Составители: к.э.н., доцент Акатова Н.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составители: к.э.н., доцент Акатова Н.А.



Составители: к.э.н., доцент Акатова Н.А.

Ст. преп. Арефьева И.Ю.

К.э.н., доцент Лобанова Н.М.

Ст. преп. Лукина М.В.

К.э.н. Стружкин Н.П.

К.э.н., доцент Чеботарева О.А.

 

УЧЕБНО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ»

ЧАСТЬ 2

 

для студентов специальностей

Финансы и кредит (080105)

Бухгалтерский учет, анализ и аудит (080109)

Мировая экономика (080102)

 

Москва – 2007

 

 

Тема 1. Интеллектуальные информационные технологии и системы.

Когда мы говорим о процессе управления и, тем более, процессе управления с использованием современных информационных технологий, то одной из самых важных задач, которые здесь возникают, является задача принятия решений, основанная на логических рассуждениях и опыте профессионалов и экспертов.

Обычно, эта задача выполнялась на основании вычисленных конечных результатов с помощью автоматизированных систем и опыте руководителя, который играл роль эксперта в своей области. Тем не менее, развитие информационных технологий позволяет строить системы, которые могут выполнить за эксперта множество операций и представить ему наиболее вероятные решения. Для этого используются системы искусственного интеллекта и системы, построенные на основании методов и моделей искусственного интеллекта и знаний эксперта.

Область построения информационных систем с использованием интеллектуальных особенностей человека существует достаточно долгое время. Уже в 50-х годах XX века ученые мира выделили в целое направление изучение методов построения информационных систем, обладающих способностями человеческого мышления. Это направление получило название – Искусственный интеллект.

Барр и Файгенбаум предложили следующее определение искусственного интеллекта, которое используется и по сей день:

Искусственный интеллект (ИИ) – это область информатики, которая занимается разработкой интеллектуальных компьютерных систем, т.е. систем, обладающих возможностями, которые мы традиционно связываем с человеческим разумом, - понимание языка, обучение, способность рассуждать, решать проблемы и т.д.

Другими словами, исследования в области искусственного интеллекта направлены на разработку программ, решающих такие задачи, с которыми сейчас лучше справляется человек, поскольку они требуют вовлечения таких функций человеческого мозга, как способность к обучению на основе восприятия, особой организации памяти и способности делать выводы на основе суждений.

Таким образом, разработка программы, которая выполняет сложную статистическую обработку данных, нельзя рассматривать как исследование в области искусственного интеллекта, какие бы сложные алгоритмы в ней не использовались. А вот создание программы порождения и проверки гипотез относится именно к этой области.

Технологии ИИ включают в себя искусственные нейронные сети (ИНС), экспертные системы (ЭС), нечеткую логику (НЛ), генетические алгоритмы (ГА) и т.д. и т.п. Лежащие в их основе идеи существенно отличаются от общепринятых методов вычислений, имитируя "человеческие", т.е. более понятные технологу, чем "чистому" специалисту по вычислительной технике, пути решения проблем либо "природное", "генетическое" развитие процессов. Например, интеллектуальные нейронные сети (ИНС-сети) обладают способностью к обучению, экспертные системы (ЭС) принимают решения на основе наборов правил и опыта экспертов, а системы с нечеткой логикой оперируют такими понятиями, как неопределенность и частичная/приблизительная истина.

 

Применение интеллектуальных автоматизированных систем в экономике.

 

Сегодня выделяют два основных направления в интеллектуальных технологиях – это экспертные системы и нейросетевые технологии.

Экспертные системы

Экспертная система - это программное средство, использующее экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения неформализованных задач в узкой предметной области. Основу ЭС составляет база знаний (БЗ) о предметной области, которая накапливается в процессе построения и эксплуатации ЭС. Накопление и организация знаний - важнейшее свойство всех ЭС.

Знания являются явными и доступными, что отличает ЭС от традиционных программ, и определяет их основные свойства, такие, как:

1) Применение для решения проблем высококачественного опыта, который представляет уровень мышления наиболее квалифицированных экспертов в данной области, что ведёт к решениям творческим, точным и эффективным.

2) Наличие прогностических возможностей, при которых ЭС выдаёт ответы не только для конкретной ситуации, но и показывает, как изменяются эти ответы в новых ситуациях, с возможностью подробного объяснения каким образом новая ситуация привела к изменениям.

3) Обеспечение такого нового качества, как институциональная память, за счёт входящей в состав ЭС базы знаний, которая разработана в ходе взаимодействий со специалистами организации, и представляет собой текущую политику этой группы людей. Этот набор знаний становится сводом квалифицированных мнений и постоянно обновляемым справочником наилучших стратегий и методов, используемых персоналом. Ведущие специалисты уходят, но их опыт остаётся.

 

 


 

Рис. 3. Взаимосвязи основных участников построения и эксплуатации экспертных систем

 

4) Возможность использования ЭС для обучения и тренировки руководящих работников, обеспечивая новых служащих обширным багажом опыта и стратегий, по которым можно изучать рекомендуемую политику и методы.

К числу основных участников следует отнести саму экспертную систему, экспертов, инженеров знаний, средства построения ЭС и пользователей. Их основные роли и взаимоотношение приведены на рис.3.

Экспертная система - это программное средство, использующее знания экспертов, для высокоэффективного решения задач в интересующей пользователя предметной области. Она называется системой, а не просто программой, так как содержит базу знаний, решатель проблемы и компоненту поддержки. Последняя из них помогает пользователю взаимодействовать с основной программой.

Эксперт - это человек, способный ясно выражать свои мысли и пользующийся репутацией специалиста, умеющего находить правильные решения проблем в конкретной предметной области. Эксперт использует свои приёмы и ухищрения, чтобы сделать поиск решения более эффективным, и ЭС моделирует все его стратегии.

Инженер знаний - человек, как правило, имеющий познания в информатике и искусственном интеллекте и знающий, как надо строить ЭС. Инженер знаний опрашивает экспертов, организует знания, решает, каким образом они должны быть представлены в ЭС, и может помочь программисту в написании программ.

Средство построения ЭС - это программное средство, используемое инженером знаний или программистом для построения ЭС. Этот инструмент отличается от обычных языков программирования тем, что обеспечивает удобные способы представления сложных высокоуровневых понятий.

Пользователь - это человек, который использует уже построенную ЭС. Так, пользователем может быть юрист, использующий её для квалификации конкретного случая; студент, которому ЭС помогает изучать информатику и т. д. Термин пользователь несколько неоднозначен. Обычно он обозначает конечного пользователя. Однако из рис.39 следует, что пользователем может быть:

· создатель инструмента, отлаживающий средство построения ЭС;

· инженер знаний, уточняющий существующие в ЭС знания;

· эксперт, добавляющий в систему новые знания;

· клерк, заносящий в систему текущую информацию.

Важно различать инструмент, который используется для построения ЭС, и саму ЭС. Инструмент построения ЭС включает как язык, используемый для доступа к знаниям, содержащимся в системе, и их представления, так и поддерживающие средства - программы, которые помогают пользователям взаимодействовать с компонентой экспертной системы, решающей проблему.

Отметим основные преимущества, которые даёт использование ЭС. Преимуществами и положительными качествами искусственной компетенции являются:

1) Её постоянство. Человеческая компетенция ослабевает со временем. Перерыв в деятельности человека-эксперта может серьёзно отразиться на его профессиональных качествах.

2) Лёгкость передачи или воспроизведения. Передача знаний от одного человека другому - долгий и дорогой процесс. Передача искусственной информации - это простой процесс копирования программы или файла данных.

3) Устойчивость и воспроизводимость результатов. Эксперт-человек может принимать в тождественных ситуациях разные решения из-за эмоциональных факторов. Результаты ЭС - стабильны.

4) Стоимость. Эксперты, особенно высококвалифицированные обходятся очень дорого. ЭС, наоборот, сравнительно недороги. Их разработка дорога, но они дёшевы в эксплуатации.

Вместе с тем разработка ЭС не позволяет полностью отказаться от эксперта-человека. Хотя ЭС хорошо справляется со своей работой, тем не менее, в определённых областях человеческая компетенция явно превосходит искусственную. Однако и в этих случаях ЭС может позволить отказаться от услуг высококвалифицированного эксперта, оставив эксперта средней квалификации, используя при этом ЭС для усиления и расширения его профессиональных возможностей.

Основой любой ЭС является совокупность знаний, структурированная в целях упрощения процесса принятия решения. Для специалистов в области искусственного интеллекта термин знания означает информацию, которая необходима программе, чтобы она вела себя "интеллектуально". Эта информация принимает форму фактов и правил. Факты и правила в ЭС не всегда либо истинны, либо ложные. Иногда существует некоторая степень неуверенности в достоверности факта или точности правила. Если это сомнение выражено явно, то оно называется "коэффициентом доверия".

Коэффициент доверия - это число, которое означает вероятность или степень уверенности, с которой можно считать данный факт или правило достоверным или справедливым.

Многие правила ЭС являются эвристиками, то есть эмпирическими правилами или упрощениями, которые эффективно ограничивают поиск решения. ЭС используют эвристики, так как задачи, которые она решает, трудны, не до конца понятны, не поддаются строгому математическому анализу или алгоритмическому решению. Алгоритмический метод гарантирует корректное или оптимальное решение задачи, тогда как эвристический метод даёт приемлемое решение в большинстве случаев.

Знания в ЭС организованы так, чтобы знания о предметной области отделить от других типов знаний системы, таких как, общие знания о том, как решать задачи или знание о том, как взаимодействовать с пользователем (см. Рис. 4). Выделенные знания о предметной области называются базой знаний, тогда как общие знания о нахождении решений задач называются механизмом вывода. Программные средства, которые работают со знаниями, организованными таким образом, называются системами, основанными на знаниях.

 


 

Рис. 4. Структура статической ЭС

 

БЗ содержит факты (данные) и правила (или другие представления знаний), использующие эти факты как основу для принятия решений. Механизм вывода содержит:

· интерпретатор, определяющий как применять правила для вывода новых знаний на основе информации, хранящейся в БЗ;

· диспетчер, устанавливающий порядок применения этих правил.

Такие ЭС получили название статических ЭС и имеют структуру, аналогичную рис.40. Эти ЭС используются в тех приложениях, где можно не учитывать изменения окружающего мира за время решения задачи.

Однако существует более высокий класс приложений, где требуется учитывать динамику изменения окружающего мира за время исполнения приложения. Такие экспертные системы получили название динамических ЭС и их обобщённая структура будет иметь вид, приведённый на рис.5.

По сравнению со статической ЭС в динамическую вводится ещё два компонента:

· подсистема моделирования внешнего мира;

· подсистема сопряжения с внешним миром.

 

 


 

Рис. 5. Динамическая экспертная система

 

Динамические ЭС осуществляет связи с внешним миром через систему контроллеров и датчиков. Кроме того компоненты БЗ и механизма вывода существенно изменяются, чтобы отразить временную логику происходящих в реальном мире событий.

К разряду таких динамических сред разработки ЭС относится семейство программных продуктов фирмы Gensym Corp. (США). Один из таких продуктов система G2 - базовый программный продукт, представляющий собой графическую, объектно-ориентированную среду для построения и сопровождения экспертных систем реального времени, предназначенных для мониторинга, диагностики, оптимизации, планирования и управления динамическим процессом.

В работе ЭС можно выделить два основных режима: режим приобретения знаний и режим решения задачи (режим консультации или режим использования). В режиме приобретения знаний общение с ЭС осуществляет эксперт (при помощи инженера знаний).

Используя компонент приобретения знаний, эксперт описывает проблемную область в виде совокупности фактов и правил. Другими словами, "наполняет" ЭС знаниями, которые позволяют ей самостоятельно решать задачи из проблемной области.

Отметим, что этому режиму при традиционном подходе к программированию соответствуют этапы: алгоритмизации, программирования и отладки, выполняемые программистом. Таким образом, в отличие от традиционного подхода в случае ЭС разработку программ осуществляет не программист, а эксперт, не владеющий программированием.

В режиме консультаций общение с ЭС осуществляет конечный пользователь, которого интересует результат и (или) способ его получения. Необходимо отметить, что в зависимости от назначения ЭС пользователь может:

· не быть специалистом в данной предметной области, и в этом случае он обращается к ЭС за результатом, который не умеет получить сам;

· быть специалистом, и в этом случае он обращается к ЭС с целью ускорения получения результата, возлагая на ЭС рутинную работу.

Следует отметить, что в отличие от традиционных программ ЭС при решении задачи не только исполняют предписанную алгоритмом последовательность операций, но и сама предварительно формирует её.

Хорошо построенная ЭС имеет возможность самообучаться на решаемых задачах, пополняя автоматически свою БЗ результатами полученных выводов и решений.

Особенности ЭС, отличающие их от обычных программ, заключаются в том, что они должны обладать:

1. Компетентностью, а именно:

· Достигать экспертного уровня решений (т.е. в конкретной предметной области иметь тот же уровень профессионализма, что и эксперты-люди).

· Быть умелой (т.е. применять знания эффективно и быстро, избегая, как и люди, ненужных вычислений).

· Иметь адекватную робастность (т.е. способность лишь постепенно снижать качество работы по мере приближения к границам диапазона компетентности или допустимой надёжности данных).

2. Возможностью к символьным рассуждениям, а именно:

· Представлять знания в символьном виде

· Переформулировать символьные знания. На жаргоне искусственного интеллекта символ - это строка знаков, соответствующая содержанию некоторого понятия. Символы объединяют, чтобы выразить отношения между ними. Когда отношения представлены в ЭС, они называются символьными структурами.

3. Глубиной, а именно:

· Работать в предметной области, содержащей трудные задачи

· Использовать сложные правила (т.е. использовать либо сложные конструкции правил, либо большое их количество)

4. Самосознанием, а именно:

· Исследовать свои рассуждения (т.е. проверять их правильность)

· Объяснять свои действия

Существует ещё одно важное отличие ЭС. Если обычные программы разрабатываются так, чтобы каждый раз порождать правильный результат, то ЭС разработаны с тем, чтобы вести себя как эксперты. Они, как правило, дают правильные ответы, но иногда, как и люди, способны ошибаться.

Традиционные программы для решения сложных задач, тоже могут делать ошибки. Но их очень трудно исправить, поскольку алгоритмы, лежащие в их основе, явно в них не сформулированы. Следовательно, ошибки нелегко найти и исправить. ЭС, подобно людям, имеют потенциальную возможность учиться на своих ошибках.

Ниже приведены некоторые примеры использования экспертных систем:

- обнаружение и идентификация различных типов океанских судов – SIAP;

- определение основных свойств личности по результатам психодиагностического тестирования в системах АВТАНТЕСТ и МИКРОЛЮШЕР;

- диагностика и терапия сужения коронарных сосудов – ANGY;

- диагностика ошибок в аппаратуре и математическом обеспечении ЭВМ – система CRIB и др.;

- контроль за работой электростанций - СПРИНТ;

- помощь диспетчерам атомного реактора – REACTOR;

- контроль аварийных датчиков на химическом заводе – FALCON и др;

- проектирование больших интегральных схем – CADHELP;

- синтез электрических сетей – SYN.

- предсказание погоды – система WILLARD;

- оценки будущего урожая – PLANT;

- прогнозы в экономике – ECON и др.;

- планирование поведения робота – STRIPS;

- планирование промышленных заказов – ISIS;

- планирование эксперимента –MOLGEN.

- обучение языку программирования Лисп в системе «Учитель Лиспа»;

- обучение языку Паскаль – система PROUST.

Проверочные тесты к теме 1

 

1.1. Каким диапазоном значений оперирует Нечеткая логика?

а.) Да/Нет

б) Плохо/хорошо/отлично

в) от 0 до 9

г) Слова естественного языка

д) Объекты реального мира

 

1.2.Какой элемент в структуре Интеллектуальной системы содержит правила обработки знаний?

а) База знаний

б) Интерпретатор

в) Лингвистический процессор

г) Блок аргументации

д) Метапроцедуры

 

1.3.Каким свойством обладает экспертная система?

а) Кодирование программы

б) Накопление и организация знаний

в)) Формирование текста на естественном языке

г)) Принятие решений

д) Вычисление статистических данных

 

1.4.Какие функции выполняет Инженер знаний

а) Организует знания

б) Моделирует стратегии поиска решений

в) Использует ЭС для поиска решений

г) Добавляет информацию в базу знаний

д) Строит экспертную систему

 

1.5.В каких задачах применяются нейросетевые технологии?

а) Аппроксимация функций

б) Статистическая обработка

в) Формализация естественного языка

г) Вычислительные задачи

д) Кодирование программ

 

Бизнес для Бизнеса (B2B)

 

Бизнес для Бизнеса (B2B) - это тот вид деятельности, когда две компании проводят бизнес-транзакции с помощью Интернет. Например, компания может разместить запрос на коммерческие предложения, получить текущие котировки от своих поставщиков, заключить контракт, получить или оплатить счета, опубликовать документы. Этот вид деятельности в Интернет является наиболее перспективным для российских компаний. Он позволяет построить на новом уровне коммерческие связи между производителями и создает благоприятную почву для партнерских отношений между ними. Рынок становится более открытым и появляется масса возможностей взаимодействия и приобретения необходимых услуг на локальном рынке, избавляя от необходимости импорта материалов и оборудования из-за рубежа или продолжительного поиска делового партнёра. В международном смысле, электронная коммерция дает компании больше шансов для высокой активности на глобальном рынке. Система B2B может быть как открытой, которую могут видеть и посещать обычные пользователи или другие возможные партнёры, так и закрытой - существующей только для определённых партнёров или рабочих групп, или исполняющей только определённые технологические функции.

Перефразируя можно сказать, что компании типа B2B обеспечивают связь потребителей продукции с производителями, покупателей с продавцами. В этих системах покупателями и продавцами выступают юридические лица. Кроме того, к системам B2B относится развивающееся направление "Управление логистическими цепочками" (Supply Chain Management), которое обеспечивает предприятию бесперебойную информацию о поставках и логистику всех контрагентов для основного производства.

Электронная коммерция типа B2B породила целый спектр моделей, присущий только данному виду электронной коммерции.

По функциональным возможностям среди сайтов B2B можно выделить следующие модели электронной коммерции (e- com):

 

Бизнес для Потребителя B2C

 

Бизнес для Потребителя (B2C) является наиболее популярной формой электронной коммерции на сегодняшний день. В этом случае деятельность нацелена на прямые продажи для потребителя. Один из самых крупных примеров B2C - это www.amazon.com, американский книготорговый сайт, услугами которого пользуются более 30 миллионов клиентов по всему миру. Именно он сумел подорвать обычный букинистический рынок США в течение нескольких лет. При решенных проблемах с доступом в Интернет в регионах, надежной работой платежных систем и служб доставки, B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. B2С создает новую технологию продаж, которая облегчает доставку товаров и услуг потребителям в любой части мира. Еще один плюс B2C - прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников в идеале дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что естественно приведет к росту прибыли.

 

Потребитель для Потребителя (C2C)

 

Хорошо известный пример компании типа C2C - eBay - компания по проведению онлайновых аукционов. eBay представляет собой "виртуальное торговое сообщество потребителей ", где каждый человек может покупать и продавать вещи. Из Российских компаний, таковыми являются molotok.ru и baraholka.ru. Таким, образом, аукционы eBay, www.molotok.ru и www.baraholka.ru, являются прекрасным примером проведения сделок типа C2C посредством Интернета.

 

Потребитель для Бизнеса (C2B)

 

Предоставляет потребителю возможность самостоятельно устанавливать стоимость для различных товаров и услуг, предлагаемых компаниями. Этот вид электронной коммерции является наименее развитым по сравнению с остальными. В качестве примера можно привести американскую компанию www.priceline.com, которая дает возможность своему покупателю назвать цену, за которую он хотел бы купить товар или услугу. Таким образом, формируется спрос, который не означает, что совершиться продажа по запрошенной цене. Продавец, пользуясь данными текущего спроса, принимает окончательное решение. Сайт C2B выступает в роли посредника-брокера в попытке найти продавца за сформированную предложениями покупателей цену.

 

2.3. Другие модели и понятие "совместной коммерции"

 

Ошибается тот, кто считает, что электронная коммерция сводится лишь к продаже и покупке товаров и услуг через Интернет и перечислению денежных средств по компьютерным сетям. Сегодня это понятие значительно расширилось и включает торговлю принципиально новыми видами товаров, например информацией в электронном виде.

Перечислим основные возможности и преимущества Интернет перед другими медиасредствами.

1. Таргетинг (точный охват целевой аудитории) географический, временной, тематический;

2. Tracking-возможность анализа поведения посетителей на сайте и совершенствование сайта, корректировка продукта и маркетинга в соответствии с выводами;

3. Доступность(24 часа в сутки, 7 дней в неделю) и гибкость (начать, корректировать и прервать продажу или рекламную компанию можно мгновенно);

4. Интерактивность: потребитель может взаимодействовать с продавцом и с продуктом, изучить его, иногда попробовать (например demo-версии программ, главу книги...) и, если подходит, - купить.

5. Возможность размещения большого количества информации (включая графику, звук, видео, спецэффекты);

6. Оперативность распространения и получения информации;

7. Сравнительно низкая стоимость;

8. Более сконцентрированное внимание пользователя перед ПК, возможность разобраться в деталях,

9. Возможность создания виртуальных сообществ(online Community) по интересам, профессиональным занятиям. А это уже готовая целевая аудитория (украинский пример - сайт "Динамо Киев от Шурика" www.dynamo.kiev.ua: до 11000 посещений в день).

Так как рынок средств экономической активности в Интернет постоянно развивается, то возникают новые варианты и направления их реализации. Но все они соответствуют одной из показанных выше схем.

Электронная коммерция типа B2G ничем не отличается от электронной коммерции типа B2B, за исключением того, что в качестве одной из компаний выступает государство. Бизнес есть бизнес, независимо от того, кто его ведет: физическое лицо, юридическое лицо или государственный (отраслевой, региональный и т.д.) чиновник. Общеизвестно, что государство является самым крупным заказчиком и покупателем в стране. Именно этому обязана своим рождением электронная коммерция типа B2G.

Электронная коммерция типа E2E появилась после возникновения и широкого распространения Интернет-бирж. Партнерство и кооперация Интернет-бирж возникают как тривиальное следствие того факта, что на одной Интернет-бирже невозможно представить всю мыслимую совокупность товаров и услуг. В связи с этим потребитель должен принимать участие в деятельности нескольких бирж, что во многих случаях просто неудобно. Гораздо привлекательнее выглядит модель, когда потребитель зарегистрирован на одной бирже и посылает заявку на товар и/или услугу на “свою” биржу. Если на данной бирже заявка не может быть удовлетворена, то она автоматически передается на другую биржу. Если и там требуемого товара и/или услуги нет, то она передается дальше до тех пор, пока не будет удовлетворена.

Модели электронного бизнеса – C2G, G2G и C2C – охватывают сферу бизнес-отношений государства с гражданами, а также граждан и государственных органов между собой. Они призваны сделать правительство доступным для населения страны и обеспечить граждан совершенными средствами доступа к государственным документам и выбранным представителям в органах управления. В то же время федеральные служащие получили возможность отслеживать настроения избирателей.

Эти модели C2G, G2G и C2C могут содержать элементы электронной коммерции, например:

- для сбора налогов,

- регистрации транспортных средств,

- регистрации патентов,

- выдачи необходимой информации и т.д.

В результате сокращается объем бумажной работы, а проведение необходимых процедур значительно ускорится. То, что раньше требовало от граждан долгого стояния в очередях, общения с правительственным чиновником и производства и перемещения большого количества бумажных документов, теперь происходит в течение нескольких минут.

Развитие моделей электронного бизнеса C2G, G2G и C2C может изменить саму природу власти и привести к "электронной демократии" (e-Democracy).

Развитие этих моделей - C2G, G2G и C2C - может привести к принятию важных законов путем всеобщего, тайного онлайнового волеизъявления на правительственном сайте. Каждый недовольный каким-либо законом сможет выразить свое мнение, и, при накоплении определенной "критической массы", такой закон автоматически будет включен в повестку дня законодателей.

Gartner Group дает следующее определение совместной коммерции:

Совместная коммерция ( c-commerce, collaborative commerce)- это набор электронных средств, обеспечивающих взаимосвязь между корпорациями, их клиентами, бизнес-партнерами, поставщиками и сотрудниками.

Из определения совместной коммерции следует, что границы корпорации раздвигаются, причем весьма существенно. При полномасштабной реализации концепции совместной коммерции с помощью "одного щелчка мыши" можно вовлечь все информационные потоки одной компании в бизнес-процессы другой компании, и наоборот. Обретает достаточно четкие очертания понятие "киберрынок", которое можно охарактеризовать как "неограниченное торговое и информационное сообщество". Совместная коммерция существенно расширяет рамки электронной коммерции за счет переноса акцентов с процессов купли/продажи (отнюдь не устраняя их) на информационный обмен между компаниями.

Итак, совместная коммерция - это использование онлайнового электронного бизнеса типа B2B для организации в большей мере информационного обмена, а не простого выполнения транзакций. При этом бизнес-партнеры могут обмениваться информацией, используя web-сервер в качестве посредника. Во многих случаях совместная коммерция упрощает обмен данными за счет устранения специального клиентского программного обеспечения на web-сайтах партнеров.

 

Таблица 3

Сравнение e-commerce(электронной коммерции) c c-commerce

  e-commerce c-commerce
Содержание Каталоги товаров Богатые информационные архивы
Сообщество Заранее определенные торговые партнеры Киберрынок
Виды коммерции Покупка, продажа, аукционы Совместные (общие) бизнес – процессы
Совместная деятельность Обмен сообщениями Обмен интеллектуальным капиталом

 

Основное отличие с-commerce от е-соmmerce видится экспертам Gartner Group в том, что новая бизнес-модель еще более расширяет круг участников, все дальше уходя от корпорации с ее традиционными торговыми партнерами и приближаясь к "киберрынку", обширному торговому сообществу (см. таблицу 3).

Специалисты Gartner Group подчеркнули также, что новая бизнес-парадигма внесет изменения и в правила построения взаимоотношений, что в первую очередь отразится на их стиле (совместную коммерцию будет отличать динамичный, быстроменяющийся, адаптивный характер) и на модели торговли - для c-commerce будут характерны партнерские каналы с разделением рисков между их участниками

 

Проверочные тесты к теме 2

 

2.1. Какие элементы поддержки извлечения прибыли входят в электронную коммерцию?

а) создание спроса на товары и услуги

б) предложения послепродажной поддержки и обслуживания

в) облегчение взаимодействия между деловыми партнерами

г) нет правильного ответа

д) все ответы правильные

 

2.2. Какую пользу приносит электронная коммерция вашему бизнесу?

а) краткосрочную

б) долгосрочную

в) не приносит вообще

 

2.3. Есть ли разница между электронной коммерцией и совместной коммерцией

а) да

б) нет

 

2.4. Определите понятие «совместной коммерции»

а) Совместная коммерция - это набор электронных средств, обеспечивающих взаимосвязь между корпорациями, их клиентами, бизнес-партнерами, поставщиками и сотрудниками.

б) Совместная коммерция – это совместное с бизнес-партнерами ведение торговых операций

в) Совместная коммерция – это возможность бизнес – партнеров использовать одни и те же электронные средства (совместно приобретенные) для электронной коммерции

г) нет правильного ответа

д) все ответы правильные

Мини-бухгалтерия.

Системы этого класса предназначены, главным образом, для малых предприятий с бухгалтерией от одного до трех человек и без явной специализации сотрудников на конкретных участках учета. Иногда они используются и в бухгалтериях достаточно крупных организаций, как инструмент главного бухгалтера при ведении сводного учета, а также для учета операций по кассе, банку и учета взаиморасчетов. Некоторые программы данного типа активно используются аудиторами. Программы класса «мини-бухгалтерия» позволяют вести синтетический и несложный стоимостной аналитический учет; вводить и обрабатывать проводки; рассчитать и распечатать показатели главной книги, оборотного баланса, журналы-ордера и ведомости; формировать первичные документы и отчетность.

Бухгалтерский комплекс.

Системы этого класса состоят из отдельных функционально законченных и взаимосвязанных программных модулей, которые реализуют функции отдельных участков учета и наиболее полно учитывают особенности их ведения. Здесь реализуется технология работы от первичного документа к проводке, полностью поддерживается специфика ввода исходной и получения выходной информации по каждому разделу учета.

Программы данного класса ориентированы, главным образом на средние и крупные предприятия при численности бухгалтерского аппарата более пяти человек и явном разделении функций между сотрудниками. В то же время нет никаких особых ограничений на применение бухгалтерских комплексов в малых предприятиях. Организационно АИС-БУ, созданная на основе бухгалтерского комплекса, представляет собой комплекс автоматизированных рабочих мест (АРМ), на каждом из которых установлен программный модуль соответственно выполняемым функциям учета. Бухгалтерские комплексы, в зависимости от технической базы, могут поставляться в виде отдельных локальных АРМ и как сетевые системы.

Представители этого класса: программные комплексы «БЭСТ-4», «БЭСТ-ПРО» фирмы «Интеллект-Сервис»; «ФинЭко» фирмы «Авэр».

Понятие казначейства

 

Общие сведения

Система "КАЗНА 2000" (автоматизированная информационная система исполнения федерального бюджета) предназначена для автоматизации деятельности управлений Федерального казначейства по учету доходов федерального бюджета на централизованных счетах 40101 и 40102 и предоставляет следующие возможности:

· аналитический учет доходов федерального бюджета с возможностью хранения учетных данных в нескольких разрезах;

· бухгалтерский учет доходов федерального бюджета;

· ведение нормативно-справочной информационной базы;

· работа с электронными платежными документами;

· обмен данными;

· импорт данных из внешних систем.

На основе полученной информации подразделениями Казначейства могут быть решены такие задачи, как:

· непосредственный контроль за динамикой поступления средств в федеральный бюджет;

· прогнозирование динамики поступлений средств с целью проведения соответствующего планирования и корректировки ассигнований из федерального бюджета;

· осуществление наблюдения за движением средств, поступающих в виде налогов в федеральный бюджет через банки;

· осуществление распределения регулирующих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами национально-государственных и административно-территориальных образований;

· передача информации из области или района в вышестоящие подразделения Казначейства, налоговые службы и местные финансовые органы о динамике поступлений доходов в федеральный и местные бюджеты и о текущем состоянии дел.

Благодаря использованию современных технологий в области хранения и обработки данных, система позволяет накапливать большой объем учетной информации в различных разрезах и за длительный срок. В результате становится возможным получать отчетность в различных разрезах, осуществлять анализ и прогноз данных о поступлении доходов в федеральный бюджет.

 

Состав комплекса

В состав комплекса входит выполнение следующих функций:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.143 с.)