Стандаритизация как система упорядочения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандаритизация как система упорядочения



СТАНДАРИТИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПОРЯДОЧЕНИЯ

И НОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ

Стандартизация - деятельностьпо установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач,направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Упорядочение осуществляется с помощью норм и правил, специальная разработка которых вызвана необходимостью:

· контролировать свойства (параметры и характеристики) объекта;

· оценивать уровень качества объекта;

· выявить зависимости между свойствами объекта в целом и функциональными параметрами и характеристиками его элементов.

Примеры упорядочения можно найти в самых различных областях. Например, наличие правил техники безопасности, дорожного движения или пользования лифтом.

Объектами упорядочения являются:

· продукция и услуги (например, аппаратура, автомобили, компьютеры, туристические услуги и др.);

· процессы (например, технологические процессы, процесс разработки документов),

а также условные обозначения (цифры, ноты, дорожные знаки и др.).

Под параметром объекта понимается количественный признак, представляющий собой объективную числовую оценку отдельного свойства, а характеристики – это качественный признак свойств, которые не удается оценить инструментальными методами. Принято различать основные и второстепенные свойства (характеристики, параметры). К основным характеристикам и параметрам относят те, которые определяют существенные свойства объекта, в то время как второстепенные не оказывают на качество объекта существенного влияния.

Для упорядоченного описания и последующего нормирования свойств сложных объектов необходимо выделить наиболее существенные (или значимые). Например, все наручные часы характеризуются точностью хода, продолжительностью работы от одного завода пружины или источника электрического питания, а также массой и габаритными размерами. Но не все часы показывают текущее время в секундах, день недели и число месяца, а также имеют будильник и секундомер.

Выделенные основные и второстепенные свойства нормируют, по возможности, предварительно ограничивая номенклатуру свойств, на которые устанавливают жесткие нормы. Нормирование допустимых свойств всегда представляет собой компромисс между растущими запросами потребителя и возможностями производителя обеспечить экономичное достижение устанавливаемых требований.

Результатом нормирования могут быть специальные документы или образцы изделий.

В соответствии с Руководством ИСО/МЭК 2 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь» документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, называется нормативным документом.

Термин «нормативный документ» является родовым термином, охватывающим такие понятия, как стандарты, технические условия, своды правил и регламенты.

В науке и технике английское слово «standard» используется в различных значениях: как нормативный документ и в значении, передаваемом русским термином «эталон». В наиболее широком смысле «стандартом» можно считать любое нормирующее предписание (например, рецепт домашнего пирога, правила спортивных соревнований, описание технологического процесса обработки детали) или изделие-образец.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ

Принцип предпочтительности

Принцип предпочтительности – один из основных принципов, используемых в стандартизации. Различают качественный и количественный аспекты применения данного принципа.

Качественная сторона принципа предпочтительности состоит в образовании предпочтительных рядов объектов стандартизации. Предпочтительность устанавливают для конкретных изделий, деталей, их конструктивных элементов, типовых решений, норм, обозначений и т.д.

Уровней предпочтительности может быть как минимум два. В соответствии с уровнями следует выбирать по возможности более предпочтительные стандартные объекты. Каждый следующий менее предпочтительный ряд отличается расширенной номенклатурой и может включать объекты предыдущих рядов.

Соблюдение принципа предпочтительности позволяет добиться разумного сокращения применяемой номенклатуры стандартных объектов.

Примером использования принципа предпочтительности в стандартных системах допусков и посадок могут служить ряды предпочтительных полей допусков и ряды предпочтения посадок.

Количественная сторона принципа предпочтительности реализуется через использование рядов предпочтительных чисел. Стандартом установлены пять рядов R, называемых иногда рядами Ренара, которые построены на основе геометрической прогрессии со знаменателем в виде корня определенной степени из десяти (см. таблицу 1).

Таблица 1

Обозначение ряда Знаменатель прогрессии
  R5 5 _____ Ö10» 1,5949 (приблизительно 1,6)
  R10 10 _____ Ö10» 1,2589 (приблизительно 1,25)
  R20 20 _____ Ö10» 1,1220 (приблизительно 1,12)
  R40 40 _____ Ö10» 1,0593 (приблизительно 1,06)
  R80 80 _____ Ö10» 1,0292 (приблизительно 1,03)

 

В стандарте приводятся значения членов рядов от 1 до 10. Значения в других диапазонах рядов определяются умножением приведенных членов на 10 в соответствующей положительной или отрицательной степени. Благодаря этому можно считать, что ряды предпочтительных чисел практически бесконечны в обе стороны.

В практической деятельности при необходимости используют не только геометрическую, но и арифметическую прогрессию. Примерами параметрических рядов, построенных на основе арифметической прогрессии, являются ряды размеров обуви и одежды.

Принцип системности

Принцип системности в стандартизации предусматривает применение системного подхода, как к объекту стандартизации, так и к организации нормативной документации по стандартизации (см. рисунок 4). Системный подход подразумевает рассмотрение элементов, образующих систему, с учетом связей между ними, что позволяет разрабатывать систему взаимно увязанных требований к объекту стандартизации и к основным элементам, составляющим этот объект.

Официально утвержденные нормы могут быть оформлены в виде приказов, правил, законов, положений или стандартов.

Любой объект стандартизации (изделие, техпроцесс, набор условных обозначений) следует рассматривать как систему определенного уровня сложности. Если объект стандартизации сравнительно прост, можно ограничиться разработкой одного стандарта. Сложные объекты стандартизации могут представлять собой системы, включающие в себя не только элементы, но и другие системы более низкого порядка (подсистемы).

Например, Единая система конструкторской документации (ЕСКД) включает такие подсистемы, как "Общие правила выполнения чертежей" (ГОСТ 2.3ХХ-ХХ), "Правила выполнения схем и обозначения условные графические" (ГОСТ 2.7ХХ-ХХ) и ряд других (знак Х здесь заменяет произвольную цифру).

Не объединенная формально система допусков и посадок фактически включает в себя "Единую систему допусков и посадок", системы допусков и посадок резьбовых, шлицевых, шпоночных поверхностей и соединений и др.

Принцип комплексности

Комплексный подход в стандартизации подразумевает установление и применение взаимосвязанных норм и требований к взаимосвязанным в процессе создания (производства) и (или) эксплуатации либо потребления объектам стандартизации. При этом конкретные объекты стандартизации могут входить в разные системы.

Комплексами НД по стандартизации можно считать такие, которые объединяют требования к материалам, полуфабрикатам, деталям, комплектующим и изготовляемым из них сложным изделиям, машинам, приборам. Если учесть, что однотипные материалы, полуфабрикаты и комплектующие применяют для создания машин и приборов разного назначения, то можно сделать вывод о комплексном подходе к стандартизации как о попытке оптимизации взаимодействия соприкасающихся, пересекающихся или косвенно связанных между собой объектов (систем).

Не очевидны связи, объединяющие в один комплекс музыку, стандартизацию и метрологию, но без стандартных эталонов времени и частоты невозможна согласованная настройка музыкальных инструментов.

Простейшими примерами комплексных объектов стандартизации являются деталь и ее чертеж, в котором используются нормы проектирования и оформления (ЕСКД), стандарты на материалы, нормы номинальных значений и точности геометрических параметров и ряд других.

Минимальным комплексом стандартов можно считать изданные одной брошюрой ГОСТ 2789-73 «Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики» и ГОСТ 2.309-73 «ЕСКД. Обозначение шероховатости поверхностей».

Известным сложным изделием является автомобиль, который в ходе проектирования, производства и эксплуатации приходится "увязывать" со стандартами на металлы и сплавы, другие конструкционные и горюче-смазочные материалы, приборы для измерения разных физических величин, с экологическими нормами, правилами дорожного движения и юридическими нормами.

Одна из самых распространенных сборочных единиц – подшипник качения. В комплекс стандартов, связанных с подшипниками, входят стандарты на материалы для изготовления его деталей, стандарты на сами подшипники, а также стандарты, регламентирующие посадки подшипников качения и требования к поверхностям, сопрягаемым с подшипниками.

Важной задачей комплексной стандартизации является ограничение числа входящих в комплекс элементов и их связей, поскольку возможно бесконечное расширение любого комплекса. Оптимальное ограничение комплекса объектов стандартизации позволяет достичь значительного экономического эффекта за счет сокращения времени и труда на их разработку и более скорого внедрения стандартов с взаимоувязанными требованиями.

Еще одна задача комплексной стандартизации состоит в обеспечении преемственности вновь назначаемых норм с ранее установленными и в увязывании разрабатываемых стандартов с действующими стандартами.

Комплексный подход позволяет успешно решить еще одну противоречивую задачу стандартизации – назначение в стандартах перспективных норм и требований. Когда разрабатывается новый комплекс требований, его согласуют не только с действующими стандартами, но и с требованиями международных и наиболее прогрессивных национальных стандартов других стран.


Уровни стандартизации

Уровень стандартизации – форма участия в деятельности по стандартизации с учетом географического, политического или экономического признака.

Различают следующие уровни стандартизации:

- международный;

- региональный (межгосударственный);

- национальный;

- стандартизация на уровне организации (юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Международная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Региональная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического, политического или экономического района.

Межгосударственная стандартизация – региональная стандартизация, проводимая на уровне государств – участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, принятого правительствами государств – участников Содружества Независимых Государств.

Национальная стандартизация – стандартизация, которая проводится на уровне одной конкретной страны.

Органы стандартизации

Орган по стандартизации – орган, занимающийся стандартизацией, признанный на национальном, региональном или международном уровне, основная функция которого (согласно его уставу) заключается в разработке, утверждении или принятии стандартов, которые доступны широкому кругу потребителей.

Национальный орган по стандартизации – орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, который имеет право быть национальным членом соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Международная организация по стандартизации – организация, занимающаяся стандартизацией, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны.

Региональная организация по стандартизации – организация, занимающаяся стандартизацией, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны только одного географического, политического или экономического района.

В организациях по стандартизации рабочими органами, создаваемыми для разработки стандартов, являются: технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

Различают следующие технические комитеты: технический комитет международной (региональной) организации по стандартизации, межгосударственный технический комитет, технический комитет по стандартизации Республики Беларусь.

Технический комитет международной (региональной) организации по стандартизации (ТС) – рабочий орган международной (региональной) организации по стандартизации, создаваемый для разработки международных (региональных) стандартов в закрепленных за ним областях.

Межгосударственный технический комитет (МТК) – рабочий орган Евразийского совета по стандартизации, метрологии и сертификации, созданный для разработки межгосударственных стандартов, а также для проведения подготовительных и вспомогательных работ по межгосударственной стандартизации по закрепленным за ним объектам стандартизации или областям деятельности.

Технический комитет по стандартизации Республики Беларусь (ТК BY) – объединение заинтересованных сторон, создаваемое на добровольной основе для разработки государственных стандартов Республики Беларусь, технических кодексов установившейся практики, а также для проведения иных работ в области стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности.

Технический комитет по стандартизации Республики Беларусь осуществляет следующие функции:

- организует разработку и пересмотр государственных стандартов и технических кодексов установившейся практики в своей области деятельности;

- рассматривает проекты государственных и межгосударственных стандартов или готовит предложения об отклонении проектов;

- сотрудничает с техническими комитетами в смежных областях деятельности;

- сотрудничает с международными, региональными и национальными техническими комитетами других государств;

- участвует в разработке международных стандартов;

- взаимодействует с органами исполнительной власти, различными организациями и физическими лицами.

По состоянию на 01.01.2008 г. в Республики Беларусь созданы 32 технических комитета по стандартизации, в том числе 12 технических комитетов по стандартизации в области архитектуры и строительства. Перечень технических комитетов по стандартизации Республики Беларусь может изменяться и дополняться по мере формирования технических комитетов.

Подкомитет (ПК) – рабочий орган технического комитета, создаваемый для проведения определенной части работ по отдельным объектам стандартизации (областям деятельности), закрепленным за техническим комитетом, с соответствующим разграничением компетенции.

Подкомитет создается для проведения работ по стандартизации в рамках технического комитета на международном, региональном (межгосударственном) и национальном уровнях.

Рабочая группа (РГ)– временно создаваемое объединение заинтересованных организаций, обеспечивающее проведение конкретных работ по отдельным объектам стандартизации (областям деятельности), закрепленным за техническим комитетом.

Рабочая группа создается для проведения конкретных работ по стандартизации в рамках технического комитета на международном, региональном (межгосударственном) и национальном уровнях.

Подразделение стандартизации организации – подразделение, создаваемое с целью реализации политики и проведения работ в области стандартизации в организации.

Подразделение стандартизации организации обеспечивает выполнение работ по стандартизации, осуществляет контроль за внедрением и соблюдением стандартов в организации и занимается информационным обеспечением организации техническими нормативными правовыми актами, в том числе и в области технического нормирования и стандартизации.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ

Категории и виды стандартов

Стандарт – технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

Стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации в соответствии с уровнями стандартизации (см. раздел 4).

В зависимости от содержания и юрисдикции или области распространения требований стандартов их делят на категории и виды. Категория определяется уровнем утверждения стандарта; в соответствии с этим различают международные, региональные (межгосударственные), национальные (государственные) стандарты и стандарты организаций.

Международный стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандартизации.

Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией, занимающейся стандартизацией/по стандартизации, и доступный широкому кругу потребителей.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) – региональный стандарт, принятыйЕвразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей.

Государственный стандарт Республики Беларусь ( далее – государственный стандарт, СТБ) – стандарт, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Государственные стандарты являются добровольными для применения.

Предварительный стандарт – документ, который временно принят органом, занимающимся стандартизацией, и доведен до широкого круга потребителей с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта, на котором должен базироваться стандарт.

Предварительный государственный стандарт Республики Беларусь (предстандарт, СТБ П) – предварительный стандарт, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь на ограниченный период времени.

Взаимосвязанные с техническими регламентами государственные стандарты – государственные стандарты Республики Беларусь, реализующие технические требования технических регламентов.

Перечень взаимосвязанных с техническими регламентами государственных стандартов определяется Госстандартом из числа действующих или подлежащих разработке государственных стандартов Республики Беларусь и утверждается Советом Министров Республики Беларусь. В технических регламентах приводится общая ссылка на взаимосвязанные государственные стандарты.

Стандарт организации (СТП) – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Технические требования стандартов организаций распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших. Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов организаций и информации о них устанавливается также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Стандарты организаций на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, или на оказываемые услуги не разрабатываются.

Стандарты в зависимости от объекта стандартизации подразделяются на определенные виды.

Вид стандарта – характеристика стандарта, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации. Вид стандарта определяется спецификой объекта стандартизации, особенностями и полнотой нормируемых требований.

Разрабатываются стандарты следующих видов:

- основополагающий, в.ч. терминологический;

- на продукцию;

- на процессы,

- на услугу;

- на методы контроля (испытаний, измерений, анализа, поверки);

- на совместимость;

- с открытыми значениями.

Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной отрасли.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для других стандартов и ТНПА.

Данные стандарты устанавливают общие организационно-методические требования для определенной области деятельности и/или общетехнические требования и правила, обеспечивающие техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Терминологический стандарт – основополагающий стандарт, распространяющийся на термины, к которым, как правило, приводятся определения, а в некоторых случаях примечания, иллюстрации, примеры и т.д. В отдельных случаях допускается отсутствие определения.

Стандарт на продукцию – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции, с тем чтобы обеспечить соответствие продукции ее назначению.

Стандарты на продукцию могут включать непосредственно или путем ссылки такие аспекты, как термины и определения, правила приемки, методы контроля, маркировка и упаковка. В зависимости от аспекта стандартизации стандарт на продукцию может включать требования к ней или только часть необходимых требований. В связи с этим различают стандарты общих технических условий, общих технических требований, технических условий, стандарты размеров, стандарты на правила приемки, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарт на процесс – стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению.

Стандарт на услугу – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарты на услуги разрабатываются в различных областях (например, социально-культурные услуги, бытовое обслуживание населения, общественное питание, туристско-экскурсионное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, автосервис, связь, страхование, банковское дело, торговля, научно-техническое и информационно-рекламное обслуживание и др.).

Стандарт на методы контроля (испытаний, измерений, анализа, поверки) – стандарт, устанавливающий методы испытаний, иногда дополненный другими требованиями, касающимися испытаний, как, например отбор проб, использование статистических методов и порядок проведения испытаний.

Стандарт на совместимость – стандарт, устанавливающий требования, касающиеся совместимости продукции или систем.

Стандарт с открытыми значениями – стандарт, содержащий перечень характеристик, для которых должны быть указаны значения или другие данные для конкретизации продукции, процесса или услуги.

В некоторых стандартах обычно предусматриваются данные, которые указываются поставщиками, в других – данные, указываемые покупателями. К стандартам с открытыми значениями относятся стандарты системы показателей качества продукции.

Если стандарты объединены общей целевой направленностью и устанавливают согласованные требования к объектам стандартизации, то совокупность данных стандартов образует систему стандартов (группу стандартов).

ГАРМОНИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ

Гармонизированные стандарты

Принятие международных, региональных стандартов и национальных стандартов других государств в качестве государственных стандартов осуществляется в соответствии с ТКП 1.9.

Целью принятия международных стандартов (международных документов) в качестве государственных стандартов является:

- устранение технических барьеров в торговле;

- создание условий для свободного движения продукции;

- создание условий для продвижения продукции, производимой организациями Республики Беларусь, на международные рынки сбыта;

- признание результатов оценки соответствия.

В качестве государственных стандартов могут быть приняты стандарты международных и региональных организаций по стандартизации, международные документы, а также национальные стандарты других государств с соблюдением авторских прав органа по стандартизации, принявшего соответствующий стандарт.

Гармонизированные стандарты (эквивалентные стандарты) – стандарты, относящиеся к одному и тому же объекту и утвержденные различными органами по стандартизации, которые обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.

Для определения взаимосвязи государственных стандартов с соответствующими международными стандартами устанавливаются следующие степени соответствия:

- идентичная (IDT);

- модифицированная (МОD);

- неэквивалентная (NEQ).

Степень соответствия государственного стандарта соответствующему международному стандарту (международному документу) определяется необходимостью:

- внесения технических отклонений;

- изменения структуры;

- идентификации технических отклонений и изменений структуры в государственном стандарте.

Для определения различий государственных стандартов с международными стандартами (международными документами) сравнивается каждый пункт следующих элементов:

- библиографические данные в части ключевых слов (при их наличии);

- наименование;

- область применения;

- нормативные ссылки;

- обозначения и сокращения;

- требования;

- методы контроля;

- приложения.

Степень соответствия приводится на титульном листе, в библиографических данных и в предисловии государственного стандарта.

Международный стандарт (международный документ) считается принятым в качестве государственного стандарта, если государственный стандарт является идентичным или модифицированным по отношению к международному стандарту (международному документу).

Методы принятия

Принятие международного стандарта (международного документа) в качестве государственного стандарта осуществляется следующими методами:

- подтверждения;

- переиздания.

При методе подтверждения международному стандарту придают статус государственного стандарта путем опубликования организационно-распорядительного документа Госстандарта (постановления, приказа) в информационном указателе ТНПА. Текст международного стандарта не прилагается.

Данный метод принятия применяется для государственных стандартов с идентичной степенью соответствия, при наличии официальной версии международного стандарта на русском языке и отсутствии необходимости внесения в международный стандарт редакционных изменений.

Метод подтверждения является одним из самых простых методов и не требует перепечатки текста международного стандарта.

Метод переиздания международного стандарта (международного документа) в государственный стандарт осуществляется путем:

- перепечатки;

- перевода;

- составления новой редакции.

При перепечатке государственный стандарт издают путем прямого воспроизведения международного стандарта (например, фотографированием, сканированием, воспроизведением электронного файла). Данный метод принятия применяется для государственных стандартов с идентичной или модифицированной степенью соответствия при наличии официальной версии международного стандарта на русском языке и при отсутствии и/или наличии необходимости внесения в международный стандарт редакционных изменений и/или технических отклонений.

При переводе государственный стандарт представляет собой официальный перевод международного стандарта. Перевод осуществляется только с официального языка оригинала. Данный метод принятия применяется для государственных стандартов с идентичной или модифицированной степенью соответствия при отсутствии официальной версии международного стандарта на русском языке. Государственный стандарт с идентичной степенью соответствия может быть издан в одноязычной (на русском языке) или двуязычной форме с перепечаткой оригинала (на русском языке и на официальном языке международной или региональной организации по стандартизации). В одноязычных изданиях должны указываться наименование и буквенное обозначение официального языка оригинала, с которого осуществлялся перевод.

Международный стандарт принимается в качестве государственного стандарта путем составления новой редакции, если при разработке государственного стандарта не был применен метод переиздания путем перепечатки или перевода. Данный метод принятия применяется для государственных стандартов с модифицированной степенью соответствия при наличии официальной версии международного стандарта на русском языке или на основе официального перевода и необходимости внесения в международный стандарт редакционных изменений, технических отклонений и/или различий в структуре между государственным и международным стандартом. Составление новой редакции является признанным методом принятия международных стандартов. Однако при использовании этого метода имеется вероятность упущения существенных технических отклонений.

Выбор метода принятия международного стандарта в качестве идентичного или модифицированного государственного стандарта осуществляется на основании:

- наличия официальной версии международного стандарта на русском языке;

- характера вносимых в государственный стандарт изменений по отношению к принимаемому международному стандарту.

При наличии русской версии международного стандарта и отсутствии необходимости внесения редакционных изменений метод перепечатки для идентичных государственных стандартов является предпочтительным.

Метод переводаприменяют для идентичных государственных стандартов при отсутствии официальной версии международного стандарта на русском языке и необходимости внесения редакционных изменений в текст стандарта.

Метод составления новой редакции применяют для модифицированных государственных стандартов при необходимости внесения редакционных изменений, технических отклонений и/или изменений структуры.

Примеры методов принятия международных, региональных и национальных стандартов других государств в качестве государственных стандартов Республики Беларусь приведены в таблице 3.

Таблица 3

Статус стандарта Наименование организации по стандартизации, принявшей стандарт Метод принятия
Международный стандарт Международная организация по стандартизации ИСО или Международная электротехническая комиссия МЭК Методы: - подтверждения; - перепечатки; - перевода; - составления новой редакции
Региональный стандарт (Правила ЕЭК ООН) ЕЭК ООН Метод подтверждения
Региональный стандарт (европейский стандарт – ЕN) Европейский комитет по стандартизации СЕН Методы: - перевода; - составления новой редакции
Национальный стандарт (национальный стандарт Российской Федерации – ГОСТ Р) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) Методы: -подтверждения; - перепечатки; - составления новой редакции

Л и т е р а т у р а

1. В.Л.Соломахо, Б.В.Цитович, А.М.Темичев, В.Г.Смирнов Стандартизация и сертификация: Учебное пособие – Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ, 2001, 260 с.

2. Технические регламенты. Рекомендации по разработке. – Мн.: Госстандарт, БелГИСС, 2004, 32 с.

СТАНДАРИТИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПОРЯДОЧЕНИЯ

И НОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ

Стандартизация - деятельностьпо установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач,направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Упорядочение осуществляется с помощью норм и правил, специальная разработка которых вызвана необходимостью:

· контролировать свойства (параметры и характеристики) объекта;

· оценивать уровень качества объекта;

· выявить зависимости между свойствами объекта в целом и функциональными параметрами и характеристиками его элементов.

Примеры упорядочения можно найти в самых различных областях. Например, наличие правил техники безопасности, дорожного движения или пользования лифтом.

Объектами упорядочения являются:

· продукция и услуги (например, аппаратура, автомобили, компьютеры, туристические услуги и др.);

· процессы (например, технологические процессы, процесс разработки документов),

а также условные обозначения (цифры, ноты, дорожные знаки и др.).

Под параметром объекта понимается количественный признак, представляющий собой объективную числовую оценку отдельного свойства, а характеристики – это качественный признак свойств, которые не удается оценить инструментальными методами. Принято различать основные и второстепенные свойства (характеристики, параметры). К основным характеристикам и параметрам относят те, которые определяют существенные свойства объекта, в то время как второстепенные не оказывают на качество объекта существенного влияния.

Для упорядоченного описания и последующего нормирования свойств сложны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.5.65 (0.135 с.)