Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта



ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Специальность «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика»

Занятие 1

Воспитание: сущность и характеристика, принципы воспитания, особенности организации воспитательного процесса в специальной школе

Узловые вопросы темы

1. Воспитание как педагогический процесс.

2. Цель и задачи воспитания.

3. Особенности воспитания учащихся с нарушением интеллекта.

4. Основные закономерности воспитания.

5. Принципы воспитания.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризовать основные компоненты воспитательного процесса.

2. Показать особенности взаимодействия среды, наследственности и воспитания в развитии и формировании личности ребенка с нарушением интеллекта.

3. Обосновать необходимость взаимосвязи в работе учителя и воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

4. Заполнить таблицу «Специфика процессов обучения и воспитания»:

 

Критерии Обучение Воспитание
Доминирующая функция    
Содержание работы    
Методы воздействия    
Формы взаимодействия    
Формы осуществления контроля    

 

6. Познакомиться со статьей Н. И. Горшковой «Система воспитательной работы в школе-интернате». Выделить основные цели, задачи, этапы реализации программы воспитания учащихся с нарушением интеллекта. Рассмотреть содержание воспитания на разных возрастных этапах.

Список литературы

1. Горшкова, Н. И. Система воспитательной работы в школе-интернате // Н. И. Горшкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 5. - С. 27-37.

2. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах // О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. – С. 67-78.

3. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М.: Академия, 2006. – С. 94-125.

4. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. - С. 238-262, 288-332.

5. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 6-23, 80-92, 134-155.

Занятие 2

Методы воспитания, их сущность и характеристика

Узловые вопросы темы

1. Понятие и сущность методов воспитания.

2. Классификация методов воспитания.

3. Методы формирования сознания.

4. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

5. Методы стимулирования поведения и деятельности.

6. Взаимосвязь методов воспитания и условия их оптимального выбора.

7. Взаимосвязь приемов, методов и средств воспитания.

Задания для самостоятельной работы

1. Показать особенности использования различных методов воспитания в
специальной (коррекционной) школе VIII вида.

2. Составить схему «Классификация методов воспитания по характеру деятельности воспитателя и воспитанников» (с помощью текстового редактора Microsoft Office Word).

3. Используя педагогическую литературу или собственный опыт, описать педагогические ситуации (3 - 4), в которых воспитателем были применены (эффективно или неэффективно) методы формирования сознания, методы стимулирования поведения и деятельности. Дать оценку действиям воспитателя.

3. Используя педагогическую литературу или собственный опыт, привести примеры (3 – 4) использования различных видов требований в воспитательной работе. Дать оценку действиям воспитателя.

Список литературы

1. Горшкова, Н. И. Система воспитательной работы в школе-интернате // Н. И. Горшкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 5. - С. 27-37.

2. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах // О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. – С. 79-84.

3. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М.: Академия, 2006. – С. 105-107.

4. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. - С. 243- 247.

5. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 188-206.

 

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Учащихся специальной школы

Узловые вопросы темы

1. Сущность, цель и задачи трудового воспитания.

2. Система трудового воспитания школьников.

3. Коррекционное значение трудового воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта.

4. Компоненты системы профориентации.

5. Система работы школы по профессиональной ориентации умственно отсталых учащихся.

Задания для самостоятельной работы

1. Сделать подборку материалов из педагогических журналов, газет, Интернет-источников, посвященных проблемам трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.

2. Составить схемы «Формы трудового воспитания учащихся специальной школы», «Формы профориентации учащихся специальной школы» (с помощью текстового редактора Microsoft Office Word).

3. Подготовить доклады:

а) «К. Д. Ушинский о воспитательном значении труда»;

б) «Роль профессиональной подготовки и профессиональной ориентации в самоопределении личности».

Подготовить презентацию наглядного демонстрационного материала к докладам.

4. Объяснить понятие «профессиограмма». Составить профессиограмму для одной из профессий, которой могут овладеть умственно отсталые учащиеся.

Список литературы

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 320-335.

2. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах // О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. – С. 90-91.

3. Копылова, Т. Г. Система профессиональной работы в коррекционной школе VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. – 2006. - № 5. – С. 75-78.

4. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – С. 215-216, 288-301.

5. Серов, П. Н. Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида / П. Н. Серов // Дефектология. – 2006. - № 4. – С. 46-49.

6. Сидорова, М. М. Трудовая адаптация учащихся с нарушениями развития в рамках школьного трудового центра / М. М. Сидорова // Дефектология. – 2004. - № 3. – С. 87-89.

 

Занятие 6

Список литературы

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 354-370.

2. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. -М.: Просвещение, 1974. – 120 с.

3. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков. - М.: Академия, 2002. - 1993. - 175 с.

4. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. – С. 98-100.

5. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. – 175 с.

6. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – С. 318-332.

7. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / под ред. Т. Н. Головиной. - М.: Просвещение, 1972. - 104 с.

8. www.rubricon.com – информационно-энциклопедический проект, 65 энциклопедий и словарей.

9. www.km.ru – энциклопедия «Кирилл и Мифодий».

10. www.slovari.ru mega/km.ru/ojigov/alphabet.asp – электронные словари.

11. http://www.festival.1september.ru.

Занятие 7

Список литературы

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 335-354.

2. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. – С. 92-94.

3. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – С. 301-318.

4. Черник, Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: учеб. пособие. – М.: Учебная литература, 1997. – 320 с.

5. Бобылева, Л. Игра? Игра / Л. Бобылева, В. Таборко. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 223 с.

6. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.

7. Козак, О. Н. Летние игры для больших и маленьких / О. Н. Козак. – СПб.: Союз, 1997. – 144 с.

8. Физкультурно-оздоровительная работа в школе / под ред. А. М. Шмелина. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

9. http://www.festival.1september.ru.

 

Занятие 8

Занятие 9

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 5. «Коллектив как фактор развития дефективного ребенка» / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983.- С. 196-218.

2. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса / А. С. Макаренко // Пед. соч. в 8 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 1. – С. 267-329.

3. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. – М.: Политиздат, 1982. – С. 135-187.

4. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М.: Академия, 2006. – С. 146-154.

5. Нечаев, М. Управление развитием системы школьного самоуправления / М. Нечаев // Воспитание школьников. – 2007. - № 8. – С. 2-9.

6. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. - С. 262-270.

7. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 208-230.

8. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005. – С. 348-365.

9. Степанов, Е. Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы / Е. Степанов // Воспитание школьников. – 2006. - № 1. – С. 2-6.

10. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 239 с.

11. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: Политиздат, 1982. – С. 187-208.

 

ТЕМА, ВЫНОСИМАЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Список литературы

1. Айвазян, Е. Б. Проблемы особой семьи / Е. Б. Айвазян, А. В. Павлова, Г. Ю. Одинокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - № 2. – С. 61-67; № 3. – С. 72-79.

2. Баринова, Г. В. Система раннего комплексного сопровождения детей и семей / Г. В. Баринова // Дефектология. - 2003. - № 4. – С. 87-88.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 370-390.

4. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М.: Академия, 2006. – С. 190-196.

5. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – С. 333-348.

6. Смирнова, А. Н. Воспитания умственно отсталого ребенка в семье / А. Н. Смирнова. - М.: Педагогика, 1967. - 123 с.

7. Филиппова, Г. Г. Психологическая помощь семье в период перинатального развития ребенка / Г. Г. Филиппова // Дефектология. - 2003. - № 4. – С. 56-59.

8. Чарова, О. Б. Материнские установки по отношению к детям с нарушением интеллекта / О. Б. Чарова // Дефектология. – 2008. - № 6. – С. 13-19.

 

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.022 с.)