Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема государственности у восточных славян. Норманнская теория1. Предпосылки образования государства. 2. Этапы формирования государства. 3. Норманнская теория. 4. Особенности и историческое значение образования гос-ва у восточных славян. ----------------------------------------------------- 1. Государство у восточных славян сложилось в результате взаимодействия целого комплекса факторов — социально-экономических, политических, культурных. Социально-экономические факторы: развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного). Благодаря тому, что отдельная большая семья уже смогла обеспечить свое существование, родовая община стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Это создавало условия для имущественной дифференциации: разделение на бедных и богатых общинников. Политические факторы: усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при спорах. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем (князем). Со временем власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все меньше зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все больше отчуждались от интересов соплеменников. К внешним предпосылкам следует отнести «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи — хазары и норманны. Их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая продукты промыслов со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. 2. На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII — сер. IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье (сбор дани с общинников в пользу князя, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги). На втором этапе (2-я пол. IX — сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил — хазар и норманнов (варягов). ПВЛ (Повесть временных лет) сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей. В правление Олега (879—912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Игорь (912—945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников — печенегов. Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа Игоря, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты». Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира (980—1015 ), который заменил племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укреплять власть киевского князя на местах. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. 3. ПВЛ говорит, что в 862 г. славяне решили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русью, и их князю – Рюрику. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде, его братья Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев, освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописи, произошло образование Древнерусского государства. Эти данные легли в основу норманнской теории, выдвинутой в 40— 50-е гг. XVIII века немецкими учеными, которые жили и работали в России — Г.Байером и Г.Миллером. Норманисты считали, что государственность на Русь была принесена варягами (скандинавами) и делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству. Эта теория была подвергнута критике со стороны М.В.Ломоносова, который считал ее клеветой на древних славян. Современные исследователи считают: а) процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; б) Рюрик, скорее всего, реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от заморских варягов, захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; в) норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; г) Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино «путь из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство. 4. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многоэтническим (многонациональным) по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках ДРГ происходило складывание единой народности – основы трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.
ТЕМА 6. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА 1. Причины принятия христианства. Выбор князя Владимира. 2. Крещение Руси. 3. Значение принятия христианства. ------------------------------------------------ 1. «Крещение Руси» было вызвано целым комплексом факторов и причин: а) стремление Владимира укрепить власть, государственность, территориальное единство, так как только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти; б) необходимость новой идеологии, которая помогла бы утверждению отношений господства-подчинения (христианство оправдывало социальное неравенство); в) язычество изолировало Русь от христианского мира Европы. Согласно ПВЛ, в 986 г. к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Отверг Владимир и предложение перейти в римскую веру (католическое христианство). Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу — самыми красивыми. Так, согласно преданию, в 988 г. совершился выбор религии для Руси. Что стоит за этим преданием? В первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа. 2. Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Есликиевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например Новгород, приходилось крестить «огнем и мечом». Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна — с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник Масленицы. Таким образом, шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. Например, к Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию. Витоге происходил синтез православия и язычества, приведший кскладыванию так называемого «двоеверия». Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два имени — христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и, в то же время, его защитят языческие божества. Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях — епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники — так называемое белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство — монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди, жизнь, т.е. духовную, посвященную служению Богу. В монастырях создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей. Долгое время церковь существовала за счет десятины — десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли. 3. Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Русь начала переходить от политеизма к монотеизму. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого-либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем – сословия), все более осознавая себя православным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны верхов. Принятие христианства повлекло за собой качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяются письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. Появилось летописание. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства. Православие стало основой русской духовности, определив такие черты русского менталитета, как: 1) более душевные и доверительные межчеловеческие отношения; 2) совесть, терпение, самопожертвование, умение прощать, бескорыстие; 3) особое внимание на внутренний мир человека, его переживания; 4) стремление уйти от проблем грешного мира в собственный духовный мир, пассивное отношение к жизни; 5) идеал «Святой Руси» – стремление создать справедливое общество на земле на основе христианских заповедей. ТЕМА 7.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.004 с.) |