Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Территориальная структура хозяйства Московской области.
В настоящее время в Московском регионе сложилась четко выраженная радиально-кольцевая структура прромышленности. Большую роль в этом сыграл исторический фактор. До середины 18 века Москва концентрировала 2/3 занятых в промышленности. Развитие промышленности вширь привело к тому, что в Подмосковье основная часть промышленных предприятий размещалась на востоке вдоль рек Клязьмы, Яузы, Вори. На ранних стадиях возникновение и рост промышленных центров в регионе проходили относительно равномерно по всей территории с некоторым смещением к востоку в силу многих, в т.ч. исторических причин. После разрушений 1812 года, промышленность Москвы была восстановлена в первую очередь, западные уезды Подмосковья так и оставались сельскохозяйственными, восточные же районы, менее пострадавшие от военных действий, развивались. Первая мировая и гражданская войны привели к разрушению ряда промышленных районов области, особенно западных, восточные районы пострадали меньше. К концу 19 века в Московском регионе возникли два ведущих промышленных района- столичный и восточный. Такая структура сохранилась и позднее. Для современной территориальной структуры Московского региона характерно: - моноцентризм и радиально –концентрическая упорядоченность. Москва. составляет ядро региона. Главная задача состоит в том, чтобы разгрузить Москву от ставших непрофильными предприятий и отдельных стадий производства, требующих высокой материало- и энергоемкости, экологически вредные и др. Приоритет отдается развитию передовых наукоемких производств, подготовке кадров высшей квалификации. Вокруг Москвы сформировалась пригородная зона (до 60 км.) – наиболее экономически насыщенная часть. На расстоянии до 35 км в этой зоне высока степень занятых в наукоемких отраслях, машиностроении. Эта зона находится фактически на территории лесопарковой зоны, поэтому здесь необходим статус, ограничивающий развитие промышленности в ее границах. Внешний пояс- это вся остальная территория Московской области. В размещении хозяйства Подмосковья наблюдается ассиметрия между относительно территориально свободным от промышленных предприятий аграрно- рекреационным западом и промышленно насыщенным востоком.
На территории Подмосковья выделяются следующие хозяйственные районы: 1) Восточный – промышленный сектор расположен а пределах большого железнодорожного кольца(до 50 км) от зоны, прилегающей к Ярославскому направлению Московской железной дороги. Восточный сектор имеет старопромышленную основу с современной высокоразвитой индустрией, с большим количеством предприятий машиностроения, химии, электроэнергетики, легкой промышленности, с научно- экспериментальной специализацией и высоким развитием транспортного комплекса. Здесь находится ряд промышленных «сгустков»- промышленных узлов, образующих агломерации 2 порядка: восточная периферия Мытищинского, Щелковского, Люберецкого районов, а также Ногинский, Палово-Посадский, Орехово-Зуевский промышленные узлы. На ю-востоке- Воскресенский, на северо-востоке- Сергиево-Посадский промышленные узлы. В этом секторе самая большая производственная нагрузка на природу. Поэтому главная задача- переход на малоотходные и безотходные технологии. 2) Южный сектор- от долины Москвы- реки до территорий, прилегающих к Курскому направлению Московской железной дороги. Сектор выделяется как промышленно- аграрно – рекреационный. Левобережье Оки – район крупных промышленных узлов(Серпухов, Коломна, Ступино) и развитого сельского хозяйства в долине реки Оки. Заочье- сельскохозяйственный район с предприятиями легкой и пищевой промышленности (Зарайск, Луховицы) 3) Северо- западный и западный секторы расположены к западу от Ярославского и Курского направлений Московской железной дороги. Для северного и северо- западного Подмосковья характерно развитие пригородного сельского хозяйства в долинах рек Яхромы, Дубны. Здесь выделяются промышленные центры: Клин, Дмитров, Дубна, Солнечногорск. Западное Подмосковье рекреационно- сельскохозяйственная часть с развитием промышленности в городах: Можайск, Волоколамск, Звенигород. Естественные природные условия создали здесь предпосылки для развития зон отдыха и санаторно- курортного лечения. Территориальная структура хозяйства и производственные связи Московского региона определяются его географическим положением на пересечении осей экономического взаимодействия: запад- восток и север- юг. Кольцевая структура размещения промышленности, наличие крупных промышленных центров и узлов, концентрации крупных городов и развитие агломераций второго порядка позволяют развивать производство Московского региона на основе интеграции взаимосвязанных между собой предприятий. Так возникают локальные отраслевые комплексы, где различные заводы взаимосвязаны производственным процессом и совместно участвуют в выпуске готовой продукции. Например, автомобильные заводы Московской области получают продукцию не только от предприятий Московского региона, но и других районов России: двигатели из Ярославля, Ярцево(Смоленской области), пластмассы из Орехово-Зуево и аккумуляторы из Подольска, приборы из Владимира, шины из Москвы и Ярославля, алюминиевое литье привозят из Мценска (Орловской области).
Промышленность Москвы и Московской области поставляет на российский рынок грузовые и легковые автомобили, подшипники, станки, синтетические волокна, пластмассы, химические реактивы, минеральные удобрения, лекарства, текстиль и другую продукцию. Ценную интеллектуальную продукцию производят отрасли научно- производственного комплекса., работающие в том числе и в ВПК. Транспорт играет важную роль в осуществлении производственных и других связей Московского региона. Московский транспортный узел- самый крупный в России. Железные дороги, автомагистрали, газопроводы, аэропорты, судоходный водный транспорт (Москва, благодаря каналу имени Москвы, стала портом 5 морей) работают как единый транспортный комплекс и определяют насыщенность Подмосковья различными видами транспорта. От Москвы с 9 вокзалов отходят поезда во все направления. Высокое техническое оснащение реконструированных дорог позволяет пропускать скоростные поезда дальнего следования и пригородного сообщения. ☼ В2004 году открыты скоростные маршруты поездов Москва- Мытищи (специально разработанный состав скоростного поезда «Спутник» проходит расстояние в 18 км за 18 минут.). Скоростные поезда от Москвы отправляются также к подмосковным аэропортам Домодедово, Внуково.
Радиально- кольцевая структура железных и автомобильных дорого сложилась исторически и обусловлена многовековым столичным положением Москвы. Москва- самый крупный узел автомобильных дорог. От нее в 15 направлениях идут автомобильные магистрали. Строятся скоростные автомобильные дороги(например, дорога Москва- Рига; участок Симферопольского шоссе и др. От главных магистралей отходят многочисленные подъезды к городам Московской области, дачным поселкам, местам отдыха. Через крупные реки и канал перекинуты мосты. В результате чего автомобильными дорогами оказались связаны все города и районные центры области. Все радиальные дороги, выходящие из Москвы, в 15-20 км от центра города пересекаются Московской кольцевой автомобильной дорогой(МКАД). ☼ Длина МКАД -109 км, она постоянно реконструируется для того, чтобы наиболее полно обеспечить движение внутри и вокруг Москвы и области, ускорить доставку транзитных грузов. Автомобильные дороги используются для доставки грузов на сравнительно короткие расстояния, преимущественно в границах области. Исключительно велика роль автомобильного транспорта во внутриобластных, а также межобластных перевозках. Для подмосковных дорог характерна тесная связь с городским транспортом Москвы- линии метрополитена подходят к вокзалам и многим остановочным пунктам в черте города.
На территории Подмосковья находится несколько аэропортов: - Внуково – самый большой аэропорт Москвы, расположен в 30 км от столицы. В настоящее время разрабатывается проект строительства скоростной ж/д магистрали прямо из московского района Москва-Сити до терминалов аэропорта Внуково, что сократит скорость передвижения из города до аэропорта. - Домодедово – в 45 км от Москвы соединяет авиалиниями Москву с Сибирью и Дальним Востоком Отсюда начинается самая дальняя внутрироссийская беспосадочная авиалиния Москва- Петропавловск- Камчатский (8844 км) - Шереметьево – аэропорт в 35км от столицы. Авиалинии комплексов- Шереметьево1 и Шереметьево 2 связывают Москву со многими точками планеты. Быково- в 35 км от Москвы, самый старый московский аэропорт (открыт в 1936году).Небольшие самолеты связывают столицу с центральными районами России.(местные авиалинии) ► Проверь себя! 1. Составьте систематизирующую таблицу: Продукция подмосковных предприятий
В каких центрах и городах области вы были? Назовите их специализацию и выпускаемую продукцию? 2. Выделите на контуре Московской области разным цветом, штриховкой или системой значков следующие районы: а) северо-восток, восток - с промышленной, научно-экспериментальной специализацией и высоким развитием транспортного комплекса; б) юг, юго-запад - с промышленно- сельскохозяйственно- рекреационной специализацией; в) запад, северо-запад - со значительным развитием рекреационного хозяйства, пригородного сельского хозяйства и здравоохранения. 3. На картосхеме укажите промышленные узлы области и крупные города, стрелками покажите территориально- производственные связи Москвы и Московской области. 4. Чем объяснить резкое преобладание ввоза над вывозом по объему перевозок? Вывоза над ввозом по стоимости грузов? Какие возможны изменения в структуре перевозок? Почему?
5. По теме «Экономические связи моего города» Вам предлагается провести исследование. В течение нескольких недель соберите информацию в виде этикеток продающихся в городе товаров, проведите анкетирование жителей города и интервью со специалистами, расположенных в городе предприятий. Изучите откуда поступает сырьё, поставляемое в город, продовольствие, промышленные товары. Заполните таблицу:
- Каковы возможности замещения импорта товарами местного производства?- - Подумайте, какие направления внешних связей наиболее эффектны для области, района? - Как можно решить проблему ресурсообеспечения региона? Какие транспортные пути и где целесообразно создать для усиления связей в районе, области? - Подумайте и решите, какие заводы и фабрики можно разместить в регионе? - Каковы возможности размещения здесь каких-либо предприятий? Помните - размещение должно быть рациональным, а работа предприятий должна приносить прибыль. - Вы решили создать малое предприятие на базе ресурсов (еще неиспользованных отходов уже имеющихся предприятий). Как вы предполагаете решить вопрос с определением профиля производства, обеспечением сырья, производственными площадями,энергоснабжением, кадрами, транспортом. Какую продукцию будете производить, куда целесообразно отправлять производимую продукцию?. Данный проект разработайте для своей местности. -Каковы экономические особенности местности? С точки зрения экологии обдумайте возможности размещения предприятий.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.014 с.) |