На пранена на апранена мартйо дживати кашчана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На пранена на апранена мартйо дживати кашчана



итарена ту дживанти йасмин этавапашрпитау

 

“Наша жизнь зависит не только от дыхания. Хотя пища и важна для поддержания здоровья, все же оно зависит не только от пищи, потому что не принесет она радости, если ум разочарован. Беспокойства проявляющиеся в жизни человека могут стать причиной разрушения самой личности. Твоя сила сокрыта в тебе. Религия начинается там, где заканчивается наука, в этом начало мудрости».

Архитектура предполагает тесную взаимосвязь самых различных аспектов научного знания, а именно знания об окружающей среде, климате, топографии, природе света и его различных проявлений, природу цвета и отражения. Немаловажную роль играет средства осуществления замысла архитектора, а именно материалы и методы строительного искусства. Проектирование – это познавательный процесс. Человек, окружающая его среда и методы тесно взаимосвязаны. Поэтому всякая попытка разработать проект относительна и требует от человека способности к глубинному внутреннему творческому процессу. Подобным же образом природа, человек и продукт их взаимодействия находятся в тесном соприкосновении в эволюционной сетью, ведомой соблюдением жизненных стандартов. Архитектуру необходимо увидеть, прочувствовать, воспринять, осознать как стоящую перед архитектором задачу как изнутри, так и снаружи. У нее должно быть и четвертое измерение.

Я приступил к работе над книгой, потому что это было нужно мне самому. Мне было интересно найти ответ на вопрос, почему древняя архитектура столь неожиданно стала привлекательной для западного мира. Эта работа – скромная попытка открыть для себя и своих читателей связь ведической архитектуры и человека, обладающим пониманием искусства жить. Жизнь современных людей, стоящих на пороге XXI века настолько сложна, нелогична и противоречива, и всякая попытка описать этот древний период развития человечества потребует огромных затрат бумаги. Я попытался взглянуть на чарующий ведический период развития человечества, исходя из понятий Истины, не упуская научное обоснование того, как людям той эпохи удавалось жить в таком тесном контакте с природой, чтобы читатели наших дней обрели для себя ясное понимание той роли, которую в жизни их предков играла архитектура.

Я прекрасно осведомлен о трудностях и ограничениях, сопутствующих попытке извлечь знания из Вед и Упанишад. Такие усилия, несмотря на все мои наилучшие намерения, не может претендовать на то, чтобы тщательным образом проанализировать такой огромный океан знаний. Моя цель – попытаться открыть для себя истину. Чтобы достичь этой цели, мы должны, избавившись от предубеждений, бесстрашно обратить свои умы к очевидным и доступным доказательствам, доступным нам. Чтобы обрести это желаемое благо следует сделать все, что от нас зависит, чтобы отличить известное от неизвестного и осознать разницу между «непроявленным» и «проявленным».

Архитектура регулирует связь между человеком и окружающей его средой. Архитектор должен демонстрировать в числе своих качеств способность преодолевать трудности, неизбежно возникающих на пути интеграции знания, содержащегося в Ведах и потребностей современного человека, не упуская из виду необходимость максимального сближения человека и природы с тем, чтобы найти приемлемое решение. Чтобы быть уверенным в хорошем результате намного важнее поставить правильные вопросы, чем найти ответы на вопросы неверные.

Мы должны привести в гармонию общие цели, моральные устои, верования человека, идеологию, экономическую ситуацию, социальные обязательства и культурную основу, подкрепленные философскими представлениями и продуманным мировосприятием. В ведические времена люди строили свои дома, храмы и селения, основываясь не на единственно важном для них желании обрести прибежище, но с устремлением обрести мирное место, где они могли возносить свои молитвы и жить в мире с собой и окружающим их миром. Но в наше время люди строят бетонные «муравейники», при этом зачастую руководствуясь желанием нажиться на этом. После Второй Мировой Войны, архитектура стала жертвой гонки так называемой модернизации, восприняв бюрократические цели как определяющие путь ее развития. Все это привело к повсеместному загрязнению окружающей среды и возникновению множества экологических проблем, когда уже не приходиться говорить об умиротворенности от жизни в любом жилище.

Древние философские представления основываются на двух путях логического познания бытия – индуктивном и дедуктивном. В прежние времена словом “ смрити ” обозначалось понимание законов природы, таких как закон причины и следствия, которые в свою очередь зависят от внутреннего мироощущения и вдохновения известного как шрути – божественного откровения. Говориться, что Веды, являются высшим выражением этого откровения. Говоря современным языком мы можем назвать эти два процесса познания объективным или атеистическим и субъективным или теистическим, при этом последний имеет дело с более тонкими аспектами жизни и сознания.

Человек неизбежно пытается найти ответы на жизненно важные вопросы, такие как «Что было в начале?» «Как зарождалась Вселенная?», «Что является сутью личности живого существа?», «Что есть высшая цель жизни?». Веды утверждают, что Сознание, Вселенская Воля, вездесущий и всемогущий «Брахман» (Пуруша) не имеет ни начала ни конца. «Вечный» включает в себя Пространство «акаш», Время «кала», Энергия “ пран ” и Природа “ пракрити ”. Всепронизывающее сознание регулирует все космическое пространство, освещает и вдыхает жизнь во все индивидуальные живые существа. Увядание и смерть – это начало нового цикла творения.

Веды утверждают, что помимо физического тела человек состоит из ума и разума, ведомые и контролируемые вселенским сознанием. Функции ума двояки – обретение знания посредством пяти чувств (гьян-индрии) и деятельности в этом мире через посредство чувств внешних (карам-индрии). Пять основных природных элементов, составляющих основу материального мира: пространство, воздух, огонь, вода и земля соотносятся с деятельностью наших чувств: слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием. Разум – есть сила, позволяющая нам отличать дурное от хорошего, принимать решения, ведущие к праведности или подталкивая к попыткам наслаждения преходящими удовольствиями; пытаться раскрыть смысл Реальности или же поддаться желанию, удерживающему нас в мире иллюзий.

Наша жизнь протекает в трех состояниях сознания: бодрствование, сон и глубокий сон. Поведение имеет три качества: саттва, раджас и тамас, то есть духовное, психологическое и грубо физическое поведение. В Ведах говориться, что благодаря обретению знания, бескорыстному служению и медитации можно обрести достичь Всевышнего. Знание может быть получено из янтр, творческая потенция от тантр, энергия от мантр, а вдохновение благодаря медитации. Все это – тайные законы природы.

Несмотря на укрепление позиций материализма, обилие ресурсов и богатств, жители Запада все чаще обращают свой взор на Восток, пытаясь обрести умиротворение ума. Индия – это такой источник, позволяющий прикоснутся к громадному океану ведического знания, доступного на этой планете. Эта тайна до сих пор остается неразгаданной для многих. Но если ведические взгляды представлять современному человеку, используя различные достижения современной технологии, эта уникальная информация станет предельно доступной и легко усваиваемой. Именно это позволит иначе взглянуть на архитектуру, искусство и науку.

Эта книга – скромная попытка рассказать о том, как жили и строили свои жилища люди, населявшие Древнюю Индию. Я постарался насколько это было возможно подробно обрисовать глубокую взаимосвязь архитектуры и человека того времени, которому удавалось жить в гармонии с природой и окружающим миром. Для эффективности я воспользовался диаграммами, картами, иллюстрациями и фотографиями.

Изложенные в данной книге взгляды являются сугубо индивидуальными и не отражают чью-либо еще точку зрения.

 

Февраль 1998 г.

Профессор Б. Б. Пури

Автор

 

 


ГЛАВА I

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ВЕДАНТЫ

 

Вводная часть

 

Будет неверным сказать, что природа настроена враждебно по отношению к человеку. Если попытаться воспринять взаимосвязь природы и человека с желанием усмотреть в этом высшую гармонию можно увидеть множество скрытых истин и энергий, которые существуют лишь для блага живых существ. Но всякое соперничество и желание подчинить природу не только не могут быть продуктивными, но и ведут к экологическому кризису и неестественности поведения человека по отношению к природе.

Древние философские представления основываются на двух путях логического познания бытия – индуктивного и дедуктивного. В прежние времена словом “ смрити ” обозначалось знание законов природы, зависящих от внутреннего мироощущения и вдохновения известного шрути - Божественного откровения. Говориться, что Веды, являются высшим выражением этого откровения. Выражаясь современным языком мы можем назвать эти два процесса познания объективным или атеистическим и субъективным или теистическим, при этом последний имеет дело с более тонкими аспектами жизни.

На протяжении последних 300 лет индуктивный метод познания укоренился как основной. Особенно в период после 1945 года – в эпоху расцвета информационных и управленческих технологий. Но исследования в этой области ограничены рамками физического мира (прежде всего подобные тенденции прослеживаются в холодных регионах мира), где способность человека выжить на физическом уровне является первостепенной задачей. Природа враждебна по отношению к человеку в таких местах. Взаимоотношения человека и природы можно выразить словами: «соперничество и взаимное подчинение».

Глобальный подход предполагает понимание метафизической и физической, теистической и атеистической природы человека и сознания, окружающей среды, как проводников выражения воли и желаний человека. Все должны восприниматься как часть неделимого целого. Все они являются частью и причиной эволюционного процесса – этого великого акта космического творения. Однако в каждом проявлении жизни человека можно увидеть определенные сферы деятельности, предполагающие глубокое понимание законов, управляющих этим миром и сама картина творения напоминает ему, что он представляет собой «часть целого – нечто, существующее в среде огромного мира, Вселенную, находящуюся внутри другой Вселенной». Термины «СОЗНАНИЕ», «ЖИЗНЬ», «ЧЕЛОВЕК» взаимодополняющие и связанные друг с другом на постоянной основе. Такой подход характерен для жителей субтропических стран. (Такие культуры обычно развиваются в тропических и субтропических долинах, разбросанных вдоль рек, где проблемы физического выживания не стоят столь актуально, как в других регионах мира. Эволюция ума и духа протекает здесь естественным образом и является приоритетной. Физическая жизнь не предполагает каких-либо ограничений в волеизъявлении человека, попытках его самовыражения. Физическая жизнь человека остается лишь тем фундаментом, с которого человек отправляется в путешествие в более тонкие и духовные аспекты жизни и сознания).

Таковы различные мыслительные процессы. В Пуранах приводится дальнейшее описание подобного рода процессов. Искусство, наука, технология достигли высокого уровня развития. Математика, астрология, литература, музыка, танец, скульптура, изобразительное искусство, медицина, металлургия также были крайне развитыми областями знания. (Интересно заметить, что в этих регионах здания были не очень прочными, что не предполагало их долговременное использование. По всей видимости это было связано особенностями местного климата). Индуизм, джайнизм и буддизм были тремя основными философскими школами, которые оказали сильное влияние на архитектуру и планирование городов в ведическую эпоху Индии.

 

 

Эволюция

 

Человек неизбежно будет искать ответ на жизненно важные вопросы:

 

«Что было на заре творения?» (Пуруша) - Человек

 

«Что было причиной творения?» (Пракрити) – Природа

 

«Как можно отличить актуальное от неактуального?»

 

«Что есть смысл жизни?»

 

Существует много вопросов, найти ответы на которые хотят как атеисты, так и рационалисты. И у тех и у других есть предполагаемые ответы. И наиболее важные ответы зачастую похожи друг на друга. Но множество вопросов остаются без ответов. Парадокс заключается в том, что чем большей информацией располагает человек, тем меньше он знает!

Если изначально не было ничего, то как из этого ничего смогло возникнуть нечто (Теория большого взрыва).

 

Веды говорят:

 

Ведах утверждают, что Сознание, Вселенская Воля не имеет ни начала ни конца. Параматман. Вечное включает в себя пространство – «акаш», Энергию – «прана», Массу – «райи», Время – «кала», Движение – «гати», Преобразование – «паривартен», Атма-пурушу – индивидуальное сознание, Природу – «практрити».

 

Всепронизывающее сознание управляет космическое проявление, а также сообщает жизнь существам этой Вселенной. Смерть и старость – есть начало и источник нового творения. (Диаграмма № 1).

 

Существует закон творения, закон поддержания, развития и закон разрушения. Суть знания Веданты выражена в понятии «Тримурти». (Диаграмма № 2).

 

Брахма – Творец

Вишну – Поддержатель

Махеш – Разрушитель

 

Вселенная управляется законами, воплощающими в себе бесчисленное множество имен и форм, постоянно меняющихся, движущихся и преображающихся. К понятиям вечным относятся даже смерть и разрушение, потому что они становиться причиной цикла нового творения: время, движение, преобразование, знания, мысли, творения, разрушения, существуют испокон веков. Также как испокон веков существовал проект этого мира.

Ум – это уникальное творение Всевышнего Проектировщика. Чтобы наслаждаться этой великолепной игрой сознания существуют Лила, Пуруша и Пракрити, но необходимо заработать право войти в эту лилу, открыть себя в ней, творить, будучи воодушевленным ею и раствориться в ней. Философская школа Адвайта называет это действо игрой одного сознания. Философская школа Двайта называет его величайшим танцем ума и сознания. Это игра творения.

УМ – автор и господин физического мира, окружающего человека.

 

ОТНОШЕНИЕ

 

Ведантический процесс познания настаивает на необходимости следования определенным принципам. Самый важный и них – это принцип призвания мира, основанный на повторении соответствующих молитв перед каждым занятием. Этот процесс имеет отношение к восприятию целостности человека. Другие направлены на развитие способности работать в команде.

Некоторые из них приведены ниже с переводами.

 

Пурнамадах пурнамидам пурнатпурнам удачйате пурнасья пурнамадая пурнамева вашишьяте. ОМ, ШАНТИ, ШАНТИ, ШАНТИ! (Диаграмма №3).

 

Перевод: Это совершенно, то совершенно, исходит из совершенного и совершенное исходит из него. Если совершенное изошло из совершенного, совершенное остается незатронутым.

 

Саханававату Саханубхуактй Сахавирйам Карававахаи Теджасвина Видхатамасту Ма Видвишавахаи. Ом, Шанти, Шанти, Шанти!

 

Перевод: «Пусть он защитит нас обоих. Пусть мы будем благословлены блаженством знания. Пусть мы будем храбрыми. Пусть наши исследования будут глубокими и искренними. Пусть мы будем всегда понимать друг друга. Вечность. Мир. Мир. Мир».

 

Последние две строки предупреждают нас о возможном недостатке тщательности и скрупулезности, свойственного дилетантам. Так же недостаток взаимной связи и скудность отношений приводит к неправильному пониманию и приложению знания и информации, требуемой для проектирования. Глубокое понимание, правильное приложение и обдуманные взаимоотношения необходимы для работы в команде. (Целостная натура не может быть поверхностной. Для того, чтобы быть сбалансированным, необходимо всегда быть предельно внимательным).

 

ОМ

 

«Ом» – представляет вечную бесконечность Вселенной (времени и пространства), а также указывает на бесконечность знания и информации. Троекратное повторение слова «шанти» после «ом» принципиально важно для обретения мира и от трех источников беспокойств освобождения (необходимого для обучения): внутренних, внешних и беспокойств, находящихся во власти высших сил (Диаграмма №3).

Повторение «Ом» или «Махаматры» помогает автору визуализировать высшие материи во время медитации, для чего он повторяет джапу, создавая особую могущественную вибрацию, которая практически проникает во все пять элементов: Пространство, Воздух, Огонь, Воду, Землю, из которых состоит вся эта Вселенная (шришти). Эта картина, ставшая доступная внутреннему взору автора уникальна и отображена им в очередной диаграмме №4.

Заполняя вакуум или пустоту (шуньям) повторение «Ом» постепенно заполняет ее до бесконечности.

Звуковая волна исходит из пустоты, становясь шанкх, также как и Воздухом. Постепенно расширяясь она становится основой пространства, воды, земли и, в конечном итоге, огня, который дает силы и, объединившись с другими элементами, становится причиной возникновения «Жизни и растительности во Вселенной» (Диаграмма №4).

 

Воздух – звуковая волна представлена шанкх

Вода – море представлена Рыбой – «Мин»

Пространство – вибрация ведущая к бесконечности

Земля – представлена «Жизнью и растительностью»

Огонь – вечно сияющее Солнце, дающее тепло, свет и энергию всему живому.

 

МИСТЕРИЯ «НЕИЗВЕДАННОГО»

 

«Неизведанное» – это суть поступков человека: горизонт – суть устремлений человека, но достижение его аннулирует время и энергию, затраченную на этот процесс. Горизонт – это своего рода реальность, выраженная в «Воображении». «Творчество» начинается на самой заре творения. Каждый раз, когда человек обращается к «Источнику» и ищет «Стимул», толчка к процессу приходит понимание Метода. Жизнь проявляется в импульсах, а не в повседневной рутине.

В каждом роде деятельности существует три аспекта: «Мантра» или концепция; «Янтра» или инструмент воплощения и материала, а также «Тантра» – управление процессом творения.

На заре творения Верховная Личность Бога являет себя в форме воплощения Пуруши или Маха-Вишну. Возлежа в водах причинного океана Маха-Вишну выпускает живые существа в материальную природу, бросая на нее взгляд. Этот взгляд есть непроявленная материальная энергия (изображенная как богиня Дурга). Слово Дурга, а именно так называется непроявленная материальная энергия, означает «тюрьма» и задача богини Дурги заключается в том, чтобы все греховные души находились в темнице этого материального мира. Для этой цели Господь Кришна даровал Дурге энергию, позволяющую ей создавать, поддерживать и разрушать весь космос (Диаграмма № 5).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.97 (0.06 с.)