Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления Иоанна Солсберийского о дружбе
Как верно отмечает Р. Папин, в сочинениях Иоанна нет точного определения понятия «дружба»[68]: представления схоласта об этом предмете разбросаны по его трактатам и переписке. Одним из важнейших «источников» для реконструкции взглядов Иоанна на дружбу, безусловно, является его трактат «Поликратик», анализ которого представляет особый интерес с точки зрения моего исследования, так как это сочинение писалось Иоанном именно во время службы у архиепископа Теобальда, то есть одновременно с созданием анализируемого мной корпуса писем. Текст «Поликратика» с точки зрения взглядов Иоанна на дружбу был проанализирован К. Нидерман. По мнению исследовательницы, основным авторитетом для Иоанна в этом вопросе был Цицерон, а именно его трактат «О дружбе»[69]. И это не удивительно: Цицерон был любимым автором Иоанна: единственными двумя книгами, которые он имел в собственности и завещал библиотеке Шартра, были трактаты Цицерона «Об обязанностях» и «Об ораторе». Это увлечение Иоанна Цицероном отражает предпочтения его времени: как показал Б. МкГури, на цицероновское учение о дружбе опирались Эльред из Риво (автор трактата «О духовной дружбе»), Петр Достопочтенный, Бернард Клервосский и многие другие[70], переосмысляя его в соответствии с христианской доктриной. Но что заимствует Иоанн из этого трактата Цицерона? Тема дружбы затрагивается в «Поликратике» лишь косвенно. Рассуждая о льстецах, Иоанн утверждает, что они только притворяются друзьями, а на самом деле ранят под маской дружбы. С точки зрения соответствия учению Цицерона о дружбе важны два утверждения Иоанна из этого краткого пассажа. В самом начале главы Иоанн пишет, что льстец не может быть другом, потому что он «чужд любой добродетели» (omnis virtutis inimicus est)[71], а завершает рассуждение о льстецах авторское утверждение, что нечестность лжецов особенно пагубно вырежется в их привычке не исправлять ошибки друзей, а потворствовать в их совершении[72]. Обе эти мысли, как и осуждение лести в целом, несомненно, были заимствованы Иоанном из трактата Цицерона «О дружбе», в котором автор, устами Лелия утверждает, что «лесть – пособница пороков» должна быть изгнана, так как «недостойна, уже не говорю – друга, но вообще свободного человека» (О дружбе: 89), «истинной дружбе свойственно и предостерегать, и слышать предостережения, чтобы при этом один высказывал их откровенно» (О дружбе: 91), а в качестве источника дружбы называется доблесть (virtus) (О дружбе: 20) (в христианской интерпретации она становится «добродетелью»).
Есть в этом отрывке и прямая цитата из трактата «О дружбе», причем заимствование отмечено самим Иоанном (Scitum est illud Laelii, aut polius Ciceronis – «известно, что это [высказывание] Лелия или вернее Цицерона»): «что касается человека, чьи уши закрыты для правды, так что он не может слышать правду от друга, то спасти его безнадежно»[73]. Эхо этих заимствований из Цицерона можно заметить и в письмах Иоанна. В одном из них (ep. 95) завершая письмо, схоласт говорит, что «узнает верность истинной дружбы, если собеседник «не пощадит его ошибки», но «поставит» их «перед глазами» Иоанна, чтобы он мог в будущем «с большей осторожностью их избегать» (uerae amicitiae fidem agnoscam, si me sic michi reddideritis, ut uitiis non parcatur, et, ut de cetero uitentur cautius, statuatis ea contra faciem meam). А в одном из ранних писем схоласта (ер. 34): говоря о своем полном доверии другу, Иоанн сравнивает себя с Цицероном, а Петра Целлийского с Порцием Катоном Младшим (Утическим), одним из адресатов «Писем к близким» Цицерона. Таким образом, влияние Цицерона на представления Иоанна о дружбе представляется неоспоримым. Но любопытно, что К. Нидерман, судя по тексту её статей, прекрасно знакомая, с содержанием ранних писем Иоанна, даже не упоминает о письме Иоанна к Петру Целлийскому (ep. 111), которое было сопроводительным к отправляемому Иоанном Петру «Поликратику» и на две трети было посвящено рассуждениям о дружбе. Это письмо было написано вскоре после смерти Адреана IV и, вероятно, под её впечатлением. В этом послании Иоанн начинает рассуждение с уже знакомого нам цицероновского тезиса о необходимости добродетели для существования дружбы, но основная идея этого послания – единство душ друзей. Эта идея присутствует и у Цицерона (80), но Иоанн прямо указывает, что заимствует эту идею из сочинений Халкидия и Платона (ait Calcidius… Plato auctor est…). «Один и тот же дух присутствует в телах многих, кто истинно любят друг друга» – пишет Иоанн. Как верно указывают издатели, подобных рассуждений нет у Платона, зато они прекрасно передают суть учения Халкидия о мировой душе, которое разделял и учитель Иоанна, Гильом Коншский, осужденный за свои взгляды на церковном соборе. Иоанн же не видит в своем рассуждении никакого противоречия духу Писания: он заканчивает свои «пустяки» (nugae) (так схоласт называет собственные размышления) цитатой из Деяний апостолов, обещая, что сделает все возможное, чтобы у него и его адресата «было одно сердце и одна душа» (Деяния 4:32).
Подводя итоги, можно сказать, что хотя в основе взглядов Иоанна на дружбу лежало учение Цицерона, это был далеко не единственный источник его представлений, включавших также и ортодоксально христианские, и осуждаемые церковью идеи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.23 (0.008 с.) |