Темы и объем занятий в осенне-зимний период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы и объем занятий в осенне-зимний период



УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

ПО ЗООЛОГИИ ПОЗВОНОЧНЫХ

В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Учебно-методическое пособие

Специальность: 050102 Биология

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

 

Рассмотрено на заседании кафедры биологии, протокол № 1 от 23.09.09 г.

Одобрено редакционно-издательской комиссией Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № 2 от 16.10.09 г.

 

Составители: Н.Я. Поддубная, канд. биол. наук, доцент; Н.П. Коломийцев, канд. биол. наук, доцент

 

Рецензенты: А.В. Кузнецов, канд. биол. наук (Дарвинский государственный заповедник); В.В. Петрова, канд. биол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)

 

Научный редактор: А.П. Добрынин, д-р биол. наук, проф.

 

 

© Поддубная Н.Я., Коломийцев Н.П., 2010

 

© ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2010

 

Введение

 

Пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050102 «Биология» от 31 января 2005 г. № 697. Оно представляет собой руководство по усвоению учебного материала и выполнению работ во время экскурсий, проводимых в осенне-зимний период.

Учебная практика – одно из важнейших звеньев в системе подготовки биолога. На II курсе студенты знакомятся с разнообразием позвоночных животных района практики и осваивают различные методы зоологических исследований. Эти умения они будут использовать при выполнении курсовых и дипломных работ по биологии. Выполняя под руководством преподавателя небольшие исследовательские задания, студенты получают представления о научной работе.

Программа учебной практики составлена с учетом природных условий Вологодской области. Учебная практика по зоологии позвоночных проводится в осенне-зимний и весенне-летний период. Это позволяет ознакомить студентов с сезонными изменениями в жизни позвоночных животных в естественных и антропогенных экосистемах с влиянием на них факторов неживой и живой природы.

Цели практики:углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении одной из фундаментальных дисциплин профессиональной подготовки – зоологии позвоночных, а также развитие исследовательских умений и навыков студентов.

Задачи практики:

­ изучение разнообразия позвоночных животных в естественной среде обитания; ознакомление с населением позвоночных животных водных и околоводных, луговых, полевых и лесных местообитаний, а также населенных пунктов;

­ освоение основных методов зоолого-экологической работы (полевых методов исследования);

­ приобретение навыков проведения экскурсий в разные сезоны года;

­ ознакомление с основами камеральной обработки собранного материала, включая анализ и протоколирование наблюдений в дневниках и отчётах.

К концу практики студенты должны знать:

­ видовой состав позвоночных животных района проведения практики;

­ отличительные систематические признаки животных основных таксонов (классов, отрядов, семейств, родов);

­ систематические признаки фоновых видов рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих Вологодской области и сопредельных территорий;

­ русские и латинские названия всех видов позвоночных животных, встреченных или отловленных во время прохождения практики;

­ сезонные явления в жизни позвоночных животных;

­ основные жизненные формы и экологические группы животных;

­ основные методы полевых исследований ихтио-, батрахо-, герпето-, орнито- и териофауны;

­ современные методы изучения биологии и экологии животных, в частности без их изъятия из природы.

Студенты должны уметь:

­ проводить наблюдения в природе, делать рисунки и вести записи в полевом журнале;

­ собирать, обрабатывать и коллектировать полевой материал;

­ определять изучаемые объекты, относить их к систематическим категориям различного уровня;

­ осуществлять морфо-экологическое описание животных;

­ оценивать влияние различных экологических факторов на организмы и структуру популяций позвоночных животных.

Студенты должны приобрести базовые практические уменияосуществлять исследования по биологии и экологии позвоночных животных.

Организация практики

 

В осенне-зимний период практика проводится согласно графику учебного процесса – на 9, 10, 25, 26-й неделях текущего учебного года (см. табл. 1). На начальном этапе студенты знакомятся с групповыми руководителями, программой практики и графиком работ, техникой безопасности, правилами поведения на экскурсиях и в лабораториях, необходимым для практики снаряжением, оборудованием, литературой и методическими материалами, географическим положением и характеристикой района практики как среды обитания позвоночных животных. После этого осуществляется полевая работа в виде пеших однодневных загородных экскурсий. Каждой экскурсии предшествует самоподготовка студентов, в ходе которой они выполняют задания, позволяющие осмыслить теоретический материал, необходимый для выполнения практических работ по каждой теме. В ходе экскурсий наблюдения фиксируются в полевом дневнике (записной книжке). Регистрируются также и те позвоночные животные, которые не входят в целевые объекты экскурсии (сведения о них будут обобщаться в соответствующих темах и в конце практики). После экскурсий осуществляется камеральная обработка собранного материала в лаборатории университета. Результаты наблюдений и их обработка протоколируются (оформляются) в журнале, обычно представляющем собой общую тетрадь формата А5 или А4. В этом же журнале записываются сведения или делаются зарисовки, рекомендуемые в разделе «Самоподготовка».

Оценивание знаний и умений студентов осуществляется по завершении каждой темы на основе собеседования, проверки документации по практике и обсуждения исследовательских отчетов. К концу практики в осенне-зимний период каждый студент должен представить полевой дневник с записями теоретического и практического материала по всем изученным темам и систематические списки рыб и млекопитающих Вологодской области. На итоговом занятии по первому разделу практики студенты должны продемонстрировать следующие теоретические знания:

­ основные методы зоолого-экологических исследований;

­ русские и латинские названия около 30 видов рыб и 15 видов млекопитающих района практики;

­ основные экологические и биологические особенности и систематическое положение позвоночных животных, встреченных во время практики.

На заключительном этапе практики выставляется средний балл. Итоговая оценка выставляется с учетом оценок, полученных по каждой теме первого и второго разделов практики. Результаты практики (как по каждой теме, так и по практике в целом) оцениваются в двух системах – традиционной 4-балльной и 100-балльной:

­ 5 (отлично), или 86 – 100 баллов – все задания выполнены и оформлены полно и правильно; даны грамотные ответы и пояснения на вопросы преподавателя по темам экскурсий;

­ 4 (хорошо), или 75 – 85 баллов – все задания выполнены и оформлены полно и в целом правильно; даны грамотные ответы и пояснения на вопросы преподавателя по темам экскурсий, но допущены некоторые ошибки;

­ 3 (удовлетворительно), или 65 – 74 балла – все задания выполнены и оформлены, но неполно и/или с ошибками; допущены ошибки в ответах на вопросы преподавателя по темам экскурсий;

­ 2 (неудовлетворительно), или до 64 баллов включительно – выполнены и оформлены не все задания, допущено много ошибок в ответах на вопросы преподавателя по темам экскурсий.

Таблица 1

Таблица 2

 

Определение следов куньих (Mustelidae)

 

Вид Передняя лапа (ширина × × длина), см Задняя лапа (ширина × × длина), см Ширина групп следов, см Длина прыжка, см Источники
           
Лесная куница – Martes martes 3,6 – – 3,7 × × 4,3     3,5 – 4,5 × × 4 – 5 5 × 9 (на рыхлом снегу)   Двучетка: 7 – 9 (до 10)     50 – 70 (до 100 и более)     75 – 100 (до 200) 60 – 70 (на плотном снегу) 40 – 50 (на медленном ходу) 30 – 35 (на глубоком снегу) П.Г. Ошмарин, Д.Г. Пикунов, 2000. А.Н. Формозов, 1989. Н.Н. Руковский, 1988
Хорь черный (лесной) – Mustela putorius 2,8 × 3,2     3,4 × 3,1 2 × 2,6 2,4 × 3,0     3,0 × 4,4 2 × 3,2 Двучетка: 7 – 9       40 – 65 50 – 60 (на плотном снегу) 30 – 35 (на рыхлом снегу) 40 – 65 (до 100) П.Г. Ошмарин, Д.Г. Пи-кунов, 2000. Р.Ю. Ласуков, 1999. Н.Н. Руковский, 1988. А.Н. Формозов, 1989

Продолжение

 

           
Норка европейская – Mustela lutreola 2,7 × 3,5     2,8 × 3,2     Двучетка: 5 – 7 (до 9)     25 – 35     25 – 40 П.Г. Ошмарин, Д.Г. Пикунов, 2000. Р.Ю. Ласуков, 1999
Норка американская – Mustela vison 3,0 × 3,2 (самка) 3,5 × 4 (самец)     Двучетка: 5 – 7 55 – 60 (до 120) Г.Д. Дулькейт, 1974.
Горностай – Mustela erminea 1,7 × 2,5   1,5 × 2     1,8 – 2,5 2,0 × 2,5     1,5 × 2 – 2,2           Двучетка: 3,5 – 5         20 – 50 30 – 40 (до 100) 20 – 30 до 40 – 50 П.Г. Ошмарин, Д.Г. Пикунов, 2000. Г.Д. Дулькейт, 1974. Р.Ю. Ласуков, 1999. А.Н. Формозов, 1989. Н.Н. Руковский, 1988
Ласка – Mustela nivalis   0,9 × 1,5   1,0 × 1,5     1,0 × 1,6   1 – 1,1 × × 1,5 1,2 × 1,5     Двучетка: 2,0 – 3,5   20 – 30   15 – 35     До 60 – 70   25 – 35 (45) Г.Д. Дулькейт, 1974. Р.Ю. Ласуков, 1999. П.Г. Ошмарин, Д.Г. Пикунов, 2000. Н.Н. Руковский, 1988. А.Н. Формозов, 1989
Выдра – Lutra lutra 5 – 8 × × 7 – 12     ? × 6     ? × 8   Ширина дорожки: 14 – 18       60 – 80   50 – 110 Г.Д. Дулькейт, 1974. Р.Ю. Ласуков, 1999. Н.Н. Руковский, 1988

Окончание

 

           
Барсук – Meles meles 8 × 6 5 × 8         Р.Ю. Ласуков, 1999    
Росомаха – Gulo gulo 11,5 × 15     15 × 15 ? × 13 – 15 8 – 9 ×?   7 × 15       П.Г. Ошмарин, Д.Г. Пикунов, 2000. Р.Ю. Ласуков, 1999. Н.Н. Руковский, 1988. Г.Д. Дулькейт, 1974

 

Занятие 3

Обработка результатов учета

Для примера рассмотрим обработку результатов одного из учетов численности куньих, выполненного на пробной площадке кафедры биологии в лесном массиве Зеленая роща.

Работа 1. Оценка численности куньих с использованием метода комбинированного площадного учета

 

Полученные в результате учета данные вносятся в таблицу (см. табл. 3), и осуществляется поэтапный подсчет количества особей куньих, находившихся в момент учета на пробной площадке (см. табл. 4).

Метод комбинированного площадного учета может быть применим для оценки численности и других некрупных млекопитающих, таких как обыкновенная белка, заяц-беляк и др.

Таблица 3

На пробной площадке

 

Вид Количество и направление следовых дорожек, пересекающих длинные стороны трансект Количество и направление следовых дорожек, пересекающих короткие стороны всех трансект (стороны пробной площадки AD и BC) Суммарное количество и направление следовых дорожек выгнанных с площадки особей
Левая, параллельная трансектам сторона пробной площадки (AB) Учетно-прогонные маршруты Правая, параллельная трансектам сторона пробной площадки (CD)
                 
Соболь     1→     2←   1→     1← 1← 3→ 1→

 

Таблица 4

 

Разными методами

 

Вид Способы оценки обилия и численности
Линейный (маршрутный) учет следов Комбинированный площадной учет Оклад Прогон Зимний маршрутный учет
Показатель, или единица измерения обилия или численности
След./км/24 ч Особ./км2 Особь Особь Особ./км2
Лесная куница         0,5
Черный хорь         0,73
Норка sp.          

 

 

Работа 6. Занесение первичных материалов учета численности млекопитающих и результатов их обработки и анализа в лабораторный журнал «Учеты млекопитающих по следам на снегу на пробной площадке кафедры биологии в лесном массиве Зеленая роща»

 

1. В журнал заносятся сведения об организационных особенностях проведения учета, о состоянии погоды и характеристике снега.

Дата: 21 ноября 2008 г.

Начало учета: 10 ч 40 мин, окончание учёта: 14 ч 00 мин.

Старт первых двух учетчиков: 10 ч 40 мин, окончание учета окладом: 11 ч 30 мин.

Старт основных учетчиков-прогонщиков на внутренних линиях пробной площадки и на центральном маршруте: 11 ч 10 мин. Окончание их работы: от 12 ч 15 мин до 13 ч 00 мин.

Старт первых двух учетчиков для учета прогоном: 13 ч 10 мин. Окончание учета: 14 ч 00 мин.

Сплошная облачность, ветер юго-западный умеренный (немного раскачиваются верхушки деревьев), снег сырой, рыхлый – за день до учёта был моросящий дождь, но наст не образовался, температура около 0 °С.

2. Затем приводится список участников учета, номера маршрутов, и если участники не смогли пройти по азимуту, то схема прохождения маршрутов.

3. В журнал подшиваются (и заносятся в электронный журнал) все бланки учета (маршрутки). На бланках в процессе камеральной обработки в графе «Отрезок маршрута» рядом с длиной отрезка, выраженной в количестве пар шагов от точки старта, необходимо проставить длину в метрах.

4. В журнал подшиваются (и заносятся в электронный журнал)все материалы по обработке данных учета.

 

Работа 7. Размещение первичных материалов по изучению следов млекопитающих в коллекции кафедры биологии

 

1. Карточки с измерениями отпечатков лап, ширины двучеток и длины прыжков куньих, заполненные во время проведения учетов, помещаются в картотеку следов.

2. Фотоснимки отпечатков следов снабжаются этикетками и помещаются в фототеку следов.

Занятие 5

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

ПО ЗООЛОГИИ ПОЗВОНОЧНЫХ

В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Учебно-методическое пособие

Специальность: 050102 Биология

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

 

Рассмотрено на заседании кафедры биологии, протокол № 1 от 23.09.09 г.

Одобрено редакционно-издательской комиссией Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № 2 от 16.10.09 г.

 

Составители: Н.Я. Поддубная, канд. биол. наук, доцент; Н.П. Коломийцев, канд. биол. наук, доцент

 

Рецензенты: А.В. Кузнецов, канд. биол. наук (Дарвинский государственный заповедник); В.В. Петрова, канд. биол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)

 

Научный редактор: А.П. Добрынин, д-р биол. наук, проф.

 

 

© Поддубная Н.Я., Коломийцев Н.П., 2010

 

© ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2010

 

Введение

 

Пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050102 «Биология» от 31 января 2005 г. № 697. Оно представляет собой руководство по усвоению учебного материала и выполнению работ во время экскурсий, проводимых в осенне-зимний период.

Учебная практика – одно из важнейших звеньев в системе подготовки биолога. На II курсе студенты знакомятся с разнообразием позвоночных животных района практики и осваивают различные методы зоологических исследований. Эти умения они будут использовать при выполнении курсовых и дипломных работ по биологии. Выполняя под руководством преподавателя небольшие исследовательские задания, студенты получают представления о научной работе.

Программа учебной практики составлена с учетом природных условий Вологодской области. Учебная практика по зоологии позвоночных проводится в осенне-зимний и весенне-летний период. Это позволяет ознакомить студентов с сезонными изменениями в жизни позвоночных животных в естественных и антропогенных экосистемах с влиянием на них факторов неживой и живой природы.

Цели практики:углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении одной из фундаментальных дисциплин профессиональной подготовки – зоологии позвоночных, а также развитие исследовательских умений и навыков студентов.

Задачи практики:

­ изучение разнообразия позвоночных животных в естественной среде обитания; ознакомление с населением позвоночных животных водных и околоводных, луговых, полевых и лесных местообитаний, а также населенных пунктов;

­ освоение основных методов зоолого-экологической работы (полевых методов исследования);

­ приобретение навыков проведения экскурсий в разные сезоны года;

­ ознакомление с основами камеральной обработки собранного материала, включая анализ и протоколирование наблюдений в дневниках и отчётах.

К концу практики студенты должны знать:

­ видовой состав позвоночных животных района проведения практики;

­ отличительные систематические признаки животных основных таксонов (классов, отрядов, семейств, родов);

­ систематические признаки фоновых видов рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих Вологодской области и сопредельных территорий;

­ русские и латинские названия всех видов позвоночных животных, встреченных или отловленных во время прохождения практики;

­ сезонные явления в жизни позвоночных животных;

­ основные жизненные формы и экологические группы животных;

­ основные методы полевых исследований ихтио-, батрахо-, герпето-, орнито- и териофауны;

­ современные методы изучения биологии и экологии животных, в частности без их изъятия из природы.

Студенты должны уметь:

­ проводить наблюдения в природе, делать рисунки и вести записи в полевом журнале;

­ собирать, обрабатывать и коллектировать полевой материал;

­ определять изучаемые объекты, относить их к систематическим категориям различного уровня;

­ осуществлять морфо-экологическое описание животных;

­ оценивать влияние различных экологических факторов на организмы и структуру популяций позвоночных животных.

Студенты должны приобрести базовые практические уменияосуществлять исследования по биологии и экологии позвоночных животных.

Организация практики

 

В осенне-зимний период практика проводится согласно графику учебного процесса – на 9, 10, 25, 26-й неделях текущего учебного года (см. табл. 1). На начальном этапе студенты знакомятся с групповыми руководителями, программой практики и графиком работ, техникой безопасности, правилами поведения на экскурсиях и в лабораториях, необходимым для практики снаряжением, оборудованием, литературой и методическими материалами, географическим положением и характеристикой района практики как среды обитания позвоночных животных. После этого осуществляется полевая работа в виде пеших однодневных загородных экскурсий. Каждой экскурсии предшествует самоподготовка студентов, в ходе которой они выполняют задания, позволяющие осмыслить теоретический материал, необходимый для выполнения практических работ по каждой теме. В ходе экскурсий наблюдения фиксируются в полевом дневнике (записной книжке). Регистрируются также и те позвоночные животные, которые не входят в целевые объекты экскурсии (сведения о них будут обобщаться в соответствующих темах и в конце практики). После экскурсий осуществляется камеральная обработка собранного материала в лаборатории университета. Результаты наблюдений и их обработка протоколируются (оформляются) в журнале, обычно представляющем собой общую тетрадь формата А5 или А4. В этом же журнале записываются сведения или делаются зарисовки, рекомендуемые в разделе «Самоподготовка».

Оценивание знаний и умений студентов осуществляется по завершении каждой темы на основе собеседования, проверки документации по практике и обсуждения исследовательских отчетов. К концу практики в осенне-зимний период каждый студент должен представить полевой дневник с записями теоретического и практического материала по всем изученным темам и систематические списки рыб и млекопитающих Вологодской области. На итоговом занятии по первому разделу практики студенты должны продемонстрировать следующие теоретические знания:

­ основные методы зоолого-экологических исследований;

­ русские и латинские названия около 30 видов рыб и 15 видов млекопитающих района практики;

­ основные экологические и биологические особенности и систематическое положение позвоночных животных, встреченных во время практики.

На заключительном этапе практики выставляется средний балл. Итоговая оценка выставляется с учетом оценок, полученных по каждой теме первого и второго разделов практики. Результаты практики (как по каждой теме, так и по практике в целом) оцениваются в двух системах – традиционной 4-балльной и 100-балльной:

­ 5 (отлично), или 86 – 100 баллов – все задания выполнены и оформлены полно и правильно; даны грамотные ответы и пояснения на вопросы преподавателя по темам экскурсий;

­ 4 (хорошо), или 75 – 85 баллов – все задания выполнены и оформлены полно и в целом правильно; даны грамотные ответы и пояснения на вопросы преподавателя по темам экскурсий, но допущены некоторые ошибки;

­ 3 (удовлетворительно), или 65 – 74 балла – все задания выполнены и оформлены, но неполно и/или с ошибками; допущены ошибки в ответах на вопросы преподавателя по темам экскурсий;

­ 2 (неудовлетворительно), или до 64 баллов включительно – выполнены и оформлены не все задания, допущено много ошибок в ответах на вопросы преподавателя по темам экскурсий.

Таблица 1

Темы и объем занятий в осенне-зимний период

 

Темы занятий Количество часов
1. Общие методические и организационные подходы к проведению исследований и учебной практики по зоологии позвоночных. Методы полевых исследований  
2. Изучение млекопитающих по следам на снегу  
3. Установление видового состава млекопитающих лесного массива Зеленая роща по следам на снегу  
4. Оценка относительного обилия и численности млекопитающих методами, основанными на регистрации их следов на снегу  
5. Изучение ихтиофауны района практики  
6. Определение видов рыб Вологодской области  
Всего  

 

 

Занятие 1

Общие методические и организационные подходы
к проведению исследований и учебной практики по зоологии позвоночных. Методы полевых исследований

(6 ч)

 

Цель: изучить правила техники безопасности, требования к подготовке, организации и проведению экскурсий в природе, научиться планировать, проводить и фиксировать наблюдения, ознакомиться с основными методами зоологических исследований и методами коллектирования позвоночных животных.

Оборудование и материалы: рабочая программа учебной практики по зоологии позвоночных, график учебного процесса обучения студентов специальности 050102 «Биология» в текущем учебном году, правила техники безопасности, приборы для наблюдений за погодой (флюгер, нефоскоп, барометр-анероид, гидрометр, термометры, снегомерная рейка, осадкомер Третьякова, объемный снегомер, ручной анемометр), компас, GPS-навигатор, шагомер, курвиметр, бинокль, планшет, карандаши, линейка, рулетка, дневник полевой практики, журнал полевой практики, основная и дополнительная литература по учебной практике.

Работа 1. Изучение рабочей программы учебной практики по зоологии позвоночных

Изучите содержание рабочей программы учебной практики по зоологии позвоночных и ознакомьтесь с графиком учебного процесса обучения студентов специальности 050102 «Биология» в текущем учебном году. Запланируйте работы по самоподготовке к занятиям и приобретение необходимого для прохождения практики личного снаряжения, оборудования и литературы.

 

Работа 2. Изучение правил по технике безопасности в период прохождения учебной практики по зоологии позвоночных

1. Изучите правила техники безопасности, составьте конспект.

2. Ознакомьтесь с состоянием окружающей среды в Вологодской области, используя «Атлас…» (1995), и с ландшафтно-эпизоотическим районированием территории Вологодской области (Радченко, 2007), составьте список природно-очаговых особо опасных заболеваний, выясните в медпункте ЧГУ и запишите схему прививок от клещевого энцефалита для студентов, поступивших в университет.

3. Ознакомьтесь со следующими природно-очаговыми заболеваниями и их профилактикой: туляремия, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС), лептоспироз, энцефалит клещевой (весенне-летний), боррелиоз системный клещевой (болезнь Лайма).

Поскольку грызуны и насекомоядные являются носителями ряда весьма опасных для человека инфекционных заболеваний, в дополнение к указанным выше правилам по технике безопасности следует также соблюдать и следующие правила.При работе с мелкими млекопитающими, их паразитами, норами, гнездами, кормовыми запасами, экскрементами, а также с экскрементами и погадками хищников следует соблюдать осторожность. Работы с этими объектами следует осуществлять в хирургических перчатках и медицинской маске. После вскрытия животных необходимо обрабатывать хирургический инструмент и стол для вскрытия, перчатки и руки спиртом, а мешочки для транспортировки грызунов и насекомоядных – дезинфицирующим раствором (хлорамином, лизолом и т.д.). Мелкие ранки и порезы при работе с мертвыми животными надо всегда обрабатывать крепким раствором йода или марганцовокислого калия, заклеивать пластырем или медицинским клеем во избежание возможного заражения.

 

Работа 3. Изучение требований, предъявляемых к подготовке, организации и проведению экскурсий

Ознакомьтесь с материалом работы и ответьте на вопросы: какие этапы выделяют в экскурсионной работе? Какие работы выполняют педагог и обучаемый на каждом этапе?

Основной формой работы на полевой практике по зоологии позвоночных служат экскурсии в природу. Они имеют важное об­разовательное значение. Под руководством преподавателя студен­ты-биологи учатся наблюдать животных в естественной для них обстановке, знакомятся с фауной позвоночных животных конк­ретного района. При правильной организации экскурсий студенты смогут научиться узнавать животных по внешнему облику, по голосам, по сле­дам деятельности, устанавливать их биотопические и трофичес­кие связи, место и роль в биоценозах. На экскурсиях студенты приобретают навыки наблюдений за животными, навыки проведения зоологических экскурсий, которые в дальнейшем смогут приме­нить в самостоятельной работе при выполнении курсовых и дипломных работ, а также в своей педагогической работе со школьниками.

Экскурсии в природу проводятся с группами студентов из 10 – 12 человек. Это количество обучающихся на одного руководителя предусмотрено техникой безопасности при проведении экскурсий и походов в природу со студентами и школьниками. И, конечно же, большее количество людей затрудняет наблюдение за осторожными, подвижными живот­ными. Каждая экскурсия планируется и готовится заранее. Преподава­тель определяет основную тему предстоящей экскурсии, например: животные леса или луга. При этом он должен иметь в виду, что любая экскурсия будет в той или иной степени комплексной. Например, при экскурсии в смешан­ный лес будут встречены представители классов птиц, млекопита­ющих, земноводных и пресмыкающихся. При подготовке экскурсии преподаватель по карте или плану местности намечает основной маршрут, проходит его заранее, отмечает возможные объекты для наблюдений: следы, погрызы, погадки, гнезда, норы и т.д. Он должен представлять, какие примерно животные (обычные и массовые виды) могут встретиться на экскурсии. Заранее следует подготовить оборудование и одежду. Для наблюдений за птицами и крупными зверями необходим полевой бинокль (не менее 7 – 8-кратного увеличения). Нужно иметь набор оборудования: компас, план местности или под­робную карту, измерительные инструменты (штангенциркуль, линейку, мерную ленту длиной 10 – 20 м). Для сбора следов деятельности животных: по­гадок, старых гнезд и т.д. – необходимо иметь рюкзак и упако­вочную тару – коробки, пакеты и газетную бумагу. Желательно иметь фотоаппарат (видеокаме­ру), портативный магнитофон (диктофон) для записи и воспро­изведения голосов животных. На экскурсиях необходимы полевые оп­ределители птиц (млекопитающих и т.д.) с цветными изображе­ниями животных.

Экскурсия проводится при благоприятной погоде. Не следует проводить экскурсию при обильных осадках, грозе, сильном ветре. Желательно выбрать такое время суток, когда животные наиболее активны и их легче наблюдать.

Экскурсия делится на несколько частей: вводная часть, основ­ная часть и подведение итогов. В начале экскурсии преподаватель делает небольшое введение, знакомит студентов с целью экскурсии, ее продолжительностью, примерным маршрутом. На первой экс­курсии студенты должны познакомиться с географическим по­ложением, рельефом, гидрографией района, почвами, расти­тельностью. Преподаватель обращает внимание студентов на изменение естественных природных ландшафтов в связи с хозяйственной деятельностью людей, напоминает правила поведения на экскурсии, объясняет важность их строгого соблюдения; показывает, как правильно пользоваться биноклем, чтобы быс­тро обнаружить подвижное животное на значительном расстоя­нии, как незаметно подойти к нему, чтобы рассмотреть, услы­шать, зарисовать, сфотографировать. Студенты визуально опре­деляют и записывают в записные книжки состояние погоды: яс­ность солнечного сияния, степень и характер облачности, нали­чие или отсутствие тумана, дымки, осадков, направление и силу ветра. Преподаватель объясняет, как может изменяться поведение животных при разных параметрах среды. После небольшой вступительной беседы группа направляется на экскурсию. Важно соблюдать определенный порядок следования на экс­курсии: преподаватель идет впереди, студенты следуют за ним компактной группой. При обнаружении животного преподава­тель делает знак, чтобы все остановились и обратили внимание на наблюдаемый объект.

На экскурсии преподаватель рассказывает только о том, что удается наблюдать. Результаты экскурсии представляют собой то, что студентам удалось увидеть, услышать, зарисовать, изме­рить (сфотографировать, снять камерой), записать в записную книжку. Преподаватель дает лишь небольшие пояснения наблюда­емым явлениям. Основа экскур­сии – это наблюдения и небольшие самостоятельные работы сту­дентов. Они рассматривают, определяют, измеряют, рисуют схе­мы. Записи делаются краткими, в дальнейшем в лаборатории во время камеральной обработки со­бранного материала студенты расшифровывают полевые записи. Используя специальную литературу, каждый студент состав­ляет дневник полевой практики, в который заносит все со­бранные и обработанные в лаборатории сведения. Нужно тщательно описывать маршрут, природную обста­новку (рельеф, растительность и т.д.), состояние погоды, количество встреченных отдыхающих и т.д. во время каждой экскурсии. Эти описания обычно предваряют все другие экскурсионные наблюдения. Обычно экскурсия продолжается 3 – 4 часа, за это время практиканты проходят 3 – 7 км.

Следует обратить особое внимание на узнавание животных в природе по внешнему облику, го­лосам, следам деятельности. Большую пользу в обучении могут оказать запи­си пения птиц (например, размещенные на сайте http//www.ecosystema.ru). Можно использовать магнитофонные записи го­лосов птиц и во время экскурсий, например, в лесу для подманивания скрытно держащихся видов.

В конце экскурсии подводятся итоги, отмечаются все на­блюдавшиеся виды животных, уточняется фенологический период их жизни, отмечаются редкие, обычные и многочисленные виды.

 

Работа 4. Методы полевых исследований по зоологии позвоночных

Ознакомьтесь с приведенными в работе сведениями, и, используя литературу, указанную в конце пособия, ответьте на вопросы и выполните задания.

 

1. Какое значение имеют методы исследования для учебной полевой практики? Какие основные группы методов полевых исследований принято изучать в рамках учебной практики?

2. Перечислите основные методы фаунистических исследований.

3. Какие методы называют прямыми методами изучения животных, а какие – непрямыми?

4. Что понимают под протоколами наблюдений?

5. Какие требования предъявляются к записи наблюдений?

6. Приведите пример содержания самой простой карточки наблюдений.

7. Назовите основные типы полевых дневников.

8. В какой программе Windows ведут протоколы наблюдений? Какую информацию содержат таблицы таких дневников?

9. Какими графическими материалами дополняются экскурсионные записи наблюдений?

10. Перечислите комплект личного снаряжения и оборудования, включая хирургический инструмент, необходимого для прохождения учебной практики по зоологии позвоночных.

11. В каком виде сохраняют позвоночных животных для научных и учебных целей?

12. Ознакомьтесь с дневником Ч. Дарвина во время его путешествия на корабле «Бигль» как образцом работы естествоиспытателя.

13. Что такое погода? Какие элементы погоды выделяют при ее характеристике? Какие приборы используются для определения температуры, влажности, давления воздуха? Какими приборами определяются скорость, направление и сила ветра?

14. Какие параметры метеорологических факторов являются оптимальными, а какие критическими для насекомоядных, мышевидных грызунов, куньих-миофагов, куньих-ихтиофагов, копытных?

15. Как осуществляется движение по азимуту?

16. Как работают с шагомером и курвиметром?

17. Какое место занимают географические карты и схемы в зоологической работе? На каких этапах зоологических экскурсий их используют и для каких целей?

 

Значение методики для успешного проведения экскурсии и исследовательской работы. Успех намеченной экскурсии и исследовательской работы в значительной степени определяется правильно выбранной методикой. Под методикой подразумевается сумма технических приемов, направленных на разрешение той или иной научной проблемы.

Этапы проведения экскурсии и исследования. Экскурсия и исследование осуществляются в несколько этапов – подготовительный, сбор материала в поле, камеральная обработка, обобщение, практическое использование полученных результатов (в частности в курсовой работе или школьном курсе биологии). Последовательность этапов может быть другой, этапы могут повторяться в процессе корректировки исследовательской работы и экскурсии.

Протоколы работы и дневники наб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.110.179 (0.108 с.)