Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Язык. Коммутативная деятельность человека.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Лекции по риторике. Структура риторики Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает эпос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность). Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (для Америки). Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную. Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики. Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи. Законы риторики. Пр. 1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит опустошение речи (энтропия). Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает обогащение содержания. Пр. 3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания. Правило гемилектики. Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа автора, либо наоборот. Правило риторики. Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от цели говорящего. 1. Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ). 2. Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины. 3. Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил диалектики. Как рассказывать истории. Рекомендации: 1. Начало повествования: а) обращение к адресату; б) общая мысль рассказа, повествования (заложение интереса); в) дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме; г) место, время действия, лицо. 2. Середина повествования: а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации. 3. Конец повествования: а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать.
Принципы создания интересного рассказа: 1. Простота, ясность, краткость. 2. Правдоподобие. 3. Постепенное нарастание интереса. Этап классического риторического канона – иллокуция. Опр. Иллокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискурса. Гармония дискурса достигается за счет использования тропов и фигур речи. Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении. При этом у говорящего и адресата образуется два смысла: прямой и переносный. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, катахреза, оксюморон, аллегория и т.д. Опр. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность или экспрессивность речи. К фигурам речи относятся: антитеза, парадокс, парафраз, градация, риторический вопрос, восклицание. Риторический анализ текста. Он проводится в 3 аспектах: - В аспекте смысловой структуры.
Риторика образа.
Ирония и парадокс как риторические средства. Как быть остроумным. Опр. Ирония – риторический троп, который, как и метафора, и метонимия, удерживает в сознании говорящего и слушателя два значения: прямой и переносный. Игра этих двух значений рождает смех.
Виды смешного:
Виды иронии и средства получения иронии:
Подготовка к выступлению. Высказывание – это элементарная, оперативная единица текста. При порождении высказывания говорящий не обращает внимания на культуру речи, его сознание сосредоточено на содержании, а память выдает наиболее удобный лексический вариант, основываясь на опыте. Известен предел, ограничивающий количество слов устной речи. В привычной ситуации речь становится автоматической, неконтролируемой. Но если ситуация усложняется, то в речи используется “программный уровень”. Речемыслительный механизм очень сложен. Процесс формирования высказывания зависит от ситуации речевого общения. Выделяют цели высказывания:
Схема речемыслительного механизма.
Выделяют следующие этапы устного выступления:
Лекции по риторике. Лекция 1. Язык. Коммутативная деятельность человека. Функции языка и речи. 1. Языковое общение людей и эволюция человека. Гипотезы происхождения языка. 2. Общение людей и 3. Структура коммуникативного акта. 4. Анализ функций языкового общения. Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Язык является одной из семиотических систем. Семантика – это все содержание информации, передаваемое словом. Язык – это естественная, непридуманная, неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым системам относятся “языки” животных. К искусственным языкам относятся вторичные знаковые системы кодирования информации. Гипотезы возникновения языка: 1. Божественная. Герменевтика (от. Гермес) – искусство толкования текстов. 2. Теория общественного договора. Люди договорились между собой как называть ту или иную вещь.
3. Трудовая теория. Язык складывается в результате совместной трудовой деятельности людей. 4. Имитационная. а) имитация звуков природы; б) имитация звуков животных; в) рефлекторное выражение эмоций; г) имитация звуков трудовых процессов. Язык – это система словесного выражения мыслей, обладающих определенным грамматическим и звуковым строем. Язык – это коллективное, социальное явление, но когда он используется индивидуально, он превращается в речь. Языковое общение людей и эволюция человека. Особенности языка: 1. Языковое общение людей психологически не релевантно (не значимо). 2. Языковое общение связано с познавательными процессами. 3. Языковое общение характеризуется богатством содержания, то есть принципиально не существует ограничений в семантике возможных сообщений. Богатство языка связано с многоуровневым строением языка. Структура коммуникативного акта Можно выделить следующие компоненты коммуникативного акта: · адресант – отправитель сообщения; · референция – содержание сообщения; · адресат – получатель сообщения. Функции языка: 1. Познавательная (язык в познании выступает в двух аспектах: 1. Орган мышления, это способность создавать понятия, новые слова, использовать методы мышления; 2. Средство хранения и передачи информации). 2. Регулятивная (это функция реализуется, когда главное внимание сосредотачивается на воздействии на адресата). 3. Экспрессивная 4. Эстетическая (функция связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения. Особенности этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привносит слова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речь становится яркой, свежей, непредсказуемой). 5. Этническая. 6. Эмотивная (Проявляется, если в высказывании прямо выражено субъективное отношение к тому, о чем говорится, то есть главная цель этого сообщения – эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффект реализуется с помощью: интонаций; междометий речи; использование слов с коннотацией - дополнительные эмоциональные оценки в значении слов). Универсальность языка связанна с тем, что с помощью языка можно обратиться к человеку, животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые разделены временем и пространством. Лекция 2. Определение, содержание и структура риторики как науки. В системе языкового образования риторика следит за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: запрет на отсутствие новизны в сообщении.
Риторика связывается через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность. Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами: 1. Схема Квинтилиана: 1. Изобретение; 2. Расположение; 3. Исполнение; Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи. 1. Схема Аристотеля: 1. Эпос (под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпы речи); 2. Пафос (под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь); 3. Логос (под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции). Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни. Эффективность речи. Чтобы речь была эффективной, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности. Объектом исследования современной риторики является не только устная речь, а все виды речи. Данные виды речи риторика заимствует из стилистики, а главной частью стилистики является теория словесности. Структура риторики Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает эпос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность). Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (для Америки). Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную. Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики. Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи. Законы риторики. Пр. 1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит опустошение речи (энтропия). Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает обогащение содержания. Пр. 3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания.
Правило гемилектики. Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа автора, либо наоборот. Правило риторики. Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от цели говорящего. 1. Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ). 2. Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины. 3. Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил диалектики.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.034 с.) |