- смотреть фотографии. Не думаю, что это строение там единственное. Похоже на то, что дальнейшие исследования обнаружат что-то подобное поблизости. Когда мы сможем погрузиться глубже, то непременно сделаем более важные открытия.

Я спросил, были ли после 1993 года какие-либо новые находки подводных сооружений у берегов Южной Индии.

• Нет, — ответил Рао. — Ничего не обнаружено!

ИСТОРИЯ КЕНА РАО

В 1996 году, за четыре года до этой встречи с Рао, моя книга «Отпечатки пальцев богов» стала бестселлером номер один в Японии — стране, которая интриговала меня с самого детства. Успех книги дал мне возможность впервые побывать в этой стране.

В тот год я посетил Японию дважды, выступая с серией публичных лек- ций по вопросам, затронутым мною в «Отпечатках пальцев богов». Во время второй поездки ко мне после лекции подошел фотожурналист Кен Шиндо, работавший во влиятельном агентстве новостей «Киодо Цусин». Он показал мне просто поразительные фотографии, сделанные под водой. На фотогра- фиях были видны причудливые ступенчатые сооружения, явно созданные че- ловеком. Они находились на глубине около 30 м у южных берегов японского острова Ёнагуни.

Центральной темой моих исследований и книг на протяжении нескольких лет был поиск забытых цивилизаций, разрушенных катастрофическими всемир- ными потопами, произошедшими в конце последнего ледникового периода. И потому я сразу заинтересовался рассказом Шиндо.

• Подводные развалины в Японии! Это определенно сделано человеком?

Шиндо рассмеялся:

• Некоторые утверждают, что это игра природы, но они не потратили на исследования столько времени, как я. Я абсолютно убежден, что все это сдела- но человеком.

• Кто-нибудь может сказать, насколько древними являются эти сооруже- ния?

Шиндо сказал мне, что он работал с профессором Масааки Кимура, морс- ким сейсмографом из Университета Рикиуса (на Окинаве). Этот ученый зани- мался исследованиями таинственного подводного сооружения у Ёнагуни с 1994 года. Кимура тоже убежден, что подводные находки — плод человеческих рук. Его обширное исследование, с взятием проб грунта и измерениями, пока- зало, что сооружение выдолблено из скальной породы в то время, когда она на- ходилась выше уровня моря. Если брать в расчет подъем уровня моря, тогда время создания сооружения — примерно 10 000 лет до н.э.

 

А это почти на 5000 лет больше, чем время создания самых древних мону- ментальных сооружений на Земле — зиккуратов Древнего Шумера в Mecono- тамии.

ШКАФЧИК ДЭЙВИ ДЖОУНСА

Я понял, что мне придется научиться нырять. Для этого мне надо угово- рить свою жену Сантху дать мне несколько уроков, когда мы будем в гостях в Лос-Анджелесе. В ноябре 1996 года мы устроились на уроки в Профессиональ- ной ассоциации инструкторов подводного плавания. Занятия проходили пря- мо у берега, в прохладных, зловещих водах у острова Каталины.

Первое, что пришло мне в голову после погружения: мой поступок дикий, ужасный, он противоречит всем законам природы, и я сейчас расстанусь с жиз- нью. В скафандре я был похож на «человечка Мишлена» («человечек Миш- лен» — созданный из автопокрышек рисованный человечек, используемый в рекламе резиновых покрышек фирмы «Мишлен». — Прим, перев.), только из неопрена, да еще с разного рода оборудованием, привязанным ремнями, при- стегнутым или закрепленным на липучках.

Начнем с ног. Здесь у аквалангиста находятся короткие резиновые ботин- ки, заткнутые в кожаные накладки на лодыжках гидрокостюма. В гидрокос- тюм берется небольшое количество воды, которая располагается между кос- тюмом и кожей. Она быстро нагревается до температуры тела и остается теп- лой довольно долго, потому что неопрен — очень хороший изолятор. Поверх ботинок прикреплены аквалангистские плавники, без которых аквалангист со всем своим снаряжением был бы почти так же неуклюж и малоподвижен, как и на земле, и потребовалось бы потратить много энергии даже для неболь- шого передвижения. К икре аквалангиста привязан ремнем массивный нож из нержавеющей стали с острым лезвием — он может спасти жизнь, если ак- валангисту случится попасть в сети или же в какую-то другую опасную ситуа- цию.

C ремня аквалангиста свисает множество свинцовых грузов, необходимых, чтобы компенсировать выталкивающую силу воды. В те дни я использовал груз в 2 килограмма — но неопытный аквалангист должен брать много больше. При первых погружениях в 1996 году и в первой половине 1997 года я, помнится, имел на себе 12 и в одном случае — даже 14 килограммов. Это просто ужасаю- щий груз!

Выше на скафандре мы увидим следующий предмет — частично надуваю- щийся жакет без рукавов, называемый «устройство управления плавучестью» (УУП). Воздушный баллон, снабжающий аквалангиста кислородом, прикреп- ляется сзади от УУП. Обычно он рассчитан на объем в 10,12 или 15 литров воз- духа. Баллон чаще всего содержит обычный воздух под очень большим давле- нием и весит более 15 килограммов. Аквалангисту воздух подается через два пре- образователя, которые понижают давление воздуха до комфортного уровня. Первый преобразователь установлен непосредственно на баллоне; он выпол- няет основную работу по понижению давления. От этого преобразователя ре- зиновый шланг идет ко второму, называемому «регулятором». Регулятор уста-

 

новлен прямо на рту аквалангиста и подает воздух по мере необходимости. От первого преобразователя отходят еще три резиновые шланга. Один из них свя- зан с УУП, что дает аквалангисту возможность наполнять воздухом УУП прямо из баллона. Другой шланг идет к свободно свисающей приборной панели, на которой обычно расположен компас, указатель уровня оставшегося воздуха и глубиномер. Третий шланг, называемый «щупальце осьминога», свободен; его можно использовать в особых случаях — к примеру, для того, чтобы дать воздух другому аквалангисту, когда у того иссяк запас воздуха.

Иногда аквалангисты надевают на себя резиновые капюшоны, поскольку потеря тепла от незакрытой головы очень велика. Глаза и нос закрывает стек- лянная маска, без которой человеческий глаз способен видеть только неясные образы. Последние важные элементы оборудования аквалангиста — маленький компьютер на кисти руки (который может спасти жизнь, предупреждая, что вы поднимаетесь из глубины слишком быстро) и пара перчаток, позволяющих ру- кам сохранить тепло, защищающих от царапин и случайных контактов с морс- кими организмами, особенно с такими, как «огненные кораллы» (кораллы в виде языков пламени очень опасные. — Прим, перев.).

Облаченные в весь этот набор и имея за собой только небольшой опыт трех погружений в бассейн с аквалангом по полчаса каждый, Сантха и я думали о водах Тихого океана с некоторым опасением. Говоря начистоту, мы боялись. Эти воды казались глубокими, мрачными и опасными, а водоросли зловеще змеились в волнах, уходя вниз к «шкафчику Дэйви Джоунса» («шкафчик Дэйви Джоунса» — могила для утонувших в море. — Прим, перев.)... Но мы хотели сво- ими глазами увидеть эти невероятные подводные строения у берегов Японии — и потому по команде инструктора мы прыгнули в воду.

Через четыре дня мы сдали экзамены, однако нам еще не хватало опыта, чтобы погрузиться в воду около Ёнагуни.

ЩЕДРОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Я не знал, когда мы сможем поехать в Японию для погружения, посколь- ку это стоило дорого. Но внезапно начали происходить удивительнейшие со- бытия. Совершенно неожиданно для меня где-то в январе 1997 года я получил факс от американской компании, представляющей японский бизнес. Автор сообщения писал, что прочитал «Отпечатки пальцев богов» и хотел бы при- гласить Сантху и меня прилететь первым классом на Ёнагуни за его счет, что- бы исследовать остров и совершить погружения. Он гарантировал нашу безо- пасность тем, что посылал с нами группу профессиональных инструкторов по погружению из «Морского клуба» — так назывались гостиница и школа по- гружения на близлежащем острове Исигаки. Он также обязался предоставить нам полностью снаряженное судно для погружений и все прочие необходи- мые вещи.

Стоит ли говорить, что мы сразу согласились на это щедрое предложение. В марте 1997 года мы вылетели из Лондона в Токио и затем через Окинаву на Ёнагуни, чтобы приступить там к первым исследовательским работам под во- дой. Так началась наша многолетняя дружба с приславшим нам факс бизнесме-

 

ном (имя которого я обязался не разглашать) — и так началась реализация нео- фициального проекта по изучению и описанию ряда древних и крайне удиви- тельных сооружений, обнаруженных у берегов Ёнагуни и других островов в Юго- Западной Японии.

НАГУНИ

Первые необычные объекты, что были обнаружены у Ёнагуни, располага- лись ниже утесов на южном берегу острова. Местные аквалангисты называют этот берег «место Исеки» — место монумента. C южной стороны от берега на глубине примерно 18 м начинались террасы с удивительно плоскими поверхно- стями и с прямыми, словно их кто-то специально обтесал, углами. У северо- западного конца острова под водой лежали два огромных параллельных блока весом приблизительно в 30 тонн каждый с зазором между ними всего в 10 см. На самой вершине этого сооружения, на глубине около 5 м можно было видеть не- большой «бассейн», напоминающий очертаниями почку, а рядом — обнаружить странное образование, которые многие аквалангисты считают вырезанной из камня черепахой. У основания этого монумента, в 27 м под водой, ясно про- сматривалась вымощенная камнем дорожка, уходящая прямо на восток.

Проходя по дорожке — а это сделать очень легко, поскольку аквалангисту помогает сильное течение, идущее с запада на восток, — он через несколько сотен метров придет к «мегалиту» — округлому двухтонному камню, который, похо- же, был специально установлен на выступе в центре огромной каменной плат- формы10.

В двух километрах к западу от «места Исеки» находится «дворец». Здесь подводная дорожка подходит к северному концу просторной камеры с мегали- тическими стенами и потолком. C южной стороны камеры высокая дверь с притолокой ведет во вторую, меньшую по размерам, камеру. В конце этой ка- меры располагается вертикальная, высеченная в камне шахта, которая выходит прямо на крышу «дворца». На плоских камнях можно заметить вытесанные глу- бокие желобки. Немного дальше на восток имеется второй мегалитический про- ход на гигантской плите, которую поддерживают стены.

В двух километрах к востоку от «места Исеки» располагается «Татегами Ива», что в переводе означает «Стоящий камень бога». Это естественная вер- шина черной скалы, которая поднимается прямо из океана. У ее основания, в 18 м под водой, проходит горизонтальный туннель, в который аквалангист мо- жет проникнуть лишь с большим трудом. Туннель идет строго на запад и упира- ется в нагромождение больших блоков с чисто обтесанными краями. Проплыв три минуты на юго-восток, аквалангист видит перед собой обширный обрядо- вый комплекс, вытесанный из камня. Здесь на глубине от 15 до 25 м существует массивная прямоугольная формация с отвесными стенами, отделенными друг от друга широкими «улицами».

В центре всего этого имеется монумент, который местные аквалангисты называют «каменной сценой». На обращенной на юг поверхности монумента либо человек, либо природа вырезали изображение, похожее на гигантское лицо с ясно различимыми глазами...

 

KEPAMA

На острове Ака в группе островов Керама в 40 км к западу от Окинавы мес- тные аквалангисты за несколько лет до моей поездки обнаружили на глубине 30 м серию подводных кругов из камней. Там же было найдено несколько пря- моугольных формаций. Вообще этот район полон каменными структурами, ко- торые, похоже, вытесаны человеческими руками.

Условия для погружений у Керамы оказались крайне тяжелыми (как, впро- чем, часто случается и у острова Ёнагуни). Здесь — просто убийственное тече- ние, но куда опаснее сильные приливы, и можно надеяться только на час спо- койной работы в перерыве между ними. В остальное же время приходилось бороться с морем.

Самой живописной особенностью Керамы является состоящий из камней «центральный круг», имеющий диаметр примерно 20 м. В самой глубокой точ- ке круг уходит на 27 м. Вокруг менгира в центре круга расположены по кругу вертикально стоящие мегалиты (возможно, вытесанные из камня) высотой 60- лее 3 м. Второй такой же круг — на северо-востоке, который называется мест- ными аквалангистами «Маленький центральный круг». По размерам он чуть меньше первого.

Немного южней располагается «каменный круг», составленный из значи- тельно меньших по размеру круглых камней. Его диаметр очень большой — 150 м. Внутри этого круга видны более мелкие круги, иногда касающиеся друг друга краями, словно звенья одной цепи.

АГУНИ

Остров Агуни, находящийся в 60 км к северу от Керамы, имеет крутые и высокие скалы. Утесы с юго-западной стороны острова смотрят на район водо- воротов, который местные рыбаки называют «стиральной машиной». Водово- рот возникает из-за того, что здесь с большой глубины на подземное плато, ко- торое в данном месте имеет всего 4 м глубины, выходит мощное течение. Это плато, постоянно омываемое течением, имеет целый ряд углублений, напоми- нающих колодцы. Поскольку «колодцы» состоят из небольших блоков, похо- же, что они созданы человеческими руками. Самый большой и глубокий из этих «колодцев» имеет 3 м в диаметре и уходит на глубину 10 м (от уровня моря). Диаметр других «колодцев» от 2 до 3 м, глубина обычно меньше 7 м. Некоторые из углублений очень малы и узки. Внутри одного «колодца» обнаружено боко- вое ответвление в небольшую полость.

ЧАТАН

Береговая линия вокруг Окинавы являлась предметом интенсивных иссле- дований на протяжении всей второй половины XX века. В тридцати километ- рах к северу от главного города острова Наха расположена зона отдыха Чатан. Здесь, менее чем в километре от берега, на глубинах от 10 до 30 м, найден высе- ченный из камня удивительнейший подводный город, состоящий из «стен»,

 

«крепостных укреплений с бойницами» и «ступенчатых пирамид». Были ли эти сооружения созданы человеком или же они являются игрой природы? А если они созданы человеком — то когда и кем именно?

Один рыбак сказал мне, что эти «структуры» не так давно вырыли воен- ные. В самом деле, очень близко к Чатану расположено несколько американ- ских военно-воздушных баз, и в этом районе постоянно летают американские военные самолеты. Я не отвергаю гипотезу, что некоторые из таких структур получились в результате каких-то подводных земляных работ — но против это- го свидетельствует полученный мной доклад Акиры Зузуки, японского исто- рика-исследователя, который тщательно изучил американские и японские архивы на Окинаве и не нашел ни одной записи о подобных работах в этом районе11.

Среди сооружений у острова Чатан больше всего поражает стена, стоящая на песке на глубине 30 м. На высоте 10 м вдоль этой стены идет выступ, по кото- рому проложена «дорожка». Она доходит до шахты, спускается вниз, а потом снова поднимается, наподобие букве U.

Когда погружаешься под воду у Чатана, то вспоминаешь эпизод из «Нион- ги», одного из самых древних японских текстов с описанием событий седой ста- рины. Здесь, в пространном введении, названном «Эпоха богов», есть отрывок, в котором описывается, как божество Xo-Xo-Демино Микото забирается в пе- ревернутую непромокаемую корзину, в которой спускается на дно моря и, «про- должая свой путь, он внезапно попадает во дворец морского бога. В этом двор- це были стены с бойницами, башенки и мощные башни».

Большая часть того, что «Нионги» повествует относительно «Эпохи богов», можно объяснить только с точки зрения мифологии и воображения. Но весьма интересно, что этот древний текст, содержащий упоминание о подводных стро- ениях, которые способны обнаружить только аквалангисты, появился именно в Японии, где действительно имеется так много подводных «аномалий».

000 5 ן ЛЕТ

В период между 1996-м и 2000 годом, когда продолжались мои исследова- ния подводных структур у берегов Японии, я несколько раз вступал в яростные споры по поводу их происхождения. Некоторые ученые и журналисты (Роберт Шох из Бостонского университета, к примеру) считали, что эти структуры име- ют природное происхождение или в основном природное. Другие (такие как про- фессор Кимура и профессор Теруаки Исии из Токийского университета) были убеждены, что эти структуры созданы человеком, но не были уверены в их боль- шой древности. Для определения даты погружения данного участка нужно по- мнить не только о поднятии уровня моря, но и про опускание земной коры из- за вулканической деятельности, о смещении горных пород или так называемых «изостатических процессах» 12. В результате этих споров к какому-то определен- ному выводу приходить не удавалось, поскольку мы имели дело не с общеприз- нанными фактами, а с частными мнениями. Те, кто отстаивал естественное происхождение подводных структур, продолжали так думать вне зависимости от того, что им говорила противоположная сторона — и наоборот.

 

Тем не менее существует продуктивная версия, которая способна пролить свет на нашу проблему. Вне зависимости от того, погрузились ли эти структуры в воду из-за подъема уровня океана или из-за смещения коры (что вполне возможно для района со столь большой сейсмической нестабильностью, как в Японии), они должны были находиться над уровнем моря если не 2000 лет назад (самая ранняя из предложенных дат), то по крайней мере 17 000 лет назад (конец максимума последнего оледенения). Что происходило в Японии в этот период? Могло ли произойти что-то, что стало причиной появления подводных строений?

АЛЕКСАНДРИЯ

На протяжении 1998 и 1999 годов Александрия — египетский город набере- гу Средиземного моря — очень часто упоминался в новостях. Французские ар- хеологи, возглавляемые доктором с впечатляющей фамилией Жан-Ив Эмперер (Empereur — по фр. «император». — Прим, перев.) из Национального центра на- учных исследований объявил, что найдены подводные развалины, среди кото- рых множество колонн, сфинксов и подводных статуй. Утверждалось, что об- наружены также остатки знаменитого Александрийского маяка с острова Фа- рос. Этот маяк высотой 113 м являлся одним из семи чудес света13. Маяк был обращен к Александрийской гавани и располагался там, где сейчас стоит кре- пость Кайт-Бей султана мамелюков Куат-Бея. Маяк построили в начале тре- тьего столетия до нашей эры. Исторические хроники утверждают, что его ос- татки можно было видеть до 8 августа 1303 года, когда страшное землетрясение окончательно стерли его с лица земли14.

Исследования, которыми я занимался при написании своих предыдущих книг, почти не давали мне поводов посещать Александрию. Я провел около 10 лет в путешествиях по Египту, но интересовался в основном древнейшими городами III века до н.э. и еще более древними, такими как Газа с ее тремя пи- рамидами и Великим сфинксом, как Саккара, где были найдены удивительные Тексты пирамид, вырезанные в камне внутри гробниц фараонов пятой и шее- той династий, как Абидос с погребальными ладьями Пятой династии и тайн- ственным Осиреоном15.

Поскольку известно, что Александрии не существовало до 332 года до н.э. (даты основания города Александром Великим)16, я считал этот город не сто- ящим особого внимания. Я знал, что город был построен на месте более ранне- го поселения, называвшегося Ракотис или Ракот, но поскольку его обычно назы- вали «малозначительной деревней рыбаков»17, у меня и в мыслях не было, что в этом районе можно найти сколько-нибудь заметные следы монументальных со- оружений более раннего периода. Ни одно из открытий, сделанных в 1990-х под водой в этом районе, не изменило моих представлений. Все находки относи- лись к так называемому «периоду Птолемеев», как его назвали по имени правя- щей династии, основанной вскоре после смерти Александра его полководцем Птолемеем и окончившейся на Клеопатре. Впервые я проявил интерес к этим исследованиям, когда узнал, что найдены надписи, относящиеся к значитель- но более раннему периоду — ко временам фараонов. Был обнаружен картуш Рамзеса II (1290—1224 гг. до н.э.) на колоннах из Асуана, имеющих форму па-

 

пируса, а также обелиск его отца Сети (1306—1290 гг. до н.э.), были найдены сфинкс времен Сенускерта III (1878—1841 гг. до н.э.) и прочие многочислен- ные артефакты и объекты с древними надписями18.

У археологов есть серьезные основания считать, что подобные находки вов- се не говорят о существовании на месте Александрии какого-либо крупного поселения, поскольку довольно хорошо известно обыкновение Птолемеев сво- зить в Александрию образцы религиозного искусства и архитектуры из храмов, построенных по всему Египту фараонами более ранних династий19. Жан-Ив Эмперер очень ясно написал по этому поводу:

«Многочисленные изделия эпохи фараонов — сфинксы, обелиски и колон- ны в виде папируса [найденные под водой вдоль крепости Кайт-Бей] не имеют каких-либо существенных отличий от тех, которые мы уже знаем по истории до основания этого города Александром Великим20.

ПОГРУЖЕНИЯ C ЭМПЕРЕРОМ

У меня не имелось особых причин посещать Александрию, поскольку мне было известно, что история этого города началась не раньше ГУ в. до н.э. Руины у острова Фарос и то, что выглядело как обширный комплекс строений у берега, не относились к тому периоду, которым я особенно интересовался — временем пос- леднего ледникового периода, 13 тысяч лет назад. Найденные сооружения попа- ли в воду не из-за повышения уровня океана, а из-за происходивших с IV века до н.э. до XIII века н.э. процессов, закончившихся грандиозным землетрясением21. Геологи называют эти процессы «вертикальным тектоническим опусканием». Кроме того, получение разрешения для подводных исследований занимает мно- го времени, поскольку приходится обращаться в Министерство информации, Министерство национальной безопасности, Верховный совет древностей, в по- лицию, таможню и в управление военно-морских сил. Весь процесс обычно за- нимает целый месяц... Поэтому я сомневался, стоит ли мне посещать этот город, пока вдруг не вспомнил, что мой хороший друг Роберт Бьювел родился в Алек- сандрии и что несколько членов его обширной и немало путешествовавшей по свету семьи до сих пор живут в этом городе. Я позвонил Роберту — он живет в окрестностях Лондона — и спросил его, знает ли он что-либо об Эмперере и не думает ли он, что можно как-нибудь неофициально совершить погружение с фран- цузской командой. Роберт имел много друзей в Александрии, даже несмотря на то, что он работал в Англии. И меня совершенно не удивило, что он перезвонил мне уже на следующий день и сказал, что беседовал с сестрой деда Федорой, ко- торая хорошо знает Эмперера. Она связалась с археологами, и те сообщили, что без всякого рода формальностей мы можем совершить погружение у крепости Кайт-Бей в следующие несколько недель, в любое время, которое нас устроит.

ОБРЫВ ВРЕМЕНИ

30 сентября 1999 года Сантха и я, прихватив свои вещи, отправились на встречу с Робертом к воротам форта крепости Кайт-Бей. Переговорив с охра- ной по-арабски, Роберт провел нас через сложенные из известняка средневеко-

 

вые стены форта, после него мы оказались во дворе, где были уложены в ряд баллоны для аквалангов. Там мы увидели группу молодых археологов: мускули- стых мужчин с квадратными подбородками и загорелых серьезных женщин, которые надевали гидрокостюмы и проверяли снаряжение.

Эмперер, мужчина под пятьдесят, оказался самым старым из всей своей команды. На нем был тропический полотняный джинсовый костюм и панама.

• Извините, — произнес он, когда мы пожали друг другу руки, — но я спе- шу по делам, так что сегодня я не смо1у погрузиться с вами.

• Не беспокойтесь. Я только хочу выразить вам свою горячую благодар- ность за то, что вы ответили согласием, и так быстро.

• Рад это слышать. Надеюсь, вы интересно проведете время.

Он представил нас другим членам своей команды, после чего снова пожал нам руки и зашагал прочь.

Поскольку делать записи под водой трудно, я обычно документирую свои подводные впечатления на видеокамеру. Но мне сказали, что съемка здесь зап- решена. Сантху также попросили оставить на берегу ее «Никон 5s». По всей ви- димости, эти запреты объяснялись контрактом на эксклюзивные съемки с фран- цузским фотоагенством «Сигма». Роберт яростно протестовал, защищая наши интересы, и в качестве компромисса было решено, что Сантха может восполь- зоваться своим фотоаппаратом, но я должен категорически забыть о каких-либо съемках на видеокамеру.

Как только это дело было улажено, нас провели через множество сырых ка- менных коридоров с узкими бойницами, выходящими на море, пока мы не ока- запись на самом краю острова, где стояла крепость Кайт-Бей. Эти каменные коридоры связывали островок с материком.

Прибыв на место, мы надели гидрокостюмы и прыгнули в воду вместе с од- ним археологом, которого назначили быть нашим гидом. Мы сразу же очути- лись в волшебном мире, расположенном на глубине около 12 м.

Я увидел самый красивый вид из всех, что наблюдал на местах древних развалин. Видимость была плохой, и это придавало некоторую таинственность открывшемуся передо мной пейзажу. Нам пришлось на протяжении трех по- гружений несколько раз пройтись по этом участку, прежде чем я понял, сколь обширно и разнообразно это место с древними руинами. Здесь имелось про- сто невероятное число колонн, некоторые из которых были разбиты, некото- рые совершенно целые. Все они оказались сброшены со своего места и лежа- ли на дне. Я заметил среди разного рода обломков несколько дорических ко- лонн. То тут то там виднелись полуразрушенные стены. Дюжинами попадались полукруглые, диаметром в метр, камни, каких я больше не видел нигде в Егип- те. Были там еще и несколько небольших сфинксов (один треснул пополам), несколько гранитных обелисков. Повсюду виднелись привезенные с камено- ломни гранитные блоки. Большинство из них размером в 2—3 кв. м и больше, весом в 70 тонн и больше. Рядом с крепостью Кайт-Бей весьма заметная труп- па этих исполинов, достигавших 11 м в длину, располагалась в направлении с юго-запада на северо-восток. Позднее я исследовал их внимательнее и узнал мнение Эмперера, что эти блоки, как и многие прочие, попали сюда с Фароса:

«Некоторые из них раскололись на два или даже три куска, поскольку они

 

упали с большой высоты. Помня о расположении маяка, указанном писателя- ми древности, и принимая во внимание трудности перемещения столь массив- ных объектов, можно предположить, что они являются частью самого Фароса и что на дно они попали из-за очень сильного землетрясения»22.

В тот день был удивительный момент, когда солнечные лучи пробились сквозь нависшие над Александрией облака и осветили один из дальних уголков подводных развалин. На миг мне показалось, что разрушенные сооружения, над которыми мы проплывали, предстали в своей прежней форме, словно призра- ки, обретшие плоть. Но в следующее мгновение подводный мир снова погру- зился в свой вековой сон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.87.38 (0.064 с.)