Особенности устной и письменной форм коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности устной и письменной форм коммуникации



Речь существует в двух формах: письмен­ной и устной. Ни в коем случае нельзя считать, что письменная речь - это зафиксированный буквами устный текст или что устная речь - это озвученный письменный текст. Устная и письменная речь изна­чально создаются в соответствующей форме, а это означает, что они различаются принципами, по которым складывается в них высказы­вание. Вполне очевидно, что письменная речь – это не «особым образом фиксированная устная речь» (Б.В. Беляев), а форма речевой деятельности, которая отличается и в психологическом, и в лингвистическом планах, и с точки зрения теории коммуникации.

По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.

 

Каждая форма обладает своей спецификой.

1. Устная форма характеризуется:

- богатством интонационного оформления;

- большой дозой невербальной информации (интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр). Как от­мечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать;

- определенным темпом (иначе будет утеряна временная связь с ситуацией);

- высокой степенью автоматизированности, на чем и основан темп;

- контактностью с собеседником (если это не выступление по радио);

- специфическим набором речевых средств и своей структурой (то, что для письменной формы – отступление, здесь может быть нормой);

- линейностью во времени, так как нельзя вернуться к какому-либо отрезку речи;

- быстротой её порождения;

- неподготовланностью;

- сравнительно простым синтаксисом;

- редким употреблением придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций;

- использованием обращений, междометий, частиц, вводных слов;

- сравнительно частыми лексическими и синтаксическими повторами;

- легкостью передачи эмоций, эмоциональ­ного состояния говорящего;

- дополнительным воздействием самой лич­ности оратора, его внешностью, манерой общения, эмоциональностью, убежденностью;

- допущением многочисленного дублирования, повтора мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегча­ет понимание;

- наличием обратной связи со слушателями, человек следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли;

- легкостью понимания слушателями, т.к. можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором;

- оперативностью, т.к. оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занима­ет меньше времени;

- простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, ксерокопирование текста и т.д.

При этом следует помнить, что устное выступление - наиболее древний, а значит, наибо­лее освоенный человечеством вид речи. Оно привычно для чело­века и менее всего трудно для него. Очень многим людям пись­менно изложить свои идеи трудно, а некоторым просто не под силу, а рассказать о них устно они могут. Устная речь – способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

 

2. Для письменной формы характерны несколько иные черты. Вот основные из них:

- специфический набор речевых средств (в письменной речи часто используется то, что в устной не имеет места);

- большая, чем в устной форме, структурная сложность;

- большая сознательность в оформлении, так как у пишущего есть возможность спланировать, проговорить про себя, оценить адекватность речевых средств и т.п., у читающего – подумать;

- полнота и развернутость, поскольку отсутствует постоянная обратная связь с собеседником, а также непосредственная соотнесенность с наличной ситуацией;

- иной способ интонационного оформления, актуального членения, например, порядок слов

Дело в том, что на устную речь (мы говорим о речи, не вооруженной технически, какой она и была в течение тысячелетий) влияют такие физические факторы, как:

- ограниченность нашего голоса и слуха, из-за ко­торой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени;

- ограниченность дыхания, того объема воздуха, который мы можем на­брать в легкие, чтобы на выдохе произнести высказывание;

- ограничен­ность нашей кратковременной памяти, которая руководит построением текущего высказывания и объем которой невелик (7 ± 2 единицы).

След­ствия этих ограничений таковы.

Во-первых, в построение устного высказывания вмешивается ситуа­ция общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты.

Говорящие в процессе общения реагирует на слова собеседника не словесно, а жестом, движением.

Редко собеседники в процессе разговора употребляют слова, указывающие на предмет разговора, потому что он чаще всего находится у них перед глазами и на него достаточно было указать не называя, чтобы информация была передана с достаточной полнотой. Контактность во времени и пространстве также сказывается на структуре устного высказывания в том, что это часто структурно неполные высказывания, включающие в себя много указа­тельных элементов («Ты эти хотела... Или вот эти?»).

 

Во-вторых, ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому мы, между прочим, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создается сразу как устный в устной форме. Наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства (синтагмы). В устной речи эти синтагмы примерно одной длины, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание.

 

В-третьих, малый объем кратковременной памяти заставляет нас в ус­тной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (т.е. не вставлять придаточные внутрь главного, ограничивать число обособлен­ных конструкций).

Обратимся к разговорному монологу: «И одно из таких имений я хо­рошо знал потому что брат отца был там управляющим // Под Киевом // В Клеване // Недалеко от Киева туда / к Владимир Подольскому». Письменный эквивалент фразы вполне может быть таким: «И вот одно из таких имений, под Киевом в Клеване, недалеко от Киева, туда, к Владимиру Подольскому, я хорошо знал, потому что брат отца был там управляющим». Понятно, что между дополнением одно из имений и сказуемым знал оказывается слишком много слов, они вытеснили бы из кратковре­менной памяти и говорящего и слушающего начало высказывания и по­мешали бы установить нужные грамматические связи. Если бы говорящий решил все-таки поместить уточнения на этом месте, он, скорее всего, после уточняющего ряда ввел бы повтор типа «Так вот имение такое я знал, потому что...». Рассмотрим также конец монолога: «И мне эта перспектива показалась очень такой радужной / что я буду такую жизнь вести». Пись­менный эквивалент его был бы такой: «И мне эта перспектива, что я буду такую жизнь вести, показалась радужной». Чтобы избежать возрастаю­щей глубины высказывания, говорящий ставит придаточное после глав­ного.

 

Не следует думать, что устный характер речи влияет на структуру вы­сказывания только в разговорно-бытовом стиле. Текст любого функцио­нального стиля, если он сразу создается как устный, испытывает на себе и влияние ситуации, и воздействие других физических факторов. Пред­ставим, что во время научного доклада ученый демонстрирует таблицу или опыт. Ясно, что в его речи появятся неполные конструкции с указательными местоимениями или местоименными наречиями, заставляю­щими слушателей черпать нужную информацию не из слов, а из видимой ситуации, из вещного контекста.

 

Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики.

«Письменная речь – форма речи, а) реализуемая в графической субстанции и б) обладающая определенной структурной организацией, отличающейся от организации устной речи. Письменная форма языка – подсистема языка, обеспечивающая такую структурную организацию».

Письменная речь возникла, чтобы преодолеть пространственную и временную ограниченность устной речи, и отрицает качества послед­ней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, сни­жается степень структурной неполноты высказываний, а указательные элементы меняют функцию и превращаются из заместителей окружа­ющих, видимых предметов в средства межфразовой связи. В письмен­ной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возмож­ность аритмичности, построения синтагм разной длины. Независи­мость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с вели­чины и степени сложности предложения. Обеднение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число кото­рых постоянно увеличивается.

Специфические особенности устной речи, физические факторы, которые влияют на неё необходимо знать тем, кто работает в средствах массовой коммуникации, т.к. устная речь для них является приоритетной формой речевой деятельности, особенно знания правил устной речи необходимы для радиожурналистов (см. подробнее в статье С.И. Бернштейна «Общие вопросы радиоязыка» в Приложении 6).

 

Задание:

Прочитать статью и использовать этот материал при подготовке данного вопроса на семинарском занятии и экзамене.

1.2.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Назовите сферы функционирования риторики в обществе.

2. Назовите особенности речи в каждой сфере функционирования риторики в обществе.

3. На какие виды подразделяются средства массовой информации?

4. Благодаря чему все СМИ объединяются в единую систему?

5. Перечислите основные функции СМИ.

6. Какое место в них занимает коммуникация?

7. Какие различия существуют между средствами массовой коммуникации в сфере речевой деятельности?

8. Какова специфика радио- и телевизионной речи?

9. Какая роль отводится выступающему на радио и телевидении?

10. Назовите факторы, необходимые при формировании образа коммуникатора.

11. Назовите особенности паблик рилейшнз в сфере коммуникативной деятельности?

12. Что речевая коммуникация(вербальная коммуникация) использует в качестве знаковой системы?

13. Как осуществляется процесс коммуникации на практике?

14. Какова модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу?

15. Из каких аспектов состоит речевая коммуникация?

16. Расскажите о каждом из них?

17. Какие коммуникативные качества речи выделяют исследователи?

18. В каких двух формах существует речь?

19. Каковы особенности устной и письменной речи?

 

Ваше мнение:

Почему в 90-е гг. XX в. России резко снизился уровень культуры речи?

1.2.4 Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

Прочитайте статью С.И. Бернштейна «Общие вопросы радиоязыка» (см. Приложение 6) и ответьте на следующие вопросы:

 

- Что является спецификой радиовещания?

- Какие правила устной речи необходимо соблюдать радиожурналисту?

- Почему «живая» речь слушается с большим вниманием, чем чтение текста?

- Каким образом радиослушатель может определить, что текст рассказывается, а не читается?

- Какие типы лекционного вещания выделяет автор?

 

Упражнение 2

 

Подумайте, на сколько необходимо в вашей будущей профессиональной деятельности владение нормативным, этическим, коммуникативным аспектами речевой коммуникации?

Докажите свое мнение.

Упражнение 3

 

Прокомментируйте данные советы. Согласны ли вы с ними?

 

1. Готовьте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным.

2. Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова: «почему», «когда», «как». Это исключит односложные ответы «Да» и «Нет».

3. Если на ваш вопрос последуют возражения, то выслушивайте их до конца.

4. Уточните, не говорите ли вы с собеседником о разных вещах.

5. Не отвечайте на возражения в категорическом тоне, даже если вы не согласны с излагаемой точкой зрения.

6. Вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед выбором между двумя вариантами ответа.

7. Начинать разговор следует с интересов собеседника.

8. Слушать ответ необходимо внимательно и т.д.

Упражнение 4

 

Прочитайте текст К. Чуковского. Прокомментируйте его с точки зрения нормативного аспекта речевой коммуникации.

 

Дама с собачкой

 

Какая-то «дама с собачкой», одетая нарядно и со вкусом, хо­тела показать своим новым знакомым, какой у нее дрессирован­ный пудель, и крикнула ему повелительно:

- Ляжь!

Одного этого «ляжь» оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень ее духовной культуры, и в моих гла­зах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности, моло­дости.

И я тут же подумал, что если бы чеховская «дама с собачкой» сказала при Дмитрии Гурове своему белому шпицу: «Ляжь!». Гу­ров конечно не мог бы влюбиться в нее и даже вряд ли бы начал с ней тот разговор, который привел их к сближению.

В этом «ляжь» отпечаток такой темной среды, что человек, претендующий на причастность к культуре, сразу обнаружит свое самозванство, едва только произнесет это слово.

 

Упражнение 5

Подготовьте для чтения небольшой текст, газетную заметку, отрывок из известного стихотворения, анекдот, создавая своей речью языковой паспорт: трехлетней девочки; девяностолетней старухи; кавказца, англичанина; сурового, решительного мужчины; восторженной девуш­ки; «нового русского» и т.д.

Обоснуйте свой речевой выбор.

Упражнение 6

Какие утверждения правильные?

 

1. Устная речь эффективнее письменной.

2. Письменная речь эффективнее устной.

3. Эффективность устной и письменной речи приблизительно одинакова.

4. Точности выражения легче достичь в письменной речи.

5. Повторение мысли в устной речи ухудшает ее восприятие.

 

Упражнение 7

Разыграйте предложенные ситуации (одну по выбору), используя правила речевого этикета:

Встреча - приветствие:

 

Ситуации:

- встреча двух друзей на стадионе;

- учитель входит в класс - предстоит урок;

- стюардесса в салоне лайнера;

- малозна­комые мужчины говорят по телефону;

- дипломатическая встреча;

- ранним утром на берегу озера собираются рыбаки.

 

Прощание – расставание:

Ситуации:

- дружеское прощание молодых мужчин;

- тоже - немолодых людей;

- официальное прощание;

- прощание в неофициальной пе­реписке;

- пожелания при прощании - в письме и устно.

 

Знакомство, представление:

Ситуации:

- меня представляет другое лицо в официальных условиях;

- я представляюсь сам в тех же условиях;

- контакт на равных: у моло­дых мужчин, женщин, немолодых интеллигентов и пр.

Благодарность:

Ситуации:

- у верующих христиан;

- в шутливой фамильярной обстановке;

- в разноязычной среде (например, русские и французы).

 

Извинения:

Ситуации:

- в толпе незнакомых;

- в школе - ученик перед учителем (и на­оборот);

- шутливое в кругу молодежи.

 

Просьба:

Ситуации:

- в официальном заявлении;

- в письме к незнакомому и к знако­мому;

- эмоциональная или нейтральная;

- штамп, используемый всеми (и нежелательный).

Поздравления:

Ситуации:

- с праздниками;

- знаменательными событиями;

- юбилеем и пр.;

- с личной удачей;

- свадьбой;

- успехами;

- Новым годом.

Приглашения:

Ситуации:

- на научную конференцию;

- свадьбу дочери;

- повестка в суд (в качестве свидетеля);

- на гражданскую панихиду; на похороны.

Соболезнование, утешение:

Ситуации:

- всвязи с кончиной близкого человека;

- с болезнью - ободре­ние, моральная поддержка.

 

Совет, предложение, приказание:

Ситуации:

- дружеский совет, предложение;

- от руководящего, власть иму­щего лица.

Упражнение 8

Прочитайте статью «Роль вербальной коммуникации в человеческой деятельности» вПриложении 26 и ответьте на следующие вопросы:

 

- Какую роль играет вербальная коммуникация в жизни человека?

- Приведите примеры негативного отношения слушателей к вербальной коммуникации говорящего.

- Какие науки исследуют вербальную коммуникацию?

- На каких уровнях языка осуществляется речевое воздействие?

- Приведите примеры.

- Какова роль гласных и согласных в вербальной коммуникации?

- Какова роль голоса в вербальной коммуникации?

- Каковы особенности словесного уровня речевой коммуникации?

- Каковы грамматические возможности языка?

- Какова зависимость восприятия вербального сообщения от других компонентов?

Упражнение 9

Прокомментируй следующие определения ПР с коммуникативной точки зрения:

 

- ПР - «это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» (Сэм Блэк).

- ПР - «искусство создавать благоприятный климат, бла­гоприятное отношение к фирме-продавцу (производителю товара) не только потенциальных клиентов, но и широких масс публики, причем на самых разных уровнях, вплоть до пра­вительственного (чиновники внешнеторговых ведомств, та­моженных служб и т.п.)» (П.С. Завьялов, В.Е. Демидов).

- «Паблик рилейшнз в качестве структурного аспекта общественных отношений тесно связаны с особенностями формирования и функционирования общест­венного мнения, с механизмом паблисити, т.е. с приемами созда­ния известности-популярности, привлекательности определен­ным личностям в связи с их деятельностью - общественно-поли­тической, производственной, коммерческой, в сфере культуры (массовой культуры в том числе)» (Е. Блажнов).

- «ПР состоит из всех форм планируемой ком­муникации, вовне и внутри, между организацией и ее обществен­ностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания» ( Френк Джефкинс).

- «ПР является функцией менеджмен­та, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которой зави­сит успех или неудача» («Библия» американских специалистов по ПР, написанная Скот­том Катлипом и др.).


1.2.5 Словарь по теме

Устная речь - это речь, не вооруженная технически, какой она и была в течение тысячелетий.

Письменная речь – форма речи, реализуемая в графической субстанции и обладающая определенной структурной организацией, отличающейся от организации устной речи.

Нормативный аспект речевой коммуникации – это соблюдение норм литературного языка.

Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов (по С.И. Ожегову).

Языковая норма - это категория, предполагающая оценку данного языкового явления в процессе коммуникации, в зависимости от сферы, условий и целей общения.

Этический аспект речевой коммуникации или речевая этика – это этические нормы речевого поведения человека (правила должного речевого поведения, основаны на нормах морали, национально-культурных традициях).

Коммуникативный аспект речевой коммуникации - это выбор нужных для данной цели общения языковых средств.

 

Визуальные средства СМИ – это периодическая печать.

 

Аудиальные средства СМИ – это радио.

 

Аудиовизуальные средства СМИ – это телевидение, документальное кино.

 

Информационная функция СМИ – это сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях.

 

Комментарийно-оценочная функция СМИ - это изложение фактов, которое сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой.

 

Познавательно-просветительная функция СМИ – это многообразная культурная, историческая, научная информация СМИ, которая способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей.

 

Функция воздействия СМИ - СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например, в ходе всеобщих выборов главы государства.

 

Гедонистическая функция СМИ - речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата.

 

Генеральная функция СМИ - это функция, «которая представляет собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 2485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.73.187 (0.121 с.)