Лекция 1. Язык. Коммутативная деятельность человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Язык. Коммутативная деятельность человека.



Лекции по риторике.

Структура риторики

Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает эпос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность).

Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (для Америки).

Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную.

Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики.

Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.

Законы риторики.

Пр. 1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит опустошение речи (энтропия).

Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает обогащение содержания.

Пр. 3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания.

Правило гемилектики. Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа автора, либо наоборот.

Правило риторики. Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от цели говорящего.

1. Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ).

2. Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины.

3. Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил диалектики.

Как рассказывать истории.

Рекомендации:

1. Начало повествования: а) обращение к адресату; б) общая мысль рассказа, повествования (заложение интереса); в) дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме; г) место, время действия, лицо.

2. Середина повествования: а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации.

3. Конец повествования: а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать.

Принципы создания интересного рассказа:

1. Простота, ясность, краткость.

2. Правдоподобие.

3. Постепенное нарастание интереса.

Этап классического риторического канона – иллокуция.

Опр. Иллокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискурса.

Гармония дискурса достигается за счет использования тропов и фигур речи.

Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении. При этом у говорящего и адресата образуется два смысла: прямой и переносный.

К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, катахреза, оксюморон, аллегория и т.д.

Опр. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность или экспрессивность речи.

К фигурам речи относятся: антитеза, парадокс, парафраз, градация, риторический вопрос, восклицание.

Риторический анализ текста.

Он проводится в 3 аспектах: - В аспекте смысловой структуры.

    • В аспекте расположения этих идей.
    • В аспекте риторических форм (тропов и фигур).

Риторика образа.

  1. Понятие риторического тропа.
  2. Метафора, ее структура и риторические функции.
  3. Метонимия и ее использование в риторических целях.
  4. Ирония и парадокс как риторические средства.
  5. Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.

Ирония и парадокс как риторические средства.

Как быть остроумным.

Опр. Ирония – риторический троп, который, как и метафора, и метонимия, удерживает в сознании говорящего и слушателя два значения: прямой и переносный. Игра этих двух значений рождает смех.

    • шутка
    • юмор
    • острота
    • сарказм – язвительная ирония

Виды смешного:

  1. Смешное возникает при движении от абстрактного понятия к реальности, которая с понятием не совпадает.
  2. Неправильно понятые обстоятельства
  3. Острота как обыгрывание ситуации, когда в трагическом видится комическое.
  4. Преднамеренно смешное – шутка
    • если шутка скрывается за серьезным – ирония
    • если за шуткой скрывается серьезность – юмор
    • самоирония

Виды иронии и средства получения иронии:

  1. антифраз – в противном значении употребляется какое-либо слово
  2. парадокс – утверждение, противоречивое на первый взгляд здравому смыслу, но в глубине своей несущее более глубокий смысл
  3. гипаллаг – рокировка слов в устойчивых словосочетаниях
  4. антомакласис – группа тропов, основанная на многозначности слов, привод. к количественному эффекту
  5. каламбур – как проекция нового слова на старое и возникновение при этом переклички смыслов
    • полисемия – многозначность слов
    • омонимия – близкие значения одного и того же слова
    • омофония – звуковое сходство слов

Подготовка к выступлению.

Высказывание – это элементарная, оперативная единица текста.

При порождении высказывания говорящий не обращает внимания на культуру речи, его сознание сосредоточено на содержании, а память выдает наиболее удобный лексический вариант, основываясь на опыте.

Известен предел, ограничивающий количество слов устной речи. В привычной ситуации речь становится автоматической, неконтролируемой. Но если ситуация усложняется, то в речи используется “программный уровень”. Речемыслительный механизм очень сложен. Процесс формирования высказывания зависит от ситуации речевого общения.

Выделяют цели высказывания:

  1. Ассертивная – констатация фактов, сообщение какой-то информации.
  2. Коммесивная – дать обязательство что-то выполнить.
  3. Директивная – заставить что-то сделать.
  4. Декларативная – заявление о намерениях.
  5. Аксиологическая – дать оценку чему-либо.

Схема речемыслительного механизма.

  1. Мотивация – в начале любого высказывания лежит мотив, на этом этапе у говорящего возникает результат действия, но отсутствует план действия.
  2. Этап внутреннего программирования – его наиболее типичным случаем является возникновение вторичного зрительного образа на языковой основе.
  3. Лексико-грамматический этап – на нем осуществляется переход от внутренней речи к лексико-грамматическому развертыванию.

Выделяют следующие этапы устного выступления:

  1. Докоммутативный – до выхода в аудиторию.
  2. Коммутативный – поведение оратора перед публикой.
  3. Посткоммутативный – анализ выступления и учет его недостатков с точки зрения:
    • полноты реализации замыслов
    • логики изложения

Лекции по риторике.

Лекция 1. Язык. Коммутативная деятельность человека.

Функции языка и речи.

1. Языковое общение людей и эволюция человека. Гипотезы происхождения языка.

2. Общение людей и

3. Структура коммуникативного акта.

4. Анализ функций языкового общения.

Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Язык является одной из семиотических систем.

Семантика – это все содержание информации, передаваемое словом.

Язык – это естественная, непридуманная, неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым системам относятся “языки” животных. К искусственным языкам относятся вторичные знаковые системы кодирования информации.

Гипотезы возникновения языка:

1. Божественная. Герменевтика (от. Гермес) – искусство толкования текстов.

2. Теория общественного договора. Люди договорились между собой как называть ту или иную вещь.

3. Трудовая теория. Язык складывается в результате совместной трудовой деятельности людей.

4. Имитационная. а) имитация звуков природы; б) имитация звуков животных; в) рефлекторное выражение эмоций; г) имитация звуков трудовых процессов.

Язык – это система словесного выражения мыслей, обладающих определенным грамматическим и звуковым строем.

Язык – это коллективное, социальное явление, но когда он используется индивидуально, он превращается в речь. Языковое общение людей и эволюция человека.

Особенности языка:

1. Языковое общение людей психологически не релевантно (не значимо).

2. Языковое общение связано с познавательными процессами.

3. Языковое общение характеризуется богатством содержания, то есть принципиально не существует ограничений в семантике возможных сообщений. Богатство языка связано с многоуровневым строением языка.

Структура коммуникативного акта Можно выделить следующие компоненты коммуникативного акта:

· адресант – отправитель сообщения;

· референция – содержание сообщения;

· адресат – получатель сообщения.

Функции языка:

1. Познавательная (язык в познании выступает в двух аспектах: 1. Орган мышления, это способность создавать понятия, новые слова, использовать методы мышления; 2. Средство хранения и передачи информации).

2. Регулятивная (это функция реализуется, когда главное внимание сосредотачивается на воздействии на адресата).

3. Экспрессивная

4. Эстетическая (функция связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения. Особенности этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привносит слова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речь становится яркой, свежей, непредсказуемой).

5. Этническая.

6. Эмотивная (Проявляется, если в высказывании прямо выражено субъективное отношение к тому, о чем говорится, то есть главная цель этого сообщения – эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффект реализуется с помощью: интонаций; междометий речи; использование слов с коннотацией - дополнительные эмоциональные оценки в значении слов).

Универсальность языка связанна с тем, что с помощью языка можно обратиться к человеку, животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые разделены временем и пространством.

Лекция 2. Определение, содержание и структура риторики как науки.

В системе языкового образования риторика следит за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: запрет на отсутствие новизны в сообщении.

Риторика связывается через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность. Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:

1. Схема Квинтилиана:

1. Изобретение;

2. Расположение;

3. Исполнение;

Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.

1. Схема Аристотеля:

1. Эпос (под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпы речи);

2. Пафос (под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь);

3. Логос (под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции).

Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Эффективность речи. Чтобы речь была эффективной, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности.

Объектом исследования современной риторики является не только устная речь, а все виды речи. Данные виды речи риторика заимствует из стилистики, а главной частью стилистики является теория словесности.

Структура риторики

Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает эпос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность).

Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (для Америки).

Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную.

Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики.

Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.

Законы риторики.

Пр. 1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит опустошение речи (энтропия).

Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает обогащение содержания.

Пр. 3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания.

Правило гемилектики. Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа автора, либо наоборот.

Правило риторики. Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от цели говорящего.

1. Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ).

2. Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины.

3. Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил диалектики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.034 с.)