Рекомендуемая Г. Беккером дифференцированная политика наказаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендуемая Г. Беккером дифференцированная политика наказаний



 

 

Характеристики нарушителей Типы нарушителей
лица с низким человеческим капиталом лица с высоким человеческим капиталом
Редкий для них ресурс Деньги Время
Типы совершае­мых ими правона­рушений Связаны с затрата­ми времени Связаны с затрата­ми денег
Рекомендуемые для них наказания Выплата денежных штрафов Тюремное заклю­чение

Часть VF. Борьба с теневой экономикой 219

они вполне оправданны1. Действительно, судебный процесс несет значительные издержки обоим сторонам (оплата работников суда и адвоката подсудимого). Если они могут уладить дело «полюбовно», то в выигрыше будет и обвиняемый, и обвинитель.

Может возникнуть правомерный вопрос: не обесце­нивает ли подобная практика сдерживающего эффекта наказания? Поскольку, как уже упоминалось, сам факт осуждения сдерживает потенциальных преступников сильнее, чем тяжесть наказания, то снижение сдержи­вающего эффекта от ослабления наказания может быть достаточно умеренным. Таким образом, рациональное поведение правонарушителей и обвинителей не просто допускает, но прямо предписывает, что большинство дел будет решаться во внесудебном порядке по взаим­ной договоренности сторон.

Когда ученые анализируют экономическую эффек­тивность системы наказаний, то речь не может не зайти об обоснованности высшей меры наказания — смерт­ной казни. Этот вопрос обсуждается уже очень давно, и, к сожалению, голос эмоций слишком часто заглушает голос рационального разума. Экономисты рассматрива­ют проблему смертной казни, как всегда, при помощи своей излюбленной методики сравнения затрат и выгод. Может показаться кощунственным оценивать на весах Фемиды жизнь человека, уникальную и невозобнови­мую. Однако экономисты парируют этот аргумент, по­скольку готовы оценивать и затраты, и выгоды смерт­ной казни именно в жизнях людей — таким образом, на обе чаши весов Фемиды ставятся гири одинакового ка­чества.

Экономический анализ смертной казни стал одной из главных тем научных поисков американского эконо­миста-криминолога Айзека Эрлиха. В своих работах он доказывал, что применение смертной казни дает силь-

' См.: Landes W. M. An Economic Analysis of the Courts // Journal of Law and Economics. 1971. Apr. P. 61—107.


220 Теневая экономика

ный удерживающий эффект, сокращающий криминаль­ное насилие и, в частности, количество совершаемых преступниками убийств'. А. Эрлих провел сравнение количества убийств и смертных казней в различных штатах США, элиминируя другие факторы расхождений между ними (различия в национально-расовой и поло­возрастной структуре населения, в уровне доходов и т. д.). Его исследования показали, что между количе­ством смертных приговоров и числом убийств сущест­вует четкая обратная зависимость: каждая казнь убийцы предотвращает от 7 до 15 убийств. Хотя по поводу мето­дики анализа последствий применения смертной казни (и иных видов наказаний) продолжаются дискуссии, в целом вывод А. Эрлиха об экономической эффективно­сти этой высшей меры наказания стал среди экономи­стов довольно распространенным, хотя и не общепри­нятым.

Итак, экономический подход к изучению наказаний позволяет оценивать эффективность различных их ви­дов и, следовательно, дает ценный инструмент для со­вершенствования судебно-пенитенциарной системы.

Глава 19. Борьба с «беловоротничковой» теневой экономикой

Борьба с коррупцией

Поскольку государственная коррупция стала одним из тормозов развития не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом, она начала рассматривать­ся начиная примерно с 1980-х гг. как одна из главных забот международной политики.

Цели борьбы с коррупцией могут выбираться по-раз­ному: немедленное повышение эффективности в част-

1 См.: Ehrlich I. The Deterrent Effect of Capital Punishment: a Question of Life and Death // American Economic Review. 1975 June. P. 397—417; Ehrlich I. Capital Punishment and Deterrence Some Futher Thoughts and Evidence // Journal of Political Economy. 1977. Aug. P. 741-788.


Часть VI. Борьба с теневой экономикой 221

ном секторе, долгосрочная динамическая эффектив­ность экономики, ее рост, социальная справедливость, политическая стабильность. Соответственно избранной цели используют наиболее подходящие меры по борьбе с коррупцией.

В качестве наиболее простого инструмента часто вы­бирают реформы законодательства — не только и не столько ужесточение наказаний за коррупцию, сколько упрощение и уменьшение государственного контроля (уменьшение частоты проверок, понижение налогов) для снижения самих возможностей злоупотреблять слу­жебным положением. В арсенале государственных мер по борьбе с коррупцией есть и довольно простые меры по элементарному ужесточению контроля. В постсовет­ской Грузии, например, введена система, в соответст­вии с которой правительственные чиновники обязаны декларировать свои доходы, когда они вступают в долж­ность, так же как и тогда, когда они покидают свои по­сты.

Международной борьбе против коррупции серьезно мешают различия между правовыми системами разных стран в трактовке коррупции как экономического пра­вонарушения. Так, в одних странах (например, в Тайва­не) наказывают только взяткополучателей, а предложе­ние взятки не является уголовно наказуемым деянием. В других странах (например, в Чили) ситуация диамет­рально противоположная: дача взятки — уголовное пре­ступление, а получение взятки таковым не считается, если только чиновник не совершил иные злоупотребле­ния. Помимо расхождений в признаках уголовно нака­зуемого коррупционного правонарушения есть сильные отличия в мерах наказания за него.

Хотя эти меры должны осуществляться центральным правительством, они требуют также поддержки со сто­роны гражданского общества. Когда воля политических лидеров опирается на активную общественную под­держку, то удается в достаточно короткий срок добиться сильных изменений (как это было в 1990-е гг. в Италии


222 Теневая экономика

при проведении кампании «Чистые руки»). Напротив, если граждане возлагают все надежды на «мудрых пра­вителей», а сами пассивно ждут результата, то шумная кампания борьбы с коррупцией может закончиться еще большим ее ростом (именно так произошло в нашей стране в начале 1990-х) или вылиться в репрессии про­тив политических противников правящего режима.

Однако законодательные действия государства прин­ципиально не могут внести решающего перелома в борьбу с коррупцией (хотя бы потому, что борьбу с кор­рупцией иногда возглавляют сами коррумпированные чиновники). Решающий успех возможен только путем повышения зависимости государства от граждан. Для этого необходимы такие долгосрочные институциональ­ные реформы, как сокращение числа и размеров госу­дарственных органов управления и их штатов, создание специальных или даже независимых от государства ин­ститутов, уполномоченных расследовать обвинения в коррупции (например, в Швеции и в некоторых других странах существует институт омбудсмана), введение системы этических стандартов для государственных слу­жащих и т. д. Наконец, борьба с коррупцией невозмож­на без помощи добровольных осведомителей. В США осведомитель получает от 15 до 30% стоимости выяв­ленного по его доносу материального ущерба и защи­щен от преследований со стороны разоблаченных им нарушителей.

Возможность реализации этих мер зависит не столько от политической воли правителей, сколько от культуры управляемого общества. Например, в странах Востока со слабыми традициями самоуправления лучше делать ставку на престижность и высокую оплату государствен­ной службы. Именно этим путем пошла Япония и «ази­атские тигры» (особенно Сингапур и Гонконг), где высо­кий авторитет госчиновников позволил создать высоко­эффективную экономическую систему при относительно малочисленном управленческом аппарате и слабой кор­рупции. В западных же странах с характерным для них


Часть VI. Борьба с теневой экономикой 223

недоверием к «государственной мудрости», напротив, чаще акцентируют внимание на развитии действий не­правительственных организаций, гражданского само­управления и контроля.

Успешная борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают связанные с нею расходы. Со­гласно некоторым оценкам, затрата одной денежной единицы (доллара, фунта стерлингов, рубля) на проти­водействие коррупции приносит в среднем 23 едини­цы при борьбе с коррупцией на уровне отдельной стра­ны и около 250 при борьбе с нею на международном уровне.

В настоящее время общепризнанно, что ни отдель­ные страны, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. Победить коррупцию в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Даже если и существу­ет политическая воля к подавлению коррупции, недос­таток практического опыта, информации и финан­совых ресурсов снижает ее эффективность. Интер­национальные организации, такие как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Всемирный банк и др., активно стимулируют борьбу с коррупцией, но и они с их опытными штатами, информированно­стью и большими финансами не могут успешно проти­востоять коррупции в какой-либо стране, если ее пра­вительство и граждане не проявляют воли и реши­мости к борьбе. Вот почему данная проблема может быть разрешена только в тесном сотрудничестве между отдельными странами и международными организа­циями.

На волне скандальных разоблачений по делу «Лок-хид» в 1977 г. в США был принят Закон о коррупции за рубежом, согласно которому американские служащие и чиновники наказывались штрафами или лишением сво-


224 Теневая экономика

боды за дачу взяток служащим других государств. Хотя этот закон принимался в надежде, что другие страны-инвесторы последуют примеру США, но тогда этого так и не произошло. Лишь в феврале 1999 г. вступила в си­лу запрещающая использовать подкуп при заключении зарубежных сделок Конвенция ОЭСР против взяточни­чества, которую подписали 35 государств. Однако рас­пространение информации о ней происходило доволь­но медленно: когда в 2002 г. проводили опрос среди менеджеров стран «третьего мира», активно работаю­щих с зарубежными предпринимателями, только 7% респондентов продемонстрировали хорошее знакомст­во с Конвенцией, в то время как 42% даже не слышали о ее существовании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.027 с.)