Основные модели условий развития бизнеса (по Т. Фрею и А. Шляйферу) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные модели условий развития бизнеса (по Т. Фрею и А. Шляйферу)



 

Модели Правовая среда Административное ре­гулирование
Невидимая рука: большинство стран Восточной Европы Правительство не стоит над законом. Контракты защи­щаются судами Правительство следует узаконен­ным правилам. Регулирование ми­нимально. Коррупция слаба
Помогающая ру­ка: КНР, Южная Корея, Сингапур ' Правительство стоит над законом, используя власть для помощи биз­несу. Контракты защищаются госу­дарственными чи­новниками Правительство аг­рессивно помогает некоторым пред­принимателям. Организованная коррупция
Грабящая рука: большинство постсоветских республик Правительство сто­ит над законом, используя власть для получения рен­ты. Правовая сис­тема не работает, контракты защи­щаются мафией Многочисленные полусамостоятель­ные государствен­ные институты осуществляют гра­бительское регули­рование. Дезорганизованная коррупция

Источник: Frye Т., Shleifer A. The Invisible Hand and the Grabbing Hand // American Economic Review. 1997. May.

Регрессивный анализ доказал, что масштабы неофи­циальной деятельности легальных фирм в странах быв­шего «социалистического лагеря» сильнее всего зависят от вымогательства госчиновников, т. е. не столько от собственно «плохих» законов, сколько от плохого пра-


262 Теневая экономика

неприменения1. Это важное уточнение «десотианской» парадигмы: сам Э. де Сото обращал основное внимание на предписанные законами порядки, а не на фактиче­ски действующие практики их выполнения.

В целом, однако, исследование механизма «грабящей руки» вполне подтвердило мнение Э. де Сото, что уход в «тень» — закономерный результат превышения издер­жек легализации (налоги, взятки, бюрократический контроль) над издержками внелегальности (дань рэке­тирам, невозможность использования механизмов ле­гальной защиты прав собственности). Если вместо «не­видимой руки» рынка экономикой руководит «грабящая рука» чиновника, то для легального предпринимателя становится вполне рациональным «уводить» значитель­ную часть своего бизнеса в «тень».

Отечественные исследователи также восприняли концепцию «десотианской революции» с огромным эн­тузиазмом2. Один из наиболее известных российских последователей «десотианства», В. В. Радаев, уже в 1997—1998 гг., одновременно с работой экспертов Все­мирного банка, организовал свой экономико-социоло­гический проект по исследованию теневых отношений в легальном бизнесе3. В отличие от зарубежных транзи-тологов, его больше интересовали не столько количест­венные, сколько качественные параметры создавшейся ситуации.

1 Согласно данным опросов, вымогательство госчиновни­
ков признают примерно 9/10 предпринимателей России и Ук­
раины, в то время как в странах Восточной Европы — поряд­
ка 1/5.

2 О громадной популярности идей Э. де Сото свидетельст­
вует хотя бы тот факт, что само название его знаменитой кни­
ги стало объектом подражания: Исправников В. О., Кули­
ков В. В.
Теневая экономика в России: иной путь и третья си­
ла. М, 1997.

3 См.: Радаев В. В. Формирование новых российских рын­
ков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая
этика. М., 1998.


Часть VII. Особенности теневых отношений в России 263

В ходе радаевского исследования расходы на нефор­мальные услуги (т. е. на разные формы вымогательства) признало 60% респондентов. Руководитель проекта на основании столь широких масштабов данного явления пришел к выводу, что в постсоветской России «удержа­ние множества бюрократических барьеров выступает не продуктом «недоработок», а способом воспроизведения всеобщей зависимости от властных структур»1. Именно сознательное возведение барьеров новой бюрократией становится главной причиной ухода предпринимателей в «серые» зоны рынков и широкой коррумпированности государственного аппарата. Низкая эффективность сис­темы легальной защиты прав собственности заставляет бизнесменов заключать деловые контракты в основном в пределах устойчивых деловых сетей, где неформаль­ные связи превалируют над формальными обязательст­вами, и соглашаться платить «дань» криминальным эле­ментам2.

Поскольку именно государственно-правовая система видится главным источником деформализации бизнеса, то для его оздоровления, с точки зрения В. В. Радаева, самое главное — это совершенствование законодатель­ной и налоговой систем, административное реструкту-рир'ование, создание общественного контроля за дея­тельностью органов власти3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.004 с.)