Дорогомилый, деканославный и славнодеканный, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дорогомилый, деканославный и славнодеканный,



Фило-Факультето-Логосо-строительный

Борис Иванович!

Студентолюбивый и студентковозлюбленный,

Магистрантоприимный и аспирантоласкательный!

Товарищедругообъемлющий и коллегообщительный!

Кабинетовнимающий мягких кресел садовник!

Всяко-лено-бездельно-дробительный и

несть-число-дело-вершительный!

Наукопопечительный и музами восхищаемый!

 

…Мир огромив мощью голоса, идете красивый

Сем-над-дцати-двусмысленнолетний!..

 

А сем-над-дцати-двусмысленнолетним (70 или 17?) можно пожелать только одного:

Многая лета!..

 

Открытка

Поздравительная открытка остается сегодня одной из популярных и традиционных форм поздравления. Открытка появилась в начале ХХ века как жанр открытого письма – очевидно, что этому способствовало увеличивавшееся число почтовых отправлений при развитии технологии речи. С одной стороны открытки принято помещать изображение (фотографию – первоначально – города, откуда открытка послана, либо какой-то рисунок, отражающий смысло-эмоциональный фон письма), с другой стороны – краткий текст. Этот текст нередко приобретал черты краткой художественной зарисовки, хотя впоследствии не мог не сформироваться стандарт поздравительного текста.

Стандарт поздравительной открытки сегодня известен всем: «(Обращение.) Поздравляю с …..(название праздника). Желаю крепкого здоровья, успехов в работе и счастья в личной жизни. (Подпись)». Хорошим тоном считается небольшое собственное добавление, свидетельствующее о том, что автор письма-открытки все-таки неформально отнесся к поздравлению и добавил несколько слов от себя лично, внеся в стандарт письма собственный труд и старания.

 

Образцы поздравлений.

Задание 34. Ниже публикуем тексты поздравлений известных писателей и поэтов. Проанализируйте эти тексты и скажите, за счет каких содержательно-стилистических средств приведенные поздравления достигают своей цели.

[Пушкин – жене] Здравствуй, мой ангел! Сегодня день твоего ангела. Целую тебя заочно в очи. Поздравляю тебя и себя…

[Чехов - жене] «С новым годом, с новым счастьем, милая моя актрисуля, жена моя! Желаю тебе всего, что тебе нужно и чего ты заслуживаешь…»

Задание 35. Проанализируйте стиль поздравительного письма и шутливого «Послания 75-летнему К.И.Чуковскому от 70-летнего С.Маршака», написанных накануне Нового 1962-го года.

Какие признаки официального и разговорного стилей фиксируют теплые отношения корреспондентов?

В каком стиле выдержано обращение в «Послании»?

Как используются факты прошлого, воспоминания?

Что пишет Маршак о качествах адресата?

Как обыгрываются герои произведений Чуковского (своеобразное достижение юбиляра)?

 

Мой дорогой Корней Иванович!

Пишу второпях, но хочу от души поблагодарить Вас за все добрые слова, сказанные Вами обо мне.

Мне радостно знать и чувствовать, что наша дружба поздних лет так похожа на ту, которая была между нами в молодые годы. Да она никогда и не прерывалась.

…Крепко обнимаю Вас, дорогой. Давайте встретим Новый год врозь, но вместе.

Всегда Ваш С.Маршак.

 

Чуковскому Корнею –

Посланье к юбилею.

Я очень сожалею,

Что все еще болею

И нынче не сумею

Прибыть на ассамблею,

На улицу Воровского,

Где чествуют Чуковского.

 

Пять лет, шесть месяцев, три дня

Ты прожил в жизни без меня,

А целых семь десятилетий

Мы вместе прожили на свете.

Я в первый раз тебя узнал,

Какой-то прочитав журнал,

На берегу столицы невской

Писал в то время Скабичевский,

Почтенный, скучный, с бородой.

И вдруг явился молодой,

Веселый, буйный, дерзкий критик,

Не прогрессивный паралитик,

Что душит грудою цитат,

Загромождающих трактат,

Не плоских истин проповедник,

А умный, острый собеседник,

Который, книгу разобрав,

Подчас бывает и неправ,

Зато высказывает мысли,

Что не засохли, не прокисли.

Лукавый, ласковый и злой,

Одних колол ты похвалой,

Другим готовил хлесткой бранью

Дорогу к новому изданью.

Ты строго Чарскую судил,

Но вот родился «Крокодил»,

Задорный, шумный, энергичный, -

Не фрукт изнеженный, тепличный.

И этот лютый крокодил

Всех ангелочков проглотил

В библиотеке детской нашей,

Где часто пахло манной кашей.

Привет мой дружеский прими!

Со всеми нашими детьми

Я кланяюсь тому, чья лира

Воспела звучно Мойдодыра.

С тобой справляют юбилей

И Айболит, и Бармалей,

И очень бойкая старуха

Под кличкой «Муха-Цокотуха»

Пусть пригласительный билет

Тебе начислил много лет.

Но поздравляя с годовщиной,

Тебе я дал бы, друг старинный,

Могу я дать тебе - прости –

От двух примерно до пяти…

Итак, будь счастлив и расти.

 

Приводя в пример поздравительной речи стихотворное послание, предупредим против одной распространившейся традиции: писать поздравление в стихах для того, чтобы … скрыть свою боязнь говорить. Некоторые ораторы предпочитают прочитать «по бумажке» текст, опустив «очи долу», но явив хоть малую долю стихотворного остроумия, заготовленного заранее… Совет может быть один: если вы произносите или зачитываете свое поздравление, чувствуйте реакцию ваших слушателей, помните, что живое слово – самое действенное. Поэтому пусть даже будут некоторые ошибки (их вам простят за смелость), но смотрите в глаза тем, перед кем вы выступаете, ищите у них внимания и сочувствия, убеждайте слушателей в правоте ваших мыслей.

 

Задание 36. Поучимся у классиков – ведь учиться надо по образцам – и мы безусловно продолжаем в наших поздравительных речах русскую культурную традицию… Вот стихи Гаврилы Романовича Державина «На Новый 1781 год» – проанализируйте, как в этих стихах понимается счастье разными людьми? Что пишет Державин о собственном понимании счастья, что он ценит в жизни, что утверждает как идеал, к которому надо стремиться?

Находим ли мы в современной жизни те же типы людей и понимания счастья?

Объясните в стихотворении старинные слова и словосочетания. Насколько они могут быть уместны или понятны в современных текстах (например, стезя, глас, гряди, желаем блага совершенства)?

НА НОВЫЙ 1781-й ГОД

Рассекши огненной стезею

Небесный синеватый свод,

Багряной облечен зарею,

Сошел на землю Новый год;

Сошел, - и гласы раздалися,

Мечты, надежды понеслися

Навстречу божеству сему.

 

Гряди, сын вечности прекрасный!

Гряди, часов и дней отец!

Зовет счастливый и несчастный:

Подай желаниям венец!

И самого среди блаженства

Желаем блага совершенства

И недовольны мы судьбой.

 

Еще вельможа возвышаться,

Еще сильнее хочет быть;

Богач богатством осыпаться

И горы злата накопить;

Герой бессмертной жаждет славы,

Корысти льстец, Лукулл забавы

И счастия игрок в игре.

 

Мое желание, предаться

Всевышнего во всем судьбе,

За счастьем в свете не гоняться,

Искать его в самом себе.

Меня здоровье, совесть права,

Достаток нужный, добра слава

Творят счастливее царей.

 

А если милой и приятной

Любим Пленирою своей

И в светской жизни коловратной

Имею искренних друзей,

Живу с моим соседом в мире,

Умею петь играть на лире, -

То кто счастливее меня?

 

От должностей в часы свободны

Пою моих я радость дней;

Пою Творцу хвалы духовны

Уже я вижу монументы,

Которых свергнуть элементы

И время не имеют сил.

 

Задание 37. Прочитайте пословицы о счастье из сборника В.И.Даля «Пословицы русского народа». Объясните смысл пословиц. Постройте краткое рассуждение с пожеланием счастья, выбрав понравившуюся вам пословицу.

 

[В.И.Даль – о счастье и удаче]

Счастье – вольная пташка: где захотела, там и села.

Счастье без ума нипочем.

Счастье без ума – дырявая сума (что найдешь, то и потеряешь).

Счастье что волк: обманет да в лес уйдет.

Сегодня счастье, завтра счастье – помилуй Бог, а ум-то где? (Суворов).

Счастье везет дураку, а умному Бог дает.

Не родись красивый, а родись счастливый.

Не родись ни умен, ни красив, а родись счастлив.

Клад да жена – на счастливого.

Он в рубашке родился.

С рожи болван, а во всем талан.

Кому счастье служит, то ни о чем не тужит.

И с умом, да с пустой сумой, а и без ума, да туга сума.

Счастье отпало, ничего в доме не стало.

Счастье придет, и на печи найдет.

Дурак спит, а счастье в головах лежит.

Сегодня пан, а завтра пал (пропал).

Сегодня полковник, а завтра покойник.

Сидя на колесе, гляди под колесо!

Хотел с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову унести.

Брюхо-то есть, да нечего есть.

Надобно жить как набежит.

Не живи, как хочется, а живи, как можется.

 

Задание 38. Прочитайте мысли о счастье мужей мудрых и святых из сборника «Цветник духовный». На основе понравившегося афоризма напишите и произнесите краткую благопожелательную речь.

 

Счастье тому бывает, кто сам себе умом и трудом помогает.

За счастьем ездят за моря и рыщут кругом света, а оно в нас, в нашем сердце, куда мы совсем почти не заглядываем.

Ищи счастья в собственном твоем сердце: если там его нет, то нигде его не найдешь.

Наука быть счастливым проста: люби свои обязанности и ищи в них наслаждения (Мотвиль).

Бессмертной души нельзя напоить водою земных удовольствий: эта вода только усиливает жажду в бедной душе (Филарет Архиепископ Черниговский).

Чтобы быть счастливым, надо быть благочестивым.

Имей истинное благочестие, и тогда будешь иметь истинное счастие (Св. Тихон Задонский).

Совершенное счастие состоит в том, чтобы других счастливить.

Всего чаще слава покупается на счастье, удовольствие – на здоровье, милость знатных – на независимость, деньги – на совесть.

 

Задание 39. Возможна ли систематизация суждений о счастье? Несомненно. Можно вполне хладнокровно указать на то, что счастье будет рассматриваться или определяться разными людьми в следующих тематических областях:

Счастье – в добродетели.

Счастье – в творчестве.

Счастье – в любви.

Счастье – в покое.

Счастье – в труде и движении и под.

 

Пусть вас не смущает такая анатомия счастья. Очень важно точное истолкование дальнейших суждений. Не последнюю роль здесь играет язык, т.е. то, как будет объяснена та или иная мысль. Поэтому столь важно поработать именно над стилем речи.

Сначала следует познакомиться с опытом других, а затем пробовать самим. Вот несколько студенческих речей, которые вовсе не будем называть образцовыми, но проанализируем их с точки зрения состава мыслей и стиля, которым они написаны.

 

Две речи о СЧАСТЬЕ.

Речь 1-я.

Каждый человек мечтает быть счастливым. Испытывая самые благородные, самые сердечные чувства к кому-то, мы прежде всего желаем счастья, а потом уж, немного помолчав, как бы раскрывая смысл пожелания, добавляем: здоровья, удачи… и ведь что интересное, то, что в одном маленьком слове «счастье» мы заключаем огромный смысл. То есть счастье включает в себя и здоровье, и удачу, и вообще все самое хорошее, что только может бать в жизни. Но еще более поразительно то, что наличие хотя бы одного компонента, из составляющих абсолютное счастье, уже делают человека счастливым. Потому что уже такая малость придает сил и энергии для достижения следующих целей.

Так что же такое счастье? «Существует одна цель, конечная цель, к которой направлены все желания, все действия людей. Этой конечной целью является свободное, нормальное и всестороннее развитие нашего существа, полное удовлетворение всех наших потребностей (физических, интеллектуальных, моральных), словом, - существование наиболее соответствующее нашей природа. Такое состояние мы называем счастьем. Все элементы счастья существуют на земле». Так определяет счастье Гнеодор Дезами. Да, именно, счастье - это гармония душевного состояния и физического, т.е. гармония внутреннего мира с внешним. Когда все в существующей действительности доставляет удовольствие и наполняет душу радостью и блаженством.

Счастье людям необходимо. Его поиск составляет часть смысла жизни каждого. Поэтому кто-то из нас уже на пути к счастью, кто-то продумывает пути, кто-то решает: что же именно сделает его счастливым.

Человек, становясь счастливым, меняется. В нем одновременно раскрываются такте качества, как доброта, терпимость к окружающим, желание поделиться счастьем, доставить радость. Очень правильно подметил Виктор Гюго, что «счастье хочет видеть счастливым весь мир».

Но ничего в мире не бывает просто так. Счастье дается как награда. Опять же Виктор Гюго в свое время сказал «чтобы бать вполне счастливым недостаточно обладать счастьем, надо еще заслужить его». Я считаю, что дается судьбой в награду. Настоящее счастье - это результат долгого, упорного труда человека честного, верящего в мечту и чистого сердцем. Хотя такой человек, мне кажется, счастлив уже тем, что его душа - кладезь таких добродетелей.

 

Речь 2-я.

Это размытое, притягательное, обязывающее понятие «счастье»

А. Ш.

Живи и жить давай другим,

Но только не за счет другого;

Всегда доволен будь своим,

Не трогай ничего чужого;

Вот правило, стезя прямая

Для счастья каждого и всех.

Г. Державин.

Вот она, нехитрая формула счастья. Казалось бы, что может быть проще?! Почему же тогда так мало людей, считающих себя счастливыми? Почему так многие находятся в состоянии постоянной погони за счастьем, которое никак не хочет им подыграть? И оно право! Ведь путь не меньшее счастье, чем цель.

На мой взгляд, настоящее счастье в предчувствии его, так как само оно лишь мгновение. Мгновение, ради которого человек рожден. Каждый человек достоин счастья! Но каждый видит в этом размытом понятии что-то свое. Для одних, счастье – видеть росу на зеленой траве, слабые лучики весеннего солнца, дающие надежду на скорый приход тепла. Для других, счастье – это деньги, много денег, очень много денег. А третьи «счастие находятлишь тем, что хорошо на задних лапках ходят».

Оппенгейм справедливо сказал:”The foolish man seeks happiness in the distance, the wise grows it under his feet”, что можно перевести так: «Глупый человек ищет счастье на стороне, мудрый взращивает его у себя под ногами».

Счастье ко многому обязывает. На мой взгляд, самое страшное – быть лично счастливым. В любое время, в любом обществе рука об руку со счастьем идет несчастье. И важно вовремя обратить внимание на окружающих тебя людей и постараться помочь и им. Тут нельзя не вспомнить замечательное образное высказывание мастера художественной детали А.П.Чехова: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастье и что после непродолжительного счастья наступает несчастье». Поэтому счастье обязывает душу благородного человека. «Счастье, прилепляясь к людям слабого духа, делает их гордыми и ожесточает. Но когда предается мужам великого духа, то еще большим окружает их сиянием, доставляя им случай помоществовать человечеству, которое они более всех умеют чтить». (Н.Новиков)

Счастье без ума - дырявая сума: где найдешь там и сгубишь. Счастье у каждого под мозолями лежит – вторят писателям русские пословицы.

Не каждый способен довольствоваться малым и быть счастливым человеком. А ведь настоящее счастье именно в этом!

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней! Как немного нужно, чтобы сделать жизнь счастливой!

 

Задание 40. Проанализируйте текст поздравительной речи, написанной к Новому году. Отметьте речевое творчество оратора: где он создает собственные неологизмы (окказионализмы)? Найдите в тексте слова разных стилей: высокого и низкого, книжного и разговорного.

С Новым риторическим годом, товарищи!

 

Новый год – праздник любословный. Если добрых и хороших слов не будет, не будет и праздника. Не словолюбивых праздников не бывает! Бывают люди сердечно и словоленивые, не словоохотливые

Встанет за новогодним столом иной краснословец и, расправив колесом ввалившуюся грудь, изречет: «За дам-м-м-с!!!…» А что он «задаст» или «кто они такие, эти «дам-мы-с», того он – извините за скромную критику - выразить не может …

А Новый год требует новословия: искусноумного, взаимнолюбовного, сердечноприимного и единодушевного. «Всех этих слов на русском нет» – говорит глупый компьютер. Но они есть! – и если хотите сделать вашу жизнь счастливее и благополучнее, ищите эти новые мысли и слова в глубине ваших сердец… Достаньте их из Словаря предков и современного Ожеговского и, чуть поразмыслив, распространите: любовь, добро, мир, щедрость, дружба, знание, спокойствие, надежда… Все слова хороши, только употреблять их надо остроумно…

Учиться же поздравительнословию, в сущности, невозможно, если оно не вдохновлено добрым сердцем, живым умом и острым словом…

 

Задание 41. Чтобы показать, как много в русском языке хороших, положительных слов, обозначающих качества характера, предлагаем маленькую лексическую игру к поздравлению. Она называется «Угадайте ваш характер!». Женщины загадывают три цифры – от 1 до 130 (естественно, не заглядывая в список). Будет лучше, если присутствующие мужчины прокомментируют получившийся результат – таинственным образом качества либо совпадают, либо выявляют еще невыявленное в вас, дорогие женщины.

 

Угадайте Ваш характер!

Для этого назовите три цифры от 1 до 130:

1. великолепная 2. замечательная 3. чудесная 4. удивительная 5. изумительная 6. ослепительная 7. прелестная 8. бесподобная 9. просто гениальная 10. сногсшибательная 11. очаровательная 12. обаятельная 13. миловидная 14. прекрасная 15. привлекательная 16. добрая 17. нежная 18. сердечная 19. заботливая 20. слегка сентиментальная 21. решительная 22. энергичная 23. необыкновенно милая 24. чуть кокетливая 25. очень способная 26. смышленая 27. сообразительная 28. талантливая 29. ну просто умница 30. изобретательная 31. остроумная 32. веселая 33. добродушная 34. добросердечная 35. доброжелательная 36. ну просто славная 37. хлопотливая 38. чуткая 39. мягкая 40. обходительная 41. покладистая 42. внутренне светлая 43. самостоятельная 44. благовоспитанная 45. добросовестная 46. красноречивая 47. мечтательная 48. общительная 49. спокойная 50. сладкоречивая 51. огневая 52. боевая 53. пламенная 54. пылкая 55. зажигательная 56. бойкая 57. неугасаемая 58. неунывающая 59. неутомимая 60. независимая 61. незаменимая 62. непритязательная 63. необыкновенная 64. очень даже оригинальная 65. загадочная 66. таинственная 67. дерзновенная 68. спокойная 69. выдержанная 70. хладнокровная 71. рассудительная 72. хитроумная 73. проницательная 74. мудрая 75. любознательная 76. кроткая 77. мудрая и скромная 78. благоразумная 79. поразительная 80. работоспособная 81. трудолюбивая 82. целеустремленная 83. удачливая 84. везучая 85. здравомыслящая 86. предусмотрительная 87. понятливая 88. находчивая 89. великодушная 90. душевно щедрая 91. терпеливая 92. задорная 93. ловкая 94. чуть робкая 95. чуть застенчивая 96. немного чувствительная 97. вдохновенная и вдохновляющая 98. безупречная 99. безукоризненная 100. абсолютно идеальная 101. любезная 102. дружелюбная 103. благорасположенная 104. утонченная 105. элегантная 106. любопытная 107. воздушная 108. внимательная 109. отзывчивая 110. любвеобильная 111. мягкосердечная 112. простосердечная 113. бескомпромиссная 114. миролюбивая 115. учтивая 116. тактичная 117. сострадательная 118. старательная 119. жизнедеятельная 120. по-женски беспечная 121. деловая 122. слегка легкомысленная 123. но строгая 124. требовательная 125. незлопамятная 126. снисходительная 127. пытливая 128. все-е понимающая 129. гуманная 130. не женщина, а клад!  

Если гадание успешно, имейте, пожалуйста, в виду, что все перечисленные качества-прилагательные могут быть использованы как пожелания этих качеств (теперь уже в виде существительных) присутствующим или конкретному адресату вашего поздравления. Например, три цифры 27, 73 и 112 позволяют составить следующий тост или краткое поздравление:

«Дорогие друзья! Я хочу вам пожелать сообразительности, проницательности и простосердечия.

А что такое сообразительность? Это способность соединять разные идеи, находя выход из иногда безвыходных ситуаций, талант и умение думать и «соображать» - быстро, остроумно, вдохновенно.

Поэтому так требуется вам проницательность. А что такое проницательность? (Продолжите сами…)

И пусть талант исключительной сообразительности и мудрой проницательности соединится в вас с простосердечием. Почему так важно простосердечие? (Допишите сами…).

 

А теперь напишите собственное краткое поздравление-пожелание, избрав (произвольно или сознательно) какое-либо из качеств, и развейте ваши собственные мысли.
Занятие 6. Расположение. Построение речи по хрии. «Гений и злодейство – две вещи несовместные».

 

1. Расположение – вторая задача ритора. Изобретенные мысли должны располагаться связно и целесообразно. Обоснованный порядок частей композиции речи позволяет развивать и представлять идеи в убедительной форме.

2. Частями композиции речи являются: вступление (обращение и называние), описание, повествование, рассуждение (доказательство), опровержение, заключение.

3. Цель вступления – приготовить аудиторию к слушанию будущей речи, захватить внимание и добиться благорасположения. Основные способы начать вступление являются точное обозначение темы, цитата, неожиданный вопрос.

4. Описание – изображение предмета в определенный момент его существования. Описание осуществляется через определение предмета, его характеристику, описание целого и частей, свойств и качеств предмета. Энциклопедическое описание дает общую характеристику предмета, риторическое определение представляет предмет в яркой и образной форме, индивидуальной оценке.

5. Повествование показывает развитие, жизнь предмета во времени, или цепь событий, связанных с предметом. Описание - статично, повествование - динамично. Жанрами повествования являются летописи, биографии, мемуары, дневники, в художественной литературе – романы, то есть все, что представляет событийное развитие во времени.

6. Целью рассуждения является доказательство, убеждение в истине. Самые простые способы доказывать – анализ и синтез, показ причины или следствия какого-либо положения.

7. Опровержение есть доказательство от противного. Его используют, когда справедливость данного доказательства лучше всего показывается очевидной несовместимостью с противоположным.

8. В заключении оратор добивается двух целей: 1) суммирует сказанное, повторяя основные аргументы и мысли; 2) воодушевляет чувства слушателей, призывает их к действию.

В классической риторике существует проверенный метод обучения составлению речей по так называемой хрии. Хрия – это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определенном порядке. Хрия является как бы классическим методом рассуждения и построения ораторского монолога, призванным дисциплинировать ум через упорядочение речи.

Темой хрии избиралось обычно какое-либо изречение, либо афоризм, либо пословица. В сущности же можно избрать любое положение, которое предстоит доказывать, и применять к нему рекомендуемые топосы (части речи).

Хрия является своего рода упражнением для ученика, пытающегося построить рассуждение проверенными способами. Раскроем наугад книгу «мудрых мыслей» и выберем для доказательства несколько положений-тезисов. Например:

«Гений и злодейство две вещи несовместные…» (Пушкин)

«…Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку» (Л.Н.Толстой).

Традиционный порядок хрии таков:

1. Приступ (вступление). Во вступлении нередко указывалось на лицо, которому принадлежит данная мысль.

2. Определение, или ясное и точное толкование тезиса (положения).

3. Причина, объясняющая, почему данное положение верно.

4. Опровержение, то есть доказательство от противного.

5. Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением).

6. Пример (подтверждение мысли примером).

7. Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника).

8. Заключение (вывод).

 

В классической русской школе учились писать по хриям – так оттачивали свое мастерство и Ломоносов, и Пушкин, и Гоголь. Справедливо критиковалось формально-рассудочное следование композиционному порядку, заведенному в хрии - и, действительно, речь может начинаться с самых разных частей: и с примера, и с афоризма, и со сравнения, и с объяснения причины, но педагогическая сила хрии состояла в том, что она учила систематическому мышлению и позволяла полностью исчерпать предмет, о котором говорилось в речи.

Примеры того, как творчески развивалась авторская мысль в примерах-рассуждениях при построении хрий в лучших учебниках словесности и риторики XIX века, показывают, какой простор для воспитания хорошего вкуса давало правильное обучение.

Моделью построения доказательной речи является хрия, предполагающая развитие рассуждения по следующей схеме:

1. Вступление. 2. Определение. 3. Причина. 4. Опровержение. 5. Пример. 6. Сравнение. 7. Свидетельство. 8. Заключение. Хрия полезна как представление возможного пути рассуждения, но пользоваться ею необходимо творчески, а не формально. Поэтому воспринимайте хрию прежде всего как подсказку к тому, как можно развернуть ваше доказательство.

 

В качестве примера можем взять строчку из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство две вещи несовместные…» -и попробуем построить рассуждение или доказательство этого тезиса по образцу хрии.

/Приступ/:

Эти слова принадлежат Моцарту, который говорит их Сальери, не подозревая, что через несколько минут коварный друг, измученный завистью к гению композитора, бросит отравленное кольцо в его бокал. Моцарт гениален и наивен, он не может подозревает обмана со стороны друга, также влюбленного в музыку.

Впрочем, для нас сегодня это также слова Пушкина - русского гения, чьи мысли проникали во все тайники человеческой души. Пушкина, который гениально прозревал и тайну музыкального вдохновения, и бессилие завистника, чувства которого не позволяют быть гением несмотря на упорство и трудолюбие.

/Определение: кто такой гений, кто такой злодей/

Гением по происхождению называли существо, представляющее средостение между божеством и человеком. Божественное начало требует от гения, чтобы он, во-первых, служил добру, любви, истине, красоте, во-вторых, чтобы он в этих качествах становился над природой человека. Поэтому когда сегодня мы говорим о каком-то человеке: «он – гений», то словно приравниваем его к чему-то сверхчеловеческому, божественному.

Напротив, злодейство связано с совершением именно человеком чего-то недостойного, неподобающего, лживого или безобразного – противоположного истине, добру и красоте. Даже само слово «зло-дей» – означает «человек, делающий зло».

/Причина/

Добро и зло сосуществуют в мире, но могут ли они существовать мирно? Не могут. Может ли в одном человеке уживаться доброе и злое? Как это ни странно, но уживается. Ведь совершаем же мы и хорошие и плохие поступки, человек в какие-то минуты может быть добрым и ласковым, в какие-то – злым и грубым. Но в том-то и дело, что злое и доброе не существует одновременно: нельзя одно и то же считать плохим и в то же время хорошим. В человеке могут соседствовать хорошие и плохие качества, но одни качества – добры, а другие – порочны.

Нельзя предательство, с одной стороны, оправдать, а с другой, осудить. Можно представить трудные обстоятельства, которые привели ко злу. Но на то человек и человек, чтобы противостоять обстоятельствам. Поэтому гений и злодейство как добро и зло несовместимы.

/Доказательство от противного/

Представим, что необыкновенный талант, гениальность соединились со злым поступком или качеством, например, «гениальным» назван какой-то злой поступок. Тогда гений, добро, красота перестают быть гением, добром, красотой… Следовательно, противоположное невозможно. Представьте, что человек, которому вы верили, которым восхищались (внутренне называли его «гениальным») вдруг открылся вам с дурной стороны – вы уже не будете доверять такому человеку.

В такие минуты очень важно не потерять веру: «веру потеряли – все потеряли». Конечно, не бывает людей, которые не терпят огорчений или разочарований в те или иные моменты своей жизни. В такие минуты важно не потерять ощущения «гениальности» как божественного начала собственной души, способности возрождаться для новой жизни и настоящего дела.

/Сравнение/

Божественное и дьявольское, доброе и злое, свет и тьма, радость и горе, любовь и ненависть не могут существовать одновременно. А как же, вы спросите, полутьма? Или бывает так: светит солнце и идет дождь; или к одному и тому же человеку мы испытываем и чувство любви, и неприятие его недостатков… Но здесь следует говорить о полутонах, естественных противоречиях в целостном понимании и оценке чего-то. «Гений» же пушкинского Моцарта – это апофеоз добра и света, творческой красоты, истинного труда, а «злодейство» - противоположное им предательство и мрак завистливой души. Поэтому гений и злодейство - это свет и тьма, радость и безнадежность, созидание и невозможность творить истинно доброе и подлинно великое.

/Пример/

Возьмем любого гения или злодея – мы увидим, что гений потому так ценится и сохраняется в памяти народной, что он – не злодей, а сохранение памяти о злодее никогда не связывается с понятием «гениальности». Кого из гениев можно взять в пример, придав этому слову его изначальный смысл? Пушкин как гениальный поэт? Ломоносов – как гениальный ученый? Чайковский – как гениальный композитор? Репин – как гениальный художник? Можно назвать еще много людей, чьи жизнь и творчество приближают их в нашем сознании к чему-то сверхчеловеческому, божественному. Перебирая факты их биографии, труда, - разве мы найдем что-нибудь «злодейское», порочащее? Мы можем найти противоречивые факты, трудные обстоятельства, в которых человек ищет выхода между добром и злом, но никогда, кажется, гений не вставал на сторону зла.

С другой стороны, ни один «выдающийся» злодей никогда не подходил под названия гения или «гениального». Можно совершать необыкновенные, удивляющие современников или потомков поступки, но если эти поступки имеют следствием зло, то никак не могут подойти под характеристику вдохновленных свыше… Могут ли быть названы гениальными Иван Грозный или Иосиф Сталин? Если деяния сомнительны, то они не гениальны.

/Свидетельство/

Сократ говорил: «назначение гениев – быть истолкователями и посредниками между людьми и богами». Гении передают богам молитвы людей, а людям – наказы богов. Благодаря гениям вселенная связана внутренней связью». Этой внутренней связью достигается продолжение культуры, молодое поколение получает знание от предшественников, а гении творят новое, добиваясь этой внутренней связи.

Пример гения у Сократа – бог Эрот, который стремится к доброму, истинному и прекрасному. Значит, мир покоится на добре, к которому стремятся «гении», а добро, конечно, отторгается от всего злого.

/Заключение/

Итак, гений – это необыкновенное проявление способностей в творении доброго, истинного и прекрасного. Зло не может соединяться с добром и в представлениях людей никогда не соотносится с понятием «гениальности».

Отсюда и простой, столь необходимый вывод: хочешь совершить в жизни что-то необыкновенное, удивительное, хочешь, чтобы жизнь твоя не была серой, тусклой, банальной, стремись к свету и разуму, добру и мудрости. И тогда – не исключено – на тебя прольется божественный свет вдохновения («так, неожиданно, слегка») и ты будешь награжден искрами гениальности.

 

Задание 42. Напишите речь по образцу хрии. Выберите тему, сформулируйте тезис (название речи), Напишите небольшую речь (3-5 минут), произнесите ее без опоры на текст.

Темы (на выбор):

1. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее (Достоевский).

2. Знание без нравственной основы ничего не значит (Л.Толстой).

3. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво (А.П.Чехов).

4. Беседы, долго идущие, пожирают жизнь (Василий Великий).

5. Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей. (Д.Дидро)

 

Написание речи может быть таким, как в старинных учебных рукописях: слева пишется топос, справа – текст речи.

Топос Текст речи
Вступление 1. Определение 2. Причина 3. Противопостав-ление 4. Сравнение 5. Пример 6. Свидетельство Заключение  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.144 с.)