Виды неправильного произношения звуков Р и Р’ и формы их появления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды неправильного произношения звуков Р и Р’ и формы их появления



Введение

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей [13, 3]. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Актуальность проблемы формирования правильного звукопроизношения у детей определяется тем значением, какую играет правильная речь в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе. Как отмечает О.В. Правдина [10, 108 ], неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих - 22 %, шипящих - 24%, р - 26 %, л - 10%, звонких - 4,5%, задненёбных - 1%, мягких - - 1,5%. Почему невыговари-вание звука «р» - частая проблема? Звук Р является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. Указанная закономерность в распределе-нии дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуля-ционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Многочисленными исследованиями отечественных исследователей в области дефектоло-гии и логопедии А.Н. Гвоздевым, Н.И. Жинкиным, Г.А. Каше, P.E. Левиной, О.В. Правди-ной [10, 105-110], Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой [14,60], М.Ф. Фомичевой [13, 3-5], Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской [ 4, 114], подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков.

Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осу-ществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. В наше время большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех сло-вах, которые включают определенные группы согласных - свистящие, шипящие,сонорные звуки. Дефекты звупроизношения сами собой не исчезают. При благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст – это время энергично-го развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.

Основная часть.

Произношение Р- РЬ в норме.

Ребенок дошкольного возраста только учится управлять своим языком, поэтому в отличии от взрослых произношение многих букв для него — целый труд. Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Согласные звуки р и р’ по степени участия голоса относятся к сонорным. По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты), По месту образования – язычно-альвеольные, р – твердый, p’ мягкий. Резонирует в ротовой полости.

Звук Р - согласный, ротовой, сонорный, твердый, дрожащий, переднеязычный.

Звук РЬ - согласный, ротовой, сонорный, мягкий, дрожащий, переднеязычный [ 13, 70]

Логопедический профиль

 

Артикуляция р Артикуляция р’

Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’

Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, что видно, нап-ример, при сравнении сло­гов ра, ро, ру. Между верхними и нижними резцами сохраняет-ся расстояние 4—5 мм. Язык принимает форму ложечки. Его боко­вые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под на­пором выдыхаемого воздуха. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка подни­мается к мягкому нёбу, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, производя голос.

Мягкая фонема р' отличается по артикуляции от парной твердой допол­нительным подъемом спинки языка к твердому нёбу (примерно, как при гласном и), кончик языка находится не­сколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с кор­нем продвинута вперед [14, 60].

Существует несколько причин нарушения правильного произношения данного звука:

- физиологическое строение языка. Эта причина рассматривается, как правило, в первую очередь. Речь идет о подъязычной уздечке. Бывает, что язык попросту не достает до неба, тем самым звук «р» получается картавым;

- малоподвижность артикуляционного аппарата, т. е малоподвижный язык. Данная сложность заключается в недостаточной разговорной практике. Чем меньше ребенок разговаривает, тем медленнее развивается амплитуда языка, его вибрация;

-нарушение фонематического слуха. Ребенок слышит речь взрослого человека, а затем пытается ее быстро воспроизвести. В результате он путает звуки «д» и «т», «я» и «а», «у» и «ю». Также вылетает из слов звук «р»;

-физиологические особенности дыхания; некоторые заболевания (насморк, заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличенные аденоиды) влияют на дыхание, таким образом оказывают воздействие на речевое дыхание.

Постановка

Существует несколько способов постановки звука Р:

- по подражанию с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции;этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

- механический способ – с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда) артикуляторным органам придается определенное положение;

- постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи:

- постановка от артикуляторного уклада (с помощью артикуляционных упражнений);

- смешанный способ.

Автоматизация

После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автома­тизации усвоенной артикуляции.

Звук Р’.

После автоматизации Р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения РЬ. Длительный, раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения РЬ в слогах, вводят слова, в которых он стоит

- в начале: река, репа, рябина, ремень, редис, рисунок, решетка и др;

- в середине: дерево, курица, черепаха, варенье, берет, корень, моряк, огурец и др;

- в конце: пузырь, фонарь, якорь, сухарь, календарь, букварь, дверь.

С отработанными словами составляют предложения, например: Рита варит рис. У Риммы сиреневый берет. На берегу реки растет кудрявая береза. У Сережи ремень с пряжкой. Рита дарит Боре фонарик [13,74].

Искажения звуков Р, РЬ.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно. Исправление горлового р можно проводить следующим образом.

Подготовительный этап. Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков Ш и Ж (при которых также требуется подъем широкого языка вверх), следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Постановка звука. Если у ребенка имеются правильные звуки Ш и Ж, надо сразу приступать к постановке Р проторного и выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука Р). Р проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого нёба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения. Необходимо все время следить за тем, чтобы ребенок действовал кончиком языка за верхними зубами. Нужно также, чтобы он зрительно контролировал свои движения перед зеркалом.

Автоматизация звука. Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению р, ребенок не всегда может уследить за своей артикуляцией. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны логопеда. Количество слов и предложений со звуком Р увеличивают постепенно. Сначала ребенок заучивает короткие стихи и потешки, затем короткие рассказы. Только тогда, когда у ребенка не будет ошибок в освоенном материале, можно требовать, чтобы он всегда правильно произносил звук Р в самостоятельной речи.

Заключение

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

Звук Р является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. Звук Р – согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный, бывает твёрдым или мягким. В норме появляется у ребёнка к 5-6 годам. Однако существует несколько причин по которым ребенок не может правильно выговаривать букву «р», это -физиологическое строение языка, малоподвижность артикуляционного аппарата, нарушение фонематического слуха и физиологические особенности дыхания. Из всех звуков русского языка звук р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, поэтому его нарушения бывают многообразными. Существует две разновидности дефекта фонем Р и Р’: ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена). Логопедическое воздействие осуществляется в обычном порядке, поэтапно: подготовительный этап, постановка звука и автоматизация.Также разработаны приемы постановки звуков Р и Р’.

Таким образом, следует подчеркнуть, что проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Но при правильной организации логопедической работы, положительный эффект достигается при всех видах нарушений произношения звуков Р- РЬ.


Литература:

1.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. / Сост. И.Ю. Кондратенко. — М.: Айрис — пресс, 2005.

2.Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление звукопроизношений речи/ Н. С. Жукова; - М:Эксмо, 2015. С 108 - 127

3.Коррекция нарушений произношения сонорных звуков у дошкольников и младших школьников: пособие для учителей-дефектологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / сост. Е. И. Шаблыко. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. — 130с.

 

4.Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. С. 112 – 115

5.Львов М.Р. Основы теории речи: Уч. пос. для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – 247с.

6.Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998.

7.Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р и Р’. – М., 1998. – С. 54

8.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной – М., 1968. – С. 271 – 337

9.Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Изд-во: Союз, 2005. – 224с.

10.Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. С. 105-110.

11.Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д., 2008. С. 38

12.Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. в 2-х частях. Часть II. – М., 1995. С. 36 – 86

13.Фомичева М Ф. Воспитание у детей правильного произношения, — М., -1999. – 240 с.

14. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов поспец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.— С. 60 -63.

 

15.Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных за-ведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 51-55.

16. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959. С.106

17.Шашкина Г.Р., Зернова Л.Г. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: 2007. С. 78

 

Введение

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей [13, 3]. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Актуальность проблемы формирования правильного звукопроизношения у детей определяется тем значением, какую играет правильная речь в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе. Как отмечает О.В. Правдина [10, 108 ], неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих - 22 %, шипящих - 24%, р - 26 %, л - 10%, звонких - 4,5%, задненёбных - 1%, мягких - - 1,5%. Почему невыговари-вание звука «р» - частая проблема? Звук Р является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. Указанная закономерность в распределе-нии дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуля-ционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Многочисленными исследованиями отечественных исследователей в области дефектоло-гии и логопедии А.Н. Гвоздевым, Н.И. Жинкиным, Г.А. Каше, P.E. Левиной, О.В. Правди-ной [10, 105-110], Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой [14,60], М.Ф. Фомичевой [13, 3-5], Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской [ 4, 114], подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков.

Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осу-ществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. В наше время большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех сло-вах, которые включают определенные группы согласных - свистящие, шипящие,сонорные звуки. Дефекты звупроизношения сами собой не исчезают. При благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст – это время энергично-го развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.

Основная часть.

Произношение Р- РЬ в норме.

Ребенок дошкольного возраста только учится управлять своим языком, поэтому в отличии от взрослых произношение многих букв для него — целый труд. Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Согласные звуки р и р’ по степени участия голоса относятся к сонорным. По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты), По месту образования – язычно-альвеольные, р – твердый, p’ мягкий. Резонирует в ротовой полости.

Звук Р - согласный, ротовой, сонорный, твердый, дрожащий, переднеязычный.

Звук РЬ - согласный, ротовой, сонорный, мягкий, дрожащий, переднеязычный [ 13, 70]

Логопедический профиль

 

Артикуляция р Артикуляция р’

Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’

Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, что видно, нап-ример, при сравнении сло­гов ра, ро, ру. Между верхними и нижними резцами сохраняет-ся расстояние 4—5 мм. Язык принимает форму ложечки. Его боко­вые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под на­пором выдыхаемого воздуха. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка подни­мается к мягкому нёбу, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, производя голос.

Мягкая фонема р' отличается по артикуляции от парной твердой допол­нительным подъемом спинки языка к твердому нёбу (примерно, как при гласном и), кончик языка находится не­сколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с кор­нем продвинута вперед [14, 60].

Существует несколько причин нарушения правильного произношения данного звука:

- физиологическое строение языка. Эта причина рассматривается, как правило, в первую очередь. Речь идет о подъязычной уздечке. Бывает, что язык попросту не достает до неба, тем самым звук «р» получается картавым;

- малоподвижность артикуляционного аппарата, т. е малоподвижный язык. Данная сложность заключается в недостаточной разговорной практике. Чем меньше ребенок разговаривает, тем медленнее развивается амплитуда языка, его вибрация;

-нарушение фонематического слуха. Ребенок слышит речь взрослого человека, а затем пытается ее быстро воспроизвести. В результате он путает звуки «д» и «т», «я» и «а», «у» и «ю». Также вылетает из слов звук «р»;

-физиологические особенности дыхания; некоторые заболевания (насморк, заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличенные аденоиды) влияют на дыхание, таким образом оказывают воздействие на речевое дыхание.

Виды неправильного произношения звуков Р и Р’ и формы их появления

Существует две разновидности дефекта фонем Р и Р’: ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена). РОТАЦИЗМ (лат. rhotacismus, от греческой буквы «ро») — нарушение произношения звуков (фонем) Р и РЬ. ПАРАРОТАЦИЗМ (от греч. приставки para, означающей отклонение или нахождение вблизи чего-либо. Ранее ротацизм называли картавостью, в настоящее время термин картавость не употребляется, вместо него часто используют выражение «недостатки, дефекты или нарушение произношения Р.

Разновидности ротацизма.

1. Часто звук Р полностью отсутствует в речи детей или вместо него появляется призвук гласного. В данном случае об­наруживается полное отсутствие нужных артикуляционных движений.

2. Недостатки произношения звука Р могут проявляться в виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной арти­куляции — велярный Р (от velum — мягкое нёбо), при кото­ром корневая часть языка сближается с нижним краем мягко­го нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыха­емый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мяг­кого нёба, в результате чего возникает шум, который, приме­шиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное звучание. При втором типе — увулярном Р (от uvula — язы­чок) — вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате слышится отчетливый рокот.

3. Встречается двугубный Р. Первый вариант — «кучерс­кое» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант — без вибрации — воспроизведение Р с помощью об­разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде анг­лийского «w».

4. При боковом произношении Р вибрация присутствует, но место ее передвигается. В основе бокового произношения обычно лежат причины органического характера: парезы язы­ка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию ко­торой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или непра­вильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы мешают формированию эластичности кончика языка и подня­тию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компен­сировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется сле­дующими способами:

а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву­чание [рл];

б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут­ренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как ре­зультат — «щечный» звук [р]; [10, 105-110]

в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает звук [п];

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней ли­нии — звучание [р] несколько смягченное.

5. Вместо Р порой встречается носовой звук типа английс­кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду­ха из глотки в нос.

6. В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на­зываемым одноударным Р, при котором передний край язы­ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут­ствует, слышится звук, напоминающий английский (альвео­лярный) «d».

7. Возможно и глухое произношение звука Р. При одноударном и глухом произношении звука Р артикуляция ока­зывается наиболее близкой к норме [15, 24]

8.Ротацизм лабиодентальный (искажение Р и РЬ, вызванное образованием звука между нижней губой и верхними зубами (резцами) или верхней губой и нижними зубами);

9.Ротацизм ларингеальный (гортанный) (проявляется при экстрапирамидных заболеванияих или вызывается расщелиной нёба, звуки Р-РЬ возникают за счет колебания сжатых ложных складок или сильно сомкнутых голосовых складок);

10.Ротацизм назальный (дефектное произнесениеР-РЬ обусловлено колебаниями между задней плоскостью мягкого нёба и задней стенкой глотки);

11.Ротацизм фарингеальный (глоточный) (дефектное произнесение Р-РЬ обусловлено образованием похожего на Р хриплого звука между корнем языка и задней стенкой глотки);

12.Гнусавое произношение Р (корень языка образует смычку с мягким нёбом и выдох происходит через нос);

13.Замена твердого Р мягким РЬ (корова — корёва, рука — рюка);

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука Р — на Л или ЛЬ и на Д. В данных вариантах параротацизма место обра­зования звука остается более или менее правильным, но изме­няется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: изменя­ется и место произношения: переднеязычный Р заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и спо­соб произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрыв­ными звуками. Возможна замена звука Р парным мягким РЬ.

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­вает как твердый Р, так и мягкий РЬ. Нередко, однако, при нарушенном Р отмечается сохранный РЬ. Реже наблюдается обратное [ 15, 31 ].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 2826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.06 с.)