Назаровский районный Дом детского творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назаровский районный Дом детского творчества



Назаровский районный Дом детского творчества

Районная интенсивная школа для одаренных учащихся

 

Готовимся к всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию

Пособие для учащихся

 

Составитель: Джебко Галина Павловна,

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Сахаптинская СОШ»

Задания с рядами

Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Боль, вина, рефлексия, стыд.

_____________________________________________________________________________

2. Деверь, золовка, свекровь, шурин.

_____________________________________________________________________________

3. Маньяк, палач, самоубийца, убийца.

___________________________________________________________________________________

По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1. Анекдот, поговорка, частушка.

__________________________________________________________________________________

3. Армия, брак, образование, шоу-бизнес.

______________________________________________________________________________

4. Воображение, познание, творчество, фантазия.

 

 

Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Душа компании, интриган, уголовник, ябеда.

__________________________________________________________________________________

2. Глава семьи, кормилец, муж, отец, старший сын.

________________________________________________________________________________

 

3. Конфликт, кооперация, партнерство, солидарность.

________________________________________________________________________________

 

2. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1. Обычай, прецедент, закон.

_______________________________________________________________________

2. Эпос, былины, предания, сказки.

_______________________________________________________________________

3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.

______________________________________________________________________

По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1. Аудитория, митинг, публика, толпа.

_______________________________________________________________________________

2. Аборигены, автохтоны, старожилы.

_______________________________________________________________________________

3. Моногамия, полиандрия, полигамия, полигиния.

_______________________________________________________________________________

По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. Бразилиа, Москва, Нью-Дели, Пекин

_______________________________________________________________________

2. Н. Макиавелли, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс

_______________________________________________________________________

3. Поэма А.С. Пушкина «Полтава», закон Бойля-Мариотта, хадж в Мекку.

_______________________________________________________________________

 

По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. Население, территория, суверенитет

_______________________________________________________________________

2. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон

_______________________________________________________________________

3. Апейрон, число, огонь, воздух, вода, атом

_______________________________________________________________________

 

По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице.

1. Обычай, прецедент, религиозные догмы.

2. Эпос, былины, сказки.

3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.

4. Культура, наука, мораль.

 

№ ряда Принципы образования рядов Новый элемент ряда
1.      
2.      
3.      
4.      

 

 

По какому принципу образованы ряды? Напишите понятие, общее для каждого приведенного ниже ряда (оно может быть выражено одним словом или словосочетанием).

 

  Понятие, суждение, умозаключение
   
.2 Гипотеза, диспозиция, санкция
   
  Труд, земля, капитал, предпринимательские способности
   
.4 Инкорпорация, кодификация, унификация, консолидация
   
.5 Отражает неравенство в доходах, престиже, объеме власти, выражает социальную структуру общества, возникает с зарождением человеческого общества
   
.6 Прецедент, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, религиозный текст
   
  Противоправность поведения потерпевшего, несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной
   
  Традиционное, харизматическое, рационально-легальное
   
.9 «Демократическая Россия», «Союз правых сил», «Яблоко», Демократический выбор России»
   
  Самостоятельность в решении всех вопросов местного значения, организационное обособление в системе управления обществом и государством, многообразие форм осуществления управленческих функций, соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам региона
   

 

Напишите, по каким принципам образованы ряды. Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице.

1. Налог на прибыль, налог на доходы физического лица, налог на имущество.

2. Мифологическое, научное (рациональное), чувственное.

3. Политическая организация общества, социально-политические и правовые нормы, политические отношения.

4. Товарный, финансовых услуг, нематериальных благ.

5. Статусная роль, статусный диапазон, статусные символы.

№ ряда Принципы образования рядов Новый элемент ряда
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

 

7. Назовите общее понятие для понятий, приведенных ниже:

труд, земля, создание новой системы продажи товара, трактор, капитал ______________________________________________________________

Заполните пропуск в ряду.

1. Производство, ………, распределение, потребление.

2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……

3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления средней тяжести, …………, тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более 10 лет.

 

Заполните пропуск в ряду.

1. А. Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К. Маркс, «Капитал»; ……………………….., «Общая теория занятости, процента и денег».

2. Н. Макиавелли, «Государь», ………………………………………, «Два трактата о государственном правлении», Ж. Ж. Руссо, «Об общественном договоре».

3. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной думой РФ, ……... ………………………………………………………………………….……., подписание закона Президентом РФ, опубликование закона.

4. Математика – ……………………….. – физика – химия – биология – социология.

5. Прямой умысел, косвенный умысел, ……………………………………..

 

Заполните пропуски в ряду.

1. Сторонниками теологической теории происхождения государства были Ф. Аквинский и Ж. Маритен, патриархальной теории – Аристотель и М. Михайловский, а Л. Гумплович и К. Каутский – теории «_________________________».

2. Георгом Гегелем сформулированы три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон _____________________________________________________, закон отрицания отрицания

3. По мнению Френсиса Бэкона к идолам разума относятся идолы рода, рынка, пещеры, _______________.

Заполните пропуски в ряду.

1. Республики, области, края, автономные округа, _______________________, города федерального значения.

2. Естественные, _________________, социальные, гуманитарные.

3. Охрана исторического и культурного наследия, защита Отечества, уплата налогов и сборов, _______________________________________, охрана природы и окружающей среды, забота о нетрудоспособных родителях.

 

17. Назовите общее понятие для понятий, приведенных ниже:

питание, безопасность, общение, достижение власти, творчество. ___________________________________________________________

Выбор из перечня

В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.

 

Понятия, категории, идеи Имена мыслителей, ученых  
1. Невидимая рука рынка 2. Общественно-экономическая формация 3. Золотой закон морали 4. «Мыслю, следовательно, существую» А. К.Маркс Б. И.Кант В. Аристотель Г. А.Смит Д. Р.Декарт  
       
       
           

2. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание на то, что имен мыслителей больше, чем высказываний:

Высказывания Имена мыслителей
А. «В соответствии с общественным договором человек теряет естественную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает». Б. «Рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе». В. «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни». Г. «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». Д. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Е. «Человек есть не что иное, как ряд его поступков». Ж. «Умирая, культура превращается в цивилизацию». 1. Г.Гегель. 2. О.Конт. 3. М.Вебер 4. А.Смит. 5. К.Маркс, Ф. Энгельс.   6. Ж.Руссо. 7.О.Шпенглер. 8. Ж.Сартр. 9. Ф.Вольтер.  
А Б В Г Д Е Ж
             
               

В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.

 

Понятия, категории, идеи Имена мыслителей, ученых  
1. Социальная эволюция 2. Социальная мобильность 3. Условные/безусловные рефлексы 4. Антропогенез А. Ч. Дарвин Б. Н. Пирогов В. И. Павлов Г. Г. Спенсер Д. П. Сорокин  
       
       
         

Работа со схемами

1. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Из предложенных слов образуйте понятия, наименования и составьте из них схему, отражающую конституционное устройство России. При составлении терминов и наименований одно и то же слово может быть использовано несколько раз. Слова также могут изменяться по родам, падежам и числам.

Власть, верховный, правительство, суд, высший, конституционный, законодательная, арбитражный, органы, собрание, совет, государственный, исполнительная, федерация, РФ, судебная, дума, федеральное.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


5. Составьте схему из приведенных ниже элементов понятия «культура». Для этого из следующего перечня терминов найдите понятия более общие, чем «культура», и понятия, конкретизирующие культуру, соответствующим образом изобразите взаимосвязи предложенных понятий в схеме.

Общество, мораль, окружающий мир, культура, религия, одежда, материальная, природа, жилище, духовная, наука, искусство, производительные силы, пища.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Задания с иллюстративным рядом

Перед вами портреты (в данных материалах не представлены) мыслителей и ученых, внесших вклад в развитие наук об обществе и человеке. Они объединены в две группы.

Задания на знание обществоведческих понятий

1. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.

………………………………………………………………………………………………..

2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

………………………………………………………………………………………………..

 

2. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия.

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

 

1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. социальной, стремление, противостояние, политической, группы, курсу, бороться, или, влияние, официальному, власть, за, нее, на.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами сло­ва, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому пере­воду научный термин.

 

Перевод на русский язык Научный термин
Любомудрие  
Ведение домашнего хозяйства  
Учение о будущем  
Богословие  
Власть лучших  
Порча, повреждение  
Учение об обществе  
Школьная наука  
Власть немногих  
Идущие впереди народа  

 

 

4. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

1. «Это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты». (Т. Гоббс)________________________________________________________

2. «Это понятие имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно противополагается простой сумме людей». (Г. Зиммель) _______________________________________________________________

3. «Если бы ему можно было дать сражение, я бы его не боялся; но так нет такой артиллерии, которая бы могла с ним справиться, то его можно покорить только справедливостью и дешевизной». (Наполеон I) _________________________________

 

5. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами два таких термина.

Укажите:

Тейлоризм.

1.1.

1.2.

Маккартизм.

2.1.

2.2.

Гамлетизм.

3.1.

3.2.

 

7. Ниже перечислены слова и термины, имеющие разное значение и не связанные по смыслу друг с другом. Тем не менее, руководствуясь одним принципом, их можно разделить на 5 групп, по 3 слова в каждой группе. Сделать это вам поможет история происхождения перечисленных слов. Заполните таблицу так, чтобы в каждой колонке располагались слова (впишите их номера) из одной группы.

1. Домохозяйство. 2. Архантроп. 3. Эпидемия. 4. Университет. 5. Натурфилософия. 6. Экология. 7. Космополит. 8. Демография. 9. Естествоиспытатель. 10. Казарменный. 11. Гуманизм. 12. Мироздание. 13. Физиократы. 14. Популизм. 15. Человечество.

 

1 гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр. 5 гр.
         
         
         

 

8. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

1. «Созидание ранее небывшего» (Н.А.Бердяев).___________________________________________

2. «Сущее, подлинно существующее. В отличие от мнимого, не действительного… Само-тождество и, следовательно, само-равенство, точность, подлинность» (П.А.Флоренский).__________________

3. «Учение об общественном бытии человечества» (Г.Зиммель).____________________________

4. «Форма организации [управления], превосходящая другие своей эффективностью, технической производительностью» (М.Вебер).

5. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

 

 

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Список после текста, вторая часть таблицы дана для записи правильной последовательности слов. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. В списке есть слова, которые в тексте встречаться не должны.

«Как для ___1____ нужна добродетель, а для монархии ___2_____, так для ___3_____ правительства нужен ____4___. В добродетели оно не нуждается, а _____5____ была бы для него опасна. Безграничная власть_____6___ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве ___7__, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство ___8____ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою ___9__. Но если в _10_____ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как ___11___ - единственное движущее начало этого образа __12____ - исчез, и у народа нет более защитника». (Ш. Монтескье, французский философ)

 

Заданные слова Использованные слова
№ слова Слово
  1. республика
     
  1. Демократия
     
  1. Умеренный
     
  1. Прогрессивный
     
  1. Выбор
     
  1. Достоинство
     
  1. Страх
     
  1. Произвол
     
  1. Реакционный
     
  1. Преобразование
     
  1. Революция
     
  1. Честь
     
  1. Тирания
     
  1. Правление
   
  1. Деспотичный
  1. Консервативный
  1. Государь
  1. Мораль
  1. Закон
  1. Судебный

 

 

10. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

 

Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значения
«Вздутие» Денежное обращение  
«Останки» Религия  
«Самоуправляющаяся община» Местная власть  
«Книга» Юриспруденция  
«В кругу просвещения» Познание  
«Укреплять союзом» Форма государства  
«Главный» Фактор производства  

 

11. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значения
«Опыт» Познание  
«Ненарушаемое постановление» Социальный контроль  
«Отсутствующий» Избирательная система  
«Призывать на помощь» Судопроизводство  
«Подавленность» Экономическое развитие  
«Идущий впереди народа» Политический режим  

Обществоведческий кроссворд

Задания на соответствия

Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие цифры и буквы в нужные графы.

Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.

Века Науки Имена ученых
1. IV в. до н.э. 2. XVI в. 3. XVIII в. 4. XIX в. 5. XX в.   I. История II. Политическая теория III. Этика IV. Психология V. Правоведение VI. Экономика VII. Социология . А. П.И.Новгородцев Б. П.Абеляр В. Аристотель Г. А.Смит Д. Н.Макиавелли Е. О.Конт Ж. Б.Спиноза  

 

Века Науки Имена ученых
     
     
     
     
     

В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.

 

Понятия, категории, идеи Имена мыслителей, ученых  
1. «Общественный договор» 2. Просвещенный абсолютизм 3. Социальное действие 4. Социальная солидарность.   А. М. Вебер Б. Вольтер В. Т. Гоббс Г. Э. Дюркгейм Д. П. Сорокин  
       
       
         

Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или имя мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка.

1. ……… раскрыл истории законы,

пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)

2. По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)

3. Прочел он Гиббона, ……,

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Staёl, Биша, Тиссо,

Прочел скептического Беля,

Прочел творенья Фонтенеля,

Прочел и наших кой-кого… (А.С.Пушкин).

 

4. Мы диалектику учили не по ………..

Бряцанием боев она врывалась в стих,

когда под пулями от нас буржуи бегали,

как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)

3. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз.

Задания по тексту

Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

1. Что такое прогресс?

2. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д.Рузвельт?

3. Какие иные критерии прогресса вам известны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальной деятельности 1), а учительство – одна из самых крупных, устойчивых во времени профессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом.

В первобытном обществе (3) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уж в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки молодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов.

В древнем мире дифференциация (5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции имели, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока – жрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее – и представители других сословий, прежде всего, горожане. Индустриальное общество (7)вызвало к жизни потребность в распространении грамотности. Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых.

Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной, духовной составляющих в деятельности учителя.

Исследуя процесс зарождения профессий, Г.Спенсер отмечал, что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозных институтах (8). Причина, по мнению ученого, заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало-помалу самым праздным. Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования, жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям, которые необходимы для профессиональной деятельности. Иначе говоря, наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности.

1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

2. Автор пишет о первобытности и древности. Назовите известные вам признаки, отличавшие древность от первобытности.

3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г.Спенсера?

 

Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ШЕСТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил девять. Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

Первичным элементом системы права, его «молекулой» является отрасль права (1). Внутри отрасли выделяются компактные группы норм, которые применяются к конкретной разновидности данных отношений. Это институт права (2). Например, в такой отрасли, как трудовое право выделяются институты дарения, сделки, исковой давности, купли-продажи и др. (3), Конституционное, или муниципальное, право (4) закрепляет основы конституционного строя в стране, определяет систему и полномочия органов государственной власти, права, свободы и обязанности граждан. Гражданское право регулирует только имущественные (5) между физическими и юридическими лицами (6) отношения. Семейное право устанавливает основы правового регулирования брачно-семейных отношений (условия заключения и расторжения брака, обязанности супругов и др.). Административное право регулирует такие отношения, в которых хотя бы один из участников обладает властными полномочиям (7). Все названные отрасли юристы объединяют понятием «процессуальное право» (8). Существует также понятие «суперотрасль права», которое относится к характеристике международного права (9).

1. ______________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________

6. ________________________________________________________________

7. ________________________________________________________________

8. ________________________________________________________________

9. ________________________________________________________________

 

6. Ниже перечислены три подхода к изучению общества. Проанализируйте их и ответьте на вопросы.

1) Поскольку «общество вообще» невозможно обнаружить в реальном времени, пространстве, оно не может быть объектом изучения науки.

2) «Общество вообще» – это логическая модель, отображающая универсальные законы строения, функционирования и развития, присущие любому обществу, независимо от времени и места его существования.

3) Используя словосочетание «общество вообще», мы не должны забывать, что это понятие выражает самое общее, номинальное сходство между конкретными странами и народами, не имеющее решающего значения для науки.

1. Какое из приведенных суждений в наибольше степени отвечает основной цели научного знания.

2. Что является целью научного знания?

3. Почему две другие представленные позиции не отвечают в полной мере основной цели научного познания?

 

 

7. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Деятельность человека оказывается мукой, его собственное творение — чуждой ему силой, его богатство — его бедностью, его сущностная связь, соединяющая его с другим человеком — несу­щественной связью. К. Маркс.

 

1.Какое явление представлено в данном фрагменте?__________________________________________________________________________

2. Охарактеризуйте данное явление____________________________________________

8. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

«В ………………….. обществе главная проблема состоит в организации науки, а важнейшим институтом выступает университет или научно-исследовательская лаборатория, где проводится эта работа. В девятнадцатом и начале двадцатого века влияние государств определялось их производственной мощностью, основным показателем которой был выпуск стали. […..] После второй мировой войны научные возможности страны стали решающим показателем ее потенциала, а исследования и разработки пришли на смену производству стали в качестве относительного критерия силы государства. По этой причине характер и формы государственной поддержки науки, ее политизация, социологические проблемы организации научных исследований заняли центральное место среди политических проблем ……………………. общества.

[…..]

Концепция ………………………. общества не есть законченная картина социального устройства, а лишь попытка охарактеризовать и объяснить коренное изменение в социальной структуре (определяемой как совокупность экономики, технологии и системы стратификации). Однако подобное изменение не предполагает определенности соотношения между «надстройкой» и «базисом»; напротив, инициатива реорганизации общества сегодня исходит в значительной степени от политической системы. [….] Принципиальный водораздел современного общества не проходит между собственниками средств производства и однородным пролетариатом, а обозначен бюрократическими и властными отношениями между теми, кто имеет полномочия принимать решения, и теми, кто лишен таковых, и это касается любых организационных единиц – политических, экономических и социальных. Задачей политической системы становится управление этими отношениями в соответствии с разного рода давлениями, оказываемыми с целью перераспределения национального достояния и обеспечения социальной справедливости».

Д. Белл «Грядущее……………………… общество»

8.1. Дайте определения выделенным словам в тексте

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.28 (0.292 с.)