Предмет и задачи курса «Отечественная история» в ВУЗе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи курса «Отечественная история» в ВУЗе



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Курс лекций

ТЕМА 1.

Предмет и задачи курса «Отечественная история» в ВУЗе

1. Предмет исторического знания. История – важная составная часть гуманитарного, а также и вузовского образования. Её предметом является изучение деятельности людей, всей совокупности отношений человеческого общества. Корни истории уходят в древность. Необходимость запоминать события, факты и передавать следующим поколениям уроки жизни возникла с формированием сознания человека.

Предмет учебного курса истории России – осмысление закономерностей и уяснение основных фактов-событий исторического развития страны с древности до наших дней. Обращение к истории России помогает понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда вышли, куда идём, во имя чего? При всём своеобразии, непохожести, уникальности происходящих ныне в нашей стране перемен, в них можно найти сходные черты с прошлым. Их осмысление должно помогать в избежании ошибок в настоящем и выбирать наиболее оптимальные пути развития.

История обладает и огромным воспитательным воздействием. Уже историки прошлого видели задачу в том, чтобы вырабатывать у членов сообщества высокую нравственность и гражданские качества. Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей, свершения народных масс.

История – это наука, изучающая прошлое человечества с целью выявления закономерностей развития общества.

Предметнауки – это область исследования данной науки

Предмет истории – прошлое человеческого общества:

1) политическая история – история власти (правители, войны, дипломатические соглашения);

2) экономическая история – история хозяйства (способы производства, уровень технологий);

3) социальная история – анализ социальной стратификации (сословия, классы, социальное неравенство);

4) история культуры и искусства – специфика науки, философии, литературы, живописи, архитектуры, музыки, театра;

5) история духовного мира – религия, менталитет.

Таким образом, история пытается изучить всё общество в его многообразии.

Специфика предмета истории:

1) историк изучает то, чего уже нет;

2) картина прошлого восстанавливается по его остаткам и свидетельствам – историческим источникам (летописи, археология и т.д.);

3) изучая исторический источник, историк как бы вступает в диалог с человеком прошлого, его задача – понять специфику эпохи;

4) Н. Бердяев: необходимо понять исторический путь народов как свою собственную судьбу, как собственный духовный опыт, как будто это произошло с тобой.

Задачи изучения истории

1) восстановить путь развития человечества с целью прогнозов будущего;

2) попытка понять внутренний мир человека прошлого;

3) изучать исторические пути своей страны с целью осознания его специфики и выбора оптимального пути развития.

Для вузовского курса «Отечественная история» наиболее важна последняя задача.

Всё многообразие исторического прошлого различными исследователями чаще всего интерпретируется с точки зрения того или иного подхода.

Подходы к изучению истории

Подход (историческая школа) Представители Основные идеи
1. Формационный подход (марксизм) Карл Маркс Фридрих Энгельс 1) основа общества – экономика 2) движущая сила истории – столкновение производительных сил (люди в процессе организации производства) и производственных отношений (тип общества – рабовладельческий, феодальный, капиталистический и т.д.) 3) все народы проходят одинаковые стадии развития.
2. Цивилизационный Н.Данилевский О. Шпенглер А. Тойнби 1) история мира – это процесс развития локальных цивилизаций (Египет, Индия, Китай, Европа, Россия и др.) 2) у каждой цивилизации свой экономический уклад, религия, социальная структура, форма власти 3) развитие цивилизации обеспечивает политическая и творческая элита
3. Теория этногенеза Л.Н. Гумилёв 1) субъекты истории – этносы (народы), живущие ок. 1500 лет 2) движущая сила развития этносов – пассионарность – энергия живого вещества, дающая способность к сверхнапряжению сил. Она – результат действия космических излучений на генофонд народа 3) чем больше в народе людей-пассионариев со знаком «плюс», тем больше у этого народа шансов стать великим.
4. Школа «Анналов» М. Блок Л. Февр Ф. Бродель 1) изучение общества как целостной системы без разделения на экономику, политику, культуру и т.д. 2) реконструкция менталитета человека прошлых эпох. Менталитет – общие психологические и мировоззренческие установки, определяющие поведение людей (понятия о жизни и смерти, отношение к труду, богатству, Богу, власти, своей стране и т.д.) 3) в центре внимания – среднестатистический представитель прошлого (средневековый крестьянин, городской буржуа раннекапиталистической Европы)

В современной исторической науке предпринимаются попытки совместить важнейшие подходы.

ТЕМА 2.

ТЕМА 4.

ТЕМА 5.

ТЕМА 6.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

1. Причины принятия христианства. Выбор князя Владимира.

2. Крещение Руси.

3. Значение принятия христианства.

------------------------------------------------

1. «Крещение Руси» было вызвано целым комплексом факторов и причин:

а) стремление Владимира укрепить власть, государственность, территориальное единство, так как только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти;

б) необходимость новой идеологии, которая помогла бы утверждению отношений господства-подчинения (христианство оправдывало социальное неравенство);

в) язычество изолировало Русь от христианского мира Европы.

Согласно ПВЛ, в 986 г. к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Отверг Владимир и предложение перейти в римскую веру (католическое христианство). Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу — самыми красивыми. Так, согласно преданию, в 988 г. совершился выбор религии для Руси.

Что стоит за этим преданием? В первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа.

2. Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Есликиевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например Новгород, приходилось крестить «огнем и мечом». Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна — с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник Масленицы. Таким образом, шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. Например, к Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию.

Витоге происходил синтез православия и язычества, приведший кскладыванию так называемого «двоеверия». Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два имени — христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и, в то же время, его защитят языческие божества.

Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях — епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники — так называемое белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство — монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди, жизнь, т.е. духовную, посвященную служению Богу. В монастырях создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей. Долгое время церковь существовала за счет десятины — десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.

3. Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Русь начала переходить от политеизма к монотеизму. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого-либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем – сословия), все более осознавая себя православным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны верхов.

Принятие христианства повлекло за собой качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяются письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. Появилось летописание. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.

Православие стало основой русской духовности, определив такие черты русского менталитета, как:

1) более душевные и доверительные межчеловеческие отношения;

2) совесть, терпение, самопожертвование, умение прощать, бескорыстие;

3) особое внимание на внутренний мир человека, его переживания;

4) стремление уйти от проблем грешного мира в собственный духовный мир, пассивное отношение к жизни;

5) идеал «Святой Руси» – стремление создать справедливое общество на земле на основе христианских заповедей.

ТЕМА 7.

ТЕМА 8.

ТЕМА 9.

ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (2-ая половина 15 – начало 16 в.)

1. Иван III и завершение объединения земель.

2. Освобождение от ордынской зависимости.

3. Государственность и управление.

4. Тенденции социально-экономического развития.

5. Концепция «Москва – Третий Рим».

-------------------------------------------------------

1. Во второй четверти XV в. процесс объединения принял необратимый характер. Великий князь Иван III (1462—1505) полностью подчинил Ярославское княжество, ликвидировал остатки независимости Ростовского княжества, в 1478 г. присоединил Новгород, в 1485 г. — Тверь. Подавление двух феодальных центров — Новгорода и Твери, — длительное время соперничавших с Москвой, было решающим шагом в объединении русских земель вокруг Москвы. В 1489 г. войско московского князя подчинило Вятку. Так в основном завершилось формирование территории государства, что наполнило реальным содержанием используемый московском князем титул — государь всея Руси. В 1475 г. Иван III женится на дочери последнего византийского императора Софье Палеолог, что повышает международный авторитет Московской Руси. На Руси появляется новый герб – двуглавый орёл – символ межконтинентального геополитического положения России. Ранее считалось, что герб пришёл из Византии, однако, последние данные подтверждают его западноевропейское происхождение.

В результате войн с Литвой и перехода на московскую службу со своими землями русских православных князей из Литвы Ивану III удалось еще больше расширить свои владения. В составе Московского государства оказались княжества, расположенные в верховьях Оки (Воротынское, Одоевское и др.), и Чернигово-Северские земли.

Так Москва собрала под своей властью большую часть земель бывшей Киевской Руси.

2. Одним из главных завоеваний Ивана III становится полное освобождение от ордынского ига. В 1480 г. хан Ахмат решилзаставить Русь выплатить дань. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с литовским князем Казимиром, двинулся к юго-западным рубежам Руси. Иван III закрыл дорогу ордынцам, встав на берегу реки Угры — притоке Оки («Стояние на Угре»). Антирусский союз Орды и Литвы (князь Ягайло) развалился. Попытки хана переправиться через Угру были отбиты русскими войсками. Опасаясь ранних холодов и не получив ожидаемой помощи от литовцев, Ахмат отступил. Так закончилось 240-летнее ордынское иго. Орда распалась на ряд самостоятельных ханств, борьбу с которыми Русское государство вело на протяжении XVI — XVIII вв., постепенно включая их в свой состав.

3. Главой Русского государства был великий князь. Его власть была ничем не ограничена, являлась деспотической, не подчинялась никакому закону.

Чем объясняется утверждение самодержавной тенденции?

Во-первых, это сложившаяся геополитическая ситуация. Равнинный характер ландшафта, отсутствие естественных границ и открытость врагам как на Западе, так и на Востоке требовали огромного напряжения сил для обеспечения безопасности. В этих условиях требовалась жесткая организация всех сословий общества, закрепление их обязанностей и подчинение единому центру, т.е. деспотическому государству.

Во-вторых, экстенсивный характер хозяйственной деятельности. В условиях низкого плодородия почв и сурового климата увеличение производства валового продукта можно было обеспечить только за счет освоения новых земель, что и предопределяло колонизационные процессы. Однако, в любом случае, его объем оставался крайне низким, и для изъятия части продукта, необходимого для содержания армии, управленческого аппарата, строительных работ и пр. приходилось прибегать к крайним мерам, что также создавало условия для складывания самодержавия.

В-третьих, отсутствовали общественные механизмы, ограничивающие самодержавие. Сказался разгром в результате татаро-монгольского нашествия относительно независимого боярства и городов. В итоге, горожане стали союзниками великокняжеской власти, а не противостояли ей, как в Западной Европе, а бояре формировались как служилый слой.

Основную массу служилых людей составляли дворяне. В первой половине XV в. так именовали управителей княжеской вотчины. За службу они получали небольшие владения, позднее ставшие поместьями. В XVI в. дворянами стали называть верхушку служилых людей, вошедших в состав государева двора, а остальные именовались «детьми боярскими». Порядок прохождения службы основывался на системе местничества, когда назначение на должности зависело от заслуг и знатности рода.

Основу местного управления составляла система кормлений. Страна делилась на уезды, уезды на волости. Уездом управлял наместник, волостью — волостель. Они не получали жалованья за свою управленческую и судебную деятельность. Сама эта деятельность была лишь дополнением к главному — к праву получать «кормление», т.е. собирать в свою пользу часть налогов и судебные пошлины.

При Иване III (1462-1505) в Москве появляются прообразы органов центрального управления 16 в. – приказов. Во главе приказа стоял дьяк, текущую работу выполняли чиновники-подьячие. Каждый из приказов отвечал за определённую сферу государственного управления:

- Разрядный – назначал на должности;

- Поместный – наделял дворян землёй за службу и т.д.

В 1497г. был принят Судебник — первый свод законов единого Московского государства. Он разграничивал компетенцию великокняжеского и боярского судов, определял нормы наказания за те или иные преступления. Кроме того, он вводил общее для всех земель правило, регулирующее выход крестьян от своего феодала. В Юрьев день (за неделю до 26 ноября и неделю после) крестьянин мог перейти на другие земли, выплатив своему прежнему хозяину «пожилое» — плату за прожитые годы.

Преемником Ивана III на московском престоле стал его сын Василий III (1505-1533). Сын продолжал политику отца, направленную на воссоединение русских земель вокруг Москвы. В ходе успешной войны с Литвой были возвращены Смоленские и Черниговские земли. Под власть Москвы перешли Смоленск, Псков и Рязань.

Сформировалось Русское централизованное государство с центром в Москве.

4. Общество Московской Руси оставалось феодальным. Важнейшими тенденциями его развития и особенностями были:

1) наличие сословий – замкнутых социальных групп, члены которых наделялись определёнными правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Люди, принадлежавшие к тому или иному сословию, занимали различный социальный статус;

2) сохранялся средневековый традиционализм – тип общества, для которого характерны следующие особенности:

- большая роль религии, обрядов и традиций

- авторитарный тип власти,

- значительная роль общинных форм жизнеустройства,

- слабое выделение личностного начала;

- определяющее значение имеет аграрная экономика, сельский быт и крестьянский традиционный уклад;

4) господствующий социальный уклад – феодализм. Общество делится на два класса: феодалов (боярство, дворянство, Церковь) и зависимых крестьян. Роль и численность других сословий (духовенство, посадские люди – ремесленники и купцы, казачество) по сравнению с главными незначительны,

5) представители всех сословий, независимо от их статуса, считаются холопами царя и несут повинности в пользу государства,

6) постепенное усиление роли дворянства, вытесняющего бояр на ключевых постах в центральном и местном управлении. Дворянство сформировалось как служилое сословие, получавшее условные (не передававшиеся по наследству) земельные владения за службу государю. Дворянство стало надёжной социальной базой самодержавия и связывало свои интересы (в отличие от боярства) с усилением центральной власти,

7) перманентный процесс усиления феодального гнёта, закрепощения крестьянства, переход их из категории свободных в феодально-зависимых.

Таким образом, в период Московской Руси государство закрепостило все сословия. Это было сделано с целью усиления централизации, освоения огромных земель, необходимости содержания разветвлённого государственного аппарата, эффективной защиты от постоянных вторжений. Роль т.н. вечевого элемента и функции самоуправления были сведены к минимуму. Однако, основная масса населения – крестьяне – продолжали жить общинным укладом с его традициями «аграрного коммунизма» (М. Вебер).

5. Московское царство являлось также оригинальным культурным феноменом, содержавшим в себе особые смыслы, отражающие и формирующие образ эпохи.

Важнейшей идейно-политической доминантой Московской Руси являлась концепция «Москва – Третий Рим».

В 1453 году под ударами турок пал центр мирового православия – Константинополь. Русь стала единственным самостоятельным православным царством.

Христианство – религия универсализма. Она отрицает национальные и конфессиональные различия между людьми и призывает к объединению всех народов в лоне Православной церкви без стирания национальных различий.

Русский народ в силу своей способности понимать и мирно уживаться с другими этносами, лучше всего способен объединять народы в лоне православия. Не уничтожая эти народы, без насильственного обращения их в свою веру. Именно это и позволило русским собрать в гармоничном единстве более 200 народов на 1/6 части суши, ввести их в орбиту цивилизации, обеспечить им стабильное развитие.

На рубеже 15-16вв. псковский монах Филофей в письмах к Ивану III и Василию III сформулировал концепцию «Москва – Третий Рим». Накануне ожидания конца света и Страшного суда (в 1492г. – 7000 году от сотворения мира) Филофей писал: «Первые два Рима пали, ибо предали Бога и погрязли в пороках. Третий же Рим – Москва – стоит и здравствует, а четвёртому Риму не бывать».

Это не было свидетельством русского империализма, как трактуют концепцию «Москва – Третий Рим» на Западе. Старец обращался к русским правителям с призывом нести тяжкое бремя ответственности за судьбу мирового православия. Московская Россия обязана быть сильной, ибо на ней лежит особая миссия – мирно объединить человечество на основе христианских заповедей.

ТЕМА 10.

ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО

Реформы Ивана IV

1. Правительство Елены Глинской. Боярское правление. В 1533г. – умер Великий князь Василий III. У власти оказалась Елена Глинская (1533-1538) – мать малолетнего ИванаIV. При Елене была проведена денежная реформа: на территории Московской Руси вводилась единая денежная единица – московская копейка, названная так по изображению всадника с копьём.После смерти Е. Глинской – 1538-1547гг. начался период «боярского правления»: началась борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.

2. Личность молодого Ивана. Шуйские и Бельские поочередно захватывали власть. При этом они мало считались с росшим Иваном IV. Между тем время боярского правления самым пагубным образом сказалось на будущем царе.От природы умный и впечатлительный, Иван IV рос в обстановке полного и унизительного пренебрежения.

В душе мальчика рано возникло чувство ненависти и вражды к похитителям власти. Он стал свиреп и жесток, что едва ли можно назвать чем-то редким в то жестокое время. Подрастающий великий князь был противоречивой натурой. Предоставленный сам себе, Иван много читал и, несомненно, в среде русских книжников, людей образованных был своим человеком. Однако восприятие религиозной и светской литературы Иваном IV было достаточно своеобразное: он вынес из нее главным образом высокое представление о царской власти.

3. Реформы «Избранной рады» 50-х гг. XVI в. 16 января 1547 г. Иван IV торжественно венчался на царство. Принятие великим князем царского титула оформляло идею о высоком происхождении московских великих государей, наследников власти кесарей-императоров.

В конце 40-х гг. в окружении Ивана IV сложился кружок, который позже князь А. М. Курбский назвал Избранной радой (Князь Андрей Курбский, дьяк Алексей Адашев, протопоп Сильвестр, митрополит Макарий).

Реформы, к которым приступила Избранная рада, касались в первую очередь управления и суда. Выполняя решения Земского собора 1549г., правительство в 1550 г. приняло новый Судебник. Его отличительной чертой было стремление улучшить отправление правосудия. Правда, сама старая система управления и суда в лице наместников сохранялась, но с существенными поправками, суть которых сводилась к ограничению власти наместников и контролю над их деятельностью со стороны центральной власти и представителей местного населения — «лучших людей». Это были старосты и целовальники (выборные от посадских людей и черносошных крестьян Севера).

Не обошли составители крестьянский вопрос. Право на крестьянский переход в Юрьев день было оставлено за земледельцем. Однако сам выход был затруднен увеличением размера «пожилого».

В 50-е гг. как раз была завершена так называемая губная реформа, предполагавшая передачу дел по тяжким уголовным преступлениям из рук наместников губным старостам из числа местных выборных дворян, и проведена земская реформа, передававшая суд и управление на местах земским старостам (они судили лишь тягловых, «черных людей»). В результате наместники были упразднены, а многие их функции переданы органам местного самоуправления.

Правительство уделило большое внимание укреплению вооруженных сил. Было создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием, с элементами обучения и знаниями строя. Появившееся в 1556 г. Уложение о службе установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин. Отныне каждый дворянин с первых 150 десятин земли являлся на службу сам, с остальных приводил вооруженных слуг.

Опричнина (1565—1572 гг.)

1. Политика опричнины Ивана Грозного оценивается неоднозначно. Одни историки видят в ней проявление психической ненормальности царя, другие считают ее закономерной и прогрессивной по своему характеру. С. Ф. Платонов определял опричнину как аграрный переворот, вызванный борьбой «прогрессивного поместного землевладения» с «реакционным боярским».

Главная причина и задача опричнины – ликвидация сопротивления высшей власти со стороны боярских кланов, грозящего развалу страны. Определенную роль сыграло и ухудшение обстановки в стране в связи с Ливонской войной, так как система местного управления, сложившаяся после реформы, общая слабость центральных органов управления не позволяли обычными методами обеспечивать военные нужды. Сказались и личные качества царя: его мнительность, жестокость, сочетающиеся с умом, начитанностью, самомнением и верой в божественную природу своей власти.

2. В декабре 1564 г. царь неожиданно покинул столицу, забрав казну, символы власти и наиболее ценные иконы. Он обвинил бояр в измене, казнокрадстве, насилии над народом и заявил о своем решении оставить царствование.

Бояре вынуждены были послать к царю делегацию и принять все его требования. Главными условиями стали: разделение страны на земщину с прежней Боярской думой и приказами и опричнину со своей Думой, приказами-избами, войском; получение царем права полностью и бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом людей.

Террор против феодальной знати и церковных иерархов стал главным содержанием опричнины. Территории, где были сильны позиции боярства, подверглись настоящему разгрому. Кульминацией опричнины стал 1570 г., когда царь возглавил карательную экспедицию против Новгорода, уличённого в сговоре со шведами.

3. В 1571 г. царь не сумел организовать оборону Москвы от набега крымского хана Девлет-Гирея. Опричное войско, выродившееся в банду грабителей и убийц, оказалось неспособным противостоять внешнему врагу. Страшный разгром города, сгоревшего от пожаров, напугал царя. В 1572 г. перед угрозой нового нашествия татар Иван IV вынужден был отказаться от раздела страны и войска. Запрещено было произносить даже слово «опричнина» — нарушителю грозило наказание кнутом.

Попытка форсированными темпами и насильственными методами изменить структуру власти, централизовать ее в условиях незрелости социально-экономических и духовных факторов вызвала острый общественно-политический кризис, поставивший страну на грань национальной катастрофы в годы Смуты.

Опричный террор привел к ослаблению боярства и боярского землевладения. Но опричная политика стала одной из причин поражения в Ливонской войне. Внутренняя политика и затяжная война привели к тяжелому экономическому кризису, разорению населения, его бегству из центра на окраины. Государство теряло налогоплательщиков, служилые люди — крестьян, а это подрывало боеспособность армии. Для преодоления кризисного положения власть пошла на запрет крестьянского «выхода».

Внешняя политика Ивана IV

1. Задачи и основные направления внешней политики.

2. Присоединение Казани и Астрахани.

3. Продвижение в Сибирь.

4. Ливонская война.

-------------------------------------------------------

1. Задачи внешней политики: овладение Волжским торговым путем для развития торговли со странами Востока; продвижение в Зауралье и Сибирь; обеспечение безопасности южных рубежей; закрепление на берегах Балтийского моря.

Основные направления внешней политики — восточное и западное.

2. На восточном направлении главной была казанская проблема, связанная с овладением Волжским торговым путем. В 1552 г. после длительной борьбы была взята Казань и присоединено Казанское ханство, а в 1556 г. — Астраханское. Волжский торговый путь оказался под контролем Москвы, в состав Московского государства вошли земли Поволжья, открылась дорога для дальнейшего продвижения на восток, были развязаны руки для активизации действий на западе.

Для защиты от набегов крымских татар, опустошавших южнорусские земли, построили Тульскую засечную черту — линию крепостей, острогов, лесных завалов (засек) к югу от Оки. Позднее к югу и юго-востоку от нее сделали другие засечные линии.

Победы в Поволжье, оборонительно-наступательные мероприятия на юге заметно укрепили государство. Укрепились международные позиции России, а также авторитет Ивана IV.

3. В конце правления Ивана IV началось продвижение русских в пределы Сибирского ханства, «осколка» Золотой Орды. Русские промышленные и торговые люди шли на восток за пушным зверем и прочими богатствами. Строгановы, сольвычегодские промышленники, снаряжали отряды «охочих людей», казаков. Один из них возглавил Ермак. Отряд Ермака в 1582г. пришел с реки Чусовой, перевалив через Уральский хребет, и двинулся по Тоболу и Иртышу. Войско хана Кучума было разбито. Местные жители стали платить дань Москве. В 1585 г. Ермак погиб, но вскоре появились новые отряды — воевод И. Мансурова, В. Сукина и др. Они ставят укрепленные остроги, усиливают гарнизоны, основывают Тюмень (1586), Тобольск (1587), другие города. Вскоре Кучум терпит окончательное поражение, и Сибирское ханство перестает существовать.

4. В 1558 г. Россия развернула боевые действия против Ливонского Ордена. Началась Ливонская война (1558—1582). Целью России в этой войне было завоевание прибалтийских земель и укрепление на берегах Балтийского моря. Поводом явился союз, заключенный Орденом с Литвой и отказ Ордена возобновить уплату ежегодной дани, за г. Юрьев, которую ливонцы должны были вносить в соответствии с договором, заключенным с Иваном III в 1503 г.

Начало войны оказалось успешным для России. Были захвачены Нарва, Дерпт, Мариенбург. Магистр Ордена попал в плен. Орден был разгромлен и перестал существовать. Однако в войну вступили Швеция, Дания, Польша. С 1564 г. русские стали терпеть поражения. В 1569 г. Польша и Литва, заключив Люблинскую унию, объединились в единое государство — Речь Посполитую. В 1582 г. Россия заключила Ям-Запольское перемирие с Польшей, уступив ей Ливонию в обмен на возвращение русских городов. В 1583 г. было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Шведы удержали Эстляндию и захваченные ими русские города.

Ливонская война закончилась поражением России, потерей ею выхода в Балтийское море. Причины неудачи заключались, во-первых, в неверной оценке расстановки сил в Прибалтике, во-вторых, в ослаблении России в результате внутренней политики Ивана IV, прежде всего – опричнины.

ТЕМА 11.

Начало Смуты

1. Причины Смуты.

2. Лжедмитрий I.

3. Польско-шведская интервенция.

------------------------------------------------------------

1. Фактически события начала XVII в. представляли собой гражданскую войну, в которой одна часть общества, достаточно разнородная по своему социальному составу (служилые люди «по отечеству» и «по прибору» южных и юго-западных районов, посадские, казачество, беглые холопы, крестьяне и даже представители боярства), выступила против другой, не менее пестрой в социальном отношении, населявшей центральные и северные уезды.

Причины смуты: а) обострение социально-экономических и политических противоречий на рубеже веков; б) экономический кризис (неурожаи и голодные годы – 1601-1603); в) государственно-династический кризис (погибли сыновья Ивана Грозного); г) вмешательство внешних сил (Польши).

2. В 1584г. после смерти Ивана Грозного царем стал его сын Федор Иванович. Однако фактическим правителем вскоре становится шурин царя Борис Годунов. Он сумел добиться относительной социально-экономической и политической стабилизации, в первую очередь за счет закрепощения крестьян, поддержки средних и мелких землевладельцев и облегчения положения посадских людей. В 1589 г. был избран первый русский патриарх, что повысило авторитет русской церкви и государства. Во внешней политике Годунову удалось ликвидировать некоторые последствия Ливонской войны. После войны со Швецией Россия вернула часть утраченных территорий и снова получила выход к морю. Однако положительные изменения, происходившие в стране, омрачились трагедией в Угличе, где в 1591г. при невыясненных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий.

В начале 1598 г. умер бездетный Федор. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова (1598—1605). В начале XVII в. резко ухудшилась экономическая обстановка. В 1601 и 1602 гг. из-за дождей и ранних заморозков погиб урожай, что привело к голоду. В народе, воспринимавшем бедствия как «божье наказание» за грехи, все более распространялись слухи о греховности Бориса (детоубийстве 1591 г.) и его царствования («не от Бога»). Голод и разочарование в правлении Бориса Годунова привели к первым народным выступлениям и ожиданию спасителя.

В 1602 г. в Польше появляется человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия — Лжедмитрий I. Согласно официальной версии им был беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев. Он сумел заручиться поддержкой польской шляхты. В октябре 1604 г. с небольшим отрядом (4 тыс. человек, из которых 1 тыс. составляли поляки) Лжедмитрий перешел русскую границу около Чернигова и оказался на юго-западной окраине, куда стекались холопы и беглые крестьяне. В апреле 1605 г. умер Годунов. Лжедмитрий въехал в столицу и 30 июня 1605 г. венчался на царство. Однако в результате боярского заговора в мае 1606 г. Лжедмитрий был убит, а царем на Земском соборе провозглашен В.И. Шуйский.

3. В июне 1606 г. в г. Путивле под руководством воеводы князя Г. Шаховского и бывшего служилого холопа И.И. Болотникова поднялся мятеж против центральной власти. Нанеся ряд поражений войскам Шуйского, армия восставших, насчитывавшая до ста тысяч человек, осенью осадила Москву, к которой подошли также отряды рязанских и тульских дворян, возглавлявшиеся П.Ляпуновым и И. Пашковым. В решающий момент отряды Ляпунова и Пашкова перешли на сторону правительства, что предопределило поражение в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.084 с.)