Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Коррекция речевых нарушений
В коррекции речевых расстройств при ДЦП необходима согласованная деятельность психолога, логопеда, педагога и родителей. Существует большое число методов коррекции артикуляции у детей с ДЦП, начиная с самого раннего возраста. Наиболее известными зарубежными программами психомоторной коррекции являются методы Бобатов и В. Войта. В методе Бобатов особое значение придается торможению примитивных рефлексов, их патологической стойкости. Свой метод ученые назвали методом торможения постуральных рефлексов. Американские невропатологи и логопеды Westlake и Rutherford разработали интересную методику устранения нарушений речи у детей с ДЦП. Их методику можно разделить на две части: 1) обследование фоноартикуляторных органов и произношения, т. е. состояния органов слуха и речи, дыхания и периферических функций речи в разных ситуациях; 2) использование нестандартных процедур для фониатрического лечения и подбор специфической техники для развития потенциальных возможностей. Эта часть включает изучение психологического статуса ребенка с ДЦП, сенсоперцептивных данных (особенно важен I год жизни), развитие диалогической речи, свободной речи, использование разнообразных фониатрических подходов и упражнений. Особенно важны методики, включающие обследование в позе релаксации, с дальнейшим акцентом на ощущение и воспроизведение движений в условиях сопротивления (данный подход называется «стабилизация»). Шведский логопед Helen Muller уделял большое внимание поведению ребенка и приспособлению к спонтанному положению тела. Эта работа была одной из первых, в которой непосредственно манипулировали во рту ребенка и обучали его сосанию. Был сделан вывод о том, что кормление из соски приводит к гиперстимуляции. Орально-тактильная чувствительность нормализовалась в процессе терапии и кормления. Канадский логопед Marie Crickmay разработала методику коррекции на основе методики К. и В. Bobath's, которая является уникальным средством обучения детей с ДЦП. Особое внимание обращается на артикуляцию, движение языка, связанное с положением тела, подбираются необходимые позы для облегчения движения головы и артикуляции. Английский физиотерапевт Margaret Road предлагает методику для развития и исправления речи, включающую приемы обучения закрыванию рта, глотанию и контролю за слюноотделением.
Представляет интерес и методика Е. Ф. Архиповой. Эта методика базируется на стимуляции и развитии психомоторных функций у детей, страдающих церебральным параличом, в доречевом периоде. Широко используются разнообразные подходы для стимуляции голосовых функций детей раннего возраста и тактильно-кинестетическая стимуляция. Для коррекции речевых нарушений необходимо выявить состояние функций, связанных с произношением. Для этого следует обращать внимание на: — гипотонию/гипертонию мышц лица, насильственные движения, резкие движения или изменение тонуса, объем движений; — наличие или отсутствие рефлексов орального автоматизма, их влияние на дисфункции моторных структур, необходимых для питания; — рефлексы: сосание-глотание, кусание, рвотный, поисковый; — ответную реакцию при стимуляции области рта и вокруг него при помощи пальца логопеда. — челюсти во время движений и без движений (например, в норме челюсти во время отдыха находятся в полуоткрытом положении; у детей с ДЦП часто встречается, что в нейтральной ситуации челюсти находятся в открытом положении); — тонус, подвижность, компенсаторные реакции, симметрию губ; — тонус мышц языка, его изолированные движения, возможность их переключаемости; — мягкое небо, твердое небо, координацию между ними, подвижность; — ритм, объем дыхания, координацию между дыханием и речью (голосовыми реакциями), вдохом-выдохом, «обратное дыхание» (да/нет), сопровождение дыхание ребенка движениями тела и головы; — взаимоотношение между моторным контролем, который используется во время еды и во время фонации, еды и звукопроизношения; активность этого контроля, объем движений, наличие стереотипных движений. ВОПРОС. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА 1-Й СТУПЕНИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Первая ступень дошкольного образования предназначена для детей в возрасте от 2 до 4 лет. Основными задачами образования на 1-й ступени являются: 1.Адаптация ребенка в дошкольном учреждении.
2.Создание психологической основы развития разных видов деятельности. 3.Формирование первичных умений и навыков игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания. 4.Обеспечение необходимой двигательной активности ребенка в соответствии с его диагнозом. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении подразумевает создание положительной установки на посещение яслей-сада и активное включение ребенка в коррекционно-педагогический процесс. Нужно учитывать, что для большинства детей, поступающих в образовательное учреждение, это первый опыт пребывания в детском коллективе. Но для детей с проблемами это, как правило, и первый опыт отрыва от родителей, и первый опыт длительного пребывания в незнакомом помещении. В связи с этим, прежде всего, обстановка группы должна быть привлекательной для ребенка. Излишне говорить о том, что отношение сотрудников учреждения к ребенку должно быть исключительно доброжелательным. Иногда дети могут настороженно относиться к отдельным предметам обстановки. В связи с этим требуется предварительно выяснить у родителей, нет ли в групповой комнате предметов, вызывающих у ребенка неприязнь. В любом случае, если у ребенка есть фобии, особенно немотивированные, требуется консультация медицинского психолога, а, возможно, и психиатра. Создание психологической основы разных видов деятельности предполагает развитие психических процессов и функций. Развитие ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения проводится в соответствии с результатами индивидуального обследования ребенка. В раннем возрасте у детей формируются функции отображения, передвижения, манипулирования, имитирования, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения. Эти функции формируются и развиваются в процессе разных видов деятельности ребенка. Педагоги должны управлять развитием деятельности детей. Это касается, в первую очередь, коммуникации, игровой деятельности, самообслуживания и креативной деятельности. Основным подходом при выработке действий у ребенка с ДЦП является предварительное расслабление, далее — пассивное движение с постепенным переводом: в активное. Наиболее удачным положением при этом является такое, когда педагог, оказывающий помощь, располагается за спиной ребенка. Таким образом могут формироваться навыки самообслуживания, рисования и т. п. Полезно предлагать детям поучить куклу какому-либо действию. Для этого используются большие, мягкие, достаточно тяжелые куклы со сгибающимися руками и ногами. Ребенок располагается за спиной куклы и «обучает» ее действию самообслуживания. В соответствии с диагнозом, послужившим основанием для направления ребенка в специальное образовательное учреждение, необходимо обеспечить необходимый уровень двигательной активности с соблюдением ортопедического режима. Для детей с церебральным параличом обычно показан максимум двигательной активности, но для детей с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, например с миопатией, может требоваться существенное ограничение движений. Основные направления работы: 1.Формирование первичных коммуникативных умений и навыков. 2.Формирование первичных навыков самообслуживания. 3.Формирование игровых умений. 4.Формирование первичных познавательных интересов. 5.Формирование интереса к креативной деятельности. Эти направления реализуются в процессе всего времени пребывания ребенка в учреждении, но более целенаправленно — на занятиях в соответствии со специальными программами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.52.16 (0.064 с.) |