Сарианиди В.И. Страна Маргуш 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сарианиди В.И. Страна Маргуш



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра всеобщей истории

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«28»июня 2013 года.

Протокол № 10

 

Зав. кафедрой, профессор

________Н.Б. Виноградов

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

АРХЕОЛОГИЯ

 

Направление подготовки: 050100 – Педагогическое образование

Профили: История. Обществознание

Профили: История. Право

Профили: История. Иностранный язык

 

Степень (квалификация) – бакалавр

 

 

Форма обучения очная

 

 

Челябинск 2013

Пояснительная записка

 

Курс «Археология» входит как составная часть в профессиональный цикл подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» 050100, профиль «история и обществознание».

Программа курса охватывает временной промежуток от начала истории Человечества до Средневековья включительно и соответствует требованиям «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования». В ней определены объем и содержание знаний студентов по учебному предмету «Археология», а также минимум профессиональных умений, которые формируются при его изучении.

Согласно учебного плана подготовки бакалавров по данному направлению, изучение учебного курса «Археология» запланировано в первом семестре I курса в объеме 22-х часов лекций, 32 часов семинарских занятий, завершающихся экзаменом.

По формам трансляции знаний для данного учебного предмета предусмотрены как аудиторная (лекции, семинары, коллоквиумы), так и внеаудиторная (самостоятельная) работа в объеме 45 часов.

Самостоятельная работа (работа с текстами учебника, рекомендованной литературой, заполнение таблиц, работа с картами, работа с терминами и понятиями) предполагает глубокое, самостоятельное освоение определенных тем курса, которые даются обзорно.

Каждый вид деятельности (аудиторная и внеаудиторная) оценивается в соответствии с модульно-рейтинговой системой.

Изучение курса построено на модульно-рейтинговой системе качества знаний студентов. Весь учебный материал разбит на 4 модуля, содержание каждого из которых соответствует проблематике определенного этапа археологической периодизации древней и средневековой истории (каменный век, эпоха палеометаллов, ранний железный век и средневековая археология).

В конце каждого модуля студентам предлагается пройти контрольное тестирование. Таким образом, рейтинговая система оценки знаний студентов предполагает накопление условных единиц знаний в течение каждого модуля, которые суммируются в конце курса. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый вид учебной деятельности, студент по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку.

Максимально возможный для каждого модуля рейтинговый балл (МРБ) составляет 100 б. МРБ – это идеальный показатель, соответствующий работе безукоризненного студента он приравнивается к 100 %. Минимальный рейтинговый балл для каждого модуля составляет 50 б., он соответствует 50 %.

В конце семестра, когда за каждым студентом будет числиться реальный рейтинговый балл (РРБ), отражающий интенсивность и успешность его учебной деятельности, РРБ сравнивается с МРБ и пересчитывается по следующим критериям:

«Отлично» - РРБ = 90 - 100% от МРБ (90 - 100 б.)

«Хорошо» - РРБ= 70 – 89 % от МРБ (70 - 89 б.)

«Удовлетворительно» - РРБ= 50 - 69% от МРБ (50 - 69 б.)

«Неудовлетворительно» - РРБ = 49% и менее от МРБ

Студент, получивший положительную оценку («отл.», «хор.», «удовл.») освобождается от сдачи экзамена, РРБ приравнивается к экзаменационной оценке.

Студент, получивший оценку «неудовлетворительно», считается имеющим задолженность по данной дисциплине и сдает экзамен в традиционной форме по билетам при условии погашения задолженностей.

 

1.1 Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Археология» являются:

ü Формирование у студентов целостного представления об общих тенденциях развития человечества в древности и средневековье

ü Формирование систематизированных знаний о содержании отдельных периодов древней и средневековой истории

ü Формирование у студентов представлений о неразрывной связи истории человеческих обществ и природы на протяжении всех изучаемых археологией периодов древней и средневековой истории

1.2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

 

Дисциплина «Археология» относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» 050100, профиль «история и обществознание». Знания, умения, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Археология» важны для освоения большинства предметов гуманитарного, социального, экономического и профессионального цикла.

 

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

При изучении учебного предмета «Археология» обращается особое внимание на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» 050100, профиль «история и обществознание»:

Общекультурные компетенции (ОК):

ü Бакалавр по специальности 050100 по направлению «история и обществознание» должен владеть культурой мышления, обладать способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)

ü Профессиональные компетенции (ОПК):

ü Должен обладать способностью систематизировать теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)

Специальные компетенции (СК):

ü Должен быть способен определять пространственные и временные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1).

ü Должен быть способен характеризовать модели общественного развития, анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2).

ü Должен быть способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторических процессов (СК-3).

ü Должен быть готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов, использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-4).

Матрица соответствия компетенций разделам (модулям) дисциплины

 
Компетенции Разделы (модули) дисциплины
Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4
ОК-1 + + + +
ОПК-2 + + + +
СК-1 + + + +
СК-2 + + + +
СК-3 + + + +
СК-4 + + + +

 

Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**) Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**) Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
ОК-1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1) - Знать основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества. - Уметь использовать различные виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности. - Владеть технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний.   - Знать содержание конкретных этапов древнейшей истории человечества и особенности их изменений. - Доказательно представлять теснейшую связь истории природы и человечества на различных этапах его древней и средневековой истории с использованием современных информационных технологий. Владеть картографическими материалами, иллюстрирующими и дополняющими представления о содержании этапов древнейшей истории человечества и динамике их изменения.    
ОПК-2 Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).       Знать пространственные пределы конкретных древних и средневековых обществ. Знать основные варианты организации жизни человеческих обществ в различных природно-климатических условиях на различных этапах их истории   Уметь использовать различные виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности.   - Владеть знаниями методов исследования, как собственно археологии, так и других наук, используемых ею.    
СК-1 Способен определять пространственные и временные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1).     - Знать основные методы изучения археологических источников. - Уметь доказать достоверность археологических знаний через методологию и методику археологической науки. - Владеть современными информационными технологиями для поиска, структурирования и трансляции материалов по предмету в среду школьников.    
СК-2 Способен характеризовать модели общественного развития, анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2).     - Знать основные причины глубоких изменений в жизни древних людей на различных этапах их древней истории. - Уметь определять основные причинные факторы изменений в жизни человеческих обществ на различных этапах древней и средневековой истории. - Владеть пространственными и временными характеристиками моделей общественного развития, исторических событий и явлений в развитии.    
СК-3 Способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторических процессов (СК-3).     - Знать основы археологических знаний по этапам древней и средневековой истории человечества. - Уметь кратко и структурно охарактеризовать культурно-хозяйственные зоны на различных этапах древней и средневековой истории человечества и их взаимосвязи. - Владеть приемами трансляции археологических знаний на школьную аудиторию.  
СК-4 Готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов, использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе исторических проблем (СК-4)   Знать основные теории и концепции археологической науки. - Знать основные методы изучения археологических источников. -Уметь применять знания методов археологического исследования при анализе археологических фактов и их совокупностей для доказательства решения тех или иных проблем древней и средневековой истории через привлечение археологических источников. Владеть знаниями основных методов исследования в археологии.

 

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

Учебники

Мартынов А.И. Археология. М.: Высшая Школа, 1996.

Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 608 с.

 

Словари и справочники

1. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М.: Прогресс, 1990

2. Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М.: Просвещение, 1996.

3. Мартынюк О.И. Между светом и тьмой. Терминологический словарь. Петропавловск, 2006.

4. Основы археологии. Учебный терминологический словарь (методическое пособие для студентов дневного и заочного обучения) / Сост. А.В. Епимахов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000

5. Бехайм В. Энциклопедия оружия. СПб: АО «Санкт-Петербург оркестр», 1995.

6. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага: «Артия», 1983.

7. Классификация в археологии. Терминологический словарь-справочник. М., 1990.

8. Сериков Ю.Б. Словарь понятий и терминов по курсу "Археология СССР". Нижний Тагил: Изд-во НГПИ, 1988.

9. Словарь античности. М.: «Прогресс», 1989.

 

 

Общие работы

 

1. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. Л.: Наука, 1968.

2. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. - М., 1979

3. Рындина Н.В., Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век. Учебное пособие по курсу «Основы археологии». М.: Изд. МГУ, 2002

4. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. М.: Изд. АН СССР, 1961.

5. Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж.К., Жумагамбетов Т. Археология Казахстана. А., 1993.

6. Матющенко В.И. Древняя история Сибири. Учебное пособие. Омск, 1999.

7. История Сибири. Т. 1. Л.: Наука, 1968.

8. Плешаков А.А. Древние культуры Казахстана. Петропавловск 2002

9. Клейн Л.С. Археологические источники. СПб: «ФАРН», 1995

Черных Е.Н. 2008

 

 

Дополнительная научно – популярная литература

По курсу «Археология»

 

Введение в предмет

 

1. Керам К.. Боги, гробницы, ученые. М.: Республика, 1994.- 351с.

2. Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М.: Мысль, 1988.- 271с.

3. Босов Г. Сильбо Гомера и другие. М.: Детская литература, 1976.-239с.

4. Ваганов П.А. Физики дописывают историю. Л.: ЛГУ, 1984.- 214с.

5. Дойель Л. Полет в прошлое. М.: Наука, 1979.- 295с.

6. Верещагин Н.К. Записки палеонтолога. По следам предков. Л.:Наука, 1981.- 165с.

7. Долуханов П.М. География каменного века. М.: Наука, 1979.-с.3-18.

8. Черных Е.Н. Металл - человек - время. М.: Наука, 1972. - 207с.

9. Хотинский Н.А. Следы прошлого ведут в будущее (очерки палеогеографа). М.: Мысль, 1981.- 159с.

10. Штоль Г. Генрих Шлиман: Мечта о Трое. - М., 1991

11. Формозов А.А. Археологические путешествия. - М., 1974.

12. Формозов А.А. Историк Москвы И.Е. Забелин. - М., 1984.

13. Писаревский Н.П. Археология моря. Города. Корабли. Поиск. - Воронеж, 1995.

14. Герасимов М.М. Люди каменного века. - М., 1964.

15. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. - М., 1966.

16. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. Что такое археология? - М., 1966.

 

 

Палеолитический период

 

1. Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель.Л.: Недра, 1991.- 256с.

2. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага: Артия, 1983.- 560с.

3.Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества. М.: Просвещение, 1988.- 155с.

4. Матюшин Г.Н. У истоков цивилизации. Книга для учащихся старших класссов. М.: Просвещение, 1992.- 190с.

5. Матюшин Г.Н. Три миллиона лет до нашей эры. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1986.

6. Матюшин Г.Н. Археологический словарь.М.: Просвещение, 1996.

7. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М.: Прогресс, 1990.

8. Окладников А.П. Открытие Сибири. М.: Молодая Гвардия, 1979.-С.3-61.

9. Окладников А.П. Утро искусства. Л.: Искусство, 1967.- 135с.

10. Окладников А.П., Окладникова Е.А. Заселение Земли человеком. - М., 1984.

11. Иди М. Возникновение человека. Недостающее звено. - М., 1977.

12. Кенстебл Д. Возникновение человека. Неандертальцы. - М., 1978.

13. Бибиков С.Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта. - Киев, 1981.

14. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. - М., 1986

15. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. - М., 1989.

16. Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984.

 

Мезолит

 

1. Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М.: Просвещение, 1972.

2. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М.: Наука, 1980.

 

4. Неолитический период

 

1. Андрианов Б.В. Земледелие наших предков. М.: Наука, 1978.- C.3-67.

2. Сарианиди В.И., Кошеленко Г.А. За барханами - прошлое. М.;Наука, 1966.- С.9-29.

3. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М.: Наука, 1980.- 133с.

4. Доманский Я., Столяр А. По бесовым следам. Л.: Изд.ГЭ, 1962.-241с.

5. Деревянко А.П. Ожившие древности. Рассказы археолога. М.: Молодая Гвардия, 1986.- 240с.

6.Окладников А.П. Лики древнего Амура. Петроглифы Сакачи-Аляна.Новосибирск: Зап.- Сиб. кн. изд., 1968.

7. Окладников А.П., Васильевский Р.С. Северная Азия на заре истории. Новосибирск: Наука, 1980.- 158с.

8. Никитин А. Над квадратом раскопа. - М., 1978

9. Массон В.М. Страна тысячи городов. М.: Наука, 1966.

10. Массон В.М., Сарианиди В.И. Каракумы: заря цивилизации. М.: Наука, 1972.

 

Энеолитический период

 

1. Рындина Н.В. Человек у истоков металлургических знаний // Путешествия в древность. Под ред. В.Л.Янина. М.: Изд.МГУ, 1983.- С.205-246.

2. Селимханов И.Р. Разгаданные секреты древней бронзы. М.: Наука, 1970.- 79c.

3. Черных Е.Н. Металл - человек - время. М.: Наука, 1972.- 207с.

4. Сарианиди В.И. Тайны исчезнувшего искусства Каракумов. М.:Наука, 1967.- 107с.

5. Массон В.М., Сарианиди В.И. Каракумы: заря цивилизации. М.:Наука, 1972.- С.8 - 26.

6. Шишкин И.Б. У стен великой Намазги. М.: Наука, 1977.- С.49-59.

7. Вадецкая Э.Б. Сказы о древних курганах. Новосибирск: Наука,1981.- С.49-59.

8. Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев: Куйб.кн. изд., 1986.- С.33-49.

9. Сарианиди В.И., Кошеленко Г.А. За барханами – прошлое. М.: Наука, 1966.

10. Средняя Азия в эпоху камня и бронзы. М. – Л.: Наука, 1966.

 

Бронзовый век

 

1. Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе:Илим, 1986.- 133с.

2. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М.:Восточная литература, 1994.- 464с.

3. Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия. Науч. ред. Г.Б.Здано- вич.Челябинск: Творч. объед."Каменный пояс", 1995.- 224с.

4. Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского По-волжья. Куйбышев: Куйб. кн. изд., 1986.- C.50-96.

5. Вадецкая Э.Б. Сказы о древних курганах. Новосибирск: Наука,1981.- С.60-79.

6. Шишкин И.Б. У стен великой Намазги. М.: Наука, 1977.-С.158-190.

7. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. Алма-Ата: Жалын, 1979.

8. Винников А.З., Синюк А.Т. По дорогам минувших столетий. Археологи о древней истории Воронежского края. Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд., 1990.- С.102-163.

9. История Сибири (в пяти томах). Т.1. Древняя Сибирь. Л.: Наука, 1968.- С.159-187.

10.Археология Украинской ССР. Т.1. Первобытная археология. Киев:Наукова Думка, 1985.- С.354-526.

11. Массон В.М., Сарианиди В.И. Среднеазиатская терракота эпохи бронзы. М.: Наука, 1973.

Ранний железный век

 

1. Брашинский И. Сокровища скифских царей. Поиски и находки. М.:Наука, 1967.- 127с.

2. Брашинский И.Б. В поисках скифских сокровищ. Л.: Наука, 1979.-143с.

3. Шелов Д.Б. Северное Причерноморье 2000 лет назад. М.: Наука,1975.- 152с.

4. Шелов Д.Б. Танаис. Потерянный и найденный город. М.: Наука,1967.142с.

5. Лесков А.М. Курганы: находки, проблемы. Л.; Наука, 1981.- 168с.

6. Федоров-давыдов Г.А. На окраинах античного мира. М.: Наука,1975. - 102с.

7. Цветаева Г.А. Сокровища причерноморских курганов. М.: Наука,1968.- 124с.

8. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М.:Мысль, 1982.- 123с.

9. Кошеленко Г.А. Родина парфян. М.: Советский художник, 1977.-175с.

10. Рубинштейн Р.И. У стен Тейшебаини. М.: Советский художник,1975.- 125с.

11. Массон В.М., Сарианиди В.И. Каракумы: заря цивилизации. М.:Наука, 1972.- С.51-102.

12. Сарианиди В.И., Кошеленко Г.А. За барханами - прошлое. М.;Наука, 1966.- С.107-186.

13. Вадецкая Э.Б. Сказы о древних курганах. Новосибирск: Наука,1981.- С.79-99.

14. 14. Окладников А.П.,Деревянко А.П. Далекое прошлое Приморья и Приамурья. Владивосток: Дальневосточное кн. изд., 1973.-С.208-282.

15. Кузьмина Е.Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М.: Наука, 1977.-143с.

16. Ставиский Б.Я. К югу от Железных ворот. М.: Советский художник, 1977. - 152с.

17. Вайнберг Б.И., Ставиский Б.И. История и культура Средней Азии в древности (7 в.до н.э.- 8 в.н.э.). Учебное пособие для высшей школы

18. Щеглов А.Н. Полис и хора. - Симферополь, 1977

19. Шрамко Б.А. Бельское городище скифской эпохи (город Гелон). - Киев, 1987.

20. Черненко Е.В. Скифо-персидские войны. - Киев, 1984

21. Хазанов А.М. Золото скифов. - М., 1975

22. Тереножкин А.И. Киммерийцы. - Киев, 1975.

23. Смирнов К.Р. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. - М., 1984.

24. Переводчикова Е.В. Язык звериных образов: Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. - М., 1994.

25. Молев Е.А. Боспор в период эллинизма. - Нижний Новгород, 1994

26. Медведев А.П. Сарматы и лесостепь. - Воронеж, 1991

27. Кругликова И.Т. Синдская гавань, Горгиппия, Анапа. - М., 1981

28. Граков Б.Н. Ранний железный век. - М., 1977.

29. Граков Б.Н. Скифы. - М., 1971.

30. Агбунов М.В. Загадки Понта Эвксинского. - М., 1985.

31. Агбунов В.М. Путешествие в загадочную Скифию. - М., 1989

32. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.– Л.: Изд. АН СССР, 1948.

33. Толстов С.П. Древний Хорезм. М.– Л.: Изд. АН СССР, 1948.

34. Сарианиди В.И. Бактрия сквозь тьму веков. М.: Мысль, 1984.

 

8. Средневековая археология

 

1. Федоров-Давыдов Г.А. Курганы, идолы, монеты. М.: Наука, 1968.158с.

2. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. - М., 1976

3. Исчезнувшие народы. М.: Наука, 1988.- 174с.

4. Плетнева С.А. Хазары. М.: Наука, 1986.- 90с.

5. Винников А.З., Синюк А.Т. По дорогам минувших столетий. Воронеж: Центр.-Черн. кн. изд., 1990.- С.191-301.

6. Окладников А.П., Деревянко А.П. Далекое прошлое Приморья и Приамурья. Владивосток: Дальнев. кн. изд., 1973.- С.283-422.

7. Массон В.М., Сарианиди В.И. Каракумы: заря цивилизации. М.:Наука, 1972.- С.106-158.

8. Вадецкая Э.Б. Сказы о древних курганах. Новосибирск: Наука,1981.- С.100-110.

9. Янин В.А. Берестяная почта столетий. - М., 1979.

10. Янин В.А. Я послал тебе бересту. - М., 1978.

11. Смоленск и Гнездово (к истории древнерусского города)/Под ред. Д.А.Авдусина. - М., 1991.

12. Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. - первой половины I тысячелетия н. э./ Отв. ред. И.А.Самонович и И.П.Русанова. - М., 1993.

13. Седов В.В. Славяне в древности. - М., 1994.

14. Седов В.В. Очерки по археологии славян. - М., 1994.

15. Плетнева С.А. На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. - М.,1989.

16. Плетнева С.А. От кочевий к городам. - М., 1967.

17. Плетнева С.А. Половцы. - М.: Наука, 1990.

18. Михеев В.К. Подонье в составе Хазарского каганата. - Харьков, 1985

19. Кочкуркина С.И. Сокровища древних вепсов. - Петрозаводск, 1990

20. Дубов И.В. Новые источники по истории Древней Руси. - Л., 1990.

21. Дубов И.В. Великий Волжский путь. - Л., 1989

22. Высоцкий С.А. Киевские граффити XI-XVII вв. - Киев, 1985

23. Булкин В.А., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Руси. - Л., 1978.

24. Буров В.А. Очерки истории и археологии средневекового Новгорода. - М., 1994.

25. Монгайт А.Л. Старая Рязань. М.: Изд. АН СССР, 1955.

26. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М.: Наука, 1984.

 

 

Электронные издания и Интернет-ресурсы:

1. Археология: hptt://www.list.ru/catalog/

2. Археология Европы: http://odur.let.rug.nl/arge/

3. Археологический журнал Сибири: http://www.mmedia.nsu.ru/museum

4. Археологическое обозрение: http:/kleio.dcn-fsu.ru/internet/new.shtml

5. Бронзовый век: hptt:www.geocities.com/Athens/Crete/4162/ebronzenf.htm#Russia

6. Государственный Эрмитаж: http://www.hermitage.ru/html_Ru/index.html

7. Скифская эпоха Алтая: http://www.hist.dcn-asu.ru

 

Модуль 1

Каменный век

Палеолит. Периодизация и хронология палеолитической эпохи. Природно – климатические изменения в палеолите и их роль в изменении образа жизни людей. Ранний палеолит. Проблема прародины человечества. Расселение человека по Евразии (стоянки Королево, Вертешселлеш, Кударо, Улалинка, Кульдара и др.). Технология обработки камня в раннем палеолите и типология каменных орудий этого периода. Мустьерская эпоха. Освоение неандертальскими общинами приледниковой зоны Северной Евразии. Археологические культуры в мустьерский период. Типы мустьерских памятников (стоянки Ак-Кая, Ильская, Молдова, Тешик-Таш, Оби-Рахмат, Денисова пещера и др.). Изменения в технике обработки камня и типологии каменных орудий. Хозяйственная жизнь и быт мустьерских людей. Археологические данные о зачатках идеологических представлений мустьерского населения Евразии. Проблема мустьерских погребений. Поздний палеолит. Полное освоение человеком Северной Евразии. Изменения в технике обработки камня и типологии каменных орудий. Хозяйство людей позднепалеолитического периода. Организация жизни и быта позднепалеолитического населения Северной Евразии. Погребальные обряды в эпоху позднего палеолита. Культурные общности и археологические культуры позднепалеолитического периода. Палеолитическое искусство (живопись в пещерных святилищах, резная скульптура, гравировка, музыка).

Мезолит. Мезолит как переходная эпоха. Климатическая характеристика мезолита (аллеред, бореал). Изменения в видовом составе животного мира и их последствия для жизни мезолитических общин. Мезолит Крыма (Шан-Коба, Замиль-Коба и др.). Мезолит Кавказа (поселение Чох в Дагестане, Ацинская пещера в районе г. Сочи). Мезолит Средней Азии (пещеры Джебел, Чиль-Шор-Чашма, Обишир и др.). Мезолит послделедниковой зоны Восточной Европы. Верхнее Поволжье (стоянки Борки, Скнятино, Елин Бор и др.). Приуралье (стоянки Огурдино, торфяниковый памятник Вис I и др.). Прибалтика (стоянки Якштонис в Литве, Кунда в Эстонии и др.). Мезолит Карелии (Оленеостровский могильник, стоянка Нижнее Веретье и др.). Мезолит Украины. Мезолит Белоруссии. Мезолит Сибири.

Неолит. Общая характеристика эпохи неолита. Природа и климат Евразии в неолите. Проблема «неолитической революции» и формирование новых культурно – хозяйственных зон. Основные технические открытия неолитического периода: широкое распространение новых приемов обработки камня (пластинчатая и отщеповая технология изготовления каменных орудий, распространение двустороннеретушированных и шлифованных орудий; сверление, пиление и шлифование. Изобретение глиняной посуды и особенности древнейшего гончарства. Распространение ткачества. Формирование лингвистических общностей в неолите по данным археологии.

Культуры «производящего» неолита. Джейтунская культура в Южной Туркмении. Неолит Кавказа и Закавказья (поселения Одиши, Кистрик в Грузии, Нижнешиловское поселение близ Адлера и др.). Неолит Украины и Молдавии: культура линейно-ленточной керамики (поселения Флорешты, Незвиско и др.), буго-днестровская, днепро-донецкая, сурско-днепровская культуры. Неолит Крыма (поселения Таш-Аир, Замиль-Коба II и др.). Осиноозерская и зайсановская культуры Дальнего Востока.

Культуры «присваивающего» неолита. Льяловская культура Волго-Окского междуречья. Нарвская культура в Прибалтике. Неолит Волго-Камья и его особенности. Неолитические культуры северо-запада современной территории России (карельская, беломорская и каргопольская). Прибалтийская неолитическая культура. Неолит Урала. Неолитические культуры Сибири: верхнеобская культура; Исаковская и серовская культуры Прибайкалья. Неолит Якутии (сыалахская, белькачинская, ымыяхтахская культуры). Неолит Дальнего Востока (громатухинская, новопетровская, нижнеамурская культуры). Культуры неолитического облика на Камчатском полуострове и острове Сахалин.

Неолитическое искусство. Наскальные рисунки. Скульптура неолитического периода по данным археологии. Орнаменты керамической посуды.

Модуль 2

Эпоха палеометалла.

Энеолит. Открытие металлов и зарождение металлургических знаний – составная часть производящей экономики. Металл как катализатор исторического развития в энеолите. Балкано-Карпатская металлургическая провинция энеолитического периода. Дальнейшее развитие производящей экономики в энеолите: трансформация раннеземледельческих обществ; степи Восточной Евразии в энеолите. Лесные энеолитические культуры.

Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов. Балкано-Дунайский энеолит. Культура Гумельница. Культура Триполье-Кукутени и родственные ей. Энеолит юга Средней Азии (анауская и геоксюрская культуры: Анау, Намазга-тепе, Кара-депе, Геоксюр I и др.). Энеолит Кавказа (поселения Кюль-тепе I, Шулаверис, Шому-тепе и др.).

Энеолит степей Евразии. Мариупольская культурная общность энеолитического периода. Энеолит Поволжья: самарская и прикаспийская культуры. Хвалынская культура. Ботайско-терсекская историко-культурная общность эпохи энеолита Северного Казахстана. Афанасьевская культура в Южной Сибири и на Алтае.

Бронзовый век. Общая характеристика бронзового века. Периодизация и хронология. Культурно-хозяйственные зоны в бронзовом веке. Металлургические провинции бронзового века и их культурогенетическая роль. Культуры ранних земледельцев в бронзовом веке. Сложение пастушеских культурно-исторических общностей в евразийских степях в бронзовом веке. Бронзовый век Кавказа. Кавказский центр металлургии и его роль в распространении металлургических знаний в степной полосе Евразии. Майкопская культура Северного Кавказа (поселения Мешоко, Долинское и др.). Памятники культуры дольменов на Северном Кавказе и их интерпретация. Куро-араксская культура в Закавказье (поселения Кюль-тепе, Шенгавит и др.). Северокавказская культура, прикубанская, каякентско-хорочоевская культуры Северного Кавказа. Центральнокавказская (кобанская), самтаврская, восточнокавказская, триалетская культуры. Колхидская культура. Бронзовый век Средней Азии. Исследование протогородских центров на юге Средней Азии (Алтын-тепе, Намазга-депе, Сапалли-тепа и др.). Тазабагъябская культура севера Средней Азии (поселения Кокча 15, Джанбас 30, могильник Кокча 3 и др.). Суярганская культура Хорезма. Бронзовый век евразийских степей. Древнеямная культурно-историческая общность и ее проблематика. Катакомбная культурно-историческая общность: проблема происхождения катакомбного населения. Катакомбные культуры и их основные характеристики. Распад катакомбной общности. Общность культур многоваликовой керамики (бабинской) Украины и Подонья. Доно-Волжская абашевская культура. Памятники Потаповского типа в Среднем Поволжье. Памятники покровской культуры Нижнего Поволжья. Памятники синташтинского типа на Южном Урале. Срубная культурно-историческая общность; ее периодизация и проблематика. Сложение андроновской культурно-исторической общности, этапы ее истории. Связь срубно-андроновского мира с индоиранской проблемой. Окуневская, андроновская и карасукская культуры в степях Южной Сибири. Бронзовый век лесной полосы. Дальние миграции в лесной полосе и их последствия. Фатьяновская культура и ее древности. Абашевская культура в Среднем Поволжье и на Южном Урале. Памятники сейминско-турбинского типа и их интерпретация. Лесные культуры Западной Сибири в бронзовом веке (Ростовкинский могильник, поселение Черноозерье 6 и др.). Самусьская культура в Западной Сибири (поселения Крохалевка 1, Самусь 4). Кротовская культура (поселения Кротово, Преображенка 2, могильник Сопка 2 и др.). Еловская культура и проблема андроноидных культур. Молчановская культура Томско-Нарымского Приобья конца бронзового века. Бронзовый век Прибайкалья (глазковская культура). Проблема бронзового века на Дальнем Востоке: синегайская, маргаритовская и лидовская культуры. Искусство в бронзовом веке.

Модуль 3

Ранний железный век

Освоение, широкое распространение металлургии и обработки железа и последствия этого процесса для жизни народов раннего железного века. Основные тенденции исторического развития в раннем железном веке. Ранний железный век степей Евразии. Общая характеристика скифо-сибирского мира. Этапы истории степных кочевых обществ раннего железного века. Черты единства степных культур раннего железного века: природно-климатические условия, кочевничество, комплекс предметов вооружения и снаряжения боевого коня, скифо-сибирский «звериный» стиль декоративно-прикладного искусства и его интерпретация, языковое единство. Особенности социально-политической организации степных обществ раннего железного века. Скифо-сибирский мир – особый тип цивилизации. Дальние миграции в степях в раннем железном веке. Влияние кочевых культур степей Евразии на жизнь обществ южной части лесной полосы и его последствия. Скифский мир. Проблема происхождения скифских культур. География Скифии и расселение скифских племен. Хозяйство скифов. Скифские поселения и их архитектура. Скифская погребальная обрядность. Эволюция общественного строя скифов. Скифский «звериный» стиль декоративно-прикладного искусства. Идеология скифов. Связи скифов с другими народами. Исторические судьбы Скифии. Сарматский мир. Территория расселения савроматов, а позднее и сарматов. Территориальные подразделения савроматов и сарматов. Особенности их жизни и быта. Погребальные обряды савроматов и сарматов. Социальный строй. Связи сарматских племен с другими народами. Скифо-сарматские войны. Завоевание сарматами скифских земель. Идеологические представления. «Звериный стиль» в декоративно-прикладном искусстве сарматов. Исторические судьбы сарматов. Сако-массагетский мир. Территория расселения саков и массагетов и их подразделения. Происхождение саков и массагетов по археологическим данным. Периодизация и хронология истории саков и массагетов. Типы археологических памятников. Хозяйство и особенности быта. Общественный строй. Погребальные памятники саков: могильники Тагискен и Уйгарак в Приаралье; Чиликтинские курганы в Восточном Казахстане; могильник Бесшатыр в долине р. Или; курган Иссык. Тасмолинская культура в Центральном и Северном Казахстане. Курганы «с усами». Проблема датировки и интерпретации. Сако-массагетский «звериный стиль» декоративно-прикладного искусства. Связи саков и массагетов с другими народами. Исторические судьбы ранних кочевников степей Казахстана. Тагарская культура Южной Сибири. История изучения тагарских древностей. Происхождение тагарской культуры. Хронология и периодизация, территориальные различия тагарской культуры. Типы памятников археологии тагарских племен. Хозяйство тагарцев по археологическим данным (земледелие, скотоводство, металлургия и металлообработка). Искусство тагарских племен. Их исторические судьбы. Население Горного Алтая и Тувы в раннем железном веке. Пазырыкская культура. Курганы Горного Алтая (могильники Пазырык, курганы на плато Укок и др.). Устройство внутримогильных погребальных сооружений. Причины уникальной сохранности тел умерших, погребального инвентаря и внутримогильных конструкций. Характеристика предметов погребального инвентаря: деревянные предметы (детали упряжи коней, повозки и т.п.). Древнейшие в мире ковры и их сюжеты. Бальзамированные тела умерших и их татуировка. «Звериный стиль» декоративно-прикладного искусства пазырыкцев. Проблема социальной организации пазырыкцев и их связи с другими территориями Евразии. Памятники алдыбельской и уюкской культур раннего железного века в Туве (некрополи Саглы-Бажи, Кызылган, Усть-Хемчик и др.). Оленные камни, наскальные рисунки. Курган Аржан и его проблематика. Ранний железный век лесной полосы. Культуры лесного населения Восточной Европы: днепро-двинская культура в меж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.106.106 (0.141 с.)