Особенности использования знаний по риторике в разных сферах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности использования знаний по риторике в разных сферах



Деятельности

СМИ

Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса. Среди функций СМИ обычно выделяют следующие:

информационную (сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях);

комментарийно-оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);

познавательно-просветительную (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);

функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например, в ходе всеобщих выборов главы государства);

гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата);

генеральную - это функция, «которая представляет собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности».

Средства массовой информации объединяются и как особый тип коммуникации (дискурса), который можно охарактеризовать как дистантный, ретиальный (передача сообщения неизвестному и не определенному количественно получателю информации), с индивидуально-коллективным субъектом (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция газеты, теле- или радиоканала) и массовым рассредоточенным адресатом. Необходимо отметить и такую особенность коммуникации в СМИ, как ее обусловленность социокультурной ситуацией, с одной стороны, и способность (в определенных пределах) вызывать изменение этой ситуации - с другой.

Важными являются различия, существующие между средствами массовой информации. Они основаны, прежде всего, на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки (фотографий, рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способ верстки и т.д. Применительно к радио можно говорить, о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино) триада преобразуется в тетраду в результате появления такого важного для этих средств массовой информации способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Именно благодаря использованию слова в сочетании с изображением возрастает роль телевидения как средства массовой информации: «Слово и изображение - две главные знаковые системы, история которых восходит к древнейшему человеку. У каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, которые определяют их роль и место в человеческом общении. Достоинство изобразительных знаков в их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с обозначенным объектом. Достоинство слова – в способности абстрагироваться от конкретного. На протяжении многих лет неоднократно вспыхивает дискуссия о том, что важнее на телевидении: слово или изображение? Конечно, слово имеет исключительно важное значение в телепередачах, ибо оно несет основную, понятийную информацию. Но не следует забывать при этом, что телевизионные передачи все же, прежде всего, - зрелище, и не случайно тот, кто воспринимает телепрограмму, называется телевизионным зрителем, а не телевизионным слушателем. Естественно в одних случаях большую роль в передаче информации несет слово, в других - изображение. Вероятно, только синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить телевидению наилучшие коммуникативные возможности. Важно только, чтобы изображение «не молчало», как это часто бывает, и чтобы использовались все знаковые системы: и слово, и изображение, и музыка».

Периодическая печать, наиболее традиционная разновидность mass media, лишенная многих преимуществ телевидения (иллюзия «живого» общения, наличие «картинки», использование паралингвистических средств, широкие возможности для формирования «журналистского имиджа» - вплоть до манеры держаться и внешнего вида), остается тем не менее и сегодня важнейшим средством массовой информации, обладающим значительным потенциалом воздействия не только на читателя, но и на разные стороны жизни социума.

Для того чтобы понять специфику радио и телевизионной речи, нужно предварительно рассмотреть особенности взаимодействия между выступающим по радио или телевидению и аудиторией этих средств массовой информации. Возможность учёта социально-психологических характеристик при анализе «языка массовой коммуникации», принципиальную зависимость собственно лингвистического поведения от социально психологического контекста отмечают все специалисты в области массовой коммуникации.

Анализируя особенности общения по радио и телевидению, выделим два ключевых момента: 1) влияние характера радио- и телевизионной аудитории на поведение выступающих; 2) факторы, определяющие привлекательность или непривлекательность образа выступающего в глазах аудитории.

Рассматривая характерные особенности радио- и телевизионной аудитории, отечественный психолог А. А. Леонтьев обратил внимание на ряд психологических трудностей, с которыми не встречается выступающий в «живой» аудитории, но которые возникают у человека во время выступления по радио или телевидению.

Во-первых, коммуникатор не видит своей аудитории, следовательно, он лишен возможности непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией. Чтобы выйти из затруднения, вызванного отсутствием обратной связи, необходимо прогнозировать, представить, как эта невидимая аудитория может реагировать на то, что было сказано. Оптимальный путь такого прогнозирования, по-видимому, предполагает как бы мысленное сужение этой аудитории до «своей», до той, которую коммуникатор хорошо знает.

Во-вторых, радио- и телевизионная публика не просто рассредоточена в пространстве - она рассредоточена психологически. Люди становятся радио- или телеаудиторией случайно, без объединяющего их мотива, интереса, цели. Если обычный оратор имеет дело с людьми, уже заведомо представляющими собой некоторое психологическое единство, то в условиях радио или телевидения публичное выступление требует с самого начала усилий по привлечению внимания слушателей/зрителей, включая специфическое построение самого выступления, особую манеру поведения выступающего, т.е. все, что могло бы их заинтересовать. И хотя иногда интерес может вызвать сама тема выступления или популярность передачи, в которую приглашен выступающий, все-таки чаще всего коммуникатор сталкивается с необходимостью самому «подготовить почву» в умах зрителей или слушателей для восприятия своего выступления.

В-третьих, аудитория телевизионного и радиовыступления практически не поддается «заражению», поэтому манера обращения, сам способ говорить с нею должен отличаться от обычной публичной речи. Восприятие массовой коммуникации, особенно телевидения, очень зависит от той малой группы, в составе которой человек слушает или смотрит передачу. Интерес к передаче и мнение об ее достоинствах и недостатках складываются обычно как единое мнение семьи или другой группы людей, воспринимающей се совместно. Поэтому выступление должно не только привлекать внимание (интерес), но и постоянно поддерживать его.

В-четвертых, человек слушает и смотрит радио- и телепрограммы, так сказать, в «мягких туфлях», в домашней обстановке, что не может не влиять на требования как к форме, так и к содержанию выступления. От публичного выступления по радио и телевидению ожидается, с одной стороны, сохранение некоторой отстранённости, а с другой - доверительность, неофициальность.

В-пятых, аудитория радио и телевидения гораздо более разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступления. Поэтому выступающий должен ориентироваться на очень разный уровень слушателей/зрителей. Итак, ясно, что аудитория, с которой, имеет дело выступающий по радио или телевидению, определяет особые требования к его речевому поведению. Большое место при этом отводится образу выступающего.

Важным социально-психологическим моментом является то, как воспринимают самого выступающего зрители или слушатели, какой образ формируется в их представлении. Аудитория, на которую хочет воздействовать оратор, оценивает то, что он говорит, как он говорит и каков сам выступающей. От этой оценки во многом зависит, будет принята или отвергнута предлагаемая информация, как будут поняты передаваемые сообщения, повлияет ли переданное сообщение на действия зрителей/слушателей и т.д.

Не только на коммуникатора, но и на аудиторию психологический контекст их собственного восприятия обычно действует как некая скрытая сила. Люди испытывают на себе результаты ее действия, но не всегда могут объяснить, что именно и почему определило их окончательное впечатление от конкретной теле- или радиопередачи. Иногда одного появления на экране или первых слов зазвучавшего по радио голоса достаточно, чтобы привлечь внимание зрителей и слушателей. Бывает и по-другому: выступающий говорит правильные вещи, но они не вызывают ответного интереса или даже возникает чувство неловкости за человека в кадре или у микрофона.

Между восприятием образа выступающего и воздействием его сообщения обнаружена следующая связь: если у аудитории складывается положительный образ коммуникатора, то это, как правило, содействует положительному восприятию его сообщения, и наоборот.

Важно учитывать, что при формировании образа коммуникатора в равной степени имеют значение два ряда факторов, определяющих отношение:

во-первых, между коммуникатором и сообщением;

во-вторых, между коммуникатором и аудиторией.

Каждый ряд содержит свою систему характеристик.

Наиболее значимы для первого ряда отношений следующие характеристики коммуникатора:

- знание того, о чем он говорит;

- его искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит;

- умение донести свои знания, мысли до аудитории.

Среди характеристик, наиболее значимых для второго ряда отношений, можно назвать следующие качества коммуникатора;

- знание своей аудитории;

- искреннее уважение к аудитории;

- умение общаться с ней на равных, не поучая, не заискивая, не занимаясь
самолюбованием.

Аудитория тонко чувствует отношение к себе. Степень ее доверия и симпатии к выступающему зависит от таких его важных качеств, как авторитетность и компетентность, внешняя привлекательность и тактичность.

На разных этапах общения эти качества могут играть разную роль. Например, на начальной стадии эффект привлекательности может возникнуть лишь благодаря внешности выступающего и его манере держаться, а представления о компетентности и авторитетности формируются на основе информации о его образовательной подготовке и социальном положении. Однако, чем длительнее общение, тем большее воздействие будут оказывать перечисленные выше характеристики коммуникатора в отношении как к аудитории, так и к тому, о чем он говорит. Незаинтересованное, формальное выступление оставляет людей равнодушными, высокомерие вызывает неприязнь. При этом важно знать, что даже хороший оратор или квалифицированный журналист не может скрыть своей внутренней позиции, если она не совпадает с тем, что он говорит. Достаточно точно установлено, что, когда человек неискренен, некоторые характеристики его голоса меняются определенным образом, не говоря уже о более доступных наблюдению сигналах мимики и жестов.

Таким образом, без учета рассмотренных выше социально-психологических особенностей общения по радио и телевидению невозможно понять задач, которые необходимо решить режиссеру, редактору и, конечно, самому выступающему в процессе подготовки его радио- или телевизионного выступления.

Подробнее об особенностях радио и телевизионной речи прочитайте в работах С.И. Бернштейна «Общие вопросы радиоязыка», «Радио- и телевизионная речь как вид общения», «Особенности общения по радио и телевидению», Сенкевич М.П. «Эфирное выступление – разновидность ораторского искусства. Диалог на радио и телевидении» (см. Приложения 6, 20, 23, 27).

Паблик рилейшнз

Область, в которой функционирует паблик рилейшнз, можно определить как общественную коммуникацию. Она отличается как от коммуни­кации обыденной, так и от коммуникации массовой. Обыденная коммуникация - личностная, диалогическая, устная. Массовая - неличностная, монологическая, печатная (или другой вид техни­ческой реализации), что и позволяет выходить на массовую ауди­торию. В целом в массовой коммуникации образуется мозаика из самых разнообразных сведений, поскольку канал этот нейтрален по отношению к описываемым в нем объектам. Здесь может встре­титься и рассказ о забастовке шахтеров в Донбассе, и о войне в Югославии, и о ценах на базарах Киева. В отличие от такого ней­трального канала система ПР как бы замкнута на себя, так как рас­сказывает о своих собственных объектах, частью которых сама и является. В этом плане она сближена с коммуникацией обыден­ной, поскольку и в ней речь идет об объектах, к которым лично причастен говорящий. С другой стороны, поскольку ПР должна выходить на широкую общественность, она опирается на законо­мерности общения с массовой аудиторией. Поэтому опора на СМК столь существенна в случае ПР.

ПР призвана выходить на широкую публику, а не на узко очер­ченный круг потенциальных потребителей. С другой стороны, ПР может иметь более четко очерчен­ные цели и объекты, в направлении которых следует информиро­вать общественность.

Авторы наиболее известного в мире учебника по ПР, называе­мого некоторыми специалистами «Библией ПР», сводят воедино из различных определений следующие функции ПР:

Ведет планируемую и постоянную работу как часть менедж­мента.

Имеет дело со взаимоотношениями между организацией и общественностью.

Ведет мониторинг сознания, мнений, отношений и поведе­ния как внутри, так и вне организации.

Анализирует влияние политики, процедур и действий на об­щественность.

Модифицирует элементы политики, процедуры и действия, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жиз­нью организации.

Консультирует введение новых приемов политики, процедур и действии, которые взаимозависимы от организаций и общест­венности.

Устанавливает и поддерживает двусторонние отношения между организацией и общественностью.

Производит специальные изменения во мнениях, отноше­ниях и поведении внутри и вне организации.

Воздействуют на новые и/или поддерживаемые отношения между организацией и общественностью.

Американское общество ПР определяет такой список органи­заций, с которыми имеет дело ПР: субъекты бизнеса, профсоюзы, больницы, школы, колледжи, религиозные учреждения. Это имен­но те организации, которые наиболее зависимы от общественно­сти, их существование возможно лишь в условиях благоприятно­го отношения к ним общественности, поскольку в ряде случаев они заняты сбором средств для своего нормального функциони­рования.

На коммуникативном уровне ПР-деятельность нацелена на нала­живание взаимопонимания между общественностью и службами РR путем коррекции представлений обще­ства и служб связей с общественностью.

Задачи ПР:

- Организация процесса изложения каждой из сто­рон своей точки зрения по предмету обсуждения.

- Организация учета взаимной критики каждой из сторон, направленного на коррекцию представле­ний в сторону большего соответствия действитель­ности.

Данный уровень особенно эффективен, когда не­обходим именно диалог (а не монолог) между предста­вителями общественности и службы связей с общест­венностью. Такая необходимость может возникнуть, к примеру, при работе с отрицательными и неправди­выми слухами о службе связей с общественностью, которые невозможно устранить путем обычных пуб­ликаций в СМИ. Какими же средствами можно обес­печить диалоговую коммуникацию? Это встречи, переговоры, дискуссии, круглые столы и т.п.

При организации связей с общественностью специалист использует ряд форм работы: организацию и проведение специальных событий, проведение различных консультаций. К приоритет­ным задачам в этом случае относятся формирование и реализация оптимальной коммуникативной полити­ки.

Специалист по связям с общественностью чаще всего находится во взаимосвязи с раз­личными людьми, используя при этом в различной комбинации различные каналы коммуникации. Это и специально планируемая и проводимая работа по ор­ганизации межличностного общения, и воспитанию служащих, и формированию у них менталитета, и раз­витию культуры. Специалист должен освоить проведение таких акций, как организация корпоративных развлечений (поездок, экскурсий, конкурсов, соревнований, поздравление юбиляров и т.д.), благотворительных мероприятий (сбор пожертвований, учреждение сти­пендий и фондов фирмы или компании и т.д.), участие в профессиональных выставках и конкурсах и т.д.

Особая роль принадлежит специалисту по связям с общественностью в деле воспита­ния служащих как представителей (носителей) имид­жа организации для общественности. На практике проведение в жизнь лозунга «За имидж фирмы отве­чают все сотрудники, а не только отдел РR» означает пропаганду корпоративной философии и основопола­гающих принципов компании через систему учебных семинаров, тренингов, организацию ролевых и дело­вых игр, презентаций и т.д.

Формальный специалист по связям с общественностью оптимально будет выполнять свои функции в том случае, если будет вбирать в себя и свойства неформального лидера. А для этого он дол­жен отвечать требованиям коммуникативной личности. Коммуникативная личность - личность, имеющая со­вокупность индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации и адекватно вос­принимать информацию. Она характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параме­трами. Свойства коммуникативной личности понима­ются как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характе­ристик, которые определяются степенью ее коммуника­тивных способностей, когнитивным диапазоном, сфор­мировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - уме­нием выбора коммуникативного кода, обеспечивающе­го адекватное восприятие и целенаправленную переда­чу информации в конкретной ситуации.

В плане воздействия как социально значимой функции выделяются два основных типа коммуника­тивной личности: а) доминантный, для которого харак­терны самоуверенность, напористость; б) реагирую­щий, для которого характерны аргументированность, аналитический подход и отзывчивость.

Менеджмент

Понятие «менеджмент» является специфическим, это многогранное явле­ние. Оно выражает социальное положение и ранг, область исследова­ния и практическую деятельность, систему отношений и политику фирмы. В современной литературе отсутствует единое определение менеджмента. Но общие подходы, как правило, во многом совпадают. Прежде чем дать определение менеджмента, следует обратить внима­ние на следующие обстоятельства. Во-первых, менеджмент всегда связан с организацией. Организация в данном случае рас­сматривается, прежде всего, как некая структура, состоящая из опреде­ленного количества людей. Но объединение людей — не единственный признак организации. Они должны быть связаны между собой либо общностью трудовой деятельности, либо общими задачами, либо тем и другим одновременно. Чтобы организа­ция могла решать поставленные задачи, требуется скоор­динированная работа всех ее членов. Это обеспечивается системой управления, одной из основ которой является умение осуществлять коммуникативный процесс.

Функции менеджмента выполняют специальные, профессио­нально подготовленные работники, называемые менеджерами. Ме­неджер — это член организации, решающий управленческие задачи. Сегодня менеджеры выполняют самые многообразные функции. Имеются менеджеры по продажам, менеджеры по работе с персоналом, менеджеры по работе с ценными бумагами, недвижимостью и т.п. Но каким бы ни был ме­неджер, его главной задачейявляется получение максимальной отдачи от имеющихся в его распоряжении ресурсов, в том числе и коммуникативных.

В рыночной экономике можно с полным основанием утверждать, что менеджеры являются ключевой фигурой в организации. Прежде всего, они определяют направления развития организации, ее стратеги­ческие и тактические задачи. В их компетенции находятся вопросы найма и увольнения персонала, планирования, распределения ресур­сов по подразделениям компании. Особое место менеджерам принад­лежит в сборе и систематизации информации — основы принятия обоснованных управленческих решений.

Менеджмент сегодня осознается как особая функция управления. Исходя из этого, современный менеджмент рассматривает организацию не как механическую систему, а, прежде всего, как социальную систему с ее особыми задачами. В менеджменте социальный аспект выступает на одно из пер­вых мест. Исходя из данной особенности, менеджмент решает определенные задачи. К ним, в частности, относится выявление в составе организации социальных групп и отношений между ними, образование малых групп как необходимое условие мобилизации коллективных усилий, учет осо­бенностей формальных и неформальных групп. А здесь на одно из первых мест выходит коммуникативный аспект, знания риторических приемов и правил, благодаря которым можно координировать работу организации.

Менеджеру приходится решать особые проблемы. Прежде всего, к их числу относятся:

- создание системы, то есть наведение порядка из хаоса или создание нового порядка, каче­ственно превосходящего прежний;

- необходимость гармонизации текущих и перспективных задач (требо­ваний немедленного и отдаленного будущего).

Говоря о менеджменте как особой функции управления, следует остановиться на основных функциях менеджмента, в основе которых лежат коммуникативные умения, позволяющие их эффективно осуществлять:

- планирования: по своему содержанию означает разработку программы действий на определенный период и путей ее выполнения;

- организации: функция состоит в установлении порядка и условий функционирования организации, в создании предпосылок для выпол­нения плана. В про­цессе организации работы персонала и всех подразделений фирмы формируется и обосновывается содержание элементов, выступающих в качестве определенных правил и обязанностей. Управленческий аспект функции организации независимо от мас­штаба и характера деятельности фирмы выражается в следующих ос­новных направлениях:

1. разработка и совершенствование организационной структуры управления фирмой. Она выступает в виде различных уровней и служб, обеспечивающих жизнедеятельность фирмы;

2. организация процесса производства и труда;

3. распределение обязанностей и делегирование полномочий;

4. внутрифирменные коммуникации как система отношений меж­ду сотрудниками фирмы;

5. организационные отношения фирмы с элементами внешней среды;

- мотивации – это заинте­ресованность работников в выполнении своих обязанностей и общих результатах работы коллектива. Ее назначение состоит в том, чтобы создать у сотрудников фирмы внутренние побудительные мотивы к высокопроизводительному тру­ду. Существует два способа воздействия на людей: принуждение и по­буждение;

- контроля. Данная функциясвязана с определением хода вы­полнения установленных (запланированных) параметров, с сопостав­лением фактических результатов с плановыми. В ходе осуществления контроля менеджеры обеспечивают стабильность протекания процес­сов функциональной деятельности и достижения требуемых результа­тов. Для менеджмента характерно большое количество форм и систем контроля. Каждая из систем базируется на принципе обратной связи, состоящем в сопоставлении полученной информации о реальных ре­зультатах с нормативными значениями;

- координации. Координация пред­полагает обеспечение согласованности в работе всех элементов хозяй­ственного механизма организации. Это происходит за счет установле­ния рациональных связей (в том числе коммуникаций) между структурными подразделениями и отдельными исполнителями. Именно координа­ция действий обеспечивает бесперебойность в работе фирмы и взаи­мосвязь всех функций менеджмента. Основу координации составляет обмен информацией. Большую часть своего времени менеджеры тра­тят на коммуникации. Содержание коммуникационного процесса зависит от координи­руемых процессов. Особенно широко используются заседания, доку­менты, отчеты, служебные записки, компьютерная и телефонная связь, средства радио- и телевещания. С помощью этих и других форм связи обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации, контроля), а также действий руководителя. Координация синхронизирует не только процесс функционирова­ния организации, но позволяет осуществлять согласованные действия по ее изменению, адаптации к меняющимся условиям и требованиям рынка. Это имеет особое значение в современных условиях, когда при­способляемость к рыночной конъюнктуре становится одним из основ­ных факторов развития фирмы.

Таким образом, в работе менеджера особое внимание следует обращать на то, что социальная организация — это объединение людей, созданное для выполнения опреде­ленных функций. Основу организации составляет ее коллек­тив. Так как организация представляет собой целевую управ­ляемую систему, то между членами коллектива должны существовать упорядоченные отношения, которые регламен­тируются вполне определенной системой норм и правил не только поведения, но и общения.

Социальная работа

Социальная работа вошла в число видов социальной деятельнос­ти, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Виды такой социальной деятельности столь же стары, как само человеческое общество. Индивиды не могли соеди­ниться в общность, не могли элементарно выжить, если бы не выра­ботали различные формы поддержки слабых.

Действенность системы социальной защиты населения, эффек­тивность практики социальной работы с различными слоями и груп­пами населения, нуждающимися в социальной помощи и поддер­жке, во многом определяются научной обоснованностью содержа­ния, форм и методов социальной работы, умением организаторов и специалистов этого вида профессиональной деятельности учиты­вать тенденции и закономерности развития процессов социальной сферы, их внутренние и внешние факторы, обусловливающие уст­ремления, интересы и мотивы поведения людей.

Основным признаком, отличающим социальную работу от дру­гих видов деятельности, является ее «социальный» характер. Общество как сложная социальная система может рассматри­ваться с позиций субъектности (самодеятельная общность), деятельностной позиции (коллективное бытие людей), организацион­ных позиций (система устойчивых связей между людьми и соци­альными группами), т.е. предметное поле социальной работы — это область социокультурных взаимодействий, взаимоотношений людей. С учетом аналогичных позиций следует анали­зировать социальную работу.

Трактуя социальность как взаимоотношения и взаимообязанно­сти людей в процессе их совместного бытия, можно заключить, что в системе социальной работы большое место занимает коммуникативная система, построенная на риторических приемах и правилах контактирования людей друг с другом в процессе оказания помощи. От характера взаимодействия между специалистами социальной работы и клиентами зависит специфика данного вида деятельности — в го­родских и сельских условиях, в семье и школе, на производстве и в учреждении и т.д.

Для понимания специфики социальной работы важно осознавать, что люди живут не просто в обществе, а в сообществе. Они постоянно окружены себе подобными и постоян­но находятся в состоянии взаимодействия, порой весьма напря­женного, что порождает обилие самых разнообразных социальных отношений, связей, явлений, которые образуют относительно са­мостоятельный слой новой реальности, столь же значимый и важ­ный для человека, как и любой другой существенный фактор при­роды, экономики, политики, культуры.

В социальной работе рассматриваются конкретные социальные процессы и явления, порождаемые межличностными отношения­ми и непосредственно связанные с жизнедеятельностью личности, социальной группы или сообщества, попавших в сложную жизнен­ную ситуацию, и нуждающихся в социальной защите, помощи и поддержке. В системе социальной работы формируются социальные отношения,т.е. отношения между людьми как представителями социальных групп общества, отра­жающие их социальное положение, образ и уклад жизни, а в ко­нечном итоге — конкретные условия их жизнедеятельности. Со­циальные отношения — это проявление в социальной деятельно­сти и поведении человека его социальных качеств, их основной стимул — стремление человека удовлетворить свои насущные жиз­ненные потребности.

Социальные отношения рассматривают как определенную ус­тойчивую систему связей (в том числе коммуникативных) индивидов, сложившуюся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они преломляются сквозь призму внутреннего состояния человека и выражаются как его личное отношение к окружающей действи­тельности. Вот почему социальные отношения являются объек­тивными факторами, образующими социальные связи, взаимо­действия, взаимозависимости, воздействия людей друг на друга. Для социальной работы важен учет социальных связей людей в области воспроизводства и индивидуально-личного и коллектив­ного бытия, условий жизни, жизненного пространства, с одной стороны, и особенностей общественных сфер, в которых такие связи реализуются, конкретизируются и воплощаются в деятель­ности людей, в конкретных социокультурных формах, с другой стороны. К социальным связям относятся социальная помощь, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, благотворительность и др. Оптимизация этих связей — одна из задач социальной работы.

Деятельность специалиста социальной работы представляет собой информационную, целенаправлен­ную, адаптивную активность, направленную на разрешение воз­никающих в жизнедеятельности человека проблем. Информацион­ный характер целесообразной активности социального работника ориентирован на оптимизацию отношений клиента с окружающей средой и по существу сводится к управленческому воздействию на содержание и поведение клиента, внешние и внутренние факто­ры, обусловливающие его состояние и поведение. Исходя из этого, деятельность социального работника подразделяется на работу с индиви­дом, работу с семьей и/или группой — его ближайшим социальным окружением, и работу с тем сообществом, в котором он проживает. В связи с таким делением необходимо охарактеризовать более по­дробно ряд субъектов социальной работы для более точного понимания роли и места каждого их них.

Первым субъектом является любой человек, семья или группа людей, которые находятся или потенциально могут оказаться в «слабой» позиции и в силу этого объективно нуждаются в понима­нии связанных с этой позицией трудностей, проблем, в получении реальной помощи для преодоления этих трудностей. Таким людям, прежде всего, необходимо общение, поддержание нормальных соци­ально-бытовых условий (жилье, питание, одежда, медицинское об­служивание и др.), интеграция их в различные сферы социокультур­ной жизни (посильный труд, досуг, спорт и т.д.). Важную роль играет их психологическая и социальная реабилитация. В этом об­ширном классе клиентов можно выделить подгруппы людей со сходными проблемами, судьбами, хотя нередко многие из тех, кто субъективно считает себя нуждающимся в помощи, к таковым могут быть отнесены только условно. И наоборот, те, кому действительно необходимо специальное внимание, милосердное отношение, профессиональная помощь, не осознают своей потребности или, если осознают, то стыдятся обращаться за содействием.

Второй субъект социальной работы — это те люди, которые ее осуществляют, социальные работники. Психологически они харак­теризуются, прежде всего, альтруистической, гуманистической на­правленностью, преимущественно нравственной мотивацией. Цент­ральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной или добровольческой социальной помощи, является милосердие, дея­тельная любовь к людям, умение общаться. Другим, не менее важным компонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные уме­ния и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи, среди которых особое место занимает знание коммуникативных форм и приемов работы с людьми.

Третий субъект социальной работы — это люди, которые учат этому занятию. Они вырабатывают у обучающихся не только про­фессиональные знания и навыки, но и формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личнос­ти. Основную роль здесь играет сама личность педагога, наставника, руководителя практики. Подготовка преподавателя, методиста, практического психолога или семейного терапевта, которые могли бы эффективно проводить образовательный процесс, представляет большую трудность. Если за рубежом существует большая армия обученных социальных работников, разветвленная сеть социальных служб и имеющая большой опыт деятельности система профессио­нального образования в области социальной работы, то у нас полу­чивших специальную подготовку преподавателей пока немного.

Четвертый субъект социальной работы — это административные структуры социально­го управления. К ним принадлежат те деятели, от понимания кото­рыми содержания и целей социальной работы зависит в значитель­ной мере ее масштаб и эффективность. На разных уровнях государственной (законодательной и исполнительной) власти и му­ниципального управления они формулируют и осуществляют соци­альную политику в стране.

Конечно, уровень информированности, образованности и готов­ности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Скажем, у клиентов он может быть минимален, а у педа­гогов социального образования и у исследователей по определению должен быть максимальным. В связи с этим характер подготовки и объем необходимых знаний дифференцируется в соответствии с выполняемой ролью.

Таким образом, центром социальной работы являются многообразные возникающие в про­цессе жизнедеятельности людей социальные связи и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.057 с.)