Деятельности в коммерческом секторе 

Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 71

Окончание табл. 6-2

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельности в коммерческом секторе



Рыночного хозяйства

Еще в 1949 г. американский криминолог Эдвин Са­терленд сформулировал концепцию «преступности сре­ди людей в белых воротничках», согласно которой скрытая, противоправная деятельность фактически яв­ляется неотъемлемым компонентом повседневной дело­вой практики «большого бизнеса». Проанализировав статистику судебных процессов по обвинению 70 круп­нейших нефинансовых корпораций США в нарушениях хозяйственного законодательства, Сатерленд обнару­жил, что им было вынесено 980 обвинительных приго­воров (в том числе 307 — за нарушение свободы торгов­ли, 222 — за нарушение обязательств, 158 — за наруше­ние норм трудового законодательства) — в среднем по 14 на каждую корпорацию. В таком случае крупные


56..Теневая экономика

фирмы предстают своего рода «идеальными преступни­ками»: они преднамеренно, организованно и системати­чески (подобно рецидивистам) нарушают в широких масштабах правовые нормы, что не мешает им сохра­нять престиж в деловом мире.

Последующее изучение теневых сторон бизнеса в развитых странах подтвердило относительную зыбкость границ между преступным и законопослушным поведе­нием. Выделяют шесть основных видов экономической преступности:

1) нарушение правил конкуренции — коммерческие
взятки, нарушения антимонопольного законодательст­
ва, промышленный шпионаж;

2) нарушение прав потребителей — ложная реклама,
выпуск недоброкачественных товаров;

3) нарушение прав наемных работников — наруше­
ния трудовых контрактов, норм техники безопасности;

4) нарушения прав кредиторов — злоупотребления
заемным капиталом (ложные банкротства, мошенниче­
ство с субсидиями и др.);

5) нарушение прав государства — укрывательство до­
ходов от налогов, нарушения экологического законода­
тельства.

Многие из этих нарушений настолько обыденны, что, по сути, перестают восприниматься как отклонение от нормы. Например, такой тип коммерческих взяток, как деловые взятки — плата за выполнение взяткополу­чателем своих прямых должностных обязанностей (на­пример, плата таможенникам за более быстрое растамо-живание партии товаров), — считается обычным эле­ментом деловой жизни. Уплачиваемые при зарубежных сделках неизбежные комиссионные вознаграждения («чаевые») в США даже разрешено вычитать из налого­облагаемых сумм. Преступным считается применение лишь тормозящих взяток (их дают, чтобы должностное лицо «притормозило» выполнение своих прямых обя­занностей, -- например, чтобы таможенник пропустил контрабанду). Еще более тонка грань между законным и


Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 51

незаконным при уплате налогов: различают «уклонение от уплаты», когда налогоплательщик законно использу­ет недостатки законодательных норм, чтобы уменьшить налоговые платежи, и уголовно наказуемый «обход за­конов», когда налогоплательщик просто скрывает ис­тинную величину своих доходов. Ухищрения налоговой полиции, стремящейся пресечь «обход законов», натал­киваются на мастерство специалистов по финансам, ис­кушенных в поиске законных «лазеек».

Перейдем теперь от общих характеристик «второй» теневой экономики как целого к углубленному анализу наиболее важных ее разновидностей — коррупции и ук­лонения от налогов.

Глава 6. Коррупция

В самых общих чертах, коррупция — это использова­ние служебного положения в личных целях. Она считается одним из основных видов не только «второй» теневой эко­номики, но и теневой экономики в целом. Поэтому эко­номический анализ коррупции получил широкое развитие не только за рубежом, но и в постсоветской России1.

Виды и эволюция коррупции

Чаще всего под коррупцией подразумевают получе­ние взяток, незаконных денежных доходов, государст­венными бюрократами, которые получают их от граж-

' Работниками ИНИОНа подготовлен проблемно-темати­ческий сборник с обзором проблем коррупции, в котором есть очерк, специально посвященный экономике коррупции как направлению экономической теории преступлений и наказа­ний (Жилина И. Ю., Иванова Н. Н. Экономика коррупции // Социально-экономические аспекты коррупции. М., 1998. С. 30—62). По экономике коррупции см. также: Полтерович В. Факторы коррупции // ЭиММ. 1998. №3. С. 30-39; Ле­вин М., Цирик М. Коррупция как объект математического мо­делирования // ЭиММ. 1998. № 3. С. 40-58; Левин М., Ци­рик М. Математическое моделирование коррупции // ЭиММ. 1998. № 4. С. 40-62.


58 Теневая экономика

дан ради личного обогащения. Однако в более общем смысле слова участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм; взятки могут давать не деньгами, а в иной форме; инициаторами коррупцион­ных отношений часто выступают не госчиновники, а предприниматели.

Поскольку формы злоупотреблений служебным по­ложением многообразны, по разным критериям выде­ляют различные виды коррупции (табл. 6-1).

Коррупция является оборотной стороной деятельно­сти любого централизованного государства, которое претендует на широкий учет и контроль.

В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная нор­ма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Пра­вители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие «служащие» довольствовались только фиксированным «жалованием». Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требо­вать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей.

На ранних этапах античной истории, когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности (например, в императорском Риме), когда появились такие государ­ственные чиновники, о которых говорили: «Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бед­ной провинции». В это время в римском праве появил­ся специальный термин «cormmpire», который был си­нонимом слов «портить», «подкупать» и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.

Там, где власть центрального правительства была сла­бой (например, в Европе в эпоху раннего средневеко­вья), использование служебного положения для личных


Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 59

поборов с населения часто становилось общепринятой нормой. Так, в средневековой России «кормления» вое­вод и присвоение ими платы за разрешение конфликтов считались обычным доходом служивых людей, наряду с жалованием из казны или получением поместий.

Таблица 6-1 Типология коррупционных отношений


 


Критерии типологии коррупции


Виды коррупции


 


Кто злоупотребляет служебным положе­нием


Государственная (коррупция госчи­новников)

Коммерческая (коррупция менедже­ров фирм)

Политическая (коррупция политиче­ских деятелей)


 


Кто выступает ини­циатором коррупци­онных отношений


Запрашивание (вымогательство) взя­ток по инициативе руководящего лица Подкуп по инициативе просителя


 


Кто является взятко­дателем


Индивидуальная взятка (со стороны гражданина)

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей — например, наркомафии)


 


Форма выгоды, по­лучаемой взяткопо­лучателем от корруп­ции


Денежные взятки Обмен услугами (патронаж, непо­тизм)


 


Цели коррупции с точки зрения взятко­дателя


Ускоряющая взятка (чтобы получив­ший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы) Тормозящая взятка (чтобы получив­ший взятку нарушил свои служеб­ные обязанности)

Взятка «за доброе отношение» (что­бы получивший взятку не делал на­думанных придирок к взяткодателю)



Теневая экономика


Окончание табл. 6-1


Критерии типологии коррупции


Виды коррупции


 


Степень централиза­ции коррупционных отношений


Децентрализованная коррупция (ка­ждый взяткодатель действует по соб­ственной инициативе) Централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собирае­мые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более выше­стоящими)

Централизованная коррупция «свер­ху вниз» (взятки, регулярно собирае­мые высшими чиновниками, частич­но передаются их подчиненным)


 


Уровень распростра­нения коррупцион­ных отношений


Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти) Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков) Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)


 


Степень регулярно­сти коррупционных связей


Эпизодическая коррупция Систематическая (институциональ­ная) коррупция

Клептократия (коррупция как не­отъемлемый компонент властных от­ношений)


Чем более централизованным становилось государ­ство, тем более строго оно ограничивало самостоятель­ность граждан, провоцируя чиновников низшего и выс­шего звена к тайному нарушению закона в пользу под­данных, желающих избавиться от строгого надзора. Показательные наказания коррумпированных чиновни­ков обычно не давали почти никакого результата, пото­му что на место устраненных появлялись новые вымо­гатели взяток. Поскольку у центрального правительства обычно не было сил для тотального контроля за дея­тельностью чиновников, оно обычно довольствовалось поддержанием некоей «терпимой нормы» коррупции, пресекая лишь слишком опасные ее проявления.


Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 61

Наиболее ярко эта умеренная терпимость к корруп­ции заметна в обществах азиатского способа производ­ства. В странах доколониального Востока, с одной сто­роны, правители претендовали на всеобщий «учет и контроль», но, с другой стороны, постоянно сетовали на жадность чиновников, которые путают собственный карман с государственной казной. Именно в восточных обществах появляются первые исследования корруп­ции. Так, автор «Артхашастры» выделял 40 средств хи­щений государственного имущества жадными чиновни­ками и с грустью констатировал, что «подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке, так и имущество царя не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Коренной перелом в отношении общества к личным доходам государственных чиновников произошел толь­ко в Западной Европе эпохи нового времени. Идеоло­гия общественного договора провозглашала, что под­данные платят налоги государству в обмен на то, что оно разумно вырабатывает законы и строго следит за их неукоснительным выполнением. Личные отношения стали уступать место чисто служебным, а потому полу­чение чиновником личного дохода, помимо положенно го ему жалования, начали трактовать как вопиющее на­рушение общественной морали и норм закона. Кроме того, обоснованная представителями неоклассической экономической теории идеология экономической сво­боды требовала, чтобы государство «предоставило лю­дям самим делать свои дела и предоставило делам идти •своим ходом». Если у чиновников уменьшались воз­можности для регулирующего вмешательства, то падали и их возможности вымогать взятки. В конечном счете в централизованных государствах нового времени кор­рупция чиновников хотя и не исчезла, но резко сокра­тилась.

Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв. С одной стороны, на­чался новый подъем мер государственного регулирова-


62 Теневая экономика

ния и, соответственно, власти чиновников. С другой -рождался крупный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» — уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государст­венных служащих, а к прямому подчинению деятельно­сти политиков и высших чиновников делу защиты ин­тересов капитала. По мере роста значения политиче­ских партий в развитых странах (особенно, в странах Западной Европы после Второй мировой войны) полу­чила развитие партийная коррупция, когда за лоббиро­вание своих интересов крупные фирмы платили не лич­но политикам, а в партийную кассу. Крупные политики стали все чаще рассматривать свое положение как ис­точник личных доходов. Так, в Японии и в наши дни политические деятели, помогающие частным корпора­циям получать выгодные контракты, рассчитывают на получение процента от сделки. В это же время начала расти самостоятельность внутрифирменных служащих, которые также имеют возможности злоупотреблять сво­им положением.

Во второй половине XX в., после появления большого числа политически самостоятельных стран «третьего ми­ра», их государственный аппарат, как правило, изначаль­но оказался сильно подвержен системной коррупции. Дело в том, что на «восточные» традиции личных отно­шений между начальником и просителями здесь нало-жились огромные бесконтрольные возможности, связан­ные с государственным регулированием многих сфер жизни. Например, президент Индонезии Сухарто был известен как «Мистер 10 процентов», поскольку всем действующим в этой стране иностранным корпорациям предлагалось платить четко обозначенную взятку прези­денту и членам его семейного клана. Типичной была коррупция «снизу вверх», когда начальник мог свалить всю вину на нижестоящих, но встречалась и коррупция «сверху вниз», когда коррумпированные чиновники выс­ших рангов совершенно не стеснялись открыто брать взятки и даже делиться ими с подчиненными (такая сие-


Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 63

тема корр)пции существовала, например, в Южной Ко­рее). В «третьем мире» появились клептократические ре­жимы (на Филиппинах, в Парагвае, на Гаити, в боль­шинстве африканских стран), где коррупция тотально пронизывала все виды социально-экономических отно­шений, и без взятки просто ничего не делалось.

Рост мирохозяйственных отношений также стимули­ровал развитие коррупции. При заключении контрактов с зарубежными покупателями крупные транснациональ­ные корпорации стали даже легально включать в из­держки переговоров расходы на «подарки». В 1970-е гг. на весь мир прогремел скандал с американской фирмой «Локхид», которая для продажи своих не слишком хо­роших самолетов давала крупные взятки высокопостав­ленным политикам и чиновникам ФРГ, Японии и дру­гих стран. Примерно с этого времени коррупция стала осознаваться как одна из глобальных проблем совре­менности, мешающая развитию всех стран мира.

Еще более актуальной проблема стала в 1990-е гг., когда постсоциалистические страны продемонстрирова­ли размах коррупции, сопоставимый с ситуацией в раз­вивающихся странах. Часто возникала парадоксальная ситуация, когда одно и то же лицо одновременно зани­мало важные посты и в государственном, и в коммерче­ском секторах экономики; в результате многие чинов­ники злоупотребляли своим положением, даже не при­нимая взяток, а непосредственно защищая свои личные коммерческие интересы.

Таким образом, общие тенденции эволюции корруп­ционных отношений в XX в. — это постепенное умно­жение их форм, переход от эпизодической и низовог коррупции к систематической верхушечной и междуна родной.

Причины коррупции

Теоретические основы экономического анализа кор­рупции были заложены в 1970-е гг. в работах американ­ских экономистов неоинституционального направления.


64 Теневая экономика

Главная их идея заключалась в том, что коррупция появляется и растет, если существует рента, связанная с государственным регулированием различных сфер эко­номической жизни (введением экспортно-импортных ограничений, предоставлением субсидий и налоговых льгот предприятиям или отраслям, наличием контроля над ценами, политикой множественных валютных кур­сов и т. д.). При этом на коррупцию сильнее нацелены те чиновники, которые получают низкую зарплату. Позднее эмпирические исследования подтвердили, что масштабы коррупции снижаются, если в стране мало внешнеторговых ограничений, если промышленная по­литика строится на принципах равных возможностей для всех предприятий и отраслей, а также если зарплата чиновников выше, чем у работников частного сектора той же квалификации.

В современной экономической науке принято отме­чать множественность причин коррупции, выделяя эко­номические, институциональные и социально-культур­ные факторы.

Экономические причины коррупции — это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служа­щих, а также их высокие полномочия влиять на деятель­ность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это за­метно в развивающихся и в переходных странах, но про­является и в развитых странах. Например, в США отме­чено много проявлений коррупции при реализации про­граммы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.

Институциональными причинами коррупции счита­ются высокий уровень закрытости в работе государст­венных ведомств, громоздкая система отчетности, от­сутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая


Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 65

распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных резуль­татов работы служащих.

Социально-культурными причинами коррупции явля­ются деморализация общества, недостаточная инфор­мированность и организованность граждан, обществен­ная пассивность в отношении своеволия «власть иму­щих».

В тех странах, где действуют все три группы факто­ров (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциали­стические страны), коррупция наиболее высока. Напро­тив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и корруп­ция там более умеренная.

Для объяснения причин и сущности коррупционных отношений экономисты обычно используют модель «поручитель (принципал) — исполнитель (агент) — опе­каемый (клиент)» (рис. 6-1).

В этой модели центральное правительство действует как принципал (П): оно устанавливает правила и назна­чает агентам (А), чиновникам среднего и низшего зве­на, конкретные задачи. Чиновники выступают при этом как посредники между центральным правительством и клиентами (К), отдельными гражданами или фирмами. В обмен на оплату налогов агент от имени принципала предоставляет клиентам различные услуги (лицензирует деятельность фирм, выдает гражданам социальные по­собия, осуществляет найм работников на государствен­ную службу и т. д.). Например, в рамках налоговой службы принципалом выступает государство в лице ру­ководителя налоговой службы, агенты — это сборщики налогов, а в качестве клиентов выступают все налого­плательщики. В обмен на выплату налогов налогопла­тельщики получают возможность легально функциони­ровать, в противном случае их ожидают штрафы и про­чие наказания.

3 — 5432



Теневая экономика


 



Выполнение обязательств в рамках контракта с принципалом

Устанавливает

правила и платит

зарплату


Сигналы о злоупотреблениях

Взятки


Рис. 6-1. Модель коррупции «принципал—агент—клиент»

Качество системы регулирования зависит от того, возникают ли в этой системе конфликты интересов ме­жду принципалом и агентом. Правительство в принци­пе не имеет ни времени, ни возможностей лично обслу­живать каждого клиента, поэтому оно делегирует пол­номочия по их обслуживанию чиновникам, предписав им определенные правила. Чиновники-агенты, зная своих клиентов лучше, чем правительство-принципал, могут более эффективно работать с ними. Но принци­палу трудно контролировать, как многочисленные по­средники-агенты выполняют предписанную работу, тем более что чиновники могут сознательно скрывать ин­формацию об истинных результатах своей деятельности. Поскольку честность чиновника-агента не может быть полностью контролируема, то агент сам решает, быть ли ему «честным». Решение чиновника зависит от ожи­даемых вознаграждений за добросовестную работу и ожидаемых наказаний за злоупотребления. Например, в российской налоговой системе оплата налогового слу­жащего почти не зависит от количества вносимых в бюджет средств за счет выявленных им укрываемых на­логов. Это приводит к тому, что зачастую сборщик на-


Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 67

лога оказывается сильнее заинтересован в получении взяток, чем в честной службе.

Нелегальное вознаграждение чиновнику-агенту от его клиентов может даваться по разным мотивам. Граж­данин или фирма могут дать взятку, чтобы чиновник дал им положенные услуги более быстро, «вне очереди» (ускоряющая взятка). Чаще, однако, чиновников подку­пают, чтобы они предоставляли своим клиентам пред­лагаемых государством услуг больше, а забирали нало­гов меньше, чем положено по закону (тормозящая взят­ка). Бывает и так, что чиновник имеет широкие возможности для придирок по надуманным предлогам; тогда взятки дают, чтобы чиновник не воспользовался своими возможностями проявить самодурство (взятка «за доброе отношение»).

Для предотвращения коррупции наиболее ответст­венным служащим стараются назначать очень высокое жалование и одновременно ужесточают меры наказания за нарушение ими служебного долга. Однако многие исследователи отмечают, что во многих случаях госу­дарственное жалование не может конкурировать с фи­нансовыми возможностями потенциальных взяткодате­лей (если ими являются крупные легальные бизнесмены или боссы мафии). Достойная зарплата агента является необходимым, но отнюдь не достаточным условием для предотвращения коррупции. Поэтому государство-принципал дополняет (или даже заменяет) высокие по­ощрения на «воззвания к честному поведению». Это значит, что правительство пытается создать психологи­ческие барьеры против своекорыстия агентов, напри­мер, повышая моральный уровень граждан через меха­низм обучения и идеологической пропаганды. Кроме того, правительство-принципал поощряет прямые связи С клиентами (прием жалоб от населения), которые слу­жат дополнительным и очень важным инструментом контроля над действиями чиновников-агентов.

Таким образом, от зарплаты агентов и от широты их полномочий зависят взаимоотношения «агент—клиент»,


68 Теневая экономика

а от степени контроля принципала над агентами и влияния клиентов на принципала — взаимоотношения «принципал-агент». Моральные нормы влияют в этой системе на все виды отношений, определяя меру допус­тимости отступлений от требований закона.

Предельно лаконичное определение основных при­чин коррупции некоторые зарубежные экономисты вы­ражают следующей формулой:

коррупция = монополия + произвол — ответственность

Это значит, что возможности коррупции прямо за­висят от монополии государства на выполнение некото­рых видов деятельности (например, производить закуп­ки оружия) и от бесконтрольности деятельности чинов­ников, а также обратно зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления.

Измерение коррупции

Масштабы коррупции определить довольно трудно. Это связано, прежде всего, с тем, что она (как и другие виды теневой экономической деятельности) в принципе укрыта от официального статистического учета. По­скольку у государственных чиновников больше возмож­ностей скрыть свои правонарушения, чем у рядовых граждан, то коррупция отражена в криминальной стати­стике слабее многих других видов преступлений. Кроме того, многие виды коррупции даже не связаны прямо с выплатой денежных вознаграждений, а потому не могут получить стоимостную оценку.

Чтобы получить сравнительные данные о степени развития коррупции в разных странах, чаще всего ис­пользуют социологические опросы и экспертные оценки.

В настоящее время наибольшим авторитетом пользу­ется индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index — CPI), который рассчитывается международной организацией Transparency International (в буквальном


Часть II, «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 69

переводе — «Международная прозрачность»). Эта не­коммерческая неправительственная организация по изучению коррупции и борьбе с нею интегрирует дан­ные научных исследований, проводимых по разным странам отдельными экономистами и организациями за три года, предшествующие расчету сводного индекса. Эти исследования сравнивают даваемые бизнесменами и аналитиками субъективные оценки степени коррум­пированности разных стран. В процессе обобщения данных отдельных исследований каждая страна получа­ет оценку по 10-балльной шкале, где 10 баллов означа­ют отсутствие коррупции (наиболее высокую «прозрач­ность» экономики), а 0 баллов — самую высокую сте­пень коррупции (минимальную «прозрачность»).

Индексы восприятия коррупции стали рассчиты­ваться с 1995 г. База используемых Transparency International данных постоянно растет: если в 1995 г. CPI был рассчитан для 41 страны мира, то в 2003 г. — уже для 133. Индекс восприятия коррупции в 2003 г. обобщал результаты 17 исследований общественного мнения, проведенных 13 независимыми организациями, причем в итоговый список включили только те страны, которые были охвачены как минимум тремя исследова­ниями.

Исследования Transparency International показывают сильную дифференциацию стран мира по степени раз­вития коррупции (табл. 6-2).

Вполне закономерно, что бедность и коррупция «идут рука об руку»: наиболее высококоррумпирован­ные страны — это, прежде всего, развивающиеся стра­ны с низким уровнем жизни. Постсоциалистические страны имеют несколько лучшие оценки, но и здесь коррупция довольно высока. Однако богатство само по себе не гарантирует свободы от коррупции. Германия и США имеют примерно тот же балл, что и гораздо более бедная Ирландия; Франция оказалась хуже Чили, Ита­лия — хуже Ботсваны.



Теневая экономика


Таблица 6-2 Индексы восприятия коррупции для некоторых стран мира

 

 

Страны Индекс восприятия коррупции
1995 г. 1999 г. 2003 г.
Высокоразвитые страны
Финляндия 9,1 9,8 9,7
Дания 9,3 10,0 9,5
Швеция 8,9 9,4 9,2
Канада 8,9 9,2 8,5
Великобри­тания 8,6 8,6 8,6
Германия 8,1 8,0
 
0,^  
Ирландия 8,6 7,7 7,5
США 7,8 7,5 7,5
Япония 6,7 6,0 6,9
Франция 7,0 6,6 7,1
Испания 4,4 6,6 7,1
Италия 3,0 4,7 4,8
Развивающиеся страны
Сингапур 9,3 9,1 9,3
Гонконг 7,1 7,7 8,0
Чили 7,9 6,9 7,4
Ботсвана Индекс не рассчитывался 6,1 6,0
Тайвань 5,1 5,6 5,6
Ю. Корея 5,6 3,8 4,5
Бразилия 2,7 4,1 3,9
Мексика 3,2 3,4 3,6
Египет Индекс не рассчитывался 3,3 3,2
Индия 2,8 2,9 2,8
Аргентина 5,2 3,0 2,5
Индонезия 1,9 1,7 2,0

 

Страны Индекс восприятия коррупции
1995 г. 1999 г. 2003 г.
Кения Индекс не рассчитывался 2,0
Нигерия То же 1,6 1,6
Страны с переходной экономикой
Словения Индекс не рассчитывался 6,0 6,0
Эстония То же L 5,7 6,0
Венгрия 4,1 5,2 4,8
Куба Индекс не рассчитывался Индекс не рассчитывался 3,7
Беларусь То же 3,4 3,3
Чехия » 4,6 4,2
Польша » 4,2 3,5
Китай 2,2 3,4 3,4
Армения Индекс не рассчитывался 2,5 3,1
Россия То же 2,4 2,8
Узбекистан » 1,8 2,3
Украина » 2,6 2,2
Азербайджан » 1,7 1,9
Грузия » 2,3 2,0

Дифференциация внутри групп стран с примерно одинаковым уровнем жизни сильно зависит от нацио­нальной хозяйственной культуры и от политики прави­тельства. Так, для стран с конфуцианской культурой,(Китай, Япония, Сингапур, Тайвань), где с глубокой Древности честный и мудрый чиновник считался культо­вой фигурой, индексы коррупции заметно ниже, чем, например, в странах Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш), в которых нет традиции уважения управлен­ческого труда.



Теневая экономика


Таблица 6-3 Индексы взяткодателей для некоторых стран мира

 

 

Страны Индекс взяткодателей
2002 г. 1999 г.
Австралия 8,5 8,1
Швеция 8,4 8,3
Швейцария 8,4 7,7
Австрия 8,2 7,8
Канада 8,1 8,1
Нидерланды 7,8 7,4
Бельгия 7,8 6,8
Великобритания 6,9 7,2
Сингапур 6,3 5,7
Германия 6,3 6,2
Испания 5,8 5,3
Франция 5,5 5,2
США 5,3 6,2
Япония 5,3 5,1
Малайзия 4,3 3,9
Гонконг 4,3 Индекс не рассчитывался
Италия 4,1 3,7
Южная Корея 3,9 3,4
Тайвань 3,8 3,5
Китай 3,5 3,1
Россия 3,2 Индекс не рассчитывался

В целом можно, таким образом, отметить две уни­версальные закономерности:

1) коррупция обычно выше в бедных странах, но ни­
же в богатых;

2) коррупция в целом ниже в странах западноевро­
пейской цивилизации и выше в периферийных странах.

Сравнение индексов восприятия коррупции за раз­ные годы показывает, что многие страны за относитель­но короткий промежуток времени серьезно меняют сте-


Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 73

пень коррумпированности. Например, в таких странах, как Италия и Испания, ситуация заметно ухудшилась, а в Аргентине и Ирландии улучшилась. Впрочем, делать межвременные сравнения индексов CPI надо очень ос­торожно, поскольку изменения балльных оценок стра­ны могут быть результатом не только изменившегося восприятия коррупции, но и изменившихся выборок и методологии проведения опросов.

Если индекс CPI показывает склонность чиновников разных стран брать взятки, то для оценки склонности предпринимателей разных стран давать взятки Trans­parency International использует другой индекс — индекс взяткодателей (Bribe Payers Index — BPI). Аналогично индексу CPI, предрасположенность компаний стран-экспортеров давать взятки оценивали по 10-балльной шкале, где чем ниже балл, тем выше готовность подку­пать. Собранные данные показывают (табл. 6-3), что лю­ди многих славящихся своей коррупцией периферийных стран (например, России, Китая) охотно готовы не толь­ко брать, но и давать взятки за рубежом. Что же касается фирм из развитых стран, то их склонность прибегать к подкупу оказалась довольно умеренной. Характерно, что Швеция оказалась среди самых «чистых» и по индексу CPI, и по индексу BPI.

Помимо индексов CPI и BPI для сравнительной оценки развития коррупции в разных странах использу­ют и иные показатели, например, барометр мировой коррупции (Global Corruption Barometer), индекс экономи­ческой свободы (Index of Economic Freedom), индекс не-•прозрачности (Opacity Index) и др.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.076 с.)